Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Наука: сущность, структура, классификация, языки, функции. Роль науки в условиях НТР.




Наука – сфера чел-кой деятельности, задачей которой является получение и систематизация объективных знаний о действительности.

Наука включает 3 компонента:

сумма полученных к данному моменту времени научных знаний, образующих научную картину мира. К науч. знаниям относятся завершенные науч. Знания (теории) и сырые знания (факты, проблемы, гипотезы)

•специфическая деятельность по получению и систематизации знаний. И экспериментальная и теоретическая деятельность

•научные учреждения

Специфика научного знания по сравнению с обыденным познанием:

•наука имеет дело с особым набором объектов реальности. Объекты научного познания рассматриваются объективно независимо от личных пристрастий ученого.

•наука использует спец. научный язык, научные понятия имеют точный однозначный смысл. В науке используют символы, формулы, графики, чертежи, модели.

•наука применяет спец. технические средства исследования – инструменты, приборы, технические установки.

•наука применяет спец. логические ср-ва познания: идеи, законы.

• наука применяет спец. методы познания

•науч. Знания имеют особый характер. Эти знания систематизируют обоснованное истинное

•наука имеет специфич. способы обоснования истинности знания: эксперимент, согласуемость нового знания с уже имеющимся

•наука организационно оформлена в виде научных учреждений.

Структура научного знания:2 уровня

•эмпирический (опытный), •теоретический

Уровни различия по показателям:

•по характеру предмета исследования. На эмпирическом уровне изучаются явления и устанавливаются эмпирические зависимости. На теоретическом – изучаются сущности и формулируются теоретические законы.

•по типу применяемых средств исследования. На эмпирическом уровне применяются как материальные так и логические средства исследования, на теоретическом – только логические средства познания.

•по методам исследования: на эмпирическом – наблюдение, эксперимент.

Классификация науки: по особенностям предмета исследования:

естеств-е науки изучают природу и ее законы

•общественные изучают общественную жизнь и ее законы (философия, политология)

•технические изучают технические устройства и техническую деятельность.

-по отношению науки к практике:

•фундаментальные – изучают законы природы, общества мышления в чистом виде без относительно их применения на практике.

•прикладные изучают возможность использования данных фундаментальных наук на практике (математика)

Функции науки:  познавательная

-информационная – заключается в сборе, накоплении и систематизации знаний

-объяснительная – заключ. в проникновении в сущность формулировки законов

-предсказательная - заключ. в предвидении нового на базе имеющихся знаний

-конструктивно-созидательная – проявляется в определении способов преобразования действительности.

социальная

-культурно-мировоззренческая

-ф-ция науки как непосредственной производительной силы. Научные открытия внедренные в производство приносят экономическую прибыль

-ф-ция науки как активной соц. силы.

Роль науки в условиях научно технической революции (НТР):

НТР – коренное, качественное преобразование производственных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития производства. Органическое единство техники, производства и управления производством при ведущей роли науки. НТР в сер. 40-ых г.г. 20 века.

Основные направления НТР:

•применение компьютеров и систематизация произв-ва контроля за произв-вом и управление

•использование новых видов энергии

•освоение космоса

•развитие химической промышленности. Создание искусственых материалов с заранее созданными способами.

•разработка принципиально новых технологий (аэродинамический способ прядения, бесшвейное скрепление деталей)

Направление НТР на современном этапе:

•развитие микроэлектроники

•появление супер компьютеров

•биотехнологии

•использование высокотемпературной сверхпроводимости

•нанотехнологии

 

Эмпирические методы научного познания

Наблюдение – длительное планомерное восприятие объекта познания доставляющее первичный эмпирический материал. Наблюдение может проводиться только с помощью чувств или приборов.

Виды наблюдения: по условиям проведения:

1. лабораторный (в лабораториях)

2. полевые (в естественных условиях на производстве)

3. смешанные (в искусственных и естественных условиях)

Недостатки наблюдения – пассивность метода т.к. наблюдатель не вправе вмешиваться в ход событий. Невозможность повторения наблюдения если процессы не циклические.

Эмпирическое описание– фиксирование результатов наблюдения или эксперимента средствами естественного или искусственного языка. В ходе описания чувств информация переводиться на язык понятий, знаков, цифр, схем, чертежей, графиков, рисунков.

Описание: качественное, количественное с применением языка математики.

Сравнение есть сопоставление объектов друг с другом с целью выявления у них сходных или различающихся свойств с помощью сравнения приоритетов классификации объектов.

Измерение сопоставление каких-либо сторон объекта с эталоном (с единицей изменения). В результате устанавливается численное значение параметров изучаемого объекта. Измерение повышает степени точности нашего знания.

Эксперимент – изучение объектов путем активного воздействия на них и в ходе эксперимента изменяются либо параметры самого объекта, либо параметры среды, в которой находится объект.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 290.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...