Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 3. Методология, методы и методики психологии.




Задача 1. Расклассифицируйте методики следующего списка по трем основаниям: а) по цели применения, б) по процедуре проведения, в) по содержанию.

Тесты профессионального отбора, действенные тесты, тесты достиже­ния, социометрические методики, групповые тесты, тесты профпригодно­сти, вербальные тесты, графические тесты, тесты межличностных отноше­ний, тесты интересов, тесты установок, тесты способностей, личностные тесты, тесты эмоциональной регуляции, аппаратурные методики, проек­тивные тесты, диагностика готовности к школе, клинические тесты, ин­дивидуальные тесты, тесты конформности, тесты психологической со­вместимости, опросники, тесты «карандаш—бумага», интеллектуальные тесты, экспертные оценки, диагностика темперамента.

 

Задача 2. Объедините перечисленные параметры в две груп­пы, характеризуя особенности индивидуального и группового тести­рования. Объясните преимущества и недостатки обоих видов об­следования.

Учет индивидуальных особенностей; свобода испытуемых в ответе на вопросы и задания; возможность охвата больших групп испытуемых; не­возможность учета случайных факторов (болезнь, усталость, эмоциональ­ный дискомфорт); возможность достижения взаимопонимания с испыту­емым; предъявление заданий через микрофон; получение большого объе­ма данных; возможность наблюдения за тем, как выполняется задание; разработка стандартизированных программ тестирования; предъявление заданий в максимально формализованном виде; использование сложных категорий ответов; упрощение функций экспериментатора; возможность использования проективных методик; упрощение инструкции; единооб­разие условий проведения обследования; объективность при обработке данных; обработка результатов компьютерным способом; экономия тес­тового материала; легкость сбора данных; быстрота сбора данных (эконо­мия времени); применение вопросов с множественным выбором; малый репертуар форм заданий; применение гибких тестовых заданий.

 

Задача 3. В каком из следующих отношений находятся пары понятий:

 


1. а) метод — б) методология;

2. а) психология — б) методология;

3. а) метод — б) методика;

4. а) наблюдение — б) эксперимент;

5. а) эксперимент — б) проективная методика;

6. а) проективная методика — б) тест Роршаха;

7. а) диагностика готовности к школе — б) интеллектуальное тести­рование.

 

Задача 4. Ниже приведено описание сопряженной моторной методики А. Р. Лурии, легшей в основу разработки известного при­бора, вызывающего трепет у каждого, кто его видел или читал о нем. Что регистрирует методика А. Р. Лурии? Как называется этот прибор? Не ошибается ли он, можно ли ему доверять? Можно ли «обмануть» этот прибор и если да, то как?

В методике А. Р. Лурии словесный ответ на предъявляемое слово со­прягался с моторной ручной реакцией. Если предлагаемое слово было ней­тральным, то через положенное время, в среднем спустя 2—3 с, следовал ответ (например, дом—окно, стол—стул) и запись моторной реакции имела острый пик, который означал уверенное нажатие на датчик.

Если предлагалось эмоционально окрашенное слово, то время рече­вой реакции увеличивалось до 10—25 и более секунд, но это было извест­но и раньше. Что касается моторного ответа, то он задерживался, но, что особенно важно, до явного нажатия в руке разыгрывалась своего рода «тоническая буря»: на записи можно было видеть подъемы и спады, снова подъемы, дрожь и т.д.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 534.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...