Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Блок № 1. Система занятий, направленных на профилактику и коррекцию социальных трудностей.




Цель:повышение социальной компетентности.

Задачи:

· развивать общие коммуникативные навыки;

· формировать навыки просоциального поведения;

· развивать социальную активность.

Организация времени:

Разминка ~10-20 мин.

Основная часть ~ 60-90 мин.

Заключительная часть~ 10 -30 мин.

 

Занятие 1.

Разминка: Знакомство. Упражнение «Баранья голова» [1, 158].

Инструкция ведущего:

- Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется шикарная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, - скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались «Леночка» или «Ленуля» или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. Некоторым по душе, если их называют по отчеству без имени - Петрович, Михалыч. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. Есть люди, которые имели в детстве забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Все остальные члены группы - и ведущие тоже - в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.

Основная часть:

Знакомство с правилами группы. «Здесь и сейчас» «Открытого высказывания» «Активного слушания» «Добровольности». Обсуждение правил, внесение по желанию группы, дополнительных правил.

Можно использовать правила, предложенные Крыжановской Л.М. [4, 45]:

· члены группы не вынуждают каждого говорить что-либо вообще, если он не пожелает этого сделать;

· члены группы уверены в соблюдении конфидециальности, умеют слушать другого, не перебивая, давая высказаться каждому;

· члены группы предупреждаются, что во время занятий они могут почувствовать себя несколько хуже, но это нормальное явление, которое обычно происходит из-за прикосновения к болезненным проблемам;

· во время занятий у каждого есть возможность тихо выйти и вернуться обратно. Если он уходит в подавленном состоянии, сообщить ведущему, и тогда кто-то из группы следует за ним для поддержки;

· членам группы представляется возможность обсуждать что-либо.

 

Модификация упражнения «Гордиев узел» [1, 158]. Участники становятся в круг «Давайте встанем поближе друг к другу, образуем более тесный круг и все протянем руки к его середине. По моей команде все одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого их нас оказалась чья-то одна рука. При этом постараемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. Итак, давайте начнем. Раз, два, три».

После того как тренер убедится, что все руки соединены попарно, он предлагает участникам группы «распутаться», не разнимая рук. Тренер тоже принимает участие в упражнении, но при этом активного влияния на «распутывание» не оказывает. Во время выполнения упражнения достаточно часто возникает идея невозможности решения поставленной задачи. В этом случае тренер должен спокойно сказать: «Эта задача решаемая, распутаться можно всегда». Упражнение может завершиться одним из трех вариантов:

1. Все участники группы окажутся в одном кругу (при этом кто-то может стоять лицом в круг, кто-то спиной, это неважно, главное, чтобы все последовательно образовали круг).

2. Участники группы образуют два или больше независимых круга.

3. Участники группы образуют круги, которые соединены друг с другом, как звенья в цепочке.

Время, затрачиваемое группами на выполнение этого упражнения, может быть очень разным: от 3-5 минут до 1 часа.

Когда задача выполнена, можно обратиться к группе с вопросами: «Что нам помогало справиться с поставленной задачей?» или «Что можно было бы делать иначе для того, чтобы быстрее справиться с поставленной задачей?»

В ходе обсуждения участники группы обычно приходят к мнению, что успешно решать такую задачу в ходе совместной деятельности помогает доброжелательное, бережное отношение друг к другу, забота о том, чтобы каждый чувствовал себя комфортно, постоянная ориентация в ситуации, учет мнения каждого, появление оригинальных идей и т. д. Однако в силу того, что оно предполагает тесный физический контакт, использовать его надо с большой осторожностью. Если тренер предполагает, что у кого-то из участников в результате проведения упражнения возрастет напряженность, следует воздержаться от его проведения.

 

Рефлексия. Обратная связь. Выполнять по этой схеме все заключительные этапы занятий.

Задачами этого заключительного этапа является осознание своих чувств и возможность высказать свои чувства, пожелания в группе. Очень важно, чтобы каждый имел возможность высказаться, но не настаивать на этом. Примерные вопросы: Что вам сегодня понравилось? Что не понравилось? Какие чувства это вызвало? Что можно сделать, чтобы это изменить? и т.п.

 

Занятие 2.

Разминка. «Спина к спине» [2, 105]. Участники садятся на пол спиной к спине (сконцентрироваться на ощущении спины партнера). Оба партнера крепко упираются спинами, фиксируют подошвы на полу и пытаются встать, опираясь лишь на спину партнера. С небольшой тренировкой упражнение удается. В процессе тренировки вы замечаете заинтересованного зрителя. Пригласите его к сотрудничеству и попытайтесь подняться втроем. Это может продолжаться достаточно долго, пока не включится второй зритель. Попытка встать уже вчетвером – значительное достижение. Поток увлеченных происходящим зрителей приводит к попытке массового подъема. Чтобы попытка оказалась успешной, следует с самого начала сидеть на корточках, плотно прижавшись спиной друг к другу, и пытаться встать быстро и одновременно. Приземление намного легче вставания.

Основная часть. [1, 207] Катастрофа в пустыне.Время на это упражнение - не менее полутора часов. Задачи упражнения: отработать навыки поведения в дискуссии, умения вести диспут, изучить на конкретном материале динамику группового спора, открыть для себя традиционные ошибки, совершаемые людьми в полемике, научиться осознавать стратегические цели и именно им подчинять тактические шаги и т.д. При обсуждении результатов следует акцентировать внимание на таких аспектах, как получение обратной связи участниками друг о друге.

Каждый участник получает специальный бланк (или чертит его по указаниям ведущего). Ведущий дает группе следующую инструкцию:

- С этого момента все вы - пассажиры авиалайнера, совершавшего перелет из Европы в Центральную Африку. При полете над пустыней Сахара на борту самолета внезапно вспыхнул пожар, двигатели отказали, и авиалайнер рухнул на землю. Вы чудом спаслись, но ваше местоположение неясно. Известно только, что ближайший населенный пункт находится от вас на расстоянии примерно 300 километров. Под обломками самолета вам удалось обнаружить пятнадцать предметов, которые остались неповрежденными после катастрофы.

Ваша задача - проранжировать эти предметы в соответствии с их значимостью для вашего спасения. Для этого нужно поставить номер 1 у самого важного предмета, номер 2 - у второго по значимости и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас. Заполняйте номерами первую колонку бланка. Каждый работает самостоятельно в течение пятнадцати минут.

Список предметов:

1. Охотничий нож.

2. Карманный фонарь.

3. Летная карта окрестностей.

4. Полиэтиленовый плащ.

5. Магнитный компас.

6. Переносная газовая плита с баллоном.

7. Охотничье ружье с боеприпасами.

8. Парашют красно-белого цвета.

9. Пачка соли.

10. Полтора литра воды на каждого.

11. Определитель съедобных животных и растений.

12. Солнечные очки на каждого.

13. Литр водки на всех.

14. Легкое полупальто на каждого.

15. Карманное зеркало.

После завершения индивидуального ранжирования ведущий предлагает группе разбиться на пары и проранжировать эти же предметы снова в течение десяти минут уже совместно с партнером (при этом номерами заполняется второй столбик в бланке со списком предметов). Следующий этап игры - общегрупповое обсуждение с целью прийти к общему мнению относительно порядка расположения предметов, на которое выделяется не менее тридцати минут.

Из наблюдения за работой участников хорошо видна степень сформированности умений организовывать дискуссию, планировать свою деятельность, идти на компромиссы, слушать друг друга, аргументировано доказывать свою точку зрения, владеть собой. Часто разворачивающиеся жаркие споры-баталии, когда никто не желает прислушаться к мнению других, наглядно демонстрируют самим участникам их некомпетентность в сфере общения и необходимость изменения своего поведения.

По окончании дискуссии ведущий объявляет, что игра завершена, поздравляет всех участников с благополучным спасением и предлагает обсудить итоги игры. Первым вопросом, на который ведущий просит ответить всех участников по кругу, является следующий: «Удовлетворен ли ты лично результатами прошедшего обсуждения? Объясни почему».

Ответы участников с необходимостью сопровождаются рефлексией, цель которой - в осмыслении процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности. Воз­никшая в результате дискуссия подогревается ведущим, за­дающим уточняющие вопросы примерно такого типа:

Что вызвало твою удовлетворенность (неудовлетворенность)?

Как, по-твоему, в верном направлении продвигалась ваша дискуссия или нет?

Была ли выработана общая стратегия спасения?

Что тебе помешало принять активное участие в обсуждении?

Ты не согласен с принятым решением? Почему тебе не удалось отстоять свое мнение?

Кто в наибольшей степени повлиял на исход группового решения, т.е. по сути дела оказался лидером, сумевшим повести за собой группу?

Что именно в поведении лидера позволило ему заставить прислушаться к себе? На какой стадии появился лидер?

Какими способами другие участники добивались согласия с их мнениями?

Какие способы поведения оказались наименее результативными?

Какие только мешали общей работе?

Как следовало бы построить дискуссию, чтобы наиболее быстрым способом достигнуть общего мнения и не ущемить права всех участников?

Обсуждение итогов игры должно подвести группу к тому, чтобы самостоятельно разобраться в вопросе, как наилучшим способом организовывать дискуссии, как избежать грубых столкновений в споре и расположить других к принятию своего мнения. Как правило, в процессе обсуждения затрагивается очень широкий спектр проблем: фазы, через которые проходит практически любая дискуссия, лидер и его качества, навыки эффективного общения, умения самопрезентации и т.д. При необходимости ведущий только помогает более четко сформулировать найденные участниками закономерности. Очень большое значение имеет самоанализ участниками собственного поведения, который обогащается обратной связью от других чле­нов группы. От ведущего зависит, чтобы эта обратная связь не превратилась в серию взаимных обвинений, а носила бы конструктивный характер и была принята участниками.

Практически всегда возникает вопрос о «правильном» ответе на проблему дискуссии. Такой ответ дается ведущим, но с оговоркой, что это мнение зарубежных экспертов, с которым мы вправе не соглашаться, но вынуждены учесть важность выбора стратегии спасения для ранжирования предметов: либо двигаться по пустыне к людям, либо ждать помощи от спасателей. Если в группе при обсуждении практически не поднимался во­прос о стратегии, то на этом этапе обнаруживается, что часть участников молчаливо подразумевала первый вариант, вто время как другая часть имела в виду второй. Этим выявляется еще одна причина взаимного непонимания.

Итак, ответы:

Вариант «Ждать спасателей»(по мнению экспертов, предпочтительный).

1. Полтора литра воды на каждого. В пустыне необходима для утоления жажды.

2. Карманное зеркало. Важно для сигнализации воздушным спасателям.

3. Легкое полупальто на каждого. Прикроет от палящего солнца днем и от ночной прохлады.

4. Карманный фонарь. Также средство сигнализации летчи­кам ночью.

5. Парашют красно-белого цвета. И средство прикрытия от солнца, и сигнал спасателям.

6. Охотничий нож. Оружие для добычи пропитания.

7. Полиэтиленовый плащ. Средство для сбора дождевой воды и росы.

8. Охотничье ружье с боеприпасами. Может использоваться для охоты и для подачи звукового сигнала.

9. Солнечные очки на каждого. Помогут защитить глаза от блеска песка и солнечных лучей.

10. Переносная газовая плита с баллоном. Поскольку двигаться не придется, может пригодиться для приготовления пищи.

11.  Магнитный компас. Большого значения не имеет, так как нет необходимости определять направление движения.

12. Летная карта окрестностей. Не нужна, так как куда важнее знать, где находятся спасатели, чем определять свое местонахождение.

13. Определитель съедобных животных и растений. В пустыне нет большого разнообразия животного и растительного мира.

14. Литр водки на всех. Допустимо использовать в качестве антисептика для обеззараживания при любых травмах. В дру­гих случаях имеет малую ценность, поскольку при употреблении внутрь может вызвать обезвоживание организма.

15. Пачка соли. Значимости практически не имеет.

Вариант «Двигаться к людям». Распределение по значимости будет иметь несколько иной вид:

1. Полтора литра воды на каждого.

2. Пачка соли.

3. Магнитный компас.

4. Летная карта окрестностей.

5. Легкое полупальто на каждого.

6. Солнечные очки на каждого.

7. Литр водки на всех.

8. Карманный фонарь.

9. Полиэтиленовый плащ.

10. Охотничий нож.

11. Охотничье ружье с боеприпасами.

12. Карманное зеркало.

13. Определитель съедобных животных и растений.

14. Парашют красно-белого цвета.

15. Переносная газовая плита с баллоном.

Иногда прояснение взаимных впечатлений и открытый обмен обратной связью на первых этапах тренинга затруднены, и хотя эта игра остается полезной и эффективной, она не способна полностью снять психологические защиты участников. Для ослабления напряжения на этой стадии используются психогимнастические игры с релаксационной направленностью.

 

Рефлексия. Обратная связь.

 

Занятие 3.

Разминка. Система этюдов как подготовка к сюжетно-ролевым играм [6, 110] . Средством подготовки к сюжетно-ролевым играм являются актерские этюды.

«Знакомство на лавочке»Парень или девушка должны подсесть к якобы незнакомцу на лавочке и познакомиться с ним.

«Согнать со стула»В парке стоит лавочка для одного человека. На ней кто-то сидит. Проходящий мимо прохожий должен убедить сидящего уступить ему место.

«Заснуть на плече»Междугородний автобус в пути уже три часа. Рядом сидят не знакомые друг с другом юноша и девушка. Юношу сморил сон. Как он ни крепился, он медленно засыпает на плече у девушки. Как отреагирует на это девушка?

То же самое повторяется, но засыпает уже девушка.

 «Приставание к девушке в лифте»Юноша и девушка едут вдвоем в лифте, который медленно взбирается на 33-й этаж. Юноша решил немного поприставать к девушке. Как она поведет себя?

 «Трамвай в часы пик»

Трамвайная давка в час пик. Одному человеку — юноше или девушке — надо пробраться к двери, но пройти сквозь стоящих «спина к спине» пассажиров нелегко? Как действовать?

Основная часть.

1. часть «Семейный конфликт».Участники группы графически изображают конфликтную ситуацию и варианты ее разрешения. Затем обсуждаются различные взгляды на эту ситуацию. (10/20мин)

2. часть Сюжетно-ролевая игра «У дверей девушки» [6, 103-106] Вариант другой игры см. в приложении №1.

 Из двух-трех стульев выстраивается импровизированная стена с дверью. По одну сторону - виртуальная квартира, по другую - лестничная клетка. Из группы выбираются два добровольца - юноша и девушка. Они и сами могут выбрать друг друга в ответ на инструкцию: «Выберите того, с кем вам будет интересно играть в небольшой сценке». Тренер рассказывает группе и двум героям суть ситуации: «Девушка сегодня одна дома, родители куда-то уехали. Зная это, к ней решил зайти в гости парень, который неравнодушен к ней. В то же время она еще не решила, нужен ли ей этот парень. Важно, что парень не решился позвонить девушке заранее и пришел к ней внезапно».

Юноша на ушко получает от тренера дополнительную инструкцию: «Попробуй, несмотря ни на что, убедить девушку впустить тебя в квартиру». Но девушка получает от тренера на ушко противоположную инструкцию: «Сыграй роль, где девушка не пускает парня в дом. Найди причину - сейчас кто-то придет, ты приболела, ты занята, что-то другое, но не пускай парня к себе домой».

Число возможных вариантов этой ситуации чрезвычайно велико: найдется девушка, которая несмотря на дополнительную инструкцию тут же впустит парня, напоит его чаем, разговорит. Но найдется и девушка, которая полчаса будет держать парня в на­пряжении, побуждать его искать все новые и новые доводы, по­чему она должна принять его в гости.

Сценка может остаться сценкой для двоих, но может привлечь и новые роли: может появиться милиционер или сосед по этажу, которого вызвала по телефону девушка, когда парень стал слиш­ком рьяно рваться в ее квартиру. Юноша может по мобильному телефону позвать на помощь дружка, если девушка ставит усло­вие, что гостей она примет только с тортом и шампанским. Нако­нец, может появиться второй юноша, именно его ждала девушка и поэтому-то и не пускала к себе незваного гостя.

Как рождаются эти варианты? Они рождаются из взаимодей­ствия актеров и тренера как режиссера. Тренер поддержит любые дополнительные усложнения сюжета, которые на ходу придумают актеры, но он и подскажет «здесь и теперь» родившийся поворот сюжета, если сценка чуть «забуксовала». В разных прогонах этого упражнения с другим актерами усложнения тоже появляются.

Суть в том, что эту сценку можно повторять. Общее вербализу­емое правило: «Сыграйте эту сценку по-своему, выберите свои, новые, краски для этой сценки». Тренер должен быть внимателен к зрителям и умело побуждать самых «включенных» из них к по­вторению сценки на свой манер. Больше двух-трех повторов обычно не требуется. Если позволяет время, можно перейти к другим сюжетам (см. приложение 2).

 

Рефлексия. Обратная связь.

 

Занятие 4.

Разминка. Инструкция: «Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю «четыре», то, как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действия друг друга».

Ведущий несколько раз называет группе разные числа. Вначале лучше назвать 5 - 7, в середине – 1 - 2. В ходе выполнения упражнения тренер блокирует попытки участников группы обсудить и принять какую-либо форму алгоритмизации работы.

При обсуждении ведущий может задать группе несколько вопросов: «Что помогало нам справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение?», «На что вы ориентировались, когда принимали решение вставать?», «Какая у вас была тактика?», «Как можно было организовать нашу работу, если бы у нас была возможность заранее обсудить способ решения этой задачи?»

Обсуждение позволяет участникам группы осознать, что для выполнения общей задачи необходимо быстро ориентироваться в намерениях, тактике, состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других. В ходе более детализированного обсуждения можно говорить о проявлении инициативы и проблемы принятия на себя ответственности за то, что происходит в группе.

 

Основная часть. Ищу друга.[1, 212]

Инструкция ведущего:

- Любой человек, пожалуй, мечтает о том, чтобы иметь на­стоящего друга. Кому-то из вас наверняка уже повезло, и такой друг у вас есть. У кого-то - множество знакомых и приятелей, но трудно выбрать из них человека, которого можно было бы гордо назвать другом. А кто-то, возможно, в силу застенчивости или замкнутости чувствует себя одиноким и с горечью призна­ется себе, что друзей у него нет. Но в любом случае настоящий друг никому не помешает.

С этого момента я становлюсь редактором особой газеты бесплатных объявлений. Она называется «Ищу друга». Каждый из вас может поместить в нашу газету объявление о поиске дру­га. В этом объявлении нет ограничений на количество слов или размер букв. Принимается любая форма. Вы можете изложить весь список требований к кандидату в друзья, весь набор ка­честв, которыми он должен обладать, а можете нарисовать его портрет. Можете рассказать о себе. Одним словом, делайте объ­явление таким, каким пожелаете. Следует только помнить, что объявлений о поиске друзей будет много и вам надо позабо­титься, чтобы именно ваше привлекло внимание.

Возьмите листы бумаги, фломастеры - творите! Время на подготовку - десять минут.

Спустя отведенное время ведущий предлагает развесить листы на стенах. Подписывать их не нужно. Участники группы молча читают объявления. Каждый имеет право нарисовать красный кружок на том объявлении, которое привлекло его вни­мание, и он готов связаться с его подателем. Можно ограничить выбор таких объявлений, например, тремя.

Можно после этого упражнения начать дискуссию о наиболее ценимых человеческих досто­инствах, о значении дружбы и о тех качествах, которые необхо­димо развивать в себе, чтобы быть достойным дружбы.

 

Рефлексия.Обратная связь.

Занятие 5.

Разминка.«Глухой телефон».Первый рисует в течение двух минут и быстро показывает свой рисунок второму. Тот пытается воспроизвести уви­денный рисунок по памяти, показывает третьему и т. д. Последний рисунок сравнивают с первым и обсуждают искажения.

Основная часть. «Пластилиновый город». Модификация упражнения Лебедевой Л.Д. [5, 202] Упражнения способствуют снятию мышечных зажимов, развитию пространственного и творческого воображения, располагают к двигательной и эмоциональной разрядке. Цель совместной творческой работы – достижение взаимопонимания и сотворчества «скульпторов». Материалы: пластилин, листы плотного картона. Возможно музыкальное сопровождение индивидуальнолй части работы.

1. Индивидуальная работа.Каждому участнику предлагается взять в руки кусок пластилина; прогуливаться в любом темпе в отведенном пространстве, разминая пластилин в руках. Через несколько минут, включается мелодичная композиция. Ведущий просит участников, не прерывая движения, спонтанно, не задумываясь над результатом, придать пластилину какой-либо образ.

Далее, продолжая перемещаться в пространстве кабинета, участники рассматривают работы друг друга с целью найти созвучный образ и по этому признаку образовать пары. Этап завершается обсуждением.

2.  Работа в парах (или малых группах до пяти человек).Из имеющихся фигур создайте общую композицию - город, придумайте название, возможные события. Договоритесь о форме презентации.

3.  Заключительный этап.Участники создают выставку своих работ и по очереди представляют их, делятся впечатлениями, опытом самопознания.

 

Рефлексия.Обратная связь.

Занятие 6.

Разминка. Два участника располагаются на ровной поверхности на расстоянии вытянутой руки друг против друга. Исходное положение: ноги вместе, ладони прижаты к ладоням партнера в течение всей игры. Цель – не разрывая контакта вывести противника из равновесия, не допуская при этом резких и неожиданных движений. По своему характеру игра похожа скорее на танец, чем на борьбу.

Основная часть.

Встреча двух цивилизаций.[1, 220] Группа делится на две команды (способы деления - самые разнообразные). Жре­бием определяется, какая команда будет состоять из землян, а какая - из инопланетян.

- Космическая экспедиция с Земли обнаружила необитае­мую планету, недра которой оказались насыщены разнообраз­ными полезными ископаемыми и стратегически важными ви­дами сырья. Но практически одновременно с землянами на эту планету высадились представители иной высокоразвитой ци­вилизации, тоже заинтересовавшиеся природными ресурсами планеты. Заметив присутствие друг друга, и земляне, и инопла­нетяне укрылись в своих космических кораблях, приведя в бое­вую готовность нейтронные орудия и ручные бластеры. Эта планета крайне необходима и той, и другой цивилизации. По-видимому, вооруженного столкновения не избежать. Вопрос в том, кто начнет первым, т.е. на кого ляжет ответственность за развязывание военного конфликта. Началось тягостное ожида­ние.

Впрочем, еще остается возможность мирно договориться. Но между кораблями нет связи, и чтобы высказать свои предложе­ния, необходимо покинуть корабль и выйти наружу. Это риск: соперники могут не сделать такого же шага, а просто уничто­жить конкурентов. В этой игре вам придется решать, как посту­пить, совершив десять ходов. В зависимости от выборов команд складываются разные ситуации, оценка которых в баллах при­ведена в таблице.

 

Земляне Инопланетяне Земляне Инопланетяне
открыть огонь открыть огонь -3 -3
открыть огонь выйти наружу + 5 -5
выйти наружу открыть огонь -5 + 5
выйти наружу выйти наружу + 3 + 3

 

Смысл таблицы достаточно ясен: если обе команды начина­ют военные действия, они теряют по три балла; если какая-то команда решает выйти из корабля для переговоров, а соперни­ки прицельным огнем стирают их с лица планеты, то погибшие лишаются пяти баллов, а меткие стрелки по парламентерам приобретают также пять баллов; если же представители обеих цивилизаций решат попытать удачи на пути переговоров, то и те, и другие получают по три балла.

Лучше всего команды развести по разным комнатам. За пять минут, отводимых на каждый ход, команды должны принять решение. В случае, если решение за это время не принято, то команда штрафуется на 3 балла. Голосовать можно сколько угодно раз, но если при окончательном голосовании есть люди, поднявшие руки «против», то за каждого из них команда лиша­ется 1 балла. Решение команд передает соперникам ведущий или его ассистент.

Побеждает тот, кто после десяти ходов наберет максималь­ное количество баллов.

 

Рефлексия.Обратная связь.

Занятие 7.

Разминка. «Двустороннее движение» [2, 110]. По перевернутой гимнастической скамейке, бревну или вплотную к стене передвигаются навстречу друг к другу два игрока. Необходимо решить задачу: каким образом можно поменяться местами, не покидая скамейки или бревна?

 

Основная часть.

Несказочные проблемы[1, 227]

Участникам группы предлагается вспомнить о какой-либо своей трудности, проблеме, с которой они столкнулись недавно. В учебной группе не стоит брать слишком сложную и глобаль­ную проблему, хотя, как показывает опыт, некоторые участники выбирают для работы одну из самых значимых для них трудно­стей, особенно если с самого начала ведущий предупреждает, что можно будет не раскрывать свою проблему впрямую. Ве­дущий дает следующее задание:

- Выберите сказочного персонажа, который мог бы столк­нуться с такой же проблемой. Вполне возможно, что вам захо­чется придумать своего собственного героя. Это еще лучше. На­зовите своих персонажей.

Уже на этом этапе возникает взаимный интерес к трудностям друг друга, угадать которые люди пытаются из называемых геро­ев. На наш взгляд, не стоит запрещать повторение персонажей (так, в одной студенческой группе появились Мальвина и Мальвина - 2). При необходимости можно попросить уточнить некото­рые особенности персонажей, их внешность. Это важно тогда, когда это только что придуманный герой. Очень часто (если не всегда) в образе такого сказочного героя проецируются черты Я-концепции участников. Как много уже говорят о своем создателе такие, например, персонажи, как «старая металлическая чернильница», «попугай-непоседа», «жена Карлссона».

Затем участники должны придумать завязку сказки, в кото­рой герой столкнется с проблемой, похожей на их реальную проблему. Эти зачины сказок рассказываются по кругу. Таким образом, на этом этапе всем становится понятен (в той или иной степени приближе­ния) смысл трудностей каждого.

На доске записываются имена всех сказочных персонажей по кругу. И предлагается каждому участнику по очереди по­дойти к доске и соединить стрелками имена тех героев, чьи трудности, по их мнению, в чем-то схожи. Совсем необязатель­но проводить стрелки от имен своих героев, хотя и это не за­прещается.

В случае отражения сходства проблем на доске каждый сво­боден в выборе, а если сам не может оценить степень единства своей проблемы с другими, то у него есть возможность выра­зить свое мнение о сходстве проблем других участников. Бывает трудно распреде­лить участников на двойки или тройки. Если один из героев не получил выбора, остальным участни­кам было предложено высказать свое мнение (стрелками). Не­сколько человек указали на одного и того же героя. Он и стал партнером «отверженного».

Следующий этап упражнения заключается в сочинении про­должения сказок, которое осуществлялось в парах. Инструкция на этом этапе:

- Мы имеем завязки сказок, но, как и в больших романах, заявленные сюжетные линии должны каким-то образом пере­сечься, чтобы родилось продолжение обеих сказок - но уже в одном произведении. Ваша задача - сочинить это ваше общее продолжение, в котором ваши персонажи поискали бы способы разрешения вставших перед ними трудных вопросов.

Через несколько минут (10-15) в кругу звучат только что созданные сказки. Рассказывает кто-то один из пары, второй при необходимости добавляет. Вполне приемлемо разыгрывание сочиненных сказок, но в этом случае лучше объ­единять участников не в пары, а в четверки или даже пятерки. Это разумно, когда группа слишком велика, но и времени на подготовку в этом случае нужно давать не менее получаса.

 

Рефлексия.Обратная связь.

Занятие 8.

Разминка. [12, 24] Все участники садятся в круг.

Инструкция: «Сейчас у каждого из вас будет 1,5 минуты для того, чтобы обратиться к группе. Цель обраще­ния: помочь каждому отвлечься от проблем, не относящихся к нашей работе, сосредоточиться на ситуации «здесь и теперь», полностью вклю­читься в работу».

После того как все участники выполнят это задание, тренер обращается к группе с вопросом: «Чье обращение подействовало на вас наиболее сильно, помогло включиться в ситуацию «здесь и теперь», отвлечься от проблем, не относящихся к групповой работе?»

Обсуждение прозвучавших обращений выявля­ет те моменты, которые позволяют наиболее эф­фективно выполнить это задание. Наилучшего ре­зультата достигают те участники, которые во вре­мя обращения смотрят в глаза тем, к кому они обращаются, фразы произносят четко, ясно, по­нятно, ориентируются на интересы слушателей, говорят о том, что созвучно их переживаниям, проявляют подлинную заинтересованность, искрен­ность, открытость, гибкость, не оказывают давле­ния, не навязывают свою точку зрения и т. д.

Таким образом, это упражнение позволяет получить полезный в содержательном плане мате­риал, в то же время решая задачу включения каж­дого участника в ситуацию групповой работы.

Основная часть. Зубы дареного коня[1, 196].

Группа разбивается на шестерки, и каждая подгруппа обра­зует свой маленький круг. Каждый член подгруппы получает номер от одного до шести.

В принципе это упражнение можно проводить и со всей груп­пой в общем кругу, но в целях экономии времени и избегания утомления в большой группе все же предпочтительней работа в шестерках.

Дальнейший текст ведущего было бы хорошо сопровождать негромкой лирической музыкой для создания необходимой атмо­сферы. Как и все слова ведущего в описываемых играх, этот текст является примерным. Каждый тренер может давать вводную по-своему, лишь бы ее содержание приблизительно со­ответствовало приведенному ниже.

- Давайте пофантазируем и представим, что сегодня у всех нас праздник, у всех - день рождения. Такой день всегда важен. Он символизирует определенный рубеж, по прохождении кото­рого человек может что-то изменить в своей жизни и в себе. В день рождения имениннику принято дарить подарки. Пусть сегодня это будут такие подарки, которые действительно помо­гут человеку измениться, которые по-настоящему нужны ему и ценны для него. Сделать хороший подарок очень непросто. Кто из нас не ломал голову, что подарить близкому человеку в та­кой день? Кто из нас не бегал по магазинам в поисках «чего-нибудь такого…»? Сегодня не надо ничего искать в магазинах. Тем более, что скорее всего там не найти того, что в самом деле нужно. Помните, вы ничем не ограничены. Дарить можно все, что угодно: от картины кисти великого Леонардо до конкретных личностных качеств; от виллы на Багамских островах до тысячелетнего манускрипта, хранящего мудрость древних вол­шебников; от засохшего прошлогоднего одуванчика до вечной жизни. Не спешите с выбором подарка.

В данную минуту именинниками являются первые номера. Внимательно посмотрите на этого человека. Подумайте о том, какой жизненный опыт у этого человека? Что он познал и по­нял в своей жизни? Что он ценит больше всего на свете? Кого он любит? О чем он мечтает? Попробуйте понять, что же ему очень и очень нужно? Что он хотел бы получить в дар от вас? Сейчас вы - волшебники и вы способны дать этому человеку то, что он хочет...

А теперь внимание, именинники! В обычный день рождения любые подарки принимаются без критики - независимо от то­го, понравились они или нет. В народе говорят, дареному коню в зубы не смотрят. Но сегодня - особый случай. Постарайтесь присмотреться к «зубам дареного коня», прислушаться к себе, оценить нужность каждого подарка для вас и честно сказать да­рящему, насколько он «попал в точку» со своим подарком. Чет­ко аргументируйте свое мнение. Если вы не хотите принимать преподнесенный вам дар, объясните, стараясь не обижать да­рящего, почему вы это делаете. Давайте ответ сразу каждому из своих товарищей.

Дарители! Не нужно спорить с именинником, даже если вы категорически с ним не согласны и убеждены, что без вашего подарка он просто погибнет тут же на месте. Сегодня у каждого из вас будет день рождения, и каждый не только сделает пять подарков, но и получит тоже пять.

После того, как первый номер оценит все подарки, именин­ником становится второй номер и так далее. Пожалуйста, при­ступайте! С днем рождения!

Когда каждый из участников в подгруппе получит свои пять подарков, ведущий просит всех собраться в общий круг для групповой рефлексии. Интересно обсудить следующие вопросы:

Кому из участников удалось подобрать такие подарки, кото­рые были с благодарностью приняты всеми «именинниками»?

 

Рефлексия.Обратная связь.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 431.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...