Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос №3: Понятие технологии, цель изучения технологий




 

Современное содержание понятия «технология» многообразно. Наряду с традиционным словосочетанием «технология промышленного производства» во второй половине XX в. появились термины «информационная технология», «технология мышления» и даже «технология творчества».

Термин «технология» образован из греческих слов «techne» и «logos» (techne– мастерство, искусство; logos– наука, учение).

Технология – наука (учение) о мастерстве в процессах создания благ.

Характеристики мастерства (технологии):

- нематериально (само по себе оно не может видоизменить материальный объект);

- обеспечивает процесс переработки исходного сырья в готовую продукцию только в совокупности с трудовой деятельностью;

- от его уровня в конечном счете зависит величина трудозатрат в процессе производства продукции;

- может воспроизводиться и повторяться многократно (т.к. в ее основа – объективные законы окружающего мира);

- связывает воедино природные процессы с трудовыми => формирует целостный процесс переработки сырья в продукт (технология – узловое интегрирующее звено процесса);

- интегрирует знания из многих областей, не может быть сведена ни к одной из них.

Цель изучения мастерства –определение путей снижения затрат путем усовершенствования или развития технологии.

Предмет технологии:

1. сущность процессов производства разнообразных продуктов потребления;

2. взаимные внутренние связи (взаимообусловленности) указанных процессов;

3. закономерности развитии этих процессов на базе достигнутого уровня производительных сил и знаний человека об окружающем его мире.

Роль технологии в жизни общества:

1. прикладное использование багажа знаний общества;

2. средство, создающее надприродные блага, которые формируют условия для существования человеческого общества;

3. предопределение условий использования труда, сбережение его затрат => создание благополучия и материального богатства;

4. лишение общества необходимых для его функционирования технологий => лишение самостоятельности и независимости (неспособность воспроизводить условия для собственного существования).

Технология(в прикладном смысле)– реализованные (материализованные) представления о закономерностях изготовления конкретных видов материальных и нематериальных благ.

Владение технологией ведет к появлению возможности многократного воспроизведения процесса изготовления продукции с определенными потребительскими свойствами по заранее известному алгоритму.

 

Вопрос №4: Разновидности технологий, их характеристика

 

Классификация технологий:

1. По виду полученного блага:

- Материальные – создающие материальные продукты.

- Нематериальные (социальные) – создающие нематериальные блага (технологии образования, науки, здравоохранения, культуры, литературы, искусства и т.д.).

Преобладающее большинство материальных технологий – машинные (совокупность технологических действий над сырьем осуществляется в основном машинами, аппаратами, техническими устройствами и приспособлениями). В социальных технологияхтоже используются технические средства, но они непосредственно не создают результат, имеют второстепенное значение.

 При достижении конечного результата в материальных технологиях велика роль машин, а в нематериальных – людей, их профессиональных качеств.

2. По роли в производстве благ:

- совокупность базовых технологий, от которых зависит эффективность производственного процесса (технология производства);

- совокупность вспомогательных технологий, которые призваны обслуживать базовые (экономика производства).

3. Теоретическая– предлагает новые варианты решения задач на основе др. наук.

4.  Научная (промежуточная) – имеет связь с практической и производит разработку наиболее приемлемых вариантов.

5. Практическая – использует в работе все разработки.

6. Механическая– изучает такие процессы переработки сырья и материалов в изделия, при которых изменяются физические, механические свойства, но при которых состав и внутреннее строение исходного вещества остаются неизменными.

7. Химическая – основана на химических превращениях, сущностью которых являются глубокие качественные изменения внутреннего строения и состава вещества.


 


Вопрос №5: Взаимосвязь и взаимовлияние технологии, экономики и уровня общественного развития

 

Нужно отметить, что производственный процесс изучается с разных сторон: технологическая деятельность изучается технологией, экономическая – экономикой. Хотя предметы изучения технологии и экономики различны, оба научных направления преследуют одну цель: при наименьших затратах обеспечить наибольший выпуск товаров. Единство цели объясняется объективным единством и неделимостью производственного процесса.

Необходимо добавить, что технология и экономика производства едины и с содержательной стороны. Дело в том, что понятие «технология» включает не только процесс получения материального продукта, но и любые целенаправленные действия, приводящие к удовлетворению некоторой потребности.

Таким образом, технология является стержнем, основой, связывающей воедино естественные, технические и экономические науки. Технология – это наиболее важный элемент, от состояния которого зависит развитие производства и общества.

Роль технологии в развитии общества заключается в том, что передовые технологии создают больше товаров. Следовательно, меньше людей занято в материальном производстве, а большая часть в нематериальном – научной, духовной и т.д. Поэтому реализуется обратное влияние: уровень развития общества влияет на уровень развития технологии. Высокий уровень развития науки обеспечивает разработку передовых технологий, позволяющих производить больше товаров. На данном этапе развития общества умение производить ценится гораздо дороже, чем сами сырьевые материалы.

Побудительный мотив развития технологии– преобладание потребностей общества над возможностью их удовлетворения существующими средствами производства.Источник развития технологии– достижения технодинамики, науки, которая постигает закономерности технологического развития.

Вывод: Чтобы изготовить любой товар, необходимы информация о сырье и средствах производства (область технических наук), соответствующая организация производства, его снабжение, контроль, анализ и т.д. (область экономических наук). Кроме того, всякое производство основано на трудовой деятельности людей.

Следовательно, необходимы знания о трудовом процессе, а самое главное – о том, как вызвать интерес человека к активному труду (область общественных наук). При производстве духовных благ дополнительно нужны сведения из области гуманитарных наук. Таким образом, оказывается охваченной практически вся сфера современного научного знания. И это закономерно, так как основой существования общества является производство.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 240.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...