Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОПРЕДЕЛЕНИЕИФУНКЦИИВНИМАНИЯ




 

Человек находится под постоянным воздействием многочисленных раздражителейвнешнегоивнутреннегомира,однакооннеможетодновременно реагироватьнавсераздражителиирешатьнесколькоразличныхзадачсразу.Из огромногопотокараздражителейвкаждыйданныймоментясновоспринимается тольконемногое.Всеостальноеиливовсенезамечается,илиподмечаетсясмутно, неопределенно.

Припоминая,воображая,думаячеловексосредотачиваетсяначем-то определенном,чтоиявляетсяобъектомегопредставлений,мыслей,чувствили конкретныхдействий.Этотизбирательный,направленныйхарактерпсихической деятельностивпсихологиисвязываетсясвниманием.Одноизпервыхписьменных упоминанийовниманиисодержитсявпрактическомруководствепоподготовке ораторовитренировкеихпамятиудревнихримлян.Оносоставленов400г.до нашейэрыитамзаписано:“Первое,чтонужнознать:есливынаправитевнимание насобытия,проходящиечерезвашразум,товылучшеихвоспримете”(Norman, 1969)

Внимание может рассматриваться не только как самостоятельный психическийпроцесс,ноикаксторонавсехпсихическихпроцессов.Посути, вниманиенеимеетнисвоегосодержания,нисвоегопродукта,т.к.оновключенов другиепсихическиепроцессы—ощущенияивосприятия,память,мышление, воображение,эмоции,проявленияволи.Внимание,характеризуядинамическую сторонупротеканиялюбогопсихическогопроцесса,можетпроявлятьсявразных вариантах,поэтомуиногдаговорятосенсорной,моторной,интеллектуальной, эмоциональнойидругихформахвнимания.Вниманиеможнорассматриватькак динамическуюсторонунашегосознания,котораябудетхарактеризоватьстепень направленностиисосредоточенияегонаопределенномобъекте.

Внимание — это психический процесс, который обеспечиваетнаправленностьисосредоточенностьпсихикинаопределенныхпредметахиявленияхвнешнегомира,действиях,образах,мысляхичувствахсамогочеловека.Такимобразом,вниманиерассматриваетсякакпсихическийпроцессне являющийсясамостоятельнойформойотражения,акакорганизующийдругиеформыотражения(ощущения,восприятия,память,мышление,воображение, эмоции),врезультатечегочто-тоотражаетсявсознанииболееотчетливо,адругое менееотчетливо.

Внешневниманиевыражаетсявспецифическойпозе,особоймимике,в движениях.  Поза                    обычно характеризуется                    торможением движений, направленностьюоргановчувствнаобъект,априсосредоточенностинасвоих мысляхпроисходитразведениеосейглаз—“отсутствующийвзор”.

Основнаяфункциявниманиясостоитвотборезначимыхдлячеловека воздействийиигнорировании(торможении)другихнесущественных,побочных воздействий.Другаяважнаяфункциявнимания—этоудержание,сохранениев

 

252


 

сознанииопределенногопредметногосодержаниядотехпор,поканебудет достигнутацель.Третьясущественнаяфункциявнимания—регуляцияиконтроль протеканиядеятельности.Сявлениямивниманиясвязаныитакиесложные процессыкакожидание,установка,апперцепцияидругие.

 


ФОРМЫИУРОВНИВНИМАНИЯ

 

Вниманиеспособствуетселективности(избирательности)протеканиялюбых психическихпроцессов.Всилуэтогоможновыделитьнесколькоформвнимания:

а)сенсорноевнимание(зрительное,слуховое,тактильноеидругие); б)моторное(двигательное)внимание;

в)эмоциональноевнимание(связаносэмоционально–значимымистимулами, спроцессамизапечатленияинформации);

г)интеллектуальноевнимание(связаноспроцессомобдумывания).

Иногдапростоговорятовнешнемвнимании(направленностьсознанияна предметы,явлениявнешнейсредыисвоивнешниедействия)ивнутреннемвнимании(направленностьвниманиянаявленияисостояниявнутреннейсреды организма).

Поактивностичеловекаворганизациивниманияможновыделитьдва самостоятельныхуровнявнимания:непроизвольное(пассивное,непреднамеренное) ипроизвольное(активное,преднамеренное)внимание.Особоеместовэтомряду занимаетпослепроизвольноевнимание,выделенноеН.Ф.Добрыниным(1958).

Непроизвольноевниманиепредставляетсобойреакциюнараздражитель,оно необусловленоволевымактомчеловека.

Первичноенепроизвольноевниманиеврожденноиявляетсяестественным проявлениембезусловногоориентировочногорефлекса.Впроявлениитакого вниманияиграетрольсилараздражителяиегонеожиданность(громкиезвуки, яркийсвет,резкийзапах).

Вторичноенепроизвольноевниманиетакженетребуетволевогоусилия,но вниманиездесьпривлекаетсянеяркостьюилинеобычностьюпредмета,а определеннымегосодержанием,котороеотвечаетнаправленности,интересам человека,т.е.постоянномуожиданиючего-либо.

Произвольноевнимание,такжекакивторичноенепроизвольноевнимание, являетсясоциальноопосредованнымтипомвнимания,нооно тесносвязаносволей человека,сознательнопоставленнойцелью.Вданномслучаепредполагается использование                  специальных    приемов сосредоточения, организации своего восприятия                  или мыслей. Произвольное               внимание        у взрослого человека направляется,преждевсего,речевымистимулами,т.е.онотесносвязаносречевой системой.

Послепроизвольноевниманиевозникаетвследзапроизвольным.Этозначит, чточеловексначаласосредотачиваетсознаниенакаком-топредметеили деятельности(иногдадажеспомощьюнемалыхволевыхусилий),азатемэтот процесс вызывает нарастающий интерес и внимание продолжаетудерживаться уже безвсякоговолевогоусилия.Такимобразом,послепроизвольноевнимание, появляясьвследзапроизвольным, неможетбытьсведенокнему.Ононеявляетсяи вариантомнепроизвольноговнимания,т.к.связаноссознательнопоставленной целью.

 

 

253


 

 


СВОЙСТВАВНИМАНИЯ

 

Вниманиехарактеризуетсяразличнымикачественнымипроявлениямиили свойствами.Основнымиизнихявляютсяобъем,концентрация,устойчивость, переключаемость,распределяемостьиотвлекаемость.

Объемвниманияхарактеризуетсяколичествомидей,объектовивидов деятельности,которыеодновременноможетудерживатьиконтролироватьчеловек. Инымисловамиобъемвниманиясвязансчисломодновременноотражаемыхв сознанииобъектов.Установлено, чтопривосприятии множествапростыхобъектов (букв,цифр, фигурокипр.)винтервалевремени0,07–0,1 секундыобъемвнимания увзрослогочеловекаравен5-7,всреднем7элементов(связьскратковременным запоминанием).Умладшихшкольниковонвесьмаограниченисвозрастом увеличивается.Увеличитьобъемвниманияможноиспомощьюспециальных упражнений.

Концентрациявнимания выражается в степени интенсивности (сосредоточенности)вниманиянаодномобъектеилиограниченномкругесвоих представлений,переживаний,мыслей.Поглощенностьобъектамисосредоточения делаетчеловекавысокопомехоустойчивым.Лишьструдомегоможноотвлечьот мыслейилидел,вкоторыеонпогружен,оннезамечаетшумаидругих отвлекающихраздражителей.

Устойчивостьвнимания определяется длительностью сохранения концентрированноговнимания.Онаизмеряетсявременемсосредоточенияпри условиисохраненияотчетливостиотражениявсознанииобъектавнимания. Устойчивостьвниманиязависитотцелогорядапричин—значимостидела, интересакнему,навыковитомуподобное.

 

Распределениеподачиматериалавовременинаурокеучителемопираетсяна исследование устойчивостивниманияу школьников:

0–7 минутазанятия— вниманиерассеянное, требуются усилия состороны педагога на его концентрацию;

8–23минутазанятия—периоднаибольшейустойчивостииконцентрации внимания;

24–30минута занятия—устойчивостьвниманияпадаетиувеличиваетсяколичество ошибок,требуетсяснижениенапряженияработыирасслабление(переходот теоретических обоснований к примерам и т.п.);

30–45минутазанятия—вновьконцентрациявниманиявсвязиспоставленной задачей (произвольное внимание).

 

Переключаемостьвниманияхарактеризуетсябыстротойпроизвольного переходавниманиянановыйобъектилиотодногодействиякдругому,сохраняя приэтомвысокуюстепеньконцентрациинанем.

Выделяютрядпоказателейпереключаемостивнимания: 1)время,затрачиваемоенапереключениевнимания;

2)продуктивность(производительность)работыпосравнениюсобъемомее или временем      выполнения                   определенного объема работы без переключениявнимания;

3)качество,  т.е. точность или наличие ошибок, обусловленных переключением.

В отличие от полного (завершенного) переключения, неполное (незавершенное)переключениенесопровождаетсявозникновениемтакойстепени

 

254


 

сосредоточения,котораянеобходимадляновогоделаилиобъектавнимания.При неполномпереключениитормозящеевлияниепредыдущейдеятельностичаще проявляетсявтом,чтоноваяработаможетвыполнятьсяпоправилам, отвечающим спецификестарой.

Имеютсязначительныеиндивидуальныеразличиявпереключениивнимания. Эффективностьпереключениязависитотособенностейобъектоввнимания, значимостьюработыилиинтересакней,атакжеотиндивидуально-типологических особенностейподвижностинервныхпроцессов.Слишкомчастоепереключение (впрочем,какиоднообразная,требующаядлительногососредоточениявнимания, работа)можетприводитькбыстромуутомлению.Возможноповышение показателейпереключенияпутемспециальныхупражнений.

Распределяемостьвниманияопределяетсявозможностьювыполнениядвухи болеедействийодновременно,рассосредотачиваявниманиемеждуними.Уровень распределениявниманиязависитотрядаусловий:отоднородностиили разнородностисовмещаемыхвидовдеятельности,ихсложности,степениих привычности.Труднеесовмещатьдвавидаумственнойдеятельностииболее эффективнораспределениевниманияприодновременномвыполнениимоторнойи умственнойдеятельности.

Отвлекаемостьвниманиясвязанаснепроизвольнымиколебаниямиего уровня.Непроизвольныефлуктуациивниманияособеннохорошозаметныпри сосредоточениинараздражителяхпороговой

силы.Так,прислушиваяськоченьслабому,едва слышимомутиканьюмеханическихчасов,мыто слышим звук             более отчетливо,            то менее отчетливо.  Колебания  внимания  легко прослеживаются    и    при    восприятии конкурирующих(двойственных)изображений. Такиенепроизвольныефлюктуациивнимания привосприятиипростыхобъектовдлятсяне

Конкурирующиеизображения:более2-3секунд(максимум—12секунд).Их усеченнаяпирамидасрассматривают как колебательный процесс,

“разнонаправленной”связанныйссамонастройкойсенсорныхсистем, вершинойобеспечивающихрегулированиеих“пропускной

способности”.

Этифизиологическиобусловленныефлюктуациивниманияследуетотличать ототвлекаемостинапосторонниераздражители.Оченьсильноотвлекают вниманиераздражителивнезапные, неожиданные, прерывистые,а такжесвязанные сэмоциями.Придлительномвыполненииоднообразнойработыдействиепобочных раздражителейусиливаетсяпомеренарастанияутомления.

 

2.Основные методики диагностики линостнй сферы: опросник Шмишека, самооценка психических состояний по АЙзеку

 

???????????

 

3.Диагностика нарушений эмоциональной сферы

??????????????

 

Билет 8

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 224.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...