![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 16. Психология восприятия.
Задача 1. В каком из следующих отношений понятий.
1. а) ощущение — б) восприятие; 2. а) психика — б) восприятие; 3. а) восприятие — б) информация; 4. а) познание — б) восприятие; 5. а) восприятие — б) представление; 6. а) предметность — б) восприятие; 7. а) восприятие — б) мышление; 8. а) отражение — б) восприятие.
Задача 2. Из предложенных слов выберите те, которые характеризуют природу восприятия человека. Рефлекторность, материальность, объективность, вторичность, информативность, абстрактность, предметность, обобщенность, константность, идеальность, активность, деятельность, отражение, субъективность, первичность, возбуждение, чувственный образ, раздражимость, познавательный процесс, целостность, избирательное отражение, опережающее отражение, интеллектуальность, произвольность, необратимость.
Задача 3. В экспериментах Стрэттона испытуемые носили разнообразные искажающие очки, меняющие местами правую и левую, верхнюю и нижнюю части сетчаточного образа, сжимающие и расширяющие одну или обе части, переворачивающие изображение вверх ногами. У человека, надевающего такие очки, соответственно искажается и наблюдаемая картина окружающего мира. Если испытуемому не предоставлялась возможность практического взаимодействия со средой, то его восприятие либо оставалось неадекватным, либо перестраивалось незначительно. Но если человек активно взаимодействовал с окружающими объектами, то адекватное восприятие мира восстанавливалось в течение нескольких дней. Объясните, какие свойства восприятия «задействованы» в этих экспериментах.
Задача 4. Старинная притча рассказывает о дискуссии шести слепых индийских мудрецов относительно того, что есть слон. Каждый из них предварительно ощупал слона. Один ощупывал его бок и решил, что слон — это что-то вроде огромной стены. Другому достался бивень, после чего он заключил, что слон — это что-то вроде копья. Третий слепой старец, держа в руках хобот слона, сказал, что слон похож на змею. Четвертый, ощупывая ногу, предположил, что слон очень похож на дерево. Пятый мудрец, которому досталось ухо, утверждал, что слон похож на веер, опахало. Шестой, ощупав хвост, считал, что слон — это что-то вроде веревки. Какие проблемы психологии восприятия иллюстрирует эта притча? Тема 17. Мышление. Задача 1. В каком из следующих отношений находятся пары понятий.
1. а) психика — б) мышление; 2. а) познание — б) отражение; 3. а) знание — б) суждение; 4. а) умозаключение — б) понятие; 5. а) восприятие — б) мышление; 6. а) суждение — б) понятие; 7. а) сознание — б) мышление; 8. а) мысль — б) информация
Задача 2. Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим. 1. Сознание, понятие, отражение, абстрактное мышление, познание. 2. Психика, суждение, логическое познание, отражение, сознание.
Задача 3. Наиболее распространенное деление стилей мышления — деление на «теоретиков» (или, в близкой типологии В. Оствальда, «классиков») и «эмпириков» («романтиков»). Ниже приведены характеристики тех и других. Определите, где речь идет о «теоретиках», а где — об «эмпириках». 1. Их отличают большая наблюдательность, любознательность, виртуозное использование сравнительного анализа. 2. Они считают, что открытия определяются яркими вспышками воображения. 3. С их точки зрения, то, что не наблюдаемо в опыте, нельзя использовать в научном рассуждении. 4. Ценность их в том, что сделанные ими открытия служат исходной информацией для научного прорыва, реализуемого другими. 5. Их сильная сторона — аналитичность, рациональность мышления, невысокая эмоциональность. 6. Они признают наукой только установление связей между непосредственно измеряемыми величинами. 7. Они устремляются в прорыв, обозначенный усилиями других, и делают результат доказательным и убедительным для других. 8. Когда в материале есть «белое пятно», они восполняют недостающие детали гипотезой, опирающейся на интуицию. 9. Слабость их — в излишней, часто необоснованной доверчивости к найденным закономерностям. 10. Они менее наблюдательны, чем другие, но и не столь доверчивы.
Задача 4. Какие из перечисленных слов характеризуют индивидуально-типологические особенности мышления? Самостоятельность, критичность, умеренность, вязкость, дивергентность, подвижность, зрелость, эмоциональность, инертность, креативность, стереотипность, темпераментность, отчетливость, образность, практичность, интровертированность, глубина мысли, гибкость, пытливость ума, быстрота мысли, системность, операциональность, дополнительность, достоверность, логичность, интуитивность, инструменталыюсть, обязательность, механистичность, уверенность, смелость, оригинальность.
Тема 18. Внимание. Задача 1. Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим. 1. Распределение внимания, отражение, непроизвольное внимание, психика, понятие, нервный процесс, внимание, анализ, психические явления. 2. Возбуждение, внимание, мысль, психический процесс, мозг, произвольное внимание, отражение, концентрация внимания.
Задача 2. В каком из следующих отношений находятся пары понятий.
1. а) внимание — б) ориентировочный рефлекс; 2. а) произвольное внимание — б) непроизвольное внимание; 3. а) внимание — б) переключение внимания; 4. а) внимание — б) сознание; 5. а) внимание — б) направленность личности; 6. а) внимание — б) внимательность; 7. а) восприятие — б) внимание.
Задача 3. Укажите, какие условия стимулируют возникновение и поддержание непроизвольного и произвольного внимания при обучении. Постановка вопросов; решение небольших задач на протяжении коротких отрезков времени; осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета; особенности воздействующих раздражителей (новизна, абсолютная и относительная сила, контраст, изменение); наилучший распорядок деятельности, создание привычных условий деятельности; использование потребностей и интересов, с удовлетворением которых связан воспринимаемый материал; постановка существенных целей и задач деятельности; расширение круга представлений и развитие у учащихся познавательных интересов.
Задача 4. Какие из приведенных высказываний ошибочны и почему? 1. Внимание — необходимое условие выполнения любой деятельности. 2. Внимание — врожденная, генетическая способность человека. 3. Внимание человека определяется структурой его деятельности, отражает ее протекание и служит механизмом ее контроля. 4. В акте сосредоточения сознания имеет место отражение действительности. 5. Внимание — это проявление внутренней воли, первичной духовной силы человека. 6. Произвольное внимание — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. Тема 19. Память. Задача 1. Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим. 1. Психика, память, отражение, познавательный процесс, словесно-логическая память. 2. Представление, отражение, чувственный образ, психика, познавательный процесс, образная память.
Задача 2. В каком из следующих отношений находятся пары понятий.
1. а) воображение — б) образная память; 2. а) память — б) сознание; 3. а) память — б) забывание; 4. а) знание — б) память; 5. а) отражение — б) вспоминание; 6. а) воспоминание — б) узнавание; 7. а) кратковременная память — б) долговременная память.
Задача 3. Какие из перечисленных явлений относятся к памяти, а какие — к представлениям? Опыт, узнавание, мечта, забывание, припоминание, сохранение, цель, воспроизведение образа, следы воздействия раздражителя, предвидение, творчество, опережающее отражение, грезы, воссоздание образа, воспоминание, запечатление информации, обобщенный чувственный образ, запоминание, иллюзия, фантазия, модель будущего, рассказ о прошлом, рассказ о будущем, идеал, гипотеза, воображение, галлюцинация, реминисценция, словесный портрет.
Задача 4. В каких случаях перечисленные образы становятся образами памяти, а в каких — воображения? Опосредованный образ, трансформированный образ, художественный образ, образ-представление, синтезированный образ, образы-копии, типичный образ, музыкальные образы-представления, акцентированный образ, фантастический образ, сознательно реконструированный образ, ассоциативный образ, последовательный образ, гиперболизированный образ, образы сновидений, галлюцинаторные образы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 539. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |