Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры.




Понятие культура появилось в др.Риме как антипод «натура» т.е. природа. Культура – возделанное искуственное противоположность естественному. В древнегреч. языке есть понятие «техне» - преобразование мира в процессе чел. деятельности. В современной философии у культуры есть много определений.

-культура – все, что создано, сотворено чел.

-культура – человеческая активность творчества благодаря кот. создаетются творения культуры. (материальной и духовной)

-к-ра – это способ формирования человеческой личности через обучение, воспитание, социализацию.

-к-ра – есть способ соц. жизни людей, заключается в порождении и трансляции надбиологических программ поведения и деятельности людей, закрепляющих исторически накапливаемый соц. опыт. Программы поведения и деятельности представлены в виде различных явлений духовной и материальной культуры (в виде знаний, умений, навыков, норм идеалов, верований, худ.образов, ценностных ориентаций, а также в виде продуктов материальной деятельности людей.) Функции культуры:

• интегративная (культура объединяет людей в единое целостное образование – человечество)

• приспособительная – культура адаптирует человека к среде обитания и к природной и к соц. среде. Приспосабливание к природной среде происходит в процессе труда, а к соц.среде обеспечивается средствами удерживающими людей от взаимного истребления с помощью гос-ва, права, морали, религии.

• познавательная выраж. в научном исследовании природы, общ-ва, чел., а также в худ. образовании мира в литературе и искусстве.

• Информативная – культура обеспечивает историческую преемственность в обществе и передачу соц. опыта следующим поколениям.

• коммуникативная – культура обеспечивает сохранение, передачу тиражирование культурных ценностей, и в результате происходит взаимное обогащение матер. и духовной жизней разных народов.

Средства распространения: СМИ, искусство, материальные ценности.

• регулятивная – культура регулирует поведение людей и обеспечивает выполнение законов, норм и требований общества с помощью морали, мировоззрения.

• Оценочная – окультуривание помогает оценить явление общественной жизни с точки зрения их эффективности, гуманности, нравственности и позволяет произвести отбор ценностей.

• Ф-ция социализации заключается в том, что культура обеспечивает включение новых поколений людей в состав общества. Процесс социализации заключ. в усвоении человеком знаний, традиций, ценностей, навыков позволяющих ему стать полноправным гражданином общества.

 

Ценности, их роль в жизни общества и человека. Типология ценностей.

Ценности – соц. и культурные св-ва объектов окружающего мира, имеющие полож. или отриц. значение для человека и общества. (добро и зло, прекрасное и безобразное, полезное и вредное). Ц. присущи самим явлениям действительности, однако обнаруживаются, только при взаимодействии чел. с этими явлениями в действительности. Аксиология – о природе структуры ценностей. Типология ценностей:

• 2 вида ценностей по особенностям объекта ценностных отношений:

- материальные(полезные или вредные для чел. св-ва предметов действительности) относят: природные (залежи полезн. ископ., наличие рыбы в водоемах, дичи в лесах и пр.); экономические (материальные блага, собственность, процесс труда); биологические (жизнь и здоровье чел)

- духовные - явление общественного сознания, выражающие обществ. интересы людей в идеальной форме. Особенность в том, что не только обозначают полезные и вредные св-ва действит. для чел., но и выносят им оценку (что-то осуждают, что-то разрешают). Дух.ценности существуют в виде установок, оценок, императивов, запретов, целей, проектов).

7 групп ценностей:

• политические (понятия о диктатуре, тоталитарном режиме, демократии, свободе)

• правовые (понятия о законном и незаконном)

• моральные (представления о добре и зле - допустимом и запретном, справедливым и несправедливым)

• эстетические (представления о прекрасном и безобразном, о низменном и возвышенном, о комическом и трагическом, о красоте гармонии)

• религиозные и атеистические (представления о существовании бога или отрицании существования Бога, о святом и кощунственном, о вере, надежде, любви)

• философские (осн.фил.понятия материя, сознание, природа, общ-во, чел, диалектика )

• научные ценности (истина и заблуждение, критерии истинности, знание, законы, гипотезы, теории) Три вида ценностей по особенностям субъекта – носителя ценностей:

• индивидуальные или личностные (порождены потребностями отдельного индивида, могут быть как стереотипные и уникальные ценности)

• групповые (ценности трудовых коллективов, нац.)

• общечеловеческие (право на жизнь, свободу, на сохранение достоинства, демократические свободы, экологич. ценности и сохранение мира на земле)

Ценностные ориентации личности (ЦОЛ) – убеждения, привязанности, устойчивые принципы поведения, проявляющиеся в полит., правовой, нравств-эстетич, религиозной, атеистич. и мировоззренческой сферах, вырабатывается в процессе жизни чел в общ-ве, под воздействием макро и микро среды. ЦОЛ действует на уровне сознания и подсознания, определяя направленность воли, внимания и интеллекта. Типология ЦОЛ:

• ориентация на сверхъестественное (от первобытного общ. до эп. Возрождения) или на святое (в эп.Возрождения, заключ в восхищении гармонии мира. Гармонию рассм. как проявление Бога и проявление законов природы)

• на самого себя (уход в личную жизнь и разочаровании в общественном укладе жизни. В совр.мире проявл-ся в деформации системных ценностей, в престижном потреблении. Программа минимум – жить не хуже др., прогр. макс. - жить лучше всех)

• на общество (нажеда на твердую руку, на сильный разум, кот наведет порядок в обще-ве. Категорический императив Канта)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 223.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...