Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общие вопросы методики преподавания математики в учреждениях для детей с тяжелыми нарушениями речи.




Содержание дисциплины

"Методика преподавания математики"

 

Цель дисциплины: развитие профессионального мышления слушателей, систематизация, расширение и углубление имеющихся знаний о своеобразии формирования математических представлений и понятий у младших школьников с различными формами речевой патологии и методах коррекционно-развивающего обучения, ориентированных на своеобразие познавательной и речевой деятельности детей с дискалькулией.

Задачи курса:

- познакомить слушателей с теоретическими основами обучения математике детей школьного возраста с речевой патологией;

- сформировать у слушателей представления о сущности и содержании понятий "дискалькулия", "акалькулия";

- раскрыть специфические трудности усвоения математических представлений, понятий, знаний и умений, характерные для детей с различной структурой нарушения речевой деятельности;

- представить содержание федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по курсу "Математика" в учреждениях для детей с тяжелыми нарушениями речи;

- сформировать общие методические подходы, принципы и методы организации процесса обучения математике детей с дискалькулией на уроках в учреждениях для детей с тяжелыми нарушениями речи;

- создать условия для формирования у слушателей педагогических умений, необходимых учителю-логопеду в процессе осуществления учебной, воспитательной и коррекционно-развивающей работы в соответствии с ФГОС начального общего образования.

В структуре данной дисциплины раскрываются следующие темы.

1. Общие вопросы методики преподавания математики в учреждениях для детей с тяжелыми нарушениями речи.

2. Клинико-психологическая и психолого-педагогическая характеристика акалькулии и дискалькулии детского возраста.

3. Особенности формирования математических представлений и понятий у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.

4. Содержание, методы и средства обучения математике в учреждениях для детей с тяжелыми нарушениями речи.

5. Частные методики обучения математике детей школьного возраста с речевыми нарушениями.

Рабочая тетрадь по данной дисциплине состоит из лекционного блока, блока практических заданий, блока контрольно-измерительных материалов и блока дополнительной информации.

 


 


ЛЕКЦИОННЫЙ БЛОК

 

Общие вопросы методики преподавания математики в учреждениях для детей с тяжелыми нарушениями речи.

 

Дисциплина ориентирует на коррекционно-развивающий, учебно-воспитательной, научно-методический и консультативный виды профессиональной деятельности. Ее изучение способствует решению следующих задач:

в области коррекционно-развивающей деятельности:

1) коррекционное обучение детей и подростков с нарушениями речи;

2) реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и воспитанию детей с нарушениями речи;

в области учебно-воспитательной деятельности:

1) осуществление процесса обучения с учетом структуры нарушения речи и индивидуально-типических особенностей лиц с речевой патологией;

2) планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

3) использование современных методов и средств обучения, ориентированных на дифференцированные группы учащихся специализированных учреждений для детей с речевой патологией;

4) использование технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

5) применение современных средств оценивания результатов обучения;

6) обоснование методов и приемов воспитательного воздействия с учетом эмоционально-личностных особенностей детей и подростков с нарушениями речи;

в области консультативной деятельности:

1) консультирование детей с отклонениями в речевом развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения и развития.

 

Учебный предмет «Математика» является основой развития у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) познавательных универсальных действий, в первую очередь логических.

При изучении математики у младших школьников с ТНР формируются следующие универсальные учебные действия:

· способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира;

· умение строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи;

· умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

Основные задачи и принципы коррекционного обучения математике учащихся с речевыми нарушениями

Задача курса математики в подготовительном, I—V классах — формировать у учащихся прочные навыки счета и решения текстовых арифметических задач, развивать мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, обучать умению кратко, точно и ясно излагать свои мысли.

Обучение математике, как и любому учебному предмету, может стать эффективным средством формирования личности, достичь непосредственной цели - прочного и сознательного усвоения ее содержания - лишь в случае, если в основу обучения будут положены определенные положения, вытекающие из основных закономерностей дидактики, подтвержденные опытом преподавания.

Система таких положений и составляет основное содержание методики преподавания математики, в которой описываются наиболее важные принципы, характеризующие подход к обучению математике, - принцип воспитания, принцип научности, принцип сознательности обучения, принцип систематичности и др.

Владение этими принципами необходимо будущему учителю для того, чтобы правильно организовать свой труд, грамотно, квалифицированно анализировать различные учебные пособия, которыми ему придется пользоваться в своей работе.

Развитие речи в выступает не просто "данью" коррекционному характеру программы обучения. Это важнейший ее компонент, без которого невозможно овладение учащимися с ТНР математическими знаниями и умениями, сознательное овладение материалом.

Принципы направленности обучения на комплексное решение задач образования, воспитания и общего развитияучащихся:

- добиваться того, чтобы каждый ученик овладел знаниями, умениями и навыками, зафиксированными в программе по математике;

- осуществлять мировоззренческую направленность школьного курса математики;

- проводить работу по моральному, трудовому, эстетическому воспитанию учащихся средствами математики, осуществлять профориентацию;

- развивать мышление, устную и письменную речь учащихся;

- проводить работу по овладению логическими операциями, суждениями, логическими выводами;

- развивать в процессе изучения школьного курса математики представления, память, внимание учащихся, их волю, эмоции, интерес, способности.

Принцип научности:

- содержание школьного курса математики должно в большей степени отвечать уровню современной математической науки;

- знакомить учащихся с эмпирическими, логическими и математическими методами научного познания;

- учить школьников замечать и обосновывать математические закономерности;

- внедрять в учебный процесс элементы проблематичности, метода исследования;

- раскрывать динамику развития самой науки математики;

- следить за правильностью формулировок при определении математических понятий, построении доказательств, решении задач;

- приучать учащихся критически относится к каждому суждению, не считать доказанным то, что не обосновано; различать определения, теоремы и признаки.

Принцип активности, самостоятельности и самоосознанности:

- воспитывать у школьников ответственное отношение к учебе как к одному из главных путей формирования самоосознанности учения;

- добиваться глубокого осмысления учебного материала, вырабатывать умения использовать математические знания на практике;

- помогать ученикам выявлять и исправлять математические и логические ошибки; обучать их навыкам самоконтроля;

- внедрять различные способы и приемы обучения для того, чтобы обеспечить активное участие в учебной работе учеников с различными типами запоминания, мышления с разными интересами и способностями;

- шире внедрять в процесс обучения математике эвристическую беседу, создавать проблемные ситуации;

- использовать различные виды взаимопомощи при учении;

- расширять формы и методы самостоятельной работы учащихся;

- учить школьников использовать рациональные приемы организации учебной деятельности, умению составлять план доказательства теоремы, план ответа и т.д.;

- не допускать чрезмерной опеки учащихся;

- учить приемам развития памяти, рационального логического заучивания, сравнения, аналогии, классификации и систематизации изучаемого материала.

Принцип систематичности и последовательности:

- выделение системы понятий и наиболее важных правил, теорем, которые составляют основу изучаемого материала, определение места данного материала в системе математических знаний;

- выделение логической структуры и логического типа изучение нового материала, организация целенаправленного и систематического повторения;

- систематическое использование различных видов наглядности: таблиц, схем и т.д.;

- осуществление внутрипредметных и межпредметных связей; использование алгоритмов;

- обучение от простого к сложному, от представлений к понятиям, от известного к неизвестному, от знаний к умениям, а от них - к навыкам.

Принцип доступности:

- использовать и осуществлять процесс обучения на основе реальных мыслительных способностей учащихся конкретного класса (городской или сельской школы);

- опираться в процессе обучения на возрастные и индивидуальные особенности учеников;

- выполнять требования программы к математической постановке учащихся при планировании содержания обучения;

- опираться на знания учеников, уровень их общеучебных умений и навыков, учитывать их трудоспособность;

- не допускать умственных перегрузок, использовать различные меры помощи ученикам.

Принцип стимулирования положительного отношения учеников к учебе, формирования у них интереса к познаниям, потребности в знаниях:

- объяснять ученикам гражданскую и личную значимость изучения математики;

- раскрывать значимость знаний не только для получения высшего образования но и для творческой деятельности в сферах материального производства;

- развивать интерес учащихся к математике путем включения в процесс обучения занимательных задач, исторических экскурсов, математических игр, стихов, выдержек из художественной литературы и т.д.;

- стимулировать активную мыслительную деятельность учеников при помощи математических задач, приемов и методов обучения;

- развивать оперативную сторону обучения: учить работать со школьными учебниками с математической книгой, логически верно строить ответ проводить доказательства, решать математические задачи;

- предъявлять явные (точные, ясные) требования к учебной деятельности школьников, осуществлять контроль за результатами обучения и объективно выставлять оценки.

Принцип прочности знаний:

- во время подготовки школьников к ознакомлению с новым материалом необходимо обеспечить мотивацию и установку на осмысленное и целевое усвоение;

- изучение нового материала должно быть организованно так, чтобы учащиеся принимали в этом процессе как можно более активное участие;

- частота повторений должна соответствовать ходу кривой запоминания: наибольшее число повторений требуется сразу после ознакомления учеников с новым материалом, после чего число повторений должно постепенно снижаться, но не исчезнуть окончательно;

- важной формой закрепления пройденного является систематизация материала, применение разнообразных видов мыслительной деятельности учащихся.

Принцип наглядности:

- при обучении математики используются доступные виды наглядности: натуральную (природную), изобразительную (фотографии, художественные картины, рисунки), символическую (чертежи, схемы, таблицы, диаграммы);

- не увлекаться использованием большого числа наглядных пособий; они должны применяться при раскрытии наиболее сложных вопросов темы;

- нецелесообразно выставлять наглядные пособия все сразу, а использовать их в ходе преподавания;

- во время демонстраций наглядного пособия полезно несколько замедлить темп объяснения, что дает возможность ученикам лучше обдумать излагаемый материал;

- во время занятий желательно сочетать различные средства наглядности;

- необходимо добиваться активной работы учащихся с наглядными пособиями.

Принцип индивидуализации обучения:

- постоянно изучать особенности мышления каждого ученика, способности его памяти, отдельных анализаторов (слух, зрение);

- устанавливать, какие индивидуальные особенности учеников влияют на процесс учения положительно, какие отрицательно и какие - нейтрально;

- использовать различные приемы, которые учитывают усвоение материала различными учениками (дифференцированные домашние задания или классные задания, опережающие, развивающие, дополнительные индивидуальные задания, занятия кружка).

Таким образом, из дидактических принципов вытекает ряд методических требований к процессу обучения математике в школе. Комплексное использование дидактических принципов и методических требований является методологической основой МПМ для разработки целей и задач математического образования, построения и отбора его содержания, методов и средств обучения, организации всего учебно-воспитательного процесса. Без их знания учителю математики нельзя планировать и осуществлять эффективную работу по обучению, воспитанию и развитию учащихся. Они являются основными критериями при анализе урока математики и при определении надежной методической системы преподавателя

Специфика, особенность дидактических законов и закономерностей состоит в том, что они должны отражать устойчивые зависимости между основными структурными компонентами самого процесса обучения -- деятельность учителя (преподавание), деятельность ученика (учение) и содержание образования. В этом случае становится совершенно ясным, под каким углом зрения должны формулироваться дидактические законы. Сформулируем некоторые из них.

Обучение происходит только при активной деятельности учащихся, соответствующей замыслу и деятельности обучаемого.

Всякое обучение реализуется только при целенаправленном воздействии обучающего, обучаемого и содержания обучения.

Достаточно большое число закономерностей сформулировал И.Я. Лернер. Например, «понятия могут быть усвоены только в том случае, если учителем целенаправленно организована познавательная деятельность учащихся по соотношению одних понятий с другими, по отчленению одних понятий от других»; «любые единицы информации и способы деятельности становятся знаниями и умениями в зависимости от организации учителем опоры на уже достигнутый уровень умений и навыков».

Прочность усвоения учебного материала зависит от систематического прямого и отсроченного повторения изученного, от включения его в ранее пройденный и в новый материал.

Развитие умственных умений и навыков учащихся зависит от применения поисковых методов, проблемного обучения и других активизирующих интеллектуальную деятельность приемов и средств.

Формирование понятий в сознании обучаемых может состояться в том случае, если будет организована специальная познавательная деятельность по выделению существенных признаков, явлений, объектов, операции по сопоставлению и разграничению понятий, по установлению их содержания, объема и пр.

Указанные закономерности подчеркивают одну важную педагогическую истину, суть которой заключается в том, что результаты обучения и воспитание личности зависят от характера деятельности, в которую включается учащийся. Именно поэтому они служат базой для выработки системы стратегических идей, которые составляют ядро современной педагогической концепции обучения. В сути своей эта концепция сводится к следующим идеям:

1) нацеленность обучения и воспитания на формирование личности, индивидуальности, обладающей духовным богатством, общечеловеческими ценностями и моралью, всесторонне и гармонически развитой, способной к плодотворной и продуктивной деятельности;

2) единство организации учебно-познавательной, поисковой, творческой деятельности учащегося как условие формирования личности;

3) оптимизация содержания, методов, средств, установка на отбор методов, приносящих максимальный эффект при относительно небольших затратах времени и труда.

Одним из условий успешного овладения элементарными математическими знаниями, умениями и навыками является возможность интериоризации внешних практических действий во внутренние умственные действия (П.Я. Гальперин, Л.С. Георгиев, Ж. Пиаже).

Формирование начальных математических понятий и действий проходит те же этапы, что и всякое умственное действие. На 1-ом этапе материализации математических действий ребенок связывает то или иное арифметическое действие с манипулированием внешними действиями, т.е. осуществляет счетные операции лишь с опорой на внешние предметы.

На 2-ом этапе математические действия осуществляются в плане громкой речи Этот этап делится на две стадии. на первой стадии речь конкретна и выступает в качестве речи-представления. Ребенок не может выполнить задание "к двум прибавить два", но может справится с заданием "к двум яблокам прибавить два яблока". Для выполнения операции ребенок соотносит ее с определенным зрительным представлением о конкретной ситуации. Вторая стадия определяется как стадия абстрактной речи. На этой стадии ребенок выполняет действия на основе только называния числительных, без уточнения конкретных образов предметов.

На 3-ем этапе математические действия интериоризируются, становятся умственными действиями, осуществляются в плане внутренней речи.

Важным компонентом математических действий являются математические способности, которые, по мнению многих исследователей (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтев, Ж. Пиаже и др.), неразрывно связаны с памятью, процессами восприятия и мышления. Таким образом, математические действия - это специфическая познавательная деятельность.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 808.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...