Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры.
Понятие культура появилось в др.Риме как антипод «натура» т.е. природа. Культура – возделанное искуственное противоположность естественному. В древнегреч. языке есть понятие «техне» - преобразование мира в процессе чел. деятельности. В современной философии у культуры есть много определений. -культура – все, что создано, сотворено чел. -культура – человеческая активность творчества благодаря кот. создаетются творения культуры. (материальной и духовной) -к-ра – это способ формирования человеческой личности через обучение, воспитание, социализацию. -к-ра – есть способ соц. жизни людей, заключается в порождении и трансляции надбиологических программ поведения и деятельности людей, закрепляющих исторически накапливаемый соц. опыт. Программы поведения и деятельности представлены в виде различных явлений духовной и материальной культуры (в виде знаний, умений, навыков, норм идеалов, верований, худ.образов, ценностных ориентаций, а также в виде продуктов материальной деятельности людей.) Функции культуры: • интегративная (культура объединяет людей в единое целостное образование – человечество) • приспособительная – культура адаптирует человека к среде обитания и к природной и к соц. среде. Приспосабливание к природной среде происходит в процессе труда, а к соц.среде обеспечивается средствами удерживающими людей от взаимного истребления с помощью гос-ва, права, морали, религии. • познавательная выраж. в научном исследовании природы, общ-ва, чел., а также в худ. образовании мира в литературе и искусстве. • Информативная – культура обеспечивает историческую преемственность в обществе и передачу соц. опыта следующим поколениям. • коммуникативная – культура обеспечивает сохранение, передачу тиражирование культурных ценностей, и в результате происходит взаимное обогащение матер. и духовной жизней разных народов. Средства распространения: СМИ, искусство, материальные ценности. • регулятивная – культура регулирует поведение людей и обеспечивает выполнение законов, норм и требований общества с помощью морали, мировоззрения. • Оценочная – окультуривание помогает оценить явление общественной жизни с точки зрения их эффективности, гуманности, нравственности и позволяет произвести отбор ценностей. • Ф-ция социализации заключается в том, что культура обеспечивает включение новых поколений людей в состав общества. Процесс социализации заключ. в усвоении человеком знаний, традиций, ценностей, навыков позволяющих ему стать полноправным гражданином общества.
Ценности, их роль в жизни общества и человека. Типология ценностей. Ценности – соц. и культурные св-ва объектов окружающего мира, имеющие полож. или отриц. значение для человека и общества. (добро и зло, прекрасное и безобразное, полезное и вредное). Ц. присущи самим явлениям действительности, однако обнаруживаются, только при взаимодействии чел. с этими явлениями в действительности. Аксиология – о природе структуры ценностей. Типология ценностей: • 2 вида ценностей по особенностям объекта ценностных отношений: - материальные(полезные или вредные для чел. св-ва предметов действительности) относят: природные (залежи полезн. ископ., наличие рыбы в водоемах, дичи в лесах и пр.); экономические (материальные блага, собственность, процесс труда); биологические (жизнь и здоровье чел) - духовные - явление общественного сознания, выражающие обществ. интересы людей в идеальной форме. Особенность в том, что не только обозначают полезные и вредные св-ва действит. для чел., но и выносят им оценку (что-то осуждают, что-то разрешают). Дух.ценности существуют в виде установок, оценок, императивов, запретов, целей, проектов). 7 групп ценностей: • политические (понятия о диктатуре, тоталитарном режиме, демократии, свободе) • правовые (понятия о законном и незаконном) • моральные (представления о добре и зле - допустимом и запретном, справедливым и несправедливым) • эстетические (представления о прекрасном и безобразном, о низменном и возвышенном, о комическом и трагическом, о красоте гармонии) • религиозные и атеистические (представления о существовании бога или отрицании существования Бога, о святом и кощунственном, о вере, надежде, любви) • философские (осн.фил.понятия материя, сознание, природа, общ-во, чел, диалектика ) • научные ценности (истина и заблуждение, критерии истинности, знание, законы, гипотезы, теории) Три вида ценностей по особенностям субъекта – носителя ценностей: • индивидуальные или личностные (порождены потребностями отдельного индивида, могут быть как стереотипные и уникальные ценности) • групповые (ценности трудовых коллективов, нац.) • общечеловеческие (право на жизнь, свободу, на сохранение достоинства, демократические свободы, экологич. ценности и сохранение мира на земле) Ценностные ориентации личности (ЦОЛ) – убеждения, привязанности, устойчивые принципы поведения, проявляющиеся в полит., правовой, нравств-эстетич, религиозной, атеистич. и мировоззренческой сферах, вырабатывается в процессе жизни чел в общ-ве, под воздействием макро и микро среды. ЦОЛ действует на уровне сознания и подсознания, определяя направленность воли, внимания и интеллекта. Типология ЦОЛ: • ориентация на сверхъестественное (от первобытного общ. до эп. Возрождения) или на святое (в эп.Возрождения, заключ в восхищении гармонии мира. Гармонию рассм. как проявление Бога и проявление законов природы) • на самого себя (уход в личную жизнь и разочаровании в общественном укладе жизни. В совр.мире проявл-ся в деформации системных ценностей, в престижном потреблении. Программа минимум – жить не хуже др., прогр. макс. - жить лучше всех) • на общество (нажеда на твердую руку, на сильный разум, кот наведет порядок в обще-ве. Категорический императив Канта)
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 223. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |