Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Двухступенчатая модель коммуникации.
Модель Каца и Лазарсфельда описывают влияние СМК как двухступенчатый процесс. СМК включаются в контекст социальных взаимоотношений. Их сообщения опосредуются так называемыми «авторитетами». Основные положения теории: 1. Индивиды рассматриваются не изолированно, а как члены социальных групп, во взаимодействии с другими людьми. 2. Реакция на сообщение СМК не является прямой и мгновенной, но опосредована влиянием социальных взаимоотношений. 3. Реакцию обусловливают два процесса: восприятие/переключение внимания и принятие/непринятие сообщения. 4. Индивиды играют различные роли в процессах коммуникации. В частности, они могут быть разделены на активных, воспринимающих и передающих дальше идеи СМК, и тех, кто ориентируется больше на информацию, полученную в социальных контактах. 5. Активные участники процесса (авторитеты) обладают особыми характеристиками: - они более общительны; - чаще используют СМК в качестве источников информации; - считают себя способными влиять на мнение окружающих; - склонны приписывать себе соответствующую роль. 2. Модификацией этого подхода является модель Робинсона. Она учитывает существование не только людей, воздействующих на общественное мнение (авторитетов – А), но и реципиентов (Р) – значительной группы лиц, открытых непосредственному влиянию СМК, а также лиц, не обсуждающих между собой события, пассивно воспринимающих информацию (П). Таким образом, в число переменных включается личное влияние (авторитет), приобретающее особое значение в отдельных областях применения СМК Диффузная теория Роджерса и Шумейкера. «Диффузия нововведений» - процесс постепенного распространения новой идеи или продукта через определенные каналы среди членов социальной системы. В процессе диффузии выделяются 3 основных блока:
- относительное преимущество (кажущаяся степень превосходства нового продукта над тем, который он замещает); - совместимость (согласованность нового продукта с существующими ценностями, прошлым опытом и потребностями потенциальных покупателей); - сложность (кажущаяся трудность использования нового продукта и понимания механизма его действия); - доступность (качество, отражающее возможность использования нового продукта в существующих, может быть, ограниченных условиях); - наблюдаемость (степень очевидности результатов применения новинки).
5.Психологические «линейные» модели коммуникации: Лассуэлла, Брэддока, Шрамма.
1. Одной из таких моделей является модель Лассуэлла. По его мнению, коммуникация похожа на волшебную пулю, которая, попадая из мозга одного человека в мозг другого, почти автоматически трансформирует идеи, чувства, знания, мотивацию. Модель Лассуэлла: Коммуникатор- сообщение –средство- реципиент- обратная связь кто что канал кому эффект В схеме зафиксировано, что коммуникатор имеет намерение повлиять на реципиента. Эту модель критиковали за отсутствие в ней элементов, отражающих обстоятельства, фон, на котором осуществляется коммуникация. Модель Брэддока. Он добавил к схеме Лассуэлла еще 2 блока: - условия, в которых протекает коммуникация; - цель, которую преследует коммуникатор. 3. Модель коммуникации Шрамма – модель «взаимной обусловленности». Автор рассматривал процесс коммуникации как совокупность 2 различныхподпроцессов, образованных коммуникатором и реципиентом. Коммуникатор и реципиент выполняют одни и те же функции: кодирование, декодирование, интерпретацию. Позднее он подкорректировал свою схему, в которой учитывалась массовость коммуникации: социальная ситуация и отношения
6.Процессуальные теории массовой коммуникации: социального научения, культивирования, социализации, использования и удовлетворения, навязывания повестки дня, когнитивная теория Средства массовой информации создают реальность во множестве областей жизни человека. При этом они опираются на различные психологические процессы, благодаря которым и конструируется реальность. Рассмотрим теории, объясняющие, каким образом протекают вышеобозначенные процессы. I. Теория социального научения. Этот подход возник в недрах бихевиористской теории. В ее основе лежит связь между стимуломи реакцией. Люди усваивают модели поведения, наблюдая, как окружающие ведут себя, а затем имитируют их действия. Роль СМИ становится значимой, так как примеры, демонстрируемые в них, становятся источником научения. Но чтобы социальное научение имело место, вначале необходимо привлечь внимание примером в СМИ. Человек должен обладать определенными когнитивными способностями, моторными навыками, мотивацией, чтобы совершать какие-либо действия. II. Теория культивирования. В основе этого подхода: многократное воздействие СМИ на протяжении продолжительного времени которое постепенно меняет наше представление о мире и социальной реальности. Первоначально эта теория была разработана Джорджем Гербнером и его коллегами. Одним из основных конструктивных положений теории культивирования является унификация– направление различных взглядов людей на социальную реальность в единое русло. Унификация осуществляется посредством процесса конструирования. Например, зрители узнают факты из реальной жизни, наблюдая мир, созданный на телеэкране. Отпечатки, остающиеся в памяти после просмотра телепередач, сохраняются автоматически. Затем на основании сохраненной информации человек формирует свое представление о реальном мире. Когда сконструированный мир и реальный мир хорошо согласуются друг с другом, имеет место явление резонансаи эффект культивирования становится более заметным. III. Теория социализации. Мейровиц и Поустмен считают, что в век телевидения дети социализируются и начинают исполнять взрослые роли раньше, чем это было несколько столетий назад Влияние СМИ на детей особенно велико тогда, когда передачи смотрят в развлекательных целях и дети воспринимают их содержание как реалистичное. Это происходит из-за неспособности «критически мыслить» во время просмотра. Социализирующие эффекты особенно сказываются на заядлых телезрителях, которые обладают скудной альтернативной информацией и небогатым жизненным опытом. СМИ, особенно телевидение, являются источником национальной и культурной социализации. Эта социализирующая роль телевидения особенно значима в тех случаях, когда ребенок живет в обществе, отличном от того, в котором родился он. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 423. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |