Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ результатов исследования умения определять родственные слова, проводить морфемный и морфологический анализ слов младших школьников




        

Умения подбирать родственные слова на основе выделения в них общности, различия семантического и фонетического компонентов корневой части является важнейшим условием осуществления различных видов языкового анализа слов и усвоения орфографии младшими школьниками (Д. Н. Богоявленский, 1966, А. Н. Гвоздев, 1951, 1961, С. Ф. Жуйков, 1966, В. Ф. Иванова, 1991, К. В. Комаров, 1982, М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская, 2007 и др.).

В специальной литературе подчеркивается, что у учащихся с ОНР отмечаются стойкие затруднения при подборе родственных слов. Дети не овладевают многообразием приемов и способов подбора и образования родственных слов, редко используют суффиксальный способ образования новых слов(А. В. Ястребова, 1984, Т. В. Туманова, 2005 и др.).По мнению Р. Е. Левиной именно в этом проявляется феномен «ограниченной вариативности слова», которая является типичной для учащихся данной категории.

 

Анализ результатов исследования умения подбирать родственные слова демонстрирует у детей с ОНР недостатки сформированности представлений о родственных словах, что не позволяет им безошибочно выделять ядро и периферию семантического поля. Цепочка родственных слов состоит из одного-двух слов, что отражает ограниченный объем семантического поля родственных слов. В то же время сверстники с нормальным речевым статусом самостоятельно подбирают четыре-пять родственных слов. У школьников с ОНР отмечаются замены операций словообразования операциями словоизменения (рыба/рыбу/рыбой); подбор производного слова на основе семантики одной из морфем/прерывистых аффиксов (ходить/будить/водить); немотивированные или мотивированные (Не умею подбирать) отказы от выполнения заданий. Исследование показывает зависимость успешности ориентировочных действий от характера лексического материала, частотности его употребления в речи детей и прозрачности грамматического значения (предикативности, номинативности, адъективности). К именам существительным подбирается большее количество примеров по сравнению с подбором родственных слов к глаголам и именам прилагательным. Установление разнообразных связей между словами (парадигматических, синтагматических и иерархических) происходит благодаря уточняющим вопросам педагога.

 

Менее сложным для выполнения учащимися с ОНР является выбор из групп родственных словНедостатки сформированности морфологических обобщений, сукцессивно-симультанного анализа и синтеза приводят  следующим характерным ошибкам: повторению всех исходных слов (В словах: лес, лесник, перелесок, лиса родственные слова все. (?) Потому что они все в лесу); отбор слов по звуковому сходству (Слова: стрижка, стриж, постриженный, подстригать родственные. (?) Потому что стригут в парикмахерской).

 

Анализ результатов исследование умения определять «лишнее» слово  указывает на недостаточный уровень развития морфологического слуха у детей с ОНР. Стойкие затруднения при выполнении аналитических морфемных операций приводят к ошибкам в половине предложенных случаев. В своих ответах дети опираются на звуковое сходство, их длину. Из серии слов конь, конница, коньки, коневодство в большинстве случаев, дети исключают слова конница и коневодство. Характер ошибок указывает на затруднения при ориентировке в морфемном пространстве слова, вычленении его базового морфемного элемента, выделении семантики корневой части производных слов, ее дифференциации с другими морфемами или аффиксами, осознания содержательной и функциональной составляющей морфем и аналитических морфемных операций (по А. А. Леонтьеву).  

 

При нахождении в словах общей морфемы значительная часть школьников с нормальным речевым развитием демонстрирует высокую языковую готовность к осуществлению морфемного анализа.

Иная динамика показателей отмечается у детей с ОНР. У них выявляется недостаточная сформированность языковых обобщений, в частности, представлений о семантике корня (особенно стоящего в медиальной позиции). Ориентировка в морфемной структуре слова имеет фрагментарный, усеченный характер (В словах парты и столы общий корень, потому что они стоят в классе). Отмечаются следующие ошибки по степени их увеличени: неправильное выделение границ общего корня (В словах книжка и книжный общая часть ни); общей приставки (В словах приехал и пришел общая часть ех); суффикса (В словах тигренок и слоненок есть но); окончания (Парты, столы – их много); ориентировка на лексическую отнесенность слов (Слоненок и тигренок похожи, потому что звери, тигры или слоны там всякие); ответы угадывающего характера (Слова пришел и приехал похожи, потому что приставка пол-).

Количество ошибок определяется фонетической выпуклостью морфем (силой фонологической позиции) и позицией морфемы в слове. Наиболее легким для вычленения реципиентами с ОНР являются морфемы, совпадающие с ударным слогом или находящиеся в начальной позиции слова (префикс или корень в беспрефиксной модели). Подобных особенностей морфемного анализа у учащихся с нормальным речевым статусом не отмечается. Выявляется прямая зависимость успешности маркирования значения морфем от частотности аффиксов и семантики корня. Так, труднее выделяется значения качества и действия по сравнению с предметным (номинативным) значением слов.

 

Самое большое количество ошибок у детей вызывает морфемный разбор слов.

Достаточно представительная часть детей с нормальным речевым развитием выполняет задание безошибочно и аргументировано, комментирование отражает стратегию как формально-структурного, так и формально-смыслового разбора (особенно при встрече с малознакомыми словами). Значительное число школьников данной категории безошибочно выделяет основу слова, допускает отдельные ошибки в ходе нахождения флексий, однако исправляет недочеты в ходе самопроверки.

Значительная часть учащихся с ОНР преимущественно использует формально-структурный морфемный анализ, допускает ошибки, как при выделении основы (как корня слова, префиксов и постфиксов), так и флексии в большинстве предложенных слов. Неразличение синхронного морфемного и исторического (этимологического) состава слова приводят к таким ошибкам как: до-мик, бе-лый  (выделены в письменном ответе ребенка: корень и суффикс); пе-ре-де-лать (выделены: приставка, приставка, корень, суффикс). Данный характер ошибок свидетельствует о смешение алгоритмов морфемного и слогового анализа, недостаточности операций послепроизвольного внимания и недостатках оперативной слуховой памяти. Трудности, как правило, возникают при морфемном анализе имен прилагательных, не обладающих четко выраженной номинативной и предикативной направленностью.

Недостатки сформированности операций и формально-структурного и формально-семантического морфемного разбора проявляются в виде неверного выделения всех морфем слова (по-д-ста-кан-ик выделены: приставка, суффикс, корень суффикс, окончание); выделения морфем и аффиксов на фонетической основе (В слове лесостепь –сос- – корень, потому что сосны); игнорирования обобщенного лексико-грамматического значения морфемы (в слове ле-сос-те-пь выделены: корень, корень, суффикс и окончание). Отмечается неумение строить словообразовательную цепочку слов «наоборот», когда со слова «снимаются» приставки и суффиксы, а корень выделяется в последнюю очередь, как это предполагает формально-смысловой анализ. Неверно выбирается производящее слово, ложно устанавливаются отношения мотивированности между значением производного и значением производящего (данном логопедом) слова.

Таким образом, у детей с ОНР отмечается неусвоение содержательных и операциональных действий как формально-смыслового (в бόльшей степени), так и формально-структурного (в мéньшей степени) морфемного анализа. Для первого варианта характерны формальное морфемное членение слов и соответствующие операции словообразовательного разбора, неумение выбирать производящее слово, устанавливать отношение мотивированности между значением производного и значением производящего (данном экспериментатором) слова. Для второго – неразличение синхронного морфемного и этимологического принципа организации структуры слова. Выявлена несформированность обобщенного представления о морфеме, как о значимой языковой единице и вариативности лексико-грамматических значений отдельных морфем.

 

Вторым по степени сложности для всех детей является морфологический анализ слова.

Большинство учащихся с нормальным речевым развитием с помощью «памятки» выполняют предложенное задание безошибочно и самостоятельно, что указывает на наличие обобщенного представления о частях речи.

Иная результативность отмечается среди учащихся начальных классов с ОНР. Большинство детей нарушает последовательность алгоритма выполнения морфологического разбора, в определении частей слова допускает стойкие и многочисленные ошибки, которые не исправляет даже при активной помощи логопеда. К ошибкам относятся: неверный выбор грамматических вопросов (Глубокий – что?); смешение грамматических и лексических вопросов (Он – где?). Отмечаются ответы угадывающего характера (Квартира – прилагательное, какая? Ср.род). Таким образом, выявляются недостаточность сформированости обобщенного представления о слове как самостоятельной языковой единице и качественная неполноценность усвоения содержательного и операционального компонентов грамматико-орфографичесокой деятельности.

С учетом характера и механизмов затруднений формирования морфологических обобщений выделяется 3 группы детей с ОНР.

У школьников первой группыотмечается грубое недоразвитие содержательной и операциональной составляющей формально-структурного и формально-семантического морфемного анализа. Нарушение дифференциации синхронного морфемного и этимологического принципа организации структуры слова сочетается с нарушением ориентировки в морфемной структуре слова, недостатками формального морфемного членения и операциями этимологического разбора. Отсутствие представлений о родственных словах, невозможность их интуитивного подбора обусловлены несформированностью обобщенного представления о морфеме, как о значимой языковой единице и вариативности лексико-грамматических значений отдельных морфем.

У детей второй группы на фоне недостатков сформированности формально-семантического анализа, ошибок выбора производящего слова, установления отношения мотивированности между значением производного и значением производящего слова отмечается грубое недоразвитие фонологического уровня и трудности графического маркирования морфемной структуры слова. Отсутствие дифференцированных представлений о родственных словах приводят к их смешениям с грамматическими формами, к ориентировке на лексическое значение корневой морфемы.

Для детей третей группы характерно недоразвитие содержательной стороны формально-семантического морфемного членения при относительной сформированности представлений о родственных словах, ограниченный объем семантического поля родственных слов, ярко выраженная зависимость успешности ориентировочных действий по нахождению и подбору родственных слов от формальных условий осуществления морфемного анализа.

Анализ проведенного исследования умения определять, подбирать родственные слова, производить морфемный и морфологический анализ позволяет сделать следующее обобщение.

1. У детей с ОНР отмечается ряд затруднений при аналитическом морфологическом членении структуры слова, выделении и применении приемов подбора родственных слов. В основе недостатков сформированности представлений о родственных словах лежит нарушение становления морфологических обобщений, трудности формулировки грамматических вопросов.

2. Недостатки развития адекватного представления о родственных словах связаны с трудностями дифференциации содержательной и операциональной составляющей морфемного производства слова и реализацией аналитико-семантических морфемных операций. Отмечаются недостатки умения сопоставлять морфологическую структуру слов, выделять общее (основу имен существительных, корень глаголов), соотносить одинаковые морфемы в различных словах с их обобщенным значением. Выделение родственных слов преимущественно основывается на стратегии формально-структурного членения морфемного состава производного слова, содержательная и операциональная сторона которого недостаточно сформированы.

3. Отмечается низкий уровень становления ориентировочных морфемных действия по нахождению корня и аффиксальных морфем. Данные операции не интегрированы в процесс абстрагирования значений корневой и аффиксальной морфем, а также в последующий синтез на более высоком уровне абстракции. Они не носят целенаправленного и системныого характера, зависят от ряда формальных условий их реализации (фонетической схожести, места морфемы в слове, характера лексического материала, прозрачности грамматического значения, наличия помощи со стороны экспериментатора).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 187.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...