Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Средства массовой коммуникации




Вопросы к зачету/экзамену

По курсу «Психология массовых коммуникаций»    

1. Система массовой коммуникации. Средства массовой коммуникации. Особенности средств массовой информации: обеднение контекста, монологичность, бесконтактность.

2. Соотношение понятий «средства массовой информации» и «средства массовой коммуникации».

3. Социальные функции средств массовой коммуникации. Психологические функции средств массовой коммуникации.

4. Психологические «селективные» модели коммуникации: Каца и Лазарсфельда, Робинсона, Роджерса и Шумейкера.

5. Психологические «линейные» модели коммуникации: Лассуэлла, Брэддока, Шрамма.

6. Процессуальные теории массовой коммуникации: социального научения, культивирования, социализации, использования и удовлетворения, навязывания повестки дня, когнитивная теория.

7. Понятие «личность». Психологическая структура личности.

8. Влияние психологических свойств личности на восприятие информации.

9. Структура личности по Зигмунду Фрейду, Эрику Берну и Карлу Юнгу в контексте восприятия информации.

10. Понятие «ощущения» в коммуникационном процессе. Свойства ощущений. Виды ощущений.

11.Понятие «восприятие» в коммуникационном процессе. Свойства восприятия. Виды восприятия.

12. Понятие «представление». Функции представлений. Виды представлений.

13. Этапы обработки и восприятия информации: контакт, внимание, понимание, принятие, запоминание.

14. Понятие «внимание» в коммуникационном процессе. Характеристики внимания. Факторы, оказывающие влияние на внимание.

15. Понятие «память» в коммуникационном процессе. Процессы памяти. Виды памяти.

16. Понятие «социальное влияние». Понятие «когнитивный диссонанс».

17. Социальное влияние стереотипов. Понятие «стереотип» в контексте массовой коммуникации. Отрицательные и положительные стереотипы.

18. Понятие «установка». Структура социальной установки. Положительные и отрицательные установки.

19. Специфика убеждающего воздействия. Эффективность убеждения. Факторы, влияющие на эффективность убеждения. Психологические модели убеждающего воздействия.

20. Специфика внушающего воздействия. Суггестивность.

21. Понятие «логика» и понятие «эмоции». Сочетание логических и эмоциональных апелляций к аудитории.

22. Коммуникативные характеристики слуха. Эмоциональная типология: «слух-желание», «слух-пугало», «агрессивный слух». Свойства слухов. Искажения в процессе циркуляции слухов.

23. Субъективная структура опыта человека. Понятия «интересы, «состояния», «отношение».

24. ИСО как иерархия смыслов, потребностей и ценностей человека. Зона коренных ИСО. Зона перспективного развития ИСО. Зона престижных ИСО.

25. Коммуникация (по содержанию) как духовно-психологический процесс. Этапы коммуникативного процесса. Факторы, влияющие на этапы коммуникации.

26. Психофизиологические особенности процесса коммуникации. Субъективная карта-модель мира.

27. Понятие «модальность». Кинестетическая, аудиальная, визуальная модальности. Влияние модальностей на процесс коммуникации. Полимодальность.

28. Интерес как познавательная потребность. Психология формирования интереса к продукции средств массовой коммуникации.

29. Социально-психологическое исследование интереса.

30. Понятие «мотивы». Полимотивированность. Управление мотивами.

31. Понятие «потребности». Соотношение понятий «мотивы» и «потребности». Виды потребностей. Теория потребностей А. Маслоу.

32. Анализ потребностей и мотивов, стимулирующих обращение к СМИ: потребность в информации, общении, одобрении, во власти, немедленной обратной связи, безопасности, принадлежности, в решении практических задач, эмоциональной разрядки, самовыражения.

33. Мотивация и ожидания в механизме обращения аудитории к средствам массовой информации. Анализ разных видов ожидания.

34. Понятие «опыт» в контексте массовой коммуникации. Влияние форм опыта на процесс коммуникации.

35. Понятие «воображение» в контексте массовой коммуникации. Воображение как фактор поведения. Средства массовой коммуникации и воображение.

36. Роль групповых факторов в механизме убеждения. Феномен группового давления. Феномен группового сплочения. Влияние референтной группы в процессе убеждения.

37. Понятие «конформность» в контексте массовой коммуникации. Виды конформности. Факторы, влияющие на конформизм.

38. Подражание как социально-психологический механизм массового поведения. Функции подражания.

39. Заражение как механизм психологии массы.

40. Закономерности массового поведения и реклама.

41. Реклама как средство психологического воздействия.

42. Мода как вид массового поведения. Психологические эффекты моды.

43. Специфика журналистского мышления. Характеристика творческих способностей журналиста.

44. «Авторские технологии». Методы стимулирования журналистского мышления.

45. Творческое мышление. Конвергентное и дивергентное мышление. Характеристики творческих людей.

46. Творческие способности. Беглость мышления. Гибкость мышления. Оригинальность мышления. Разработка идей. Фазы творческого процесса.

47. Традиционные методы активизации творческого процесса.

48. Эвристические методы активизации мышления: метод «мозгового штурма» А.Осборна, метод фокальных объектов, метод синектики Дж.Гордона, метод решения изобретательских задач Г.С.Альтшуллера.

49. Вербальное мышление. Лингвистический и паралингвистический каналы.

50. Невербальное мышление. Оптико-кинетическая, паралингвистическая, экстралингвистическая, визуальная знаковые системы и система организации пространства и времени.

51. Имидж коммуникатора. Основные характеристики имиджа как психического образа.

52. Влияние коммуникатора на аудиторию в процессе массовой коммуникации.

53. Психографика как принцип сегментирования рынка. Общие психографические системы. Частные психографические системы.

54. Методы исследования аудитории: опросы, интервью, анкетирование. Достоинства и недостатки методов исследования.

55. Психологические аспекты исследования аудитории. Влияние коммуникатора. Влияние контекста. Психологическая ригидность.

1. Система массовой коммуникации. Средства массовой коммуникации. Особенности средств массовой информации: обеднение контекста, монологичность, бесконтактность.

Система массовой коммуникации

Простейшую коммуникационную модель знал уже Аристотель. Она включала три момента:

S=>M=>R,

где S (sourse) — источник, М (message) — сообщение, R (receiver) — получатель. Если добавить обратную связь, связывающую реципиента с источником, то возникнет почти современная модель.

В общем виде массовая коммуникация представляет собой систему, состоящую из источника сообщений и их получателя, связанных между собой физическим каналом движения сообщений (газеты, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись, Интернет).считается, что определение массовой коммуникации становится ясным лишь по мере ответов на последовательную цепочку вопросов: кто говорит — что сообщает — по какому каналу — кому — с каким эффектом.

Средства массовой коммуникации

Очень часто термины «средства массовой коммуникации» (СМК) и «средства массовой информации» (СМИ) употребляются как синонимы. Однако между ними существуют определенные различия. Объем понятия средства массовой коммуникации шире, чем объем понятия средства массовой информации. И понятие СМК включает в себя СМИ.

Так же СМК, в отличие от СМИ могут и не иметь своего организационного и структурного оформления. Любая газета (СМИ) — это и трудовой коллектив (редакция), и материально-техническая база печати, и система распространения, и определенная аудитория. А вот слухи распространяются, используя «естественные» коммуникации. В этом случае имеет смысл говорить лишь о порядке взаимодействия (если пользоваться терминологией американского социолога И. Гофмана). К тому же «производство» слухов, их циркулирование чаще всего не является результатом целенаправленной деятельности акторов (организация, групп или личностей).

У СМК в отличие от СМИ нет обязательного требования в системности и/или периодичности распространения информации. Те же слухи распространяются спонтанно, хотя такое средство массовой коммуникации как школа дает информацию более системно и более регулярно, чем иные СМИ

2. Соотношение понятий средства массовой информации и средства массовой коммуникации

СМИ

Средства массовой информации, или массмедиа, считаются важнейшим функциональным компонентом коммуникативного пространства. Однако за известной аббревиатурой СМИ, обозначающей средства массовой информации, сегодня в содержательном смысле не стоит какого-либо реально существующего объекта. Конечно, серьезный вклад в этот процесс внес интернет. В первые годы своего существования интернет был игрушкой для достаточно узкого круга специалистов. Публикации в нем игнорировались традиционными СМИ. Фактически интернет на первых порах своего развития находился в зоне информационного андеграунда. Но как это бывает почти со всяким андеграундом, его влияние на официальные информационные структуры оказалось настолько значительным, что они начали видоизменяться только потому, что где-то рядом существовал интернет. Интернет преобразовал СМИ фактом своего рождения. Принципы, лежащие в основе функционирования интернета, начали преобразовывать структуру СМИ.

СМK

 

Термин «средства массовой коммуникации» (СМК) означает всю систему коммуникационных процессов (глобальные телекоммуникационные средства (сеть) и сумму технологий работы с массовой аудиторией – политические технологии, PR, рекламу) в отличие от термина «средства массовой информации» (СМИ), который означает традиционный набор – телевидение, радио, пресса. Процесс коммуникации в СМК носит двухсторонний характер, в то время как в СМИ это, в основном, однонаправленный, односторонний процесс. Цель СМК – установление обратной связи, а цель СМИ – донесение сообщения до реципиента. Особенностями средств массовой информации можно считать обеднение контекста, монологичность, бесконтактность.

2. Социальные функции СМК:

1. Информационная функция. Чтобы принимать решения реципиенты нуждаются в точной, объективной и своевременной информации. При этом важно также наличие широкого спектра мнений.

2. Функция социального контроля. СМК не только информируют, просвещают и развлекают аудиторию, но и формируют мнение, мировоззрение, реакции на те или иные события. В результате СМК упорядочивают взаимодействие индивидов с обществом посредством социально-нормативного регулирования. Это означает, что СМК осуществляют социальный контроль.

3. Функция социализации личности. Благодаря СМК происходит включение личности в систему социальных связей на основе усвоения ею ценностей, норм, образцов поведения.

4. Функция организации поведения. Через СМК индивиды узнают, какие нормы поведения приняты в данном обществе. В соответствии с ними индивиды организуют индивидуальное, а также групповое поведение.

 

Психологические функции средств массовой коммуникации:

1. Функция формирования группового сознания. СМК имеют возможность с помощью специализированных средств формировать установки определенного типа у большой группы реципиентов, менять их направленность, содержание.

2. Функция создания определенного эмоционально-психологического настроя. Она называется также функцией развлечения, эмоциональной разрядки.

3. Коммуникативная функция. СМК могут служить форумом, где организации или отдельные лица имеют возможность выразить свое мнение в письмах к редактору или публикациях, содержащих, противоположные мнения.

3.Социальные функции средств массовой коммуникации. Психологические функции средств массовой коммуникации.

2. Социальные функции СМК:

1. Информационная функция. Чтобы принимать решения реципиенты нуждаются в точной, объективной и своевременной информации. При этом важно также наличие широкого спектра мнений.

2. Функция социального контроля. СМК не только информируют, просвещают и развлекают аудиторию, но и формируют мнение, мировоззрение, реакции на те или иные события. В результате СМК упорядочивают взаимодействие индивидов с обществом посредством социально-нормативного регулирования. Это означает, что СМК осуществляют социальный контроль.

3. Функция социализации личности. Благодаря СМК происходит включение личности в систему социальных связей на основе усвоения ею ценностей, норм, образцов поведения.

4. Функция организации поведения. Через СМК индивиды узнают, какие нормы поведения приняты в данном обществе. В соответствии с ними индивиды организуют индивидуальное, а также групповое поведение.

3. Психологические функции средств массовой коммуникации:

1. Функция формирования группового сознания. СМК имеют возможность с помощью специализированных средств формировать установки определенного типа у большой группы реципиентов, менять их направленность, содержание.

2. Функция создания определенного эмоционально-психологического настроя. Она называется также функцией развлечения, эмоциональной разрядки.

3. Коммуникативная функция. СМК могут служить форумом, где организации или отдельные лица имеют возможность выразить свое мнение в письмах к редактору или публикациях, содержащих, противоположные мнения.

4. Психологические «селективные» модели коммуникации: Каца и Лазарсфельда, Робинсона, Роджерса и Шумейкера.

В теориях «селективного влияния» действие СМК опосредуется промежуточными переменными – индивидуальными различиями, социальными различиями, обусловленными принадлежностью к разным субкультурам, социальными взаимоотношениями.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 289.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...