Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Блок № 3. Система занятий, направленных на профилактику и коррекцию личностных трудностей.




Цель:развитие личностных качеств, необходимых для успешной социальной адаптации.

Задачи:

· способствовать формированию адекватная самооценка;

· формировать способность к рефлексии;

· развивать способность к самоопределению;

· способствовать формированию адекватной ценностной ориентации.

Организация времени:

Разминка ~10-20 мин.

Основная часть ~ 60-90 мин.

Заключительная часть ~ 10 -30 мин.

Занятие 1.

Разминка. Упражнение [12, 191]. Участники группы сидят по кругу.

Инструкция: «Давайте поприветствуем друг друга так: каждый по очереди, по кругу, по часовой стрелке, бу­дет называть свое имя, а также одно из своих ре­альных хобби, увлечений, и одно желаемое хобби, то, которое Вы хотели бы иметь, но пока это по той или иной причине не осуществилосьИтак, имя, хобби реальное и хобби желаемое...».

Тренер выдерживает паузу две-три минуты, давая возможность всем подумать; если кто-то выражает желание начать, тренер обращается к группе с вопросом: «Нужно еще кому-нибудь вре­мя, чтобы подумать?», и только, убедившись, что все готовы, предлагает желающему начать.

Основная часть. Проективное упражнение «Я — икс...» [6, 120].

Процедура: все участники тренинга должны взять ручку (ка­рандаш) и небольшой листок бумаги и записать на нем название предмета, который находится в поле его зрения, в тренинговой комнате. Никаких особых ограничений на выбор предмета нет. Может быть: дос­ка, стена, половая тряпка, мел, бутылка, электрическая розетка, люстра, сумка и др.

Записка прячется участником в карман. Выбирается доброво­лец, который садится на «горячий» стул в центре круга и закры­вает глаза, предварительно передав тренеру свою записку. Допус­тим, на ней написано слово «бутылка».

Тренер предлагает испытуемому три раза с разным выражени­ем голоса произнести фразу «Я - бутылка». После этого он пред­лагает испытуемому еще раз произнести эту фразу и продолжить монолог от имени бутылки. «Представь себе, что ты и есть бутыл­ка. Говори от имени бутылки, говори все, что хочешь. Но ты - бутылка, поэтому говори то, что будет говорить о себе бутылка. Давай...».

По возможности тренер позволяет длиться этому монологу от имени бутылки сколь угодно долго. Тренер должен побуждать ис­пытуемого продолжать, если монолог был не очень длинным. На­конец, тренер в какой-то момент может начать задавать «бутыл­ке» - добровольцу, который вжился в образ бутылки, - вопросы. Удачным выглядит при этом использование принципов структу­рирования незаконченных предложений из известного теста «Не­законченные предложения». Тренер может спросить (если это еще не вошло в содержание монолога):

1. О детстве бутылки: как она родилась, с кем дружила, кого боялась, кто был врагом, много ли было братьев и сестер, как к ней в детстве относились родители, были ли они вообще, когда бутылка с ними рассталась, почему?

2. О старости бутылки: есть ли у бутылок старость, умирают ли они, чем они болеют, где они проводят старость, и пр.

3. Далее на «горячий стул» садится следующий доброволец. Не желающие участвовать могут просто быть наблюдателями, а также задавать вопросы добровольцам.

Рефлексия.Обратная связь.

 

Занятие 2.

Разминка. Группа участников образует круг. У каждого в руке стаканчик из-под йогурта. У одного из игроков в стаканчике – шарик от настольного тенниса. Он задает любой простой вопрос о жизни, характере человека, можно юмористический, и кидает ему шарик. Названный должен поймать своим стаканчиком шарик и быстро ответить на вопрос. Потом задать вопрос следующему, кидая ему шарик.

Основная часть. «Путешествие в детство» [5, 101]. Рисунки детских воспоминаний являютяс сильным стимулом для творческого самовыражения тех чувств, которые связаны с внутренним миром субъекта.

Инструкция: нарисовать «нерабочей»[2] рукой какое-либо событие детства (любое детское воспоминание).

Материалы: листы бумаги формата А3, мягкий ластик, предпочтительно использование мягкие изобразительные материалы - восковые мелки, пастель, краски.

Коллективное обсуждение:

Почему именно это воспоминание возникло в памяти?

Как себя чувствовал в процессе работы с образами детства?

Какую связь имеет вспомнившийся эпизод с «жизненным сценарием» автора, преобладающими стратегиями поведения, как отражается на его жизни в данный момент?

Рефлексия.Обратная связь. Можно сократить этот этап, если насыщенно прошло коллективное обсуждение в процессе арт-терапевтического упражнения

 

Занятие 3.

Разминка. «Любое число». [1, 165]. Ведущий называет по имени любого из игроков. Тот мгновенно должен назвать какое-нибудь число от одного до числа, равного количеству участников группы. Ведущий командует: «Три-четыре!». Одновременно должно встать столько игроков, какое число названо. При этом игрок, назвавший число, сам может встать, а может остаться сидеть. Лучше прекратить игру после одной-двух удачных попыток.

Основная часть. «Метод чужих проблем». Участники анонимно на листках бумаги пишут о проблеме, с которой столкнулись они или знакомые их возраста. Далее листки отправляются в стилизованный «почтовый ящик». Ящик отправляется по кругу. Все по очереди вытаскивают листки с описанием проблем. Коллективное обсуждение и совместная выработка решений. Можно использовать метод мозгового штурма.

Рефлексия.Обратная связь.

 

Занятие 4.

Разминка. Упражнение [12, 201]. Участники группы сидят по кругу.

Инструкция: «Сейчас кто-то из нас, по желанию, задумав ка­кой-либо признак, которым обладают некоторые из нас и не обладают остальные, выйдет в круг и будет подходить по очереди к каждому. Каждый из нас задаст ему только один вопрос: (напри­мер, в круг выйдет Таня) «Таня, я с пум-пум-пумом?», и Таня ответит «да» или «нет» в за­висимости от того, есть задуманный признак у этого человека или отсутствует. Признаки долж­ны быть конкретными, известными всем нам.

Наша задача - понять, какой пум-пум-пум задуман. После того, как ведущий подойдет к каж­дому и ответит на заданный вопрос, мы сможем высказать возникшие у нас гипотезы.

В процессе поиска «пум-пум-пума» обращайте внимание на возникающие у вас состояния и по­старайтесь уловить момент появления ответа».

Тренер может сам принимать активное участие в упражнении, в том числе выходя в центр круга со своим вариантом «пум-пум-пума», однако лучше это сделать не сразу, предоставив возможность проявить активность участникам группы.

Данное упражнение имеет многочисленные эффекты. Оно проходит весело, побуж­дает участников быть изобретательными, гибки­ми, развивает их воображение и наблюдательность.

Основная часть. Лепка под музыку, лучше всего инструментальная классическая музыка. Для «разогрева» перед основным этапом работы, предлагается поэкспериментировать с глиной или пластилином: Тактильное освоение глины путем сжимания, разглаживания, формообразования и т. д. Изготовление шариков из глины, лепка с закрытыми глазами.

«Автопортрет».Инструкция: Вылепите из пластилина или глины свое реалистическое изображение. Необходимо вылепить свое изображение с закры­тыми глазами. Одна рука ощупывает лицо, другая лепит или ри­сует.

После окончания индивидуальной работы, участники группы садятся в круг, и по очереди представляют «свой образ», рассказывая о том, какой он – черты характера, особенности внешности. Участник делится ощущениями в процессе работы, что ему самому понравилось в работе, что было трудно и т.п. После этого группа рассказывает о своих впечатлениях от работы, достраивает «портрет» словесно.

Рефлексия.Обратная связь.

 

Занятие 5.

Разминка. «Надувная кукла» [1, 165]. Ведущий играет роль «насоса»: он делает движения руками, имитируя работу с насосом, и издает характерные звуки. Участники группы сначала расслабленно сидят, голова опущена, руки вяло висят вдоль тела. С каждым движением «насоса» «резиновые куклы» начинают «надуваться»: участники распрямляются, поднимают голову, напрягают руки и, в конце концов, встают в полный рост, раскинув руки и расставив ноги. Через несколько секунд ведущий «выдергивает затычку» у «куклы», и игроки с шипением («ш-ш-ш!») расслабляются и постепенно опускаются на корточки. Игру можно повторить два-три раза.

Основная часть. Философия для юношества. Групповое обсуждение предлагаемых ситуаций. [15] См. приложение №4, темы для обсуждения.

Тема - Верность. Постоянство.
Отмычка и ключ.
Говорила отмычка ключу:
- Я в своё удовольствие гуляю, редко какая дверь передо мной устоит.
- А у меня одна дверь, заветная, на всю жизнь. Дверь стальная, крепкая. Я её замкнул, только я и отмыкаю, – отвечал ключ.
- Разуй глаза, посмотри вокруг, сколько дверей доступных на свете. Неужели тебе ни разу не хотелось себя с другой дверью испытать?
- Мне других дверей не надо, я к одной двери подхожу, а она ко мне, - упорствовал ключ.
Отмычка поняла, что с этим ретроградом и консерватором – ключом спорить бесполезно. Ключ просто глуп, совершенно не ориентируется в современном социуме, и не чувствует модных тенденций – решила продвинутая отмычка.
Попова В.

Тема - Социальные различия.
Чехольчики и реальность.
Они дружили с самого детства, и, казалось, досконально знали друг друга. Жизнь распорядилась так, что одна из них нашла богатого спонсора. Теперь она взахлёб рассказывала про: поездку на модный курорт, чудеса дорогой лечебной косметики, автомобиль для современной бизнес-леди, навороченные телефоны. Продолжала тараторить про, на первый взгляд демократичные, но ненавязчиво инкрустированные «камушками», чехольчики к телефонам.
Когда состоятельная подруга полезла в сумку, что бы продемонстрировать чудо-чехольчик, у второй подруги появилась свободная минутка, вернувшая зачарованную женщину в реальность. А реальность была такова, ей, матери-одиночке надо было как-то исхитриться и на зарплату бюджетницы отправить сына в первый класс. Чтобы не хуже, чем у других.
Силаев О.Д.


 Тема - Жизненные ценности
Провинциалка.
В небольшом провинциальном городе, в самой, что ни на есть российской глубинке, жила симпатичная девятнадцатилетняя девушка. Подруги её года два тому назад перебрались в областной центр, активно устраивали личную жизнь, ловили птицу удачи.
«Под лежачий камень вода не течёт. Бабий век короток. Бери от жизни всё. Молодость пройдёт – никому не нужна будешь. В этой глуши век свой прокукуешь, а потом локти кусай. Назад оглянешься – и вспомнить то нечего» - так говорили подруги, уговаривая нашу героиню бросить всё и попытать счастья в большом городе. Да и сама она понимала бесперспективность, нет, не жизни, существования в спивающемся, деградирующем заштатном городишке.
И всё-таки, она почему-то не спешила с принятием окончательного, поворотного решения. То ли домашней какой-то была, неприспособленной для «естественного отбора»; то ли щепетильной по-старому, не все пути принимала безоговорочно; то ли трусливой – боялась соблазнов и опасностей мегаполиса; то ли держало её здесь непонятно что.
Брылов С.В.

Рефлексия.Обратная связь.

 



















Занятие 6.

Разминка. Упражнение [12, 215]. «Давайте вообразим, что это (тренер показывает мяч) – апельсин. Сейчас мы будем бросать его друг другу, говоря при этом, какой апельсин вы бросаете. Будем внимательны: постараемся не повторять уже названные качества, свойства апельсина и добиться того, чтобы мы все принимали участие в работе». Тренер начинает работу, называя любую характеристику воображаемого апельсина, например, «сладкий». Тренер побуждает участников к более динамичной работе: «Давайте попробуем быстрее».

Основная часть. Сочинение сказки «Современный Иван Царевич на перепутье».В мини-группах (3-5 человек) придумывают сказку об Иване Царевиче наших дней. О том, какие «три дороги» ему предлагается пройти, что они сулят ему, и какой выбор он совершает. На листах ватмана создаются иллюстрации к сказкам. Далее каждая группа представляет свою версию сказки. Коллективное обсуждение.

Рефлексия.Обратная связь.

 

Занятие 7.

Разминка. Упражнение [12, 207]. Участники сидят по кругу. У ведущего в руках мяч. «Сейчас я начну предстоящую нам работу, брошу кому-то мяч и назову при этом любой предмет. Тот, кому достанется мяч, должен будет назвать три нестандартных способа использования этого предмета. Например, бросая мяч, я скажу «молоток». Кроме его прямого назначения, молоток можно использовать в качестве пресс-папье для того, чтобы не разлетались лежащие на столе бумаги; можно использовать молоток в качестве ручки для тяжелой авоськи; можно, привязав к нему шпагат, применить его в качестве отвеса при строительных работах». Будем внимательны и постараемся, чтобы мяч побывал у каждого.

Основная часть. Упражнение [12, 198].

Участники группы сидят по кругу.

«Сейчас мы потратим некоторое время на то, чтобы сосредоточиться на себе, на своих мыс­лях, чувствах, переживаниях».

Сядьте, пожалуйста, поудобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на ваше дыхание, ощутите, как воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет ваши легкие. Ощутите, как с каждым вдохом в Ваше тело по­падает энергия, а с каждым выдохом уходят не­нужные сейчас заботы, напряжения... Обратите внимание на ваше тело. Почувствуйте ваше тело: все - от ступней ног до макушки головы... Вы сидите на стуле (кресле), слышите какие-то зву­ки, ощущаете прикосновение воздуха на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу, сделайте это.

А теперь сосредоточьтесь на идее изменчивос­ти мира, в котором мы живем... Наше сложное вре­мя характерно быстрыми и резкими изменениями...

Порой они бывают молниеносными... Соци­альные и технологические изменения, которые в прошлые столетия тянулись десятки лет, те­перь могут произойти в считанные месяцы или даже недели, и все это постоянно действует на каждого из нас.

Подумайте об этом.

Какие мысли у вас возникают?.. Как вы чувст­вуете себя в этом изменчивом мире?.. (Эти вопро­сы тренер повторяет с интервалами 2 - 3 раза.)

Подумайте о том, какие ваши качества, осо­бенности поведения помогают вам жить в этом изменчивом мире, а какие мешают?

А теперь вспомните, что вы сидите здесь, в этой комнате, и здесь есть еще другие люди. Вер­нитесь сюда, в наш круг, и сделайте это в удоб­ном для вас темпе. Вы можете сразу открыть глаза или посидеть еще некоторое время с закры­тыми глазами. Вернитесь сюда, в наш круг, и сде­лайте это в удобном для вас темпе».

После того как все участники группы открыли глаза, тренер может предложить всем еще некото­рое время остаться со своими впечатлениями, чув­ствами, переживаниями и нарисовать их. Для этого участникам группы предлагаются бумага, краски, фломастеры, цветные карандаши, пастель и т. п.

Рисунки участников группы желательно рас­положить так, чтобы все могли их видеть на про­тяжении дальнейших занятий.

После того как все закончили рисовать, и ри­сунки прикреплены на натянутую леску или к сте­не, тренер продолжает инструкцию: «Продолжим нашу работу. Сейчас мы объединимся в группы: по 4 - 5 человек в каждой - и поделимся нашими впечатлениями, размышлениями, расскажем друг другу о том, какие наши качества, особенности поведения помогают, а какие затрудняют нашу жизнь в изменчивом мире. Составьте, пожалуйста, в вашей группе перечень этих качеств. Не стремитесь к обобщениям, пусть качества или особенности поведения, которые вы включите в список, будут конкретными. Будьте готовы в конце работы в малых группах поделиться с ос­тальными тем, что у вас получится».

В ходе представления каждой группой своего перечня качеств тренер побуждает остальных уча­стников задавать вопросы, прояснять то, что им не вполне ясно. При этом тренер записывает на­зываемые качества, особенности поведения на до­ске или листе ватмана.

Это упражнение направлено на осознание каж­дым участником группы своего опыта жизни в изменчивом мире.

Ниже мы приводим сокращенный перечень качеств, особенностей поведения, помогающих и мешающих жить в изменчивом мире. Эти качества были предложены в разных группах тренинга кре­ативности.

1. Качества, особенности поведения, помога­ющие жить в изменчивом мире.

· любовь к людям, позитивное отношение к миру, оптимизм;

· принятие себя и мира во всех проявлениях;

· умение посмотреть на проблему глазами других;

· чувство юмора;

· переживание своей «незаконченности», неза­вершенности;

· общительность, контактность;

· сенситивность, эмпатия;

· желание помогать людям;

· работоспособность;

· мечтательность, способность фантазировать

· решительность, настойчивость, целеустремленность и т. д.

2. Качества, затрудняющие жизнь в изменчи­вом мире:

· неуверенность в себе, своих силах;

· предвзятость мнений;

· заниженная самооценка;

· несамостоятельность;

· чрезмерная приверженность принципам;

· формализм, заорганизованность;

· стереотипность мышления и поведения;

· ориентация на общепринятые нормы, правила, излишняя чувствительность к мнению других;

· тревожность;

· высокая внушаемость и т. д.

Рефлексия.Обратная связь.

 

Занятие 8.

Разминка. Упражнение «30 секунд». [2, 110]. Каждому участнику группы дается 30 секунд, в течение которых он может сказать все, что захочет. Если кто-либо из участников не хочет говорить, то отведенные ему 30 секунд проводятся в молчании. Задача игры не только в том, чтобы сделать более свободной речь участников группы, но и в том, чтобы научить их внимательно выслушивать друг другa, не перебивая говорящего. На последнем занятии участники часто спонтанно начинают использовать свои 30 секунд для рассказа о том, что им дала группа.

Основная часть. «Я во времени»

Рисование себя в прошлом, настоящем и будущем (5 лет, сейчас, 60 лет). Подмечаются изменения черт лица, роста, стиля одежды, изменение социального положения (увеличение или уменьшение социальных возможностей), характера. Подведение человека к осознанию понятия «мое будущее» через обозначение конкретной возрастной даты.

 

Рефлексия.Обратная связь. Ритуал прощания. По кругу участники группы говорят о том, что они получили в процессе групповой работы, и говорят пожелание, то, что они хотели бы пожелать себе и всем участникам группы. Ритуал сопровождается передачей горящей свечи.

 

Рекомендуемая литература по диагностическому обследованию и коррекционной работе:

 

1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М., 2008.

2. Зиновьева М.В. Психолого-медико-социальное сопровождение эмоционального состояния детей и подростков в постэкстремальный период. Методические рекомендации. – М., 2006.

3. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. - СПб., 2006.

4. Крыжановская Л.М. Артпсихология как направление психолого-педагогической реабилитации подростков. - М., 2004.

5. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб, 2003.

6. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М., 2003.

7. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство взаимоотношений. – М., 1994.

8. Настольная книга практического психолога. В 2-х книгах. Рогов Е.И. - М., 2002.

9. Практикум по возрастной психологии. Сборник психодиагностических методик под. ред. Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко. – СПб., 2006.

10. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. - М., 2007.

11. Рабочая книга практического психолога / Шапарь В., Тимченко А., Швыдченко В. -М., 2005.

12. Психогимнастика в тренинге. Под ред. Хрящевой Н.Ю. СПб., 2006.

13. Социализация и образование социальных сирот. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. Доклад. - М.- СПб., 2002.

14. Хухлаев О.Е. Обычная работа в необычных условиях: психологическое консультирование, осложненное травматическим стрессом. – М., 2006










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 220.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...