Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОПРЕДЕЛЕНИЕИФУНКЦИИВНИМАНИЯ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Человек находится под постоянным воздействием многочисленных раздражителейвнешнегоивнутреннегомира,однакооннеможетодновременно реагироватьнавсераздражителиирешатьнесколькоразличныхзадачсразу.Из огромногопотокараздражителейвкаждыйданныймоментясновоспринимается тольконемногое.Всеостальноеиливовсенезамечается,илиподмечаетсясмутно, неопределенно. Припоминая,воображая,думаячеловексосредотачиваетсяначем-то определенном,чтоиявляетсяобъектомегопредставлений,мыслей,чувствили конкретныхдействий.Этотизбирательный,направленныйхарактерпсихической деятельностивпсихологиисвязываетсясвниманием.Одноизпервыхписьменных упоминанийовниманиисодержитсявпрактическомруководствепоподготовке ораторовитренировкеихпамятиудревнихримлян.Оносоставленов400г.до нашейэрыитамзаписано:“Первое,чтонужнознать:есливынаправитевнимание насобытия,проходящиечерезвашразум,товылучшеихвоспримете”(Norman, 1969) Внимание может рассматриваться не только как самостоятельный психическийпроцесс,ноикаксторонавсехпсихическихпроцессов.Посути, вниманиенеимеетнисвоегосодержания,нисвоегопродукта,т.к.оновключенов другиепсихическиепроцессы—ощущенияивосприятия,память,мышление, воображение,эмоции,проявленияволи.Внимание,характеризуядинамическую сторонупротеканиялюбогопсихическогопроцесса,можетпроявлятьсявразных вариантах,поэтомуиногдаговорятосенсорной,моторной,интеллектуальной, эмоциональнойидругихформахвнимания.Вниманиеможнорассматриватькак динамическуюсторонунашегосознания,котораябудетхарактеризоватьстепень направленностиисосредоточенияегонаопределенномобъекте. Внимание — это психический процесс, который обеспечиваетнаправленностьисосредоточенностьпсихикинаопределенныхпредметахиявленияхвнешнегомира,действиях,образах,мысляхичувствахсамогочеловека.Такимобразом,вниманиерассматриваетсякакпсихическийпроцессне являющийсясамостоятельнойформойотражения,акакорганизующийдругиеформыотражения(ощущения,восприятия,память,мышление,воображение, эмоции),врезультатечегочто-тоотражаетсявсознанииболееотчетливо,адругое менееотчетливо. Внешневниманиевыражаетсявспецифическойпозе,особоймимике,в движениях. Поза обычно характеризуется торможением движений, направленностьюоргановчувствнаобъект,априсосредоточенностинасвоих мысляхпроисходитразведениеосейглаз—“отсутствующийвзор”. Основнаяфункциявниманиясостоитвотборезначимыхдлячеловека воздействийиигнорировании(торможении)другихнесущественных,побочных воздействий.Другаяважнаяфункциявнимания—этоудержание,сохранениев
252
сознанииопределенногопредметногосодержаниядотехпор,поканебудет достигнутацель.Третьясущественнаяфункциявнимания—регуляцияиконтроль протеканиядеятельности.Сявлениямивниманиясвязаныитакиесложные процессыкакожидание,установка,апперцепцияидругие.
ФОРМЫИУРОВНИВНИМАНИЯ
Вниманиеспособствуетселективности(избирательности)протеканиялюбых психическихпроцессов.Всилуэтогоможновыделитьнесколькоформвнимания: а)сенсорноевнимание(зрительное,слуховое,тактильноеидругие); б)моторное(двигательное)внимание; в)эмоциональноевнимание(связаносэмоционально–значимымистимулами, спроцессамизапечатленияинформации); г)интеллектуальноевнимание(связаноспроцессомобдумывания). Иногдапростоговорятовнешнемвнимании(направленностьсознанияна предметы,явлениявнешнейсредыисвоивнешниедействия)ивнутреннемвнимании(направленностьвниманиянаявленияисостояниявнутреннейсреды организма). Поактивностичеловекаворганизациивниманияможновыделитьдва самостоятельныхуровнявнимания:непроизвольное(пассивное,непреднамеренное) ипроизвольное(активное,преднамеренное)внимание.Особоеместовэтомряду занимаетпослепроизвольноевнимание,выделенноеН.Ф.Добрыниным(1958). Непроизвольноевниманиепредставляетсобойреакциюнараздражитель,оно необусловленоволевымактомчеловека. Первичноенепроизвольноевниманиеврожденноиявляетсяестественным проявлениембезусловногоориентировочногорефлекса.Впроявлениитакого вниманияиграетрольсилараздражителяиегонеожиданность(громкиезвуки, яркийсвет,резкийзапах). Вторичноенепроизвольноевниманиетакженетребуетволевогоусилия,но вниманиездесьпривлекаетсянеяркостьюилинеобычностьюпредмета,а определеннымегосодержанием,котороеотвечаетнаправленности,интересам человека,т.е.постоянномуожиданиючего-либо. Произвольноевнимание,такжекакивторичноенепроизвольноевнимание, являетсясоциальноопосредованнымтипомвнимания,нооно тесносвязаносволей человека,сознательнопоставленнойцелью.Вданномслучаепредполагается использование специальных приемов сосредоточения, организации своего восприятия или мыслей. Произвольное внимание у взрослого человека направляется,преждевсего,речевымистимулами,т.е.онотесносвязаносречевой системой. Послепроизвольноевниманиевозникаетвследзапроизвольным.Этозначит, чточеловексначаласосредотачиваетсознаниенакаком-топредметеили деятельности(иногдадажеспомощьюнемалыхволевыхусилий),азатемэтот процесс вызывает нарастающий интерес и внимание продолжаетудерживаться уже безвсякоговолевогоусилия.Такимобразом,послепроизвольноевнимание, появляясьвследзапроизвольным, неможетбытьсведенокнему.Ононеявляетсяи вариантомнепроизвольноговнимания,т.к.связаноссознательнопоставленной целью.
253
СВОЙСТВАВНИМАНИЯ
Вниманиехарактеризуетсяразличнымикачественнымипроявлениямиили свойствами.Основнымиизнихявляютсяобъем,концентрация,устойчивость, переключаемость,распределяемостьиотвлекаемость. Объемвниманияхарактеризуетсяколичествомидей,объектовивидов деятельности,которыеодновременноможетудерживатьиконтролироватьчеловек. Инымисловамиобъемвниманиясвязансчисломодновременноотражаемыхв сознанииобъектов.Установлено, чтопривосприятии множествапростыхобъектов (букв,цифр, фигурокипр.)винтервалевремени0,07–0,1 секундыобъемвнимания увзрослогочеловекаравен5-7,всреднем7элементов(связьскратковременным запоминанием).Умладшихшкольниковонвесьмаограниченисвозрастом увеличивается.Увеличитьобъемвниманияможноиспомощьюспециальных упражнений. Концентрациявнимания выражается в степени интенсивности (сосредоточенности)вниманиянаодномобъектеилиограниченномкругесвоих представлений,переживаний,мыслей.Поглощенностьобъектамисосредоточения делаетчеловекавысокопомехоустойчивым.Лишьструдомегоможноотвлечьот мыслейилидел,вкоторыеонпогружен,оннезамечаетшумаидругих отвлекающихраздражителей. Устойчивостьвнимания определяется длительностью сохранения концентрированноговнимания.Онаизмеряетсявременемсосредоточенияпри условиисохраненияотчетливостиотражениявсознанииобъектавнимания. Устойчивостьвниманиязависитотцелогорядапричин—значимостидела, интересакнему,навыковитомуподобное.
Распределениеподачиматериалавовременинаурокеучителемопираетсяна исследование устойчивостивниманияу школьников: 0–7 минутазанятия— вниманиерассеянное, требуются усилия состороны педагога на его концентрацию; 8–23минутазанятия—периоднаибольшейустойчивостииконцентрации внимания; 24–30минута занятия—устойчивостьвниманияпадаетиувеличиваетсяколичество ошибок,требуетсяснижениенапряженияработыирасслабление(переходот теоретических обоснований к примерам и т.п.); 30–45минутазанятия—вновьконцентрациявниманиявсвязиспоставленной задачей (произвольное внимание).
Переключаемостьвниманияхарактеризуетсябыстротойпроизвольного переходавниманиянановыйобъектилиотодногодействиякдругому,сохраняя приэтомвысокуюстепеньконцентрациинанем. Выделяютрядпоказателейпереключаемостивнимания: 1)время,затрачиваемоенапереключениевнимания; 2)продуктивность(производительность)работыпосравнениюсобъемомее или временем выполнения определенного объема работы без переключениявнимания; 3)качество, т.е. точность или наличие ошибок, обусловленных переключением. В отличие от полного (завершенного) переключения, неполное (незавершенное)переключениенесопровождаетсявозникновениемтакойстепени
254
сосредоточения,котораянеобходимадляновогоделаилиобъектавнимания.При неполномпереключениитормозящеевлияниепредыдущейдеятельностичаще проявляетсявтом,чтоноваяработаможетвыполнятьсяпоправилам, отвечающим спецификестарой. Имеютсязначительныеиндивидуальныеразличиявпереключениивнимания. Эффективностьпереключениязависитотособенностейобъектоввнимания, значимостьюработыилиинтересакней,атакжеотиндивидуально-типологических особенностейподвижностинервныхпроцессов.Слишкомчастоепереключение (впрочем,какиоднообразная,требующаядлительногососредоточениявнимания, работа)можетприводитькбыстромуутомлению.Возможноповышение показателейпереключенияпутемспециальныхупражнений. Распределяемостьвниманияопределяетсявозможностьювыполнениядвухи болеедействийодновременно,рассосредотачиваявниманиемеждуними.Уровень распределениявниманиязависитотрядаусловий:отоднородностиили разнородностисовмещаемыхвидовдеятельности,ихсложности,степениих привычности.Труднеесовмещатьдвавидаумственнойдеятельностииболее эффективнораспределениевниманияприодновременномвыполнениимоторнойи умственнойдеятельности. Отвлекаемостьвниманиясвязанаснепроизвольнымиколебаниямиего уровня.Непроизвольныефлуктуациивниманияособеннохорошозаметныпри сосредоточениинараздражителяхпороговой силы.Так,прислушиваяськоченьслабому,едва слышимомутиканьюмеханическихчасов,мыто слышим звук более отчетливо, то менее отчетливо. Колебания внимания легко прослеживаются и при восприятии конкурирующих(двойственных)изображений. Такиенепроизвольныефлюктуациивнимания привосприятиипростыхобъектовдлятсяне Конкурирующиеизображения:более2-3секунд(максимум—12секунд).Их усеченнаяпирамидасрассматривают как колебательный процесс, “разнонаправленной”связанныйссамонастройкойсенсорныхсистем, вершинойобеспечивающихрегулированиеих“пропускной способности”. Этифизиологическиобусловленныефлюктуациивниманияследуетотличать ототвлекаемостинапосторонниераздражители.Оченьсильноотвлекают вниманиераздражителивнезапные, неожиданные, прерывистые,а такжесвязанные сэмоциями.Придлительномвыполненииоднообразнойработыдействиепобочных раздражителейусиливаетсяпомеренарастанияутомления.
2.Основные методики диагностики линостнй сферы: опросник Шмишека, самооценка психических состояний по АЙзеку
???????????
3.Диагностика нарушений эмоциональной сферы ??????????????
Билет 8
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 224. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |