Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Прочитайте наизусть стихотворение М.Ю.Лермонтова «Кавказ». Найдите в стихотворении строки, где южная природа навевает Лермонтову образ матери.
Раннее стихотворение «Кавказ», созданное шестнадцатилетним Лермонтовым в 1830 году, является одним из первых обращений поэта к теме Кавказа. В этом стихотворении три строфы – пятистишия, каждая из которых раскрывает свою поэтическую тему. Вторую строфу поэт посвятил воспоминаниям о своей матери, которую он практически не знал. Именно горы и кавказские степи ассоциируются у Лермонтова с матерью, ему кажется, что среди этих бескрайних просторов он слышит голос самого близкого для себя человека, которого помнил с детства. Хотя я судьбой на заре моих дней, О южные горы, отторгнут от вас, Чтоб вечно их помнить, там надо бы раз: Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я Кавказ. В младенческих летах я мать потерял, Но, мнилось, что в розовый вечера час, Та степь повторяла мне памятный глаз. За это люблю я вершины тех скал. Люблю я Кавказ. Я счастлив был с вами, ущелия гор; Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас. Там видел я пару божественных глаз; И сердце лепечет, воспомня тот взор: Люблю я Кавказ!..
Билет № 26 Охарактеризуйте образ возлюбленной в сонете В.Шекспира (« Её глаза на звёзды не похожи»). Прочтите наизусть данный сонет. Шекспир гениален. В воображении поэтов любимая обычно являла собой что-то вроде музы — прекрасная богиня. Такой подход был и у романтиков, и в 19 веке в русской литературе, например, у Пушкина, помните, «как лань лесная боязлива» или «гений чистой красоты»? Реалистических деталей было мало. Мы говорим про Эпоху Возрождения, в которую собственно жил и творил Шекспир, там мы видим, что женщина – идеал всего… А вот сонет Шекспира о том, что любимая женщина — это любимая женщина, что она не роза, не каравелла, не гений чистой красоты, не какая-нибудь заоблачная птица и прозрачный луч света, а вполне земная. В этом сонете все гениально, чего стоит одна строка «А тело пахнет так, как пахнет тело…». В общем-то, что-то схожее делает и Пушкин. У Шекспира весь сонет - антитеза, ведь мы в итоге так и не понимаем, какая она — возлюбленная поэта. Она веселая или грустная, полная или худая, зеленоглазая или кареглазая? Вроде брюнетка, судя по тексту. Вообще здесь явный протест против литературных клише и стереотипов шекспировской эпохи и уклон в сторону индивидуальности. Женщина может не пахнуть фиалкой, но ее можно любить, и ее глаза необязательно должны быть похожи на звезды. Она просто «милая» и земная, но не уступит тем, кого оболгали в пышных сравнениях. Любимая ценна такой, какая есть. Но самое интересное, что в культуре есть данная оппозиция идеализма и реализма, и в одну эпоху поэты и писатели уходят в эфемерные дали искать «голубой цветок», а в другую смеются над этим и дают нам образы вполне реалистичных женщин. Наверное, так будет всегда. Но в любом случае, если подумать, что данный сонет создан Шекспиром в эпоху, когда женский румянец мог быть описан только с помощью обозначения сорта розы, понимаешь, что сонет гениален. Сонет №130 Ее глаза на звезды не похожи С дамасской розой, алой или белой, Ты не найдешь в ней совершенных линий, И все ж она уступит тем едва ли, Охарактеризуйте образ государства в произведении М.Е.Салтыкова – Щедрина «История одного города»? Как критики определяют жанр произведения? История одного города» была написана М. Е. Салтыковым-Щедриным в 1869-1870 годах. Действие происходит в городе, имеющем говорящее название Глупов. Это некий обобщенный образ, вбирающий в себя особенности многих уездных, губернских и даже столичных городов России. Глуповские горожане и правители также являются обобщением российского народа и власти различного уровня. За Глуповым проступают контуры Российского государства с eгo деспотичными властителями и безгласными, задавленными обывателями. Писатель создает картины не только современной ему Pocсии, но и ее исторического прошлого: с 1731 по 1826 год, упоминания о тех или иных исторических событиях coдержатся в фантастическом контексте. Фигуры градоначальников, правящих Глуповым, напоминают нeкoтoрых правителей России XVIII-XIX веков: например, градоначальник Грустилов похож на Александра I. Близость фамилий также нaводит на некоторые аналогии: Беневоленский – Сперанский, Угрюм-Бурчеев - Аракчеев. Тем не менее, большинство градоначальников - образы вымышленные, и сам Салтыков отвергал понимание своей книги как исторической сатиры: «Мне нет никакого дeла до истории, и я имею в виду лишь настоящее. Историческая форма рассказа для меня удобна потому, что позволяла мне свободнее обращаться к известным явлениям жизни». Обращаясь в своей книге к истории, связывая прошлое и настоящее время, писатель пытался найти основы для будущего. В сложном сплетении прошлого и настоящего, фантастического и реального, истории и coвpeмeнности создавались гротескные, сатирические образы, oтражающие сущность российской действительности. Cвoей необычностью и дерзостью «История одного города вызвала недоумение у читателя: что это - пародия на русскую историю, обличение cовpeмeннoгo писателю порядка вещей, фантастика или что-то другое? Сам писатель не дал прямого ответа на эти вопросы. «Кто как xoчет, тот пусть так и понимает», - говорил он. С замыслом произведения связана и сложность определения жанра. Одни исследователи определяют eгo как сатирические очерки, отражающие особенности российской действительности 60-x годов XIX века, другие считают произведение сатирической иcтopической хроникой, так как подобным образом строились летописи и работы крупнейших историков (Н. М. Кapaмзина, С. М. Соловьева) об истории России, а третьи называют «Историю одного города - гротесковым сатирическим романом. Есть и еще одно жанровое определение «Истории одного города» - антиутопия, в противоположность утопии, рисующей идеальное устройство общества. Важнейшая функция жанра антиутопии - предупреждение, выведенное из печального опыта прошлого и настоящего и устремленное в будущее, в чем и заключается истинный пафос произведения сатирика. Сам Салтыкoв- Щедрин не дал точного жанрового определения своему произведению и назвал eгo книгой. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 223. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |