Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Блок № 2. Система занятий, направленных на профилактику и коррекцию эмоциональных трудностей.




 

Цель:обучение навыкам эмоциональной регуляции собственного состояния.

Задачи:

1. Снятие эмоционального напряжения.

2. Развитие эмпатии.

3. Развитие навыков эмоциональной регуляции.

 

Организация времени:

Разминка ~10-15 мин.

Основная часть ~ 60-90 мин.

Заключительная часть~ 10 -15 мин.

 

Занятие 1.

Разминка.«Повторить статую» [2, 108]. Первый участник изображает статую, второй исследует ее с закрытыми глазами и пытается повторить.

Участники разбиваются на пары. Игрок А занимает необычную позу, изображая памятник (встает, садится, ложится), в то время как игрок В с закрытыми глазами исследует позу и пытается точно повторить ее уже с открытыми глазами. После сравнения происходит смена ролей.

Основная часть.

1. Арт-занятие «Художественная арена».Группа делится на две части, и выбира­ется тема, предполагающая противопоставление двух начал или взглядов (например, «день и ночь», «человек и дикая природа» и т.д.). Затем роли этих противоположных начал распределяются между подгруппами, и на отдельных листах бумаги создается и вы­резается набор образов, соответствующих тому или иному взгляду или началу. После этого на общем большом листе бумаги образы оформляются в композицию. В завершение обсуждается процесс ра­боты и ее результаты. Некоторыми вопросами при этом могут быть:

- Удалось ли создать целостную композицию?

- Сопровождалась ли работа положительными или отрицательны­ми эмоциями?

- Удалось ли членам подгрупп и группы в целом действовать сообща?

2.Техника релаксации. Обучение релаксации позволяет не допустить неконтролируемого «прорыва» травматической энергии, дает человеку ощущение облегчения состояния. Техники основаны на разных принципах, необходим учет индивидуальных особенностей участников групповых занятий. Один подход может «не сработать», зато обязательно приведет к достижению релаксации другой метод.

Основной принцип использования техник релаксации — медленное обучение и регулярное использование. Важно, чтобы клиент осознал необходимость самостоятельной работы для достижения результата.

Упражнение «Напряжение - расслабление» [14, 33]. Это основная техника для обучения расслаблению.

А. Базовый вариант. Инструкция: «Сядьте поудобнее, правую руку в кулак. Сжимайте крепче, почти с максимальным усилием! Через 10 - 12 секунд свободно бросьте руку и откройте глаза прислушайтесь к ощущениям в кисти и в правом предплечье».

Через небольшой промежуток - повтор (несколько раз).

Затем следует обсуждение. Необходимо поощрять клиента (или группу) рассказывать об ощущениях. Чем больше метафор состояниям напряжения и расслабления будет подобрано, тем лучше. Таким образом, создается вербальное «якорение» физических состояний и улучшается управление телом.

Упражнение основано на законе «маятника»: непроизвольное расслабление той или иной группы мышц всегда следует за ее напряжением. Чтобы расслабить, например, стопы и голени, нужно вызвать в соответствующих местах напряжение, вытянув ноги и с силой потянув носки на себя.

 

Рефлексия.Обратная связь.

Задачами этого заключительного этапа является осознание своих чувств и возможность высказать свои чувства, пожелания в группе. Очень важно, чтобы каждый имел возможность высказаться, но не настаивать на этом. Примерные вопросы: Что вам сегодня понравилось? Что не понравилось? Какие чувства это вызвало? Что можно сделать, чтобы это изменить? и т.п. (выполнять по этой схеме все заключительные этапы занятий).

 

Занятие 2.

Разминка.Пройти по веревочке. [2, 110]. По середине комнаты растянута веревка, по которой проходит каждый участник. Особенность упражнения – при перемещении игрок использует перевернутый бинокль (на удаление).

Основная часть.

1. Психогимнастическое упражнение. [14, 118].

Участники группы стоят по кругу. Инструкция:      «Сейчас мы будем ходить по комнате и тот из нас, чье имя я назову, предложит ситуацию, в ко­торой каждый попробует себя представить, по­старается в нее включиться и осознать те чувст­ва, состояния, которые при этом возникают. Итак, я начну: мы идем по густой чаще леса...»

Далее через каждые двадцать-тридцать секунд тренер называет имя следующего члена группы. После завершения упражнения можно задать во­просы: «Какие состояния у вас возникали в раз­ных ситуациях?», «В какой из предложенных си­туаций вам было легче всего себя представить, какой - сложнее?».

В ходе обсуждения имеет смысл обратить вни­мание на следующие моменты:

· одна и та же ситуация вызывает у разных лю­дей очень разные, порой полярные состояния;

· люди обладают разной способностью перехо­дить от одного состояния к другому, и эту спо­собность можно развивать;

· легче представить себя в тех ситуациях, кото­рые чаще всего встречались в жизни;

· воспроизведение характерных для той или иной ситуации жестов, походки или позы облегчают погружение в нее, осознание специфических состояний и чувств, которые в ней возникают.

Приведем примеры ситуаций, предложенных участниками в разных тренинговых группах: спе­шим в театр; оказались на приеме у английской королевы, идем по лесу, где очень много комаров; ходим по картинной галерее; в магазине пробира­емся в толпе к прилавку; идем по узкой тропинке в горах, по болоту, по берегу моря, по битому стеклу босиком и т. д.

2.Техника релаксации. Упражнение «Напряжение - расслабление»,«продвинутый» вариант [14, 33]. В классической технике прогрессивной мышечной релаксации Джекобсона движение «напряжения - расслабления» идет по следующей схеме:

1. Кисти.

2. Мышщы рук.

3. Плечи.

4. Грудь и спина.

5. Стопы.

6. Голени и бедра.

7. Верхняя треть лица.

8. Средняя треть лица.

9. Нижняя треть лица.

В идеале необходимо обучить клиента последовательному расслаблению (через напряжение) всех частей тела. Однако при обращении внимания на определенные части тела может возникать чувство неловкости, мешающее процессу.

Поэтому возможный вариант упражнения - начинать с тех частей тела, работа с которыми не будет вызывать излишнего напряжения, - кисти, руки, стопы. Только затем можно постепенно переходить к работе с более «трудными» аспектами.

Если работа производится в группе, то большего эффекта можно достигнуть в обстановке, когда люди почти не замечают друг друга - в полумраке или с закрытыми глазами.

Рефлексия.Обратная связь.

 

Занятие 3.

Разминка. «Эмоциональные ассоциации».Руководитель группы ставит вопросы типа: «Что можно назвать словом «красивое»? ... словом «прекрасное»? «приятное»? «страшное»? «ужасное»?» и т.п.

Другой вариант разминки: Руководитель задает вопрос и бросает мяч одному из участников группы, который должен как можно быстрее, не думая, дать ответ. Желательно, чтобы вопросы были достаточно эмоционально значимы (например: «Каково главное качество мужчины (женщины)?», «Где бы ты хотел сейчас оказаться, если бы мог выбрать любое место на Земле?», «Что такое счастье?»). В дальнейшем правила игры видоизменяются: ответивший участник сам задает следующий вопрос и бросает мяч тому, от кого хочет услышать ответ. При этом важная задача ведущих - специально отмечать и поощрять серьезные, значимые вопросы и содержательные ответы.

Основная часть.

1. Арт-занятие «Рисование чувств». Материалы: листы бумаги формата А4, мягкий ластик, цветные карандаши или восковые, можно краски, фломастеры, мелки.

Клиенту предлагается изобразить чувства и психологические состояния (радость, печаль, гнев, тревога, страх, сча­стье, удовольствие, сила, слабость). Полезно предлагать для изображения понятия, составляющие дихотомию (любовь - ненависть, страх - смелость). Далее проводится обсуждение рисунка с прояснением значения этого понятия, ситуаций, которые связаны с переживанием данного чувства и состояний, причин, вызывающих указанные чувства, способов их экспрессии, способов и приемов преодоления негативных состояний. При работе в группе можно использовать прием отгадывания - предположения о том, какие чувства и состояния изображены на рисунке, аргументируя свою позицию.

2. Психогимнастическое упражнение. [12, 120].

Участники группы садятся полукругом.

Инструкция:

 «Сейчас некоторые из вас получат карточки, на которых написаны те или иные эмоциональные состояния или чувства. Они прочитают то, что написано на карточках и постараются сделать это так, чтобы надпись не видели другие члены группы. Затем каждый обладатель карточки невербально изобразит это состояние или чувство. Делать это надо будет по очереди, выйдя сюда, в центр полукруга, и повернувшись спиной к груп­пе. Наша задача определить, какое состояние или чувство изображено, наблюдая за человеком со спины, не видя его лица».

Примерный перечень состояний и чувств для этого упражнения: радость, печаль, удивление, гнев, нетерпение, страх, беспокойство и т. п.

После каждого воспроизведения наблюдатели высказывают свои предположения относительно изображенного состояния или чувства, а тренер называет его. Затем можно задать вопрос: «На какие признаки вы ориентировались, определяя состояние?».

Обсуждение дает возможность собрать «банк» пантомимических и жестикуляторных проявлений, характерных для того или иного состояния.

Рефлексия.Обратная связь.

 

Занятие 4.

Разминка.«Каракули»(возможны различные варианты Д. Винникотта, Ф.Кейна, М.Ричардсона – рисование с открытыми/закрытыми глазами). Основное содержание этого упражнения - свободное движение мелка или карандаша по листу бумаги без какой-либо цели и замысла, в результате чего получается сложный «клубок» линий. В этом «клубке» следует затем увидеть какой-либо образ и развить его.

Смысл упражнения - снизить контроль сознания в процессе рисования.

Основная часть.

1. Арт-занятие «Рисуем маски»модификация [5, 161]. Работа с эмоцией страха.

Материалы: листы бумаги формата А4, листы ватмана (по одному для работы каждой малой группы), клей, мягкий ластик, цветные карандаши или восковые, можно краски, фломастеры, мелки.

1) Актуализация эмоции страха. Участникам предлагается занять места на стульях, расставленных по кругу. Инструкция: Всем: и взрослому, и ребенку – знакомо чувство страха. Закройте глаза и представьте ситуацию, свои ощущения, когда вам было страшно. Придумайте этому название.

Откройте глаза. Расскажите о своих чувствах.

Возможен другой вариант. Участники делятся на пары и рассказывают друг другу самые страшные сны или истории из своей жизни.

2) Индивидуальная работа. Инструкция: Нарисуйте на листе бумаги страх виде маски. Оторвите пальцами лишнюю бумагу – фон. Ножницами пользоваться не следует.

3) Ритуальная драматизация «Спонтанный театр». Создается ситуация «публичного» проживания страха. Участникам предлагается объединиться для совместного творчества в группы по 3-5 человек. Инструкция: Рассмотрите изображения масок. Обменяйтесь впечатлениями. Придумайте название и содержание истории, в которой маски были главными действующими лицами. Расположите их на листе ватмана. И дорисуйте «картину». Участникам предлагается «озвучить» картину. Распределить роли в соответствии с придуманным сюжетом. Каждый должен говорить от лица своей маски.

4) заключительный этап. Коллективное обсуждение.

Что чувствовал, когда работал один, с группой, что чувствуешь сейчас?

Как работала группа? Кому принадлежит идея сюжета, названия?

Как можно помочь себе и другим, если вдруг становится страшно?

Какого цвета ваши чувства, когда бывает страшно?

Какого цвета ваши чувства сейчас?

2. Психогимнастическое упражнение. «Передача хлопка в ладоши по кругу» [2, 110].Члены группы по очереди хлопают в ладоши (по часовой стрелке или против). Каждый должен хлопнуть как можно быстрее после того, как хлопнул его сосед (соответственно, слева или справа), но ни в коем случае не до него. При достаточно высокой согласованности действий хлопок равномерно «бежит по кругу».

Рефлексия.Обратная связь. Можно сократить этот этап, если насыщенно прошло коллективное обсуждение в процессе арт-терапевтического упражнения.

Занятие 5.

Разминка. «Каракули» модификация.Каждому участнику предлагается занять место, приготовить карандаши, фломастеры и т. д.

- Возьмите карандаш или фломастер, закройте глаза и попробуйте рисовать на листе бумаги любые линии, геометрические фигуры, знаки. Можно просто «калякать».

- Рассмотрите рисунок. Если хочется что-нибудь дорисовать или объяснить словами, сделайте это.

- Возьмите другой лист, карандаш другого цвета, который соответствует настроению, и снова нарисуйте «каракули», только теперь с открытыми глазами. Подойдите с рисунком к любому из участников группы и предложите дополнить его таким образом, чтобы получить узнаваемое изображение.

Эти упражнения помогают лучше настроиться на свой внутренний мир.

 Основная часть.

1. Психогимнастическое упражнение. [12, 122-123].

1) Участники группы стоят по кругу. Инструкция:«Пусть каждый из нас по очереди сделает движение, отражающее его внутреннее состояние, а мы все будем повторять это движение 3-4 раза, ста­раясь вчувствоваться в состояние человека, по­нять это состояние».

После завершения упражнения можно задать группе вопрос: «Каково, по вашему мнению, состо­яние каждого из нас?». После того как относитель­но состояния кого-либо из участников будет выска­зано несколько гипотез, следует обратиться к нему за объяснением его действительного состояния.

2) Участники группы садятся полукругом. Перед ними в центре стоит стул.

Инструкция: «Сейчас на этот стул по очереди будут садится некоторые из нас и «говорить» по воображаемому телефону. При этом они не будут произносить ни одного слова вслух. (Предварительно тренер догова­ривается с 3-4 участниками группы. Одного из них тренер просит «поговорить» по телефону с ребен­ком, другого - с начальником, третьего - с другом или с любимым человеком и т. д.) Наша задача постараться понять, с кем и о чем идет разговор».

Каждый разговор длится около минуты. По­сле этого тренер просит наблюдавших высказать предположения, с кем и о чем говорили. На сле­дующем этапе обсуждения тренер может задать вопрос: «На какие признаки вы ориентировались, определяя, с кем разговаривала (к примеру) Таня?». С этим вопросом лучше обратиться к тем участни­кам группы, которые дали правильные ответы на первом этапе обсуждения.

Во время обсуждения, как правило, обнару­живается, что основным ориентиром для опреде­ления того, с кем «разговаривает» человек, были его состояния, идентифицируемые с помощью на­блюдения за невербальными, прежде всего мими­ческими проявлениями.

Упражнение проводится в малых группах (4 - 5 человек).

2.Техника релаксации. «Мысленное движение — пальцы рук». [14, 34]. Основано на идее о том, что идеомоторные движения (т.е. в воображении) ведут к мышечному расслаблению.

Исходное положение: правая кисть лежит на коленях ладонью вверх, ладонь левой руки лежит поверх правой.

Описание базового действия:

-Закрыв глаза, мысленно представляем правую кисть, наблюдаем за ощущениями в ней.

- Начинаем представлять, как пальцы правой кисти сжимаются в кулак... одновременно чуть-чуть сгибаем их на самом деле и напрягаем мышцы кисти.

- Левая ладонь чувствует небольшое давление со стороны пальцев правой.

- Расслабляем правую кисть, одновременно чуть сильнее прижимая левую ладонь к правой.

- Затем еще раз повторяем и воображаемое и действительное движение пальцев (базовое действие). Но теперь реальное движение делаем с еще меньшей амплитудой, т.е. менее выраженно.

- Повторяем все снова с еще меньшей амплитудой... еще меньшей... еще...

Критерий успешности упражнения: ощущение, что левая ладонь перестала воспринимать движение пальцев правой. При этом в мысленном представлении и в реальных ощущениях напряжение правой кисти сохранится.

Рефлексия.Обратная связь.

Занятие 6.

Разминка. Упражнение [12, 121]. Участники группы сидят по кругу. Инструкция:

 «Я предлагаю начать сегодняшний день с того, что каждый из нас, подумав некоторое время, скажет, какого он (или она) сейчас цвета. При этом речь идет не о цвете вашей одежды, а об отражении в цвете вашего состояния.(Дается некоторое время на обдумывание задания, после чего каждый из уча­стников говорит всем, какого он сейчас цвета.)

Теперь расскажите, пожалуйста, о том, как изменялось ваше состояние, настроение в тече­ние утренних часов с момента, как вы просну­лись, и до того, как вы пришли сюда, - и с чем были связаны эти изменения. В заключение свое­го рассказа охарактеризуйте то состояние, в котором вы находитесь сейчас и поясните, поче­му вы выбрали для его обозначения именно тот цвет, который вы назвали».

Это упражнение направлено на развитие спо­собности осознавать и вербализовать свое состоя­ние, находить слова для его обозначения[1].

Основная часть.

1. Арт-занятие «Автопортрет в натуральную величину».Материалы: большие листы бумаги для рисования в натуральную величину(можно скреплять несколько меньших по размеру или использовать обратную сторону обоев), мягкий ластик, цветные карандаши или восковые, можно краски, фломастеры, мелки, скотч или кнопки для крепления листов на стене. Можно раскладывать их на полу.

Прикрепите на стене большой лист бумаги во весь свой рост. Обведите силуэт своей фигу­ры, а затем создайте образ самого себя.

• Выполняется аналогично предыдущему, но необходимо лечь на лист бумаги, расстеленный на полу. Другой человек обводит ваш силуэт.

• Необходимо изобразить с помощью красок и коллажа энергети­ческие потоки в теле или то, что происходит «внутри» вас.

2. Техника релаксации. Упражнение «Ладони» [14, 34].

Упражнение направлено на достижение релаксации через восприятие «тонких» телесных ощущений.

Исходная позиция. Примите удобную для расслабления позу в положении сидя, ладони лежат на коленях. Руки расслаблены.

Этап 1. Слегка приподнимите предплечья, повернув ладони друг к другу, держа их параллельно. Почувствуйте ладони ваших рук, пальцы, ощутите, как живет эта часть вашего тела, как бы независимо от вас.

Постарайтесь отвлечься от всего остального, что вас окружает, от всего внешнего. Можете закрыть глаза, если так удобнее, чтобы сосредоточить все внимание на ощущениях в кистях рук, отслеживая мельчайшие перемены в них.

Этап 2. Начните медленно, очень медленно перемещать руки навстречу одна другой. Постепенно сближайте руки до тех пор, пока одна ладонь не начнет чувствовать другую на расстоянии (обычно от 5 до 30 см). В одной ладони должно появиться ощущение «присутствия» другой (обычно это чувство слабого тепла).

Остановитесь, прислушайтесь к ощущениям, запомните их.

Этап 3. Продолжите сближение ладоней, приблизив их на расстояние 2 - 3 см. Обратите внимание, ощущается между ладонями притяжение или отталкивание.

Если ладони вначале остановились на сравнительно большом расстоянии друг от друга, если они двигаются рывками, если ощущается сопротивление их сближению, преодолевайте это сопротивление, одновременно углубляя дыхание.

Наблюдайте за ощущениями в ладонях, за их изменением непрерывно в течение 5-6 минут.

Завершение. Отметьте, что изменилось в вашем самочувствии... в настроении... проделайте активизирующий выход.

Рефлексия.Обратная связь.

Занятие 7.

Разминка.«Каракули. Правая и левая руки» модификация.Выберите разные цвета для правой и левой руки. Закрыв глаза, рисуйте каракули двумя руками, затем, открыв глаза, сформируйте образы на основе этих каракулей.

Основная часть.

1. Арт-занятие «Три дерева». Материалы: листы бумаги формата А4, мягкий ластик, цветные карандаши или восковые, можно краски, фломастеры, мелки.

Инструкция. Нарисуйте на листе три дерева. Нарисуйте три любые дерева. Такие

три дерева, какие Вы хотите. После рисования, каждое дерево назовите и подпишите его название цветным карандашом.

Отметить на рисунке:

1. Самое красивое дерево.
2. Самое некрасивое дерево.
3. Самое старое дерево.
4. Самое молодое дерево.
5. Самое здоровое дерево.
6. Самое больное дерево.
7. Самое сильное дерево.
8. Самое слабое дерево.

Представьте, что деревья растут в саду. Напишите инструкцию садовнику для ухода за каждым деревом. Садовник тем лучше справится с задачей, чем подробнее будет инструкция. (В инструкции отражены наши ненасыщенные потребности).
Посмотрите на деревья, выберите дерево, которое изображает Вас. Подпишите его. Сравните другие деревья с членами своей семьи. Подпишите их. Для каждого члена семьи подберите подходящий этому человеку цвет.

Возможно групповое обсуждение работы – что чувствовал, когда рисовал, что понравилось делать, что вызывало неприятные чувства, в чем смыл упражнения, по вашему мнению и т.п.

2.Техника релаксации. Упражнение «Дыхание через ладони» («Взять себя в руки») [14, 35].В этом упражнении навыки концентрации сочетаются с направленным дыханием. Оно достаточно сложное, однако овладение этой техникой дает хорошие результаты.

Этап 1. Проделайте упражнение «Ладони». При этом когда ваши ладони приблизятся друг к другу, понаблюдайте, как ощущения в них меняются вместе с дыханием. Наблюдайте, как ощущения (особенно чувство тепла) меняются при вдохе и выдохе.

Этап 2. Мысленно направьте в кисти ваше дыхание. Представьте, как во время выдоха теплая волна от центра груди распространяется по наружной стороне плеча... предплечья... наконец, доходит до кисти.

Проследите за прохождением волны тепла на протяжении 8 - 10 выдохов. Убедитесь, что тепло в ладонях, в пальцах растет. Продолжайте дышать «через ладони» еще несколько минут, добиваясь устойчивого, интенсивного симметричного ощущения тепла. Параллельно достигается состояние внутреннего комфорта.

Завершение. Запомнив это состояние, проделайте активизирующий выход.

Рефлексия.Обратная связь.

 









Занятие 8.

Разминка. Упражнение [12, 132]. Участники группы разбиваются на пары.

Инструкция: «Один из участников пары будет «зеркалом», а второй – «обезьяной». «Обезьяна», оказавшись перед «зеркалом», ведет себя достаточно свобод­но: ее мимика, пантомимика, жестикуляция очень разнообразны. «Зеркало» повторяет как можно точнее все движения «обезьяны».

Через три-четыре минуты тренер предлагает партнерам поменяться ролями.

После завершения упражнения можно задать группе такие вопросы: «Какие трудности у вас возникали в процессе выполнения упражнения?», «Насколько точно вам удавалось воспроизводить движения вашего партнера?».

Упражнение направлено на развитие способ­ности вчувствоваться в другого человека, предви­деть его действия.

Основная часть.

1. Драматизация.Проигрывание сказки «Теремок», «Репка» или «Три поросенка». На маленьких листочках пишутся роли, например«Ниф-Ниф», «зеленая трава», «солнышко», «лужи»…Комичность игры заключается в проигрывании «нелепых» ролей – засова, крышки от котла. Один из участников или ведущий играет роль автора, он читает весь текст, включая реплики героев. Задача участников – создавать «общую картину сказки», не разговаривая, можно только издавать различные звуки, имитируя изображаемое. Цель игры – через психогимнастику повысить общий фон настроения, снять напряжение, активизировать состояние (см. прил. №3).

2. «Подарки по кругу» Цель - подарить каждому участнику то позитивное чувство, которое он вызывает. Приготовить конверты с надписанными именами участников групп. Каждому участнику раздаются листки бумаги по количеству участников группы. Задание. Напишите для каждого участника положительное чувство или эмоцию, которое он у вас вызывает, и положите ему в конверт. Обсудить, какие чувства вызвало это упражнение.

Рефлексия.Обратная связь.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 195.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...