Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Программа групповых занятий с выпускниками детских домов и интернатных учреждений, направленная на повышение уровня социальной адаптации




 

Подольская И.А.,

зав. лабораторией социальной

адаптации детей к. филос. н., доц.

ИСО КГПУ им. К.Э. Циолковского,

при поддержке в форме гранта

РГНФ № 08-06-59630 а/Ц

Актуальность проблемы.

Время, когда воспитанник покидает детское учреждение и вступает в новый, самостоятельный этап своей жизни сопряжено с переживанием интенсивного стресса. Проведя в детском доме длительное время, у ребенка устанавливается система отношений со сверстниками, педагогами и воспитателями, характеризующаяся определенной стабильностью. Жизнь детского учреждения представляет собой достаточно закрытую систему, где воспитанник, как правило, реализует основные виды деятельности: живет, учится, общается, проводит досуг. Следует отметить, что выбор тех или иных досуговых форм активности регламентируется в большей степени возможностями и установками руководства и педколлектива детских учреждений и в меньшей степени – определяется инициативой и потребностями ребенка.

Естественно, выход из стен этого «микромира» означает для детей кардинальную перестройку системы социальных взаимодействий.

Правомерно будет утверждать, что для любого ребенка, чье развитие в детстве и отрочестве протекало в целом благополучно, вступление в период взрослой жизни и адаптация к новому периоду жизни будет сопряжено с трудностями. А для детей, выросших вне семьи, имея опыт психической депривации, этот переход может быть крайне болезненным и длительным.

Результаты мониторинга, проведенного при поддержке в форме гранта РГНФ № 08-06-59630 а/Ц готовности выпускников детских учреждений, проведенного в 2008 г. на базе средних учебных заведений г. Калуги свидетельствуют о недостаточной развитости социально значимых качеств, что затрудняет способность успешно адаптироваться к самостоятельной жизни. В мае 2008г. был проведен семинар с психологами детских учреждений Калужской области по исследуемой теме. В результате обсуждения социальных трудностей детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, можно сделать вывод о наличии проблем в формировании необходимых социальных качеств в условиях детских домов и интернатов. Результаты обсуждений сведены в таблицу, отражающую представления психологов детских домов и интернатных учреждений Калужской области о качествах, необходимых выпускникам для дальнейшей успешной адаптации в социуме (см. Табл. №1).

 

 Табл. №1. Качества, необходимые для успешной адаптации.

Группы качеств Содержание группы качеств
Личностная: Позитивный образ «Я», сформированная «Я» концепция  Адекватные представления о самом себе и своих возможностях, самостоятельность, целеустремленность, способность к рефлексии, сформированные представления о своем будущем, адекватная система морально-нравственных представлений, профессиональное самоопределение, трудолюбие, ответственность
Социальная: Коммуникативная компетентность (умение сотрудничать, способность разрешать конфликты), социальная активность, социальная «полезность» (умение приносить пользу), социальная автономность, ориентированность на нормы общества, социальная гибкость
Эмоциональная: Эмпатия, эмоциональная устойчивость  

Наиболее трудно, по мнению психологов детских учреждений, в условиях детских домов и интернатов формируются такие качества и свойства личности, как адекватные представления о самом себе и своих возможностях, самостоятельность, целеустремленность, ответственность, социальная активность, эмпатия и эмоциональная устойчивость.

Наличие трудностей, описываемых психологами детских учреждений подтверждаются результатами диагностического исследования социальных качеств выпускников детских учреждений, проведенного нами в 2008 году:

· низкая социальная активность, несформированность чувства ответственности, пассивность жизненной позиции, выраженная экстернальная реакция на неудачи, неразвитая готовность к взаимопомощи;

· неадекватность самооценки, специфичность ценностной иерархии (чуткость, счастье других людей рассматривается как незначимые ценности), моральное потребительство, несформированность жизненных перспектив; несформированность способности к целеполаганию;

· эмоциональные особенности (неразвитость эмпатии, эмоциональная неустойчивость)

 

                                                                Очевидно, что в период перехода от жизни по типу закрытого социального взаимодействия к самостоятельной жизни в социуме выпускникам детских домов требуется психолого-педагогическая помощь. В настоящее время не существует комплексной программы социально-психолого-педагогической помощи выпускникам детских учреждений. Предлагаемая в данной работе система групповых занятий является лишь частью, элементом необходимого социально-психолого-педагогического сопровождения выпускников детских домов и интернатных учреждений.

 

Цель программы: формирование качеств у выпускников детских домов и интернатных учреждений, способствующих успешной социальной адаптации.

 

Основные идеи программы:

- формирование процесса эффективного социально-психолого-педагогического сопровождения выпускников детских домов и интернатных учреждений;

- информационно-консультативное и организационное обеспечение деятельности специалистов, работающих с выпускниками детских домов и интернатных учреждений, по повышению их уровня социальной адаптации;

 

Целевые группы программы:

· выпускники детских домов и интернатных учреждений Калужской области;

· социальные педагоги, психологи начальных и средних профессиональных образовательных учреждений;

· службы психологической помощи г. Калуги;

· студенческие волонтерские группы, участвующие в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Ожидаемый результат - формирование качеств, необходимых для успешной социальной адаптации.

 

Под социальной адаптацией понимается процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

В рамках данной программы фокус групповой работы направлен на формирование эмоциональных, социальных и личностных качеств, необходимых для успешной интеграции выпускников детских домов и интернатных учреждений в общество.

 

Социальные качества:

· общие коммуникативные навыки;

· способность нести ответственность за свои поступки;

· способность заботиться о родных и близких;

· социальная гибкость в различных жизненных обстоятельствах.

Эмоциональные качества:

· способность к эмпатии;

· эмоциональная устойчивость;

· позитивное отношение к себе и окружающим.

Личностные качества:

· адекватная самооценка;

· способность к рефлексии;

· способность к самоопределению;

· адекватные ценностные ориентации.

 

Критерии оценки эффективности программы: сформированность у учащегося эмоциональных, социальных и личностных качеств, необходимых для успешной интеграции в общество.

 

Оценка эффективности работы программы.

Следует помнить о трудности оценивания эффективности групповой работы.

(Рудестам, 1993). Можно судить о достигнутых результатах только по косвенным данным — на основе наблюдений, самоотчетов выпускников детских учреждений и рассказов их педагогов и руководителей групповых занятий. Тем не менее, предложим стандартизированный протокол оценивания:

Диагностирование совокупности не менее восьми из выше приведенных характеристик свидетельствует о достаточной степени сформированности способности к социальной адаптации.

Совокупность от восьми до пяти показателей свидетельствует о необходимости продления программы подготовки ребенка к устройству в семью.

Совокупность менее чем пяти показателей указывает, что у учащегося не в полной мере сформированы качества, необходимые для успешной социальной адаптации.

Методы исследования показателей психологической готовности:

1. Экспертные опросы (педагогов, воспитателя, самого учащегося и др.).

2. Комплекс диагностических методик (см. прил. №1 диагностический инструментарий по исследованию социальной адаптации).

3. Наблюдение.

4. Сравнительный анализ результатов.

 

Система занятий по повышению уровня социальной адаптации составлена по материалам тренингов И. Вачкова, К. Фопеля, А. Лидерса, Н. Хрящевой, С. Макшанова и др. В занятиях использованы элементы арт-терапии, с использованием разработанных упражнений Лебедевой Л.Д., Киселевой М.В. и др.

Противопоказаниями для участия в группеявляются грубые психопатические реакции, выраженная гиперактивность, серьезные психические заболевания.

 

Организация групповой работы. Здесь предлагаются модели коррекционной и профилактической работы, основанной на сочетании различных методов групповой работы. Занятия могут проходить при учебных заведениях, психологических центрах, а также на базе общественных молодежных организаций.

 

Руководители группы.В рамках предлагаемых моделей психологическую группу может вести один или два руководителя. Желательно также, чтобы группой руководили мужчина и женщина: это облегчает учащимся проекцию представлений, связанных с отцовской и материнской фигурами, способствуя эффективной групповой динамике. Эффективным будет классическое распределение ролей двух руководителей: один выступает в качестве эмоционального лидера, устанавливающего тесные непосредственные контакты с участниками групповых занятий, другой держится более отстраненно, дает необходимые пояснения и организовывает дискуссию.

В описываемой модели предусмотрена психологическая группа, рассчитанная на 24 занятия, по одному разу в неделю. Возможен интенсивный режим – по восемь дней подряд (каждый блок – 8 занятий), с перерывами между блоками. Продолжительность одного занятия зависит от характера группы и общих условий проведения групп - в среднем – 1,5 - 2 часа. Целесообразно начинать занятия со второй- третьей недели обучения учащихся первых курсов.

На первомэтапе осуществляется набор группы, проводятся беседы, диагностическое обследование. Такие беседы и обследования могут проводиться индивидуально или с маленькими подгруппами (не более чем по 4 человека).

При двух руководителях оптимальное количество участников группы – 14 - 15 человек. Возможно его увеличение до 18 - 20 человек. Работать с еще большим количеством участников становится крайне трудно. При одном руководителе количество участников не должно превышать 10 - 12 человек. Возможен отсев. Благодаря тому, что в первой половине работы группы проводятся как открытые (т.е. с возможностью включения новых членов по ходу работы), отсев компенсируется притоком новых участников. Таким образом, на предварительном этапе отбирается не менее 12 человек, которые образовывают первоначальный состав группы [2, 116].

На втором этапепроводится групповая работа. Исходя из выявленных особенностей выпускников детских домов и интернатных учреждений, затрудняющих процесс социальной адаптации, разработанная программа групповых занятий включает в себя три блока занятий:

1. Система занятий, направленных на профилактику и коррекцию социальных трудностей.

2. Система занятий, направленных на профилактику и коррекцию эмоциональных трудностей.

3. Система занятий, направленных на профилактику и коррекцию личностных трудностей.

 

На третьем, заключительном этапепроходит оценка эффективности работы, включающая в себя экспертные опросы педагогов, воспитателя, самого учащегося; повторное диагностическое обследование, сравнительный анализ результатов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...