![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 9. Психология личности.
Задача 1. Определите, какие из перечисленных характеристик относятся к личности, а какие — не относятся. Способности, убеждения, характер, моральные свойства, направленность, мотивы, мировоззрение, самосознание, отношения, активность, мышление, уровень личной культуры, навыки, талант, темперамент, инстинкты, знания, социальная установка, возрастные особенности, память, воля, желания, потребности, идеалы, самостоятельность, чувства, индивидуальность, авторитетность.
Задача 2.В каком из следующих отношений находятся пары понятий.
1. а) человек — б) образ «Я»; 2. а) самооценка — б) притязания; 3. а) субъект — б) личность; 4. а) «Эго» — б) «Я»; 5. а) личность — б) человек.
Задача 3. Какие из перечисленных характеристик относятся к человеку как к личности, а какие — как к индивиду? Целеустремленность, упрямство, вдумчивость, высокая эмоциональность, старательность, цельность, приятный голос, общественная активность, критичность ума, прекрасная дикция, средний рост, музыкальность, вспыльчивость, моральная воспитанность, низкая адаптация к темноте, ригидность, трудолюбие, плохая пространственная координация, голубые глаза, хороший слух, идейная убежденность, внимательность, подвижность, честность, вера, страх, благородство, леность, стресс, меланхолия, авторитет, речь, темперамент, инстинкты, убеждения, знания, задатки, идеалы, возрастные особенности чувств, механическая память, мышление, язык, музыкальный слух, гуманность.
Задача 4. Ниже приведены выделенные И. С. Коном механизмы самооценивания. Объясните, для каких возрастных этапов характерно включение тех или иных механизмов. Имеют ли механизмы самооценки личностную окраску или они универсальны? 1. Усвоение субъектом оценки его другими людьми (как непосредственное отражение чужих оценок, так и ориентация на то, как индивид представляет себе эти оценки, а также равнение на генерализованного другого). 2. Социальное сравнение — индивид осознает и оценивает себя путем сравнивания с другими людьми. 3. Самоатрибуция — индивид заключает о себе и о своих внутренних состояниях, наблюдая и оценивая свое поведение в различных ситуациях. Тема 10. Темперамент. Задача 1. Психические свойства личности могут быть условно объединены в три группы: свойства темперамента, свойства характера и способности. Классифицируйте понятия из приведенного списка по этим трем группам. Вспыльчивый, нежный, справедливый, смелый, остроумный, трудолюбивый, честный, вежливый, воспитанный, горячий, черствый, умный, деловой, «крутой», пылкий, отходчивый, послушный, красноречивый, суетливый, послушный, спокойный, глупый, непоседа, решительный, ловкий, «несмеяна», необузданный, ленивый, находчивый, неряшливый, благородный, щедрый, недотепа, «тряпка», плакса, доброжелательный, предприимчивый, осторожный, самоуверенный, чуткий, ранимый, возбудимый, «живой такой, веселый», эгоистичный, энергичный, инициативный, медлительный, растяпа, услужливый, верный.
Задача 2. Какие из приведенных прилагательных служат для описания двигательной сферы темперамента, а какие — для характеристики эмоциональной сферы. Быстрый, подвижный, живой, резкий, вспыльчивый, вялый, импульсивный, чувствительный, жизнерадостный, медлительный, энергичный, стремительный, заторможенный, впечатлительный.
Задача 3. В каком из следующих отношений находятся пары понятий.
1. а) психика — б) темперамент; 2. а) темперамент — б) характер; 3. а) темперамент — б) эмоции; 4. а) моторная сфера — б) темперамент; 5. а) темперамент — б) экстраверсия; 6. а) темперамент — б) сила нервной системы; 7. а) сангвиник — б) холерик.
Задача 4. Поясните, прочитав данный отрывок, в какой связи находятся темперамент, характер личности и эффективность ее деятельности. Педагог с любым темпераментом может быть, например, требовательным. У холерика и сангвиника эта требовательность обычно выражена более четко, проявляется более энергично. А у преподавателя-флегматика и меланхолика она более постеленная, хотя и не менее глубокая, результативная... Для учебного процесса одинаково ценны вес хорошие преподаватели, независимо от их темперамента. На основе каждого из темпераментов могут формироваться хорошие характеры. Однако это не исключает возможности и прямо противоположных случаев.
Тема 11. Характер. Задача 1. Выберите из приведенного списка слова, которыми можно описать характер. Медлительность, впечатлительность, общительность, сила эмоциональной реакции, быстрая адаптация, быстрота мышления, впечатлительность, благородство, трудолюбие, скупость, развязность, агрессивность, вспыльчивость, оптимизм, неряшливость, решительность, дружелюбие, воля, требовательность, инициативность, настойчивость, ранимость, плаксивость, энергичность, наблюдательность, жизнерадостность, находчивость, сообразительность, бездарность, наглость, самоуверенность, скопидомство, осторожность, тревожность, изобретательность.
Задача 2. Прокомментируйте приведенные высказывания. Укажите наиболее верные, с вашей точки зрения, и неправильные. 1. Характер — это такое совокупное психическое свойство человека, которое и наследуется, и формируется в процессе его жизнедеятельности. 2. Черты характера социально типичны и индивидуально своеобразны. 3. В характере проявляются и отношения личности, и способы действия, при помощи которых эти отношения осуществляются. 4. Характер — это сложившийся и укрепившийся в результате жизненных воздействий и воспитания типичный для личности стиль социального поведения. 5. Единство мотивов и воли есть то, что образует характер человека. 6. Характер — это программа типичного поведения в типичных обстоятельствах. 7. Так как поведение относительным образом определяется характером человека, то при изменениях характера оно остается неизменным. 8. В характере его индивидуальное своеобразие, порождаемое неповторимыми ситуациями социализации, вступает в противоречие с социально-типическим. 9. С характером рождаются, а личностью становятся. 10. Характер — совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении. 11. В «типах характеров» проявляется типичность, закономерность сочетаний определенных черт характера с определенными чертами личности, так что можно говорить о «личностно-характерологических типах». 12. С развитием личности человек начинает действовать все более нормативно: личность в своем развитии «снимает» характер.
Задача 3. В каком из следующих отношений находятся пары понятий.
1. а) характер — б) темперамент; 2. а) личность — б) характер; 3. а) воля — б) характер; 4. а) акцентуация — б) психопатия; 5. а) психика — б) характер; 6. а) эпилептоидная акцентуация характера — б) эпилепсия; 7. а) воспитание — б) характер.
Задача 4. Ниже приведены факторы, влияющие на воспитание характера. Какие из них, на ваш взгляд, эффективны, а какие — нет? Подражание, внушение и самовнушение, наказание, поощрение, убеждение, идентификация, эмпатия, рефлексия, мировоззрение, личностная направленность, играние социальных ролей.
Тема 12. Способности. Задача 1. В каком из следующих отношений находятся пары понятий.
1. а) личность — б) способности; 2. а) задатки — б) способности; 3. а) способности — б) знания; 4. а) талант — б) деятельность; 5. а) способности — б) отражение; 6. а) гениальность — б) талант; 7. а) задатки — б) мозг.
Задача 2. Определите, что из перечисленного списка можно отнести к способностям, а что — нельзя и почему. Способность к прямохождению; способность представлять свои мысли и чувства в наглядных образах; способность к распознаванию запахов; способность к волевой регуляции повелений; способность к точному восприятию цветовых оттенков; способность к говорению; способность к игре на органе; способность к быстрому счету в уме; способность к языкам; способность к стихосложению; ораторские способности; педагогические способности; способности к кулинарии; способность к построению абстрактных мысленных конструкций; способность к комбинированию пространственных образов; способность к синтезу образного материала; способность к труду; способность к рефлексии; способность к общению с помощью языка; способность к саморазвитию.
Задача 3. Проанализируйте фрагменты биографии живописца А. Куинджи. На какие общие черты одаренных личностей указывают эти примеры? 1. Простой подпасок из Крыма, А. Куинджи вознамерился стать живописцем. Трижды он пытался поступить в Императорскую Академию художеств, и каждый раз ему это не удавалось. В третий раз в академию были приняты 29 претендентов (история искусства не сохранила их имена) из 30, и только одному — Куинджи — было отказано. Вместо того чтобы повторять бесплодные попытки, молодой человек написал пейзаж и презентовал его академической выставке. В результате он получил две почетные награды и был принят в академию даже без предварительных экзаменов. Впоследствии он стал профессором этой Академии художеств. 2. Профессор Куинджи часто повторял своим ученикам: «Если вам суждено стать художником, вы станете им даже в тюрьме». Как-то раз в его студию пришел начинающий художник с прекрасно выполненными набросками и этюдами. Куинджи отозвался о них с похвалой, но юноша сказал, что у него нет возможности продолжать занятия живописью, так как, чтобы содержать семью, он вынужден с десяти до шести работать. Куинджи спросил: «А чем вы занимаетесь от четырех до десяти?». — «Когда?»— переспросил юноша. «Утром»,— уточнил Куинджи. «Сплю»,— последовал ответ. Услышав это, Куинджи воскликнул: «В таком случае вы можете проспать всю свою жизнь! Неужели вы не знаете, что самое творческое время — с четырех до девяти утра? И что больше пяти часов в день не следует заниматься живописью? Когда я работал ретушером в фотографической мастерской, я тоже вынужден был просиживать там от десяти от шести. Но времени с четырех до девяти утра мне хватило, чтобы стать художником». 3. Однажды кто-то из учеников Куинджи высказал мечту об исключительно благоприятных условиях для творчества. Куинджи лишь рассмеялся: «Если вы настолько изнежены, что вам нужно жить под стеклянным колпаком, вам лучше вообще уйти из этой жизни как можно скорее, ибо жизнь не нуждается в таких экзотических растениях». Позже, когда Куинджи убедился, что этот ученик стойко преодолевает все трудности, он счел необходимым отметить это и, обратившись к ученику, сказал: «Ни солнце, ни стужа не смогут истребить твой дух... Если тебе есть что сказать миру, то ты донесешь свое послание, несмотря ни на какие невзгоды и злоключения». (По П. Вайнцвайгу)
Задача 4.Прочтите следующую притчу и ответьте на вопрос: каковы должны быть условия, чтобы каждый мог развить свои задатки и превратить их в способности? Чего не хватило в данном случае? Любопытный джентльмен хотел выяснить — кто был величайшим полководцем всех времен и народов. Ему сказали, что лучший уже умер и вознесся на небо, У райских врат джентльмен обратился к апостолу Петру с просьбой помочь в розысках. Апостол указал на стоявшую поблизости душу. —Позвольте, этого человека я знавал в земной жизни. Он был сапожником. —Верно. Но если бы он стал полководцем, то, несомненно, превзошел бы всех.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 1065. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |