Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Наука: сущность, структура, классификация, языки, функции. Роль науки в условиях НТР.
Наука – сфера чел-кой деятельности, задачей которой является получение и систематизация объективных знаний о действительности. Наука включает 3 компонента: •сумма полученных к данному моменту времени научных знаний, образующих научную картину мира. К науч. знаниям относятся завершенные науч. Знания (теории) и сырые знания (факты, проблемы, гипотезы) •специфическая деятельность по получению и систематизации знаний. И экспериментальная и теоретическая деятельность •научные учреждения Специфика научного знания по сравнению с обыденным познанием: •наука имеет дело с особым набором объектов реальности. Объекты научного познания рассматриваются объективно независимо от личных пристрастий ученого. •наука использует спец. научный язык, научные понятия имеют точный однозначный смысл. В науке используют символы, формулы, графики, чертежи, модели. •наука применяет спец. технические средства исследования – инструменты, приборы, технические установки. •наука применяет спец. логические ср-ва познания: идеи, законы. • наука применяет спец. методы познания •науч. Знания имеют особый характер. Эти знания систематизируют обоснованное истинное •наука имеет специфич. способы обоснования истинности знания: эксперимент, согласуемость нового знания с уже имеющимся •наука организационно оформлена в виде научных учреждений. Структура научного знания:2 уровня •эмпирический (опытный), •теоретический Уровни различия по показателям: •по характеру предмета исследования. На эмпирическом уровне изучаются явления и устанавливаются эмпирические зависимости. На теоретическом – изучаются сущности и формулируются теоретические законы. •по типу применяемых средств исследования. На эмпирическом уровне применяются как материальные так и логические средства исследования, на теоретическом – только логические средства познания. •по методам исследования: на эмпирическом – наблюдение, эксперимент. Классификация науки: по особенностям предмета исследования: •естеств-е науки изучают природу и ее законы •общественные изучают общественную жизнь и ее законы (философия, политология) •технические изучают технические устройства и техническую деятельность. -по отношению науки к практике: •фундаментальные – изучают законы природы, общества мышления в чистом виде без относительно их применения на практике. •прикладные изучают возможность использования данных фундаментальных наук на практике (математика) Функции науки: •познавательная -информационная – заключается в сборе, накоплении и систематизации знаний -объяснительная – заключ. в проникновении в сущность формулировки законов -предсказательная - заключ. в предвидении нового на базе имеющихся знаний -конструктивно-созидательная – проявляется в определении способов преобразования действительности. •социальная -культурно-мировоззренческая -ф-ция науки как непосредственной производительной силы. Научные открытия внедренные в производство приносят экономическую прибыль -ф-ция науки как активной соц. силы. Роль науки в условиях научно технической революции (НТР): НТР – коренное, качественное преобразование производственных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития производства. Органическое единство техники, производства и управления производством при ведущей роли науки. НТР в сер. 40-ых г.г. 20 века. Основные направления НТР: •применение компьютеров и систематизация произв-ва контроля за произв-вом и управление •использование новых видов энергии •освоение космоса •развитие химической промышленности. Создание искусственых материалов с заранее созданными способами. •разработка принципиально новых технологий (аэродинамический способ прядения, бесшвейное скрепление деталей) Направление НТР на современном этапе: •развитие микроэлектроники •появление супер компьютеров •биотехнологии •использование высокотемпературной сверхпроводимости •нанотехнологии
Эмпирические методы научного познания • Наблюдение – длительное планомерное восприятие объекта познания доставляющее первичный эмпирический материал. Наблюдение может проводиться только с помощью чувств или приборов. Виды наблюдения: по условиям проведения: 1. лабораторный (в лабораториях) 2. полевые (в естественных условиях на производстве) 3. смешанные (в искусственных и естественных условиях) Недостатки наблюдения – пассивность метода т.к. наблюдатель не вправе вмешиваться в ход событий. Невозможность повторения наблюдения если процессы не циклические. • Эмпирическое описание– фиксирование результатов наблюдения или эксперимента средствами естественного или искусственного языка. В ходе описания чувств информация переводиться на язык понятий, знаков, цифр, схем, чертежей, графиков, рисунков. Описание: качественное, количественное с применением языка математики. • Сравнение – есть сопоставление объектов друг с другом с целью выявления у них сходных или различающихся свойств с помощью сравнения приоритетов классификации объектов. • Измерение – сопоставление каких-либо сторон объекта с эталоном (с единицей изменения). В результате устанавливается численное значение параметров изучаемого объекта. Измерение повышает степени точности нашего знания. • Эксперимент – изучение объектов путем активного воздействия на них и в ходе эксперимента изменяются либо параметры самого объекта, либо параметры среды, в которой находится объект. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 290. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |