Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Базовые информационные технологии: технологии защиты информации
В связи с внедрением ИТ возникла потребность защиты инф-ии. Виды инф-ых угроз: - отказы и нарушение работоспособности технических ср-в - преднамеренные угрозы злоумышленников Основные причины сбоев и отказов техники: - старение и износ - некорректное использование ресурсов - программные нарушения Устранение ошибок: - избыточность компьютрных ресурсов - защита от некорректного использования ресурсов - выявление и своевременное устранение ошибок Стр-ная избыточночть- резервирование ап-тных компонентов и машинных носителей. Инф-ная избыточность – периодическое или постоянное резервирование данных на основных и резервных носителях Функциональная избыточность- дублирование функций и внесение дополнительных функций в программно-ап-тные ресурсы. Преднамеренные угрозы: - при постоянном участии человека - вредоносные программы, работающие без участия человека Защита от угроз: - запрещение несанкционированного доступа - невозможность несанкционированного использования ресурсов - обнаружение факта несанкционированного доступа Основной способ защиты от несанкционированного доступа : - идентификация - аутентификация - определение полномочий Пароли: простые – постоянные, сложные – динамически изменяющиеся: - модификация простых паролей, одноразовые пароли - метод “запрос-ответ” выбор пароля из списка массива - функциональные методы Ресурсы: - программы; - внешняя память (файлы, каталоги, логические диски); - информация, разграниченная по категориям в базах данных; - оперативная память; - время (приоритет) использования процессора; - порты ввода-вывода; - внешние устройства. Различают следующие виды прав пользователей по доступу к ресурсам: - всеобщее (полное предоставление ресурса); - функциональное или частичное; - временное. Наиболее распространенными способами разграничения доступа являются: - разграничение по спискам (пользователей или ресурсов); - использование матрицы установления полномочий (строки — идентификаторы столбцы — ресурсы компьютерной системы); Вопрос № 14 Базовые информационные технологии: CASE-технологии. Задачи концорциума OMG и спецификация OMA. Идеальное объектно-ориентированное CASE-средство. Критерии оценки и выбора CASE-средств. Функционально-модульныйподход основан на принципе алгоритмической декомпозиции с выделением функциональных элементов и установлением строгого порядка выполняемых действий. «-» однонаправленность потока инф-ии, недостаточная обратная связь Объектно-ориентированныйподход основан на объектной декомпозиции с описанием поведения системы в терминах взаимодействия объектов. Под CASE-технологией будем понимать комплекс программных средств, поддерживающих процессы создания и сопровождения программного обеспечения, включая анализ и формулировку требований, проектирование, генерацию кода, тестирование, документирование, обеспечение качества, конфигурационное управление и управление проектом. Из-за двух подходов к проектированию ПО, существуют CASE-технологии ориентированные на структурный подход, объектно-ориентированный подход, и комбинированные. Большое распространение получил ООП. Причины этого: - возможностью сборки программной системы из готовых компонентов, - возможностью накопления проектных решений в виде библиотек - простотой внесения изменений в проекты за счет инкапсуляции - быстрой адаптацией приложений к изменяющимся условиям - возможностью организации параллельной работы аналитиков, проектировщиков и программистов. Концепции объектно-ориентированного подхода и распределенных вычислений стали базой для создания консорциума Object Management Group (OMG). Основным направлением деятельности консорциума является разработка спецификаций и стандартов для создания распределенных объектных систем в разнородных средах. Базисом стали спецификации под названием Object Management Architecture (ОМА). ОМА состоит из четырех основных компонентов, представляющих спецификации различных уровней поддержки приложений. - архитектура брокера запросов объектов (CORBA)определяет механизмы взаимодействия объектов в разнородной сети; - объектные сервисы являются основными системными сервисами, используемыми разработчиками для создания приложений; - универсальные средства являются высокоуровневыми системными сервисами, ориентированными на поддержку пользовательских приложений (электронная почта, средства печати и др.); - прикладные объекты предназначены для решения конкретных прикладных задач. Концепция идеального объектно-ориентированного CASE-средства. Авторами наиболее распространенных объектно-ориентированных методов являются Г.Буч, Д.Рамбо, И.Джекобсон (UML). Классическая постановка задачи разработки программной системы (инжиниринг) представляет собой спиральный цикл итеративного чередования этапов ОО анализа, проектирования и реализации. Вопрос №15 «Базовые информационные технологии: телекоммуникационные технологии.» архитектуры Архитектуры копм. Сетей 1. одноранговая 2. клиен-сервер 3. клиент-сервер дляWeb-технологий 1. терминал – для отображения и ввода MainFrame- все вычисления и данные
2. Локльные, корпоративные, глобальные сети объединяющие ПК клиентов использующие ресурсы и серверы предоставляющие ресурсы. - компонент представления – интерфейс; - прикладной компонент – отвечающий за выполнение ф-ий; - компонент доступа к данным (менеджер ресурсов) – отвечает за определение и управление данными; 1.Доступ к удаленным данны «-»низкая производительность низкая скорость
2. Сервер управления данными «+»Передается чатсть данных Прикладные ф-ии унифицировны «-»Отсутствие четкого разграничения между компонентом представления и прикладным компонентом.
3. Комплексный сервер «+»Высокая производительность Централизованное администрирование Экономия ресурсов
4. Тонкий клиент «+»Организация разных прикладных компонентов при разных задачах, без перенастройки сервера и клиента. Вопрос№16 «Базовые информационные технологии: технологии искусственного интеллекта.» Система называется интеллектуальной, если в ней реализованы следующие основные функции: - накапливать знания об окружающем систему мире, классифицировать и оценивать их с точки зрения прагматической полезности и непротиворечивости, инициировать процессы получения - пополнять поступившие знания с помощью логического вывода, отражающего закономерности в окружающем систему мире или в накопленных ею ранее знаниях, получать обобщенные знания на основе более частных знаний и логически планировать свою деятельность; - общаться с человеком на языке, максимально приближенном к естественному человеческому языку, и получать информацию от каналов, аналогичных тем, которые использует человек при восприятии окружающего мира, уметь формировать для себя или по просьбе человека (пользователя) объяснение собственной деятельности, оказывать пользователю помощь за счет тех знаний, которые хранятся в памяти, и тех логических средств рассуждений, которые присущи системе. База знаний –совокупность сред, хранящих знания различных типов. База фактов– хранит конкретные данные. База правил– элементарные выражения. База процедур– прикладные программы выполняющие преобразования и вычисления. База закономерностей– сведения, относящиеся к особеностям той среды, в которой действует система. База метазнаний – база знаний о себе. База целей – сценарии, для достижения целей, которые поступили от пользователя или самой системы. Блок планирования– планирование решений. - Интеллектуальные информационно-поисковые системы – взаимодействие с проблемно-ориентированными базами данных на естественном языке. - Экспертные системы – вычислительная система использующая знания эксперта и процедуры логического вывода для решения проблем. - Расчетно-логические системы – позволяют решать управленческие и проектные задачи по их постановке и исходным данным. - Гибридные системы ЭС способны к накоплению знаний, выдаче рекомендаций и объяснений поученных результатов, модификации правил, подсказка пропущенных экспертом условий, управление целью и данными. Модели представления знаний: Семантические сети –граф, вершины – понятия, дуги – отношения между понятиями. Вопрос№17 «Информационные технологии организационного управления (Корпоративные информационные технологии).» Методы управления и ИТ: 1. Ресурсами - СУБД 2. Процессами - Workflow 3. Корпоративными знаниями (коммуникациями) - Интранет 1) MRP – методология планирования материальных ресурсов предприятия, используемая совместно с MPS - методологией объемно-календарного планирования. CRP - методология планирования производственных ресурсов (мощностей). MRP2 – интегрированная методология планирования и управления всеми производственными ресурсами предприятия MRP/CRP и использующей MPS b FRP – планирование финансовых ресурсов. ERP – интегрированное планирование всех бизнес-ресурсов предприятия. Для торговли, сферы услуг, финансов. CSRP – планирование ресурсов, синхронизированное с потреблением. Т.к. в производстве задействовано мн-во поставщиков и покупателей – новая концепция логистических цепочек – учет при анализе деятельности всей цепочки превращения товара из сырья в готовое изделие. Дальнейшее развитие логистических цепочек – виртуальный бизнес – распределенная система нескольких компаний и охватывающая полный жизненый цикл товара или разделение одной компании на несколько виртуальных бизнесов. 3) Итранет - корпоративные коммуникации. 3 уровня реализации телекоммуникационных технологий: аппаратный, программный и информационый. От Интернета отличается только информационным. 3 уровня этого аспекта: 1. Универсальный язык представления корпоративных знаний – не зависит от предметной обл. и определяет грамматику и синтаксис. Графическое описание моделей данных. Задачи: унификация представления знаний, однозначное толкование знаний, разбиение процессов обработки знаний на простые процедуры. 2. Модели представлений – определяют специфику деятельности организации. Описывают первичные данные. 3. Фактические знания – конкретная предметная обл. и являются первичными данными. Архитектуры. 1. Централизованная архитектура на мэйнфреймах, где осуществляется хранение и обработка данных. «+» простота администрирования, защита информации. 2. Клиент – сервер. - на сервере данные, а не информаци - для обмена данным – закрытый протокол - на клиентах данные интерпретируются и преобразуются в информацию - фрагменты прикладных систем размещаются на клиентах «+»низкая нагрузка сети, высокая надежность, гибкая настройка уровня прав пользователей, поддержка полей больших размеров. «-»трудность администрирования(территориальная разобщенность), недостаточная степень защиты информации от несанкционированных действий, закрытый протокол (специфичен для данной ИС). Архитектура Интранет – объединение предыдущих. Вся информация и процессы на центральном комп. На рабочих местах – простейшие устройства доступа, предоставляющие возможность управления процессами в ИС. «+»на сервере информация, протокол открытого типа, прикладные программы на сервере, облегчено централихованное управление сервером и раб. Вопрос№18 «Информационные технологии в промышленности и экономике» При проектировании АСУП зачастую игнорировались вопрос совместимости, стандартизации, что затрудняло внедрение современных технологий и приводило к большим затратам на модернизацию. Широкое распространение получили корпоративные информационные системы (КИС), базирующиеся на принципах корпоративных информационных технологий и современных стандартов . Задачи: - формирования отчетных показателей (налоговые службы, статистика, инвесторы и т.д.), получаемых на основе стандартной бухгалтерской и статистической отчетности; - выработки стратегических управленческих решений по развитию бизнеса на основе базы высокоагрегированных показателей; - выработки тактических решений, направленных на оперативное управление и решаемых на основе базы частных, высокодетализированных показателей, отражающих различные стороны локальных характеристик функционирования структуры. Основные трудности при диагностике: - обследование, системный анализ и оценка существующей структуры и технологий управления - разработка новых вариантов организационных структур и технологий управления на основе ИТ - разработка положений по реорганизации управления, плана внедрения, регламента управленческого документооборота. КИС: - тиражируемые – не требует доработки для малых предприятий. - заказные – ненадежны, производства с очень большой спецификой - полузаказные – гибкие, крупные предприятия АСУТП принципы: - совместимость програмно-аппаратных средств различных фирм-производителей - комплексная проверка и отладка всей системы на стенде фирмы-интегратора на основе спецификаций заказчика. Технические языки релейно-контактных схем. Нижний уровень АСУТП – контроллеры, обеспечивающие первичную обработку информации. Верхний уровень – мощные компы, выполняющие ф-ии серверов БД и рабочих станций, обеспечивающих хранение, анализ, обработку и взаимодействие с оператором. ПО – SCADA. Концепции открытых систем OMAC - открытая архитектура, обеспечивающая интеграцию аппаратного О и ПО - модульная архитектура - масштабируемость, изменение конфигурации для конкретных задач - экономичность - легко обслуживаемая архитектура Вопрос№19 «Информационные технологии в образовании» В процессе информатизации образования необходимо выделить следующие аспекты: Методологический.Здесь главной проблемой является выработка основных принципов образовательного процесса, соответствующих современному уровню информационных технологий. Экономический.Экономической основой информационного общества являются отрасли информационной индустрии. Происходит интенсивный процесс формирования мировой «информационной экономики», заключающийся в глобализация информационных, информационно-технологических и телекоммуникационных рынков. Технический. В настоящее время создано и внедрено достаточно большое число программных и технических разработок, реализующих отдельные ИТ. Но при этом используются различные методические подходы, несовместимые технические и программные средства, что затрудняет тиражирование. Технологический.Технологической основой информационного общества являются телекоммуникационные и информационные технологии, которые стали лидерами технологического прогресса, неотъемлемым элементом любых современных технологий они порождают экономический рост, создают условия для свободного обращения в обществе больших массивов информации и знаний, приводят к существенным социально-экономическим преобразованиям и, в конечном счете, к становлению информационного общества. Методический аспект.Основные преимущества современных информационных технологий (наглядность, возможность использования комбинированных форм представления информации — данные, стереозвучание, графическое изображение, анимация, обработка и хранение больших объемов информации, доступ к мировым информационным ресурсам) должны стать основой поддержки процесса образования. Основные факторы, влияющие на эффективность использования информационных ресурсов в образовательном процессе: 1. Информационная перегрузка — это реальность. Избыток данных служит причиной снижения качества мышления прежде всего среди образованных членов современного общества; 2. Внедрение современных информационных технологий целесообразно в том случае, если это позволяет создать дополнительные возможности в следующих направлениях: - доступ к большому объему учебной информации; - образная наглядная форма представления изучаемого материала; - поддержка активных методов обучения; - возможность вложенного модульного представления информации. 3. Выполнение следующих дидактических требований: - целесообразность представления учебного материала; - достаточность, наглядность, полнота, современность и структурированность учебного материала; - многослойность представления учебного материала по уровню сложности; - своевременность и полнота контрольных вопросов и тестов; - протоколирование действий во время работы; - интерактивность, возможность выбора режима работы с учебным материалом; - наличие в каждом предмете основной, инвариантной и вариативной частей, которые могут корректироваться. 4. Компьютерная поддержка каждого изучаемого предмета, и этот процесс нельзя подменить изучением единственного курса информатики. Вопрос№20 «Информационные технологии автоматизированного проектирования.» Создание САПР-продуктов происходит в следующих направлениях : - универсальный графический пакет для плоского черчения, объемного моделирования и фотореалистической визуализации; - открытая графическая среда для создания приложений - графический редактор и графическая среда приложений - открытая среда конструкторского проектирования; - САПР для непрофессионалов (домашнего использования) Наиболее полно возможности САПР-продукта на уровне универсального графического пакета можно проследить на примере AutoCAD 2000. Особенности: - возможность работы с несколькими файлами чертежей в одном сеансе без потери производительности; - контекстное всплывающее меню, включающее группу операций буферного обмена - наличие средств моделирования, позволяющих редактировать твердотельные объекты на уровне ребер и граней; - возможность обращения к свойствам объектов; - возможность выбора, группировки и фильтрации объектов по типам и свойствам; - наличие технологии создания и редактирования блоков; - возможность вставки в чертеж гиперссылок; - включение нового интерфейса технологии drag-and-drop для работы с блоками, внешними ссылками, файлами изображений и чертежей; - управление толщиной (весом) линий напрямую с воспроизводством на экране; - возможность работы со слоями без вывода на печать; - наглядная работа с размерами и размерными стилями; - наличие средств управления видами и системами координат; - наличие нескольких режимов визуализации от проволочного каркаса до закраски; - наличие средств обеспечения точности ввода при создании и редактировании; - возможность компоновки чертежей и вывода на печать; • работа с внешними базами данных; Наиболее перспективным в области автоматизированного пробирования является использование открытых сред, основной ценностью которых является автоматизация процесса проектирования: выбор структуры объекта проектирования; необходимые расчеты, включая геометрические и т.д. Примером реализации такого подхода является СПРУТ-технология, реализованная в виде графической оболочки со сменной проблемной ориентацией DiaCad. Однако DiaCad является только составной частью СПРУТ-технологии и используется в тех случаях, когда удается формализовать процесс проектирования в данной предметной среде. Там, где это невозможно, используются средства интерактивного черчения, так же как в известных средствах графического редактирования.
Вопрос№21 «Системный подход к построению информационных систем» Проектирование ИС подходы: - каскадный - спиральный – непрерывная разработка ИС - системный Система –совокупность объектов, свойства которой определяются отношением между объектами. Каждый объект – как система. Ф-ии объекта определяются его внутренним устройством. Ф-ии системы проявляются в процессе ее взаимодействия с внешней средой. Технические системы создаются с определенной целью. Цель является субъективной из-за разработчика, но исходит из объективных потребностей об-ва. ИТ как система. Возникновение проблемы порождает будущую систему. Система – конечное мн-во функциональных элементов и отношений между ними, которые выделяются из окружающей среды в соответствии с поставленной целью в рамках определенного временного интервала ее реализации. Системный подход реализуется путем изучения ф-ии или структуры системы. - Структурный подход – структура отображает всязи между элементами системы с учетом их взаимодействия в пространстве и во времени. Служит для изучения существующей системы. - Функциональный подход – отображает ф-ии системы, реализуемые в соответствии с поставленной перед ней целью. Структура системы описывается на: - концептуальном уровне – позволяет качественно определить основные подсистемы, элементы и связи между ними. - логическом уровне – формирование модели, описывающей структуру отдельных подсистем и взаимодействие между ними. - физический уровень – реализация структуры на известных программно-аппаратных средствах. Принципы системного подхода: 1. Наличие сформулированной единой цели у ИТ в рамках разрабатываемой системы. 2. Согласование ИТ по входам и выходам с окружающей средой 3. Типизация структур ИТ 4. стандартизация и взаимная увязка средств ИТ 5. Открытость ИТ как системы Основные принципы и закономерности проектирования определяются системотехникой. Системотехника – направление кибернетики, изучающее вопросы планирования, проектирования, конструирования и поведения сложных ИС, основу которых составляют ЭВМ. Проектирование можно представить как цикл, каждая итерация которого отличается большей детализацией и меньшей общностью. Анализ->Синтез->Оценка->анализ … Свойства проектирования: Дивергенция – расширение границ проектной ситуации с целью обеспечения более обширного пространства поиска решения. Трансформация – стадия создания принципов и концепций Конвергенция – охватывает традиционное проектирование (программирование, отладка, проработка деталей) Вопрос№22 «Анализ и формирование концептуальной модели предметной области.» Вся информация, описывающая конкретную предметную область, должна быть определенным образом абстрагирована и формализована. Основными направлениями формализации информации о предметной области являются: - теория классификации, базирующаяся на таксономическом и мерономическом описании информации. Таксономическое описание основано на идеологии множеств, а мерономическое осуществляется через строго формализованное определение классов; - теория измерений, предлагающая базу для качественных и количественных измерений через классификационные и порядковые шкалы; - семиотика, изучающая знаковые системы с точки зрения синтактики, семантики и прагматики. Предметная область— реальный мир, который должен быть отражен в информационной базе. Факты— результат наблюдения за состоянием предметной области. Данные— вид информации, отличающийся высокой степенью форматированности в отличие от более свободных структур, характерных для речевой, текстовой и визуальной информации Информационная база(база данных) — совокупность данных, предназначенных для совместного применения. Знания— итог теоретической и практической деятельности человека, отражающий накопление предыдущего опыта иотличающийся высокой степенью структуризации. В знаниях можно выделить три основные составные части: - декларативные, представляющие общее описание объекта, что не позволяет их использовать без предварительной структуризации в конкретной предметной области; - понятийные (системные) знания, содержащие помимо первой части, взаимосвязи между понятиями и свойства понятий; - процедурные (алгоритмические) знания, позволяющие получить алгоритм решения. Предмет— всякая материальная вещь, объект познания. Свойство— то, что присуще предметам, что отличает их от других предметов или делает их похожими на другие предметы. Свойства проявляются в процессе взаимодействия предметов. Признак— все то, в чем предметы, явления сходны друг с другом или в чем они отличаются друг от друга; показатель, сторона предмета или явления, по которой можно узнать, определить или описать предмет или явление. Атрибут — неотъемлемое, существенное, необходимое свойство, признак предмета или явления, без которого они не могут существовать. Таким образом, для современного состояния информационных технологий необходим переход от информационного описания предметной области к представлению на уровне данных, осуществляемый на основе декомпозиции, абстракции, агрегирования. Декомпозиция — это разбиение системы (программы, задачи) на компоненты, объединение которых позволяет решить данную задачу. Абстракция позволяет правильно выбрать нужные компоненты для декомпозиции. Агрегирование — процесс объединения предметов в некоторую группу не обязательно в целях классификации. Агрегирование выполняется с некоторой целью. Вопрос№23 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 206. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |