Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОСНОВНЫЕФУНКЦИОНАЛЬНЫЕБЛОКИМОЗГА




НАРУШЕНИЯВНИМАНИЯ

 

Расстройствавниманиябываюткаквременныеявленияусовершенно нормальныхлюдейприутомленииилиэмоциональномперенапряжении.В некоторыхслучаяхнедостаточностьвниманиястановитсяустойчивойивэтих случаяхееназывают“невнимательностью”(впротивовестакомусвойству личности, как “внимательность”).Взависимостиотособенностейиформ сочетания различныхсвойстввнимания,приводящихкневнимательностиможноговоритьо трехеетипах.

Первымтипомневнимательностиявляетсярассеянность(“порхающее” внимание),определяемаялегкойнепроизвольнойпереключаемостьюслабо концентрированного                                  внимания.   

Второй тип невнимательности, напротив, определяется высокой интенсивностьюиконцентрациейвниманияпритрудностяхпереключения.

 

258


 

Третийтипневнимательностихарактеризуетсявесьмаслабойконцентрацией вниманияиещеболееслабойегопереключаемостью.

В большинствеслучаевможноговоритьотрехосновныхгруппахнарушений внимания:гипопрозексия,гиперпрозексияипарапрозексия.

Пригипопрозексияхвстречаютсяразнообразныевариантыослабления внимания.Полнаянеспособностьксосредоточению,концентрациивнимания называетсяапрозексией.Последняясопровождаетсяповышеннойотвлекаемостью. Чащевсеговклиникевстречаетсясочетаниеснижениявозможностейк сосредоточениюсослаблениемустойчивостивнимания.Нередкоэтиявления сопровождаютсяснижениемобъемавнимания.

 

Рассеянностьвнимания—нарушениеспособностидлительносохранятьего направленность,страдаетсосредоточение.

Истощаемостьвнимания—прогрессирующееослаблениеегоинтенсивностив процессеработы,хотяизначальнобыладостаточновысокаястепеньсосредоточения.

Сужениеобъемавнимания—патологическоесосредоточение,обусловленное слабостьюегораспределения.

Сужениеобъемавниманияобычнопроявляетсянеспособностьюудерживатьвкругу произвольнойцеленаправленнойдеятельностидостаточнобольшоечислопредставлений исвободнооперироватьими.Больныестановятсярассеянными,забывчивыми.Поих словам,стоитимнемногоотвлечьсявбеседе,каконитеряютмысль,которуюхотели высказать.Отправляясьзанужнымпредметомвсоседнююкомнату,подороге отвлекаютсяизабывают,зачемпошли.Присчете,особенновуме,начинаютошибаться, кактолькоколичествоцифриоперацийснимистановитсябольшечемонимогутудер-жатьвзонеактивноговнимания..Сужениеобъемавниманияхарактеризуетастенические состояния разного, чаще органическогогенеза.

Нарушениенаправленностивниманияпроявляетсявтом,чтовнимание прикованокявлениям,заслоняющимотбольныхдругиеважныестороныжизни.Так,при патологической                               рефлексии внимание поглощено самоанализом, постоянными размышлениямиосвоихпоступках,мыслях,отношенияхслюдьми.Внимание депрессивныхбольныхобычнопривлеченокбезрадостнымсторонамжизни.Своеобразие нарушенийвниманиябольныхшизофрениейсостоитв том,что оно часторассеиваетсяпо мелочам,нанесущественныедеталипроисходящего.

 

Ослаблениевниманияотмечаетсяприразличныхастеническихсостояниях, особенноеслионисопровождаютсянеустойчивостьюстепенибодрствования.

 

259


 

Быстраяистощаемостьвниманиясвойственнабольнымстравмамичерепаи другимиорганическимзаболеванияммозга.Повышеннаяотвлекаемостьс непроизвольнымвниманиемкслучайныминейтральнымраздражителям характернадляманиакальныхсостоянийиприрастерянности.

Принекоторыхрасстройствахсознаниявозникаетиногдаявлениеблизкоек повышеннойотвлекаемостивнимания—симптомгиперметаморфозы.Больные приэтомсособойостротойпостояннозамечаютизмененияформыи пространственнойлокализацииокружающихпредметов,онивсевремяпытаются удостовериватьсявэтомприкосновениемрукиилиперестановкойнаходящихсяв полезрениявещей.

Пригиперпрозексияхвниманиеусилено,причемчастозасчетодносторонней егонаправленности.Например,больныесипохондрическимисостояниями проявляютпатологическиповышенноевниманиексвоимболезненнымощущениям ивсемутому,чтоимеетотношениексвоемуздоровью.

Какбыполнойпротивоположностьюсимптомуотвлекаемостиявляется патологическая                           застреваемость, тугоподвижность внимания, которая свойственнабольнымэпилепсией,придепрессиях.Вэтихслучаяхнаблюдаютсяи нарушениямеханизмапереключениявниманиясодногообъектанадругой,что зависитотмалойподвижностиосновныхнервныхпроцессоввкореголовного мозга.Внекоторыхслучаяхусилениевниманияпроявляетсяввидеявления “прилипания” вниманиякопределенноймыслиилипредставлению. Появившеесяу больноготоилииноепредставление,мысльзадерживаетсявсознании,чточасто выражаетсявречиповторениемоднихитехжеслов(персеверация). Доминирующиеидеи(впатологическихслучаях)такжечастонаходятобъяснение феноменамисвоеобразного“прилипания”вниманиякопределенныммыслями больнойприэтомосознает,чтоонизанимаютвегосознаниинезаслуженно большоеместо.

Парапрозексии—извращениевнимания.Впсихопатологиипонимаетсякак проявлениевсферевниманияявленийдиссоциациииамбивалентности,типичных пришизофреническихрасстройствах.Здесьобычнодемонстрируемаябольным слабостьпобужденийкконцентрациивниманияивидимаяистощаемость произвольноговниманиявповседневнойдеятельностипародоксальносочетаетсяс крайнимусилениемидажеригидностьювниманияпривозникновенииубольного феноменов                    психопатологического свойства.  Обычно  это  крайняя сосредоточенностьнагаллюцинацияхилибредовыхпостроениях,ночащеэта сохранность идаже усилениевнимания нагляднопроявляется утаких больныхпри скрупулезном выполнении                    ими чрезвычайно сложных патологически фиксированныхритуальныхдействий.

Уздоровыхлицпарапрозексиитакжевстречаются.Однакоздесьихследует рассматриватьболеевпланенесоответствия,неадекватностипервоначальной установкипроизвольноговниманияирезультата.Чащевсегоэтовозникаетпри чрезмерносильномнапряжениивнимания,котороесамопосебестановится непереносимымдлянервнойсистемы,чтоиобуславливаетпарадоксальные, извращенныереакциисосторонывнимания.Например,спортсменнастартене слышитвыстреластартовогопистолета,       хотяактивнососредотачивалсяи готовилсякэтомумоменту.Здесьимеетместосвоеобразноенарушениевнимания, характеризующеесятем,чтонапряженноеожиданиеблокируетспособность вовремязаметитьпоявлениесоответствующегообъекта.

 

Расстройствавниманияприочаговойпатологиимозгаподразделяютнамодально– неспецифическиеи модально–специфическиенарушения.

 

 

260


 

Модально–неспецифическиенарушениявнимания—распространяютсянавсе видыиуровнивнимания.Больнойнеможетсосредоточитсянастимулахлюбой модальности(зрительной,слуховой,тактильнойит.д.).Подобныенарушениявнимания характерныдлябольныхспоражениемнеспецифическихсерединныхструктурмозга разных уровней.

Уровеньнижнихотделовнеспецифическихструктур(областьпродолговатогои среднегомозга)—этопервыйуровеньпоражения,прикоторомубольныхнаблюдается быстраяистощаемость,резкоесужениеобъемаинарушениеконцентрациивнимания.Эти симптомыпроявляютсявлюбомвидедеятельностииз-заслабоститехмеханизмов, которыеподдерживаютвнимание.Например,привыполнениисерийныхсчетных операций(вычитаниеилисложение)больныесначаладаютбыстрыеиправильные ответы,затемлатентныепериодыответоврезкоувеличиваются(потипуистощения), появляютсяошибкииследуетотказ.Иногдавозможенповторныйвсплескактивности, когдабольнойначинаетсовершатьсчетныедействияправильно.Вбольшейстепени страдаютнепроизвольныеформывнимания,таквесьмазаметно,чтобольнымлегче сосредоточиться,еслизаданиеихличноинтересует(обращениекпрофессиональному интересу или к мотивационнойоснове действий улучшает результаты).

Уровеньдиэнцефальныхилимбическихотделов—этовторойуровеньпоражения, прикоторомнарушениявниманияпроявляютсягрубее.Такиебольныечастовообщене могутсосредоточитьсяначем-либоилиихвниманиекрайненеустойчиво.Этитрудности проявляютсяпривыполнениидвигательныхактов,прирешениизадачипривыполнении невербальныхзаданий.Попыткиподнятьуровеньактивностиэтихбольных,какправило, не дают стойкого результата.

Уровеньмедиобазальныхотделовлобныхивисочныхдолей—третийуровень поражениянеспецифическихсерединныхструктурмозга,прикоторомпреимущественно страдаетпроизвольноевнимание,анепроизвольноепатологическиусилено.Убольных возникаеттакназываемое“полевоеповедение”,т.е.онистановятсячрезмерно реактивныминавсестимулывокругсебя—оборачиваютсяналюбойзвук,вступаютв разговорысоседейит.п.Такаябесконтрольнаяреактивностьотражаетрастормаживание элементарныхформориентировочнойдеятельности.Утакихбольныхспомощью обращениякнепроизвольномувниманиюможновызватьтакиедействия,которыенельзя получить,адресуяськпроизвольномууровнювнимания.Например,онинемогут переводитьвзорпословеснойинструкции,нопереводятвзорвследзазрительным объектом.Убольныхспоражениемлобныхдолейнаблюдаетсянередкоисвоеобразное нарушениепроизвольногопереключениявниманиянановоедействие,приэтомвозникает повторное выполнение (персеверация) одного и того же действия.

Модально–специфическиенарушениявниманияпроявляютсятольководной сфере—зрительной,слуховой,тактильнойилидвигательной.Вклиникеоничасто описываютсякакявленияигнорированиятехилииныхстимулов.Ихнельзя рассматриватькакнарушениявосприятияиликакнепониманиеинструкции.Они проявляютсявспецифическихтрудностяхосознанияприодновременномпредъявлении “двойных”стимуловодноймодальности(двухзрительных,двухслуховыхилидвух тактильных).

Зрительноеневниманиеможновыявитьприисследованииполейзренияпериметром припредъявлениииспытуемомунеодногостимула–объектаслевойилиправойстороны, асразудвух.Приобычнойпроцедуреисследованияполязрениясправаислевасохранны, а при использовании методики двойной стимуляции выявляется асимметрия полейзрения.

Клиническиочерченныефеноменыигнорированияобъектовводномполезрения (чащевлевом)выявляютсятакжеприрассматриваниисюжетныхкартинсбольшим количествомдеталей—больные(правши)какбынезамечают,чтоизображенослевана картинке(вверхнемилинижнемуглу).Такиебольныеприкопированиирисунка изображаюттолькоправуюегополовину.Ввыраженныхслучаяхбольнойможетпри ходьбе натыкаться на предметы, расположенные слева от него.

Феноменызрительногоневниманияобычносвязанысоспецификойработыправого полушария.Однакоонимогутпоявлятьсяикаксимптомыприначальныхстадиях поражениязаднихотделовправогополушария(глубинныхиликонвекситальных).Тогда онидалееобычнопереходятвгностическиерасстройства(односторонняязрительно–пространственнаяагнозия)илиодностороннеенарушениеполейзрения(фиксированнаялевосторонняягомонимнаягемианопсия).

 

 

261


 

Естьмнение,чтосимптомызрительногоневниманиядолжныописыватьсявразделе зрительныхагнозий.Болеетого,некоторыеспециалистыполагают,чтофеномены зрительногоневниманиявходятвболееширокоепонятие—"односторонняяпространственнаяагнозия",включающеетакжедругиевидынарушений,которые описаныниже(слуховое,тактильноеидвигательноеневнимание).Практическивсегда при“феноменахневнимания”имеетместоихсочетаниесанозогнозией.Вэтойсвязи высказываетсяпредположениеосвязиэтихнарушенийсмеханизмамиискажения внутреннейкартиныболезнии"психологическойзашиты".Впоследнеевремяактивно развиваетсяпредставлениеоботношенииправогополушариякиндивидуально– смысловымобразованиямвструктуреличности.Наэтоуказываетчастотаискажений внутреннейкартиныболезнивеесенсорныхиличностно–оценочныхсоставляющихпри поражении именно правогополушария(Корсакова Н.К., Московичюте Л.И.,1988).

Слуховоеневниманиевыявляютодновременнымпредъявлениемразныхзвуковых стимуловвобауха(методикадихотическогопрослушивания,предложеннаяКимуройД.). Здоровыелюди(правши)слышатслована10–15%лучшеправымухом,чемлевым (“эффектправогоуха”).Убольныхслокальнымипоражениямимозгапроценты асимметриирезковозрастают(до50–60%иболее).Такимобразом,вданномслучае имеетместоигнорированиелевымухомпоступающихстимулов.Тежезвуки, предъявляемыеотдельнонаправоеилевоеухо,воспринимаютсянормально.Слуховое невниманиеможетнаблюдатьсяприпоражениислуховойанализаторнойсистемыили болееобширныхлокализацияхочаговпоражениявнутриполушария(праваявисочная доля).

Тактильноеневниманиевыявляютпризакрытыхглазахпутемодновременного прикосновениясправаислеваострымипредметами(например,кончикамидвух карандашей)ккожекистейрук.Требуетсяопределить,сколькобылоприкосновений— одноилидва.Припораженииправойтеменнойдолибольнойчаще“незамечает” прикосновенияклевойруке(одиночныеприкосновенияощущаютсячетко).Намного реже обнаруживаетсяигнорирование прикосновениясправа.

Двигательноеневниманиевыявляютпривыполнениидвуручныхдвигательных заданий.Больнойначинаетвыполнятьзаданиеправильно,нозатемоднаруказамедляет движения—“отключается”.Навопрос:“ПравильнолиВыделаете”,онотвечает: “Правильно”.Своихошибокбольнойнеосознает,ноприраздельномвыполнениипробы симптомигнорированияисчезает.Этоигнорированиесобственныхошибокотражает нарушениевниманиявдвигательнойсфере.Двигательноеневниманиеобычновозникает прилокализацииочагапоражениявпереднихотделахправогополушария(премоторных, префронтальныхи глубинных с вовлечениембазальныхядер).

 

3.Личность,структура, направленность, темперамент

Личность —этопринципиальнодругое,особоесистемноесоциальное качествоиндивида,котороеонприобретаетвпроцессевозрастногоразвитияпри взаимодействиисосвоимсоциальнымокружением.Младенец,какиндивид,имеет лишьврожденныезадаткидлястановленияегокакличности.Этиприродные предпосылкиразвиваютсятольковтомслучае,еслииндивидбудет“втянут”в общениеисовместнуюдеятельностьсдругимилюдьми.Опытизучениядетей, воспитанных                     животными, свидетельствует об исключительной сложности осуществленияэтойзадачи.Вличности,преждевсего,мыобнаруживаем социальныекачествачеловека.Развитиечеловекавобществеиформируетегокак личность.

личность—естьнекоеорганизованноеиорганизующеецелое(структура)относительнопостоянныхсвойств(черт),динамически                      развивающихсяизврожденныхзадатковиндивида                      вовзаимодействиисжизненнойсредой(КонечныйР.,БоухалМ.,1983).

 





СТРУКТУРАЛИЧНОСТИ

 

Общейчертоймногихконцепцийличностиявляетсястремлениепредставить личностькакцелостныйобъект,рассмотрениеличностикаксистемы. Хотяпонятие “личность”                  занимает самое высокое положение в иерархии терминов, характеризующихиндивидуальность,нашсловарьдляописанияцелостной личностипоразительнобеден:крупная,яркая,выдающаяся,бесцветная,мелкая, серая,—дальшеподобногородаопределениймынеидем.

Одновременно,вописательномплане,числоотдельныхсвойств(черт) личностинасчитывается огромное количество—более1500словврусском языке. Средиэтихсвойствличностиимеютсякакболее,такименееустойчивыечерты,а такжечерты,вгенезекоторыхимеютсякакбольшая,такименьшаяих обусловленностьбиологическимиилисоциальнымифакторами.Всеэтичерты взаимосвязанывличностикакцелостномобразовании,ноихвзаимосвязи различны.

Впрактической деятельностипсихологавсегда возникаетзадача, как привести этоогромноемножествочертличностивопределеннуюсистему(структуру),как выделитькакие-топодструктурыличностистем,чтобыиметьделоскаким-то обозримоммножествомтиповиндивидуальностей.

 

Понятие“структура”(отлат.structura—взаиморасположение,строение),как совокупность устойчивых                          связей           между множеством                  компонентов объекта и обеспечивающихегоцелостностьитождествосамомусебе,всегдапредполагает рассмотрение объекта с точки зрения системы.

В40-хгодахсистемныйподход,особенноподвлияниемобщейтеориисистем Людвиг фон Берталанфи,выделилсякакособогородаметодологияпознанияспециальных дисциплин.Берталанфисчитал,чтосуществуютдвафундаментальныхвзгляданамир— “механистический” и                       “организмический”.                     Для механистического, или Нютоно– Галилеевского,взгляданамирхарактерны,во–первых,элементаризм,тоестьразбиение предметаисследованияна“атомы”—элементарныеиболеенеделимыесоставляющие,и, во–вторых, линейная причинно–следственная обусловленность происходящего. Организмическийвзгляднамирпроисходитизбиологииидлянегосвойственны,во– первыххолизм(Аристотелевскоеположение,чтоцелое—большесуммыегочастей)и, во–вторых, взаимовлияние и взаимопричинностьвсех частей и процессов системы.

В качественаиболее общих характеристик “системы” всамыхразличныхсистемных исследованияхвыступают следующие:

1) Целостность—несводимостьлюбойсистемыксуммеобразующихеечастейи не выводимость из какой–либо части системы ее свойств как целого;

2) Структурность—связииотношенияэлементовсистемыупорядочиваютсяв некоторую структуру, котораяиопределяетповедение системы в целом;

3) Взаимосвязьсистемысосредой,котораяможетиметь“закрытый”(не изменяющийсредуисистему)или“открытый”(преобразующийсредуисистему) характер;

4) Иерархичность—каждыйкомпонентсистемыможетрассматриватьсякак система,вкоторуювходитдругаясистема,т.е.каждыйкомпонентсистемыможетбыть одновременноиэлементом(подсистемой)даннойсистемы,исамвключатьвсебядругую систему;

5) Множественностьописания—каждаясистема,являясьсложнымобъектом,в принципенеможетбытьсведенатолькоккакой-тооднойкартине,одномуотображению, чтопредполагаетдляполногоописаниясистемысосуществованиямножестваразныхее отображений.

 

 

300


 

Нарядусэтимиобщимихарактеристикамилюбойсистемывыделяетсяиряд специфическиххарактеристик,напримерцелеустремленностьсложныхтехнических, живыхисоциальныхсистем,ихсамоорганизация,т.е.способностьменятьсвою собственнуюструктуру, и т.п.

 

Врешениипроблемытипологииличностипутемвыделения       вличности каких-тосоставляющихееподструктурвпсихологиипрослеживаютсядвеглавные тенденции:выделениетипаиндивидуальностинаосновепоискасовокупности устойчивых,постоянныхличностныххарактеристик(структурныеличностныемодели)и                выделениетипаиндивидуальностинаосновеописаниявнутренних динамическихсилвовзаимодействиимеждукоторымиисредойиформируется структураличности(динамическиеличностныемодели).

Совокупность устойчивых мотивов, определяющих избирательностьотношенийиактивностичеловекаиотносительнонезависимыхотналичныхситуаций,называетсянаправленностьюличности.

Направленность,какподструктураличности,включаетвсебяразличные побуждения.Всеонивзаимосвязанывмотивационнойсфереличности,т.е. представляют систему.                      При      этом одни из    ее компонентов      являются доминирующими,втовремякакдругиевыполняютопорнуюроль.Основную линиюповеденияопределяютдоминирующиемотивы.Взависимостиотсферы проявлений различают направленность личности морально–идейную, профессиональнуюибытовую.

Идейно-моральнаянаправленностьличностивыражаетсявеемировоззрении, моральнойвоспитанности.Идейнымчеловекомназываюттого,ктопостоянно руководствуетсявжизниопределеннымиидеалами,составляющимисущностьего убеждений.Моральнаявоспитанностьпроявляетсявгуманности,коллективизме, ответственности;онахарактеризуетличностьсостороныееотношенияклюдям.

Профессиональнаянаправленностьпроявляетсявустойчивомстремлении заниматьсяопределеннойпрофессиейисовершенствоватьсявней.

Бытоваянаправленностьвыражаетсявматериальных,житейских,атакже культурныхиэстетическихиндивидуальныхустремлениях.

 

 

318


 

Прихарактеристикенаправленности личностивыделяютследующиекачества: уровень,широта,интенсивность,устойчивостьидейственность.

Уровеньнаправленности—этообщественнаязначимостьнаправленности личности. Низкий                уровень направленности               проявляется в ориентировке исключительнонаузколичныеинтересыибезразличиикделамобщества.

Широтанаправленности—этокругинтересовличности.Широкая направленностьподразумеваетнетолькоширокийкругинтересовличности,нои достаточнуюихглубину.

Интенсивностьнаправленностисвязанасееэмоциональнойокраской.Она можетколебатьсяотсмутных,нечеткихвлеченийчрезосознанныежеланияи активныестремлениядополнойубежденности.

Действенностьнаправленностиличностиопределяетактивностьреализации целейнаправленностивдеятельности.



ТЕМПЕРАМЕНТ

 

Темперамент—этохарактеристикаиндивидасостороныдинамических особенностейегопсихическойдеятельности,т.е.темпа,ритма,интенсивностиотдельныхпсихическихпроцессовисостояний.

Вструктуретемпераментаможновыделитьтриглавныхкомпонента:общую активностьиндивида,егодвигательныепроявленияиэмоциональность.Свойства темпераментакчислусобственноличностныхкачествчеловекаможноотнести толькоусловноионискореесоставляютиндивидныеегоособенности,т.к.в основномонибиологическиобусловленыиявляютсяврожденными.Темнеменее, темпераментоказываетсущественноевлияниенаформированиехарактераи поведения человека,поэтому полностьюотделитьтемперамент отличностинельзя. Темпераментявляетсядинамическойсторонойхарактера,егофизиологической основой.Такимобразом,подтемпераментомследуетпониматьиндивидуально-своеобразные                       свойства психики, определяющие динамику психической деятельностичеловека,которыеодинаковопроявляютсявразнообразной деятельностинезависимоотеесодержания,целей,мотивовиостаютсяпочти неизменнымивпроцессежизни.

 

Намеренноизменитьтемперамент,полученныйчеловекомотприродынельзя. Изменение  стилевых                     характеристик   поведения может происходить за          счет фармакологическихилифизиологических(например,влияниеутомленияилиболезни) факторов,затрагивающихнервнуюсистему.Наблюдениязалюдьми,которыеперенесли эпидемическийэнцефалитвовремяпандемии1915–1920гг.,показали,чтоэто заболевание,хотяпреимущественнопоражаютсясубкортикальныенервныеузлы, значительноизменяетличностьивчастноститемперамент.Иногдаизменениямив особенностях темперамента                     сопровождаются возрастные сдвиги в организме. Особенноститемпераментамогуттакжемаскироватьсяиликомпенсироватьсязасчет овладения навыками саморегуляции.

 

 

Билет2

 

1.Основные методы исследования : беседа,наблюдение, эксперимент, психодиагностика

 

Эксперимент являетсянаиболееэффективнымспособомвыявления причинно–следственной зависимости между изучаемыми переменными. Экспериментотличаетсяотнаблюденияактивнымвмешательствомисследователяв ситуацию.Приэтомосуществляетсяпланомерноеманипулированиеоднойиз переменных,которуюназываютнезависимой(ееизменяетисследователь),с последующейрегистрациейсопутствующихизмененийвизучаемомявлении (зависимаяпеременная).Подпеременнойпонимаетсялюбаяреальность,которая можетизменятсявэкспериментальнойситуации.Такимобразом,экспериментвпсихологиизаключаетсявтом,чтонамеренносоздаютсяивидоизменяютсяусловия,вкоторыхдействуетиспытуемый,ставятсяпереднимопределенныезадачиипотомукаконирешаютсясудятовозникающихприэтомпсихическихявлениях.

Выделяютдвеосновныеразновидностипсихологическогоэксперимента: естественныйилабораторный.

Приестественномэкспериментеобследуемыйможетдаженеподозревать,что онподвергаетсяпсихологическомуисследованию.Обычность,естественность условийивведениенаэтомфонеэкспериментальныхпеременныхпозволяет исследователюпроследитьдействиеэтихпеременныхитемсамымустановитьих рольиособенностивлияниянаизучаемоеявление.

Лабораторныйэкспериментпроводятвспециальносозданныхусловиях,часто сприменениемаппаратуры.Испытуемыйзнает,чтонаднимэкспериментируюти действияегоопределяютсяинструкцией.

Методбеседы.Большеезначениевмедицинепридаетсябеседеспациентом. Беседакакметодпсихологическогоисследованияэтовыяснениеприпомощи системыспециальноподобранныхвопросовтехилииныхособенностей психическихявленийилипсихическихкачествчеловека.Можновыделить следующие                  разновидности этого метода: сбор анамнеза, интервью                  ипсихологическиеанкеты.

Анамнез(отлат.“попамяти”)сведенияопрошломизучаемогочеловека, полученныеотнегосамого(субъективныйанамнез)илиотхорошознающихего лиц(объективныйанамнез).

Интервью—видбеседы,прикоторойставитсязадачаполучитьответына определенныеиобычнозаранееприготовленныевопросы.Интервьюможетиметь различныеразновидностивзависимостиотегоцелейистепенистандартизации. Припрограммном,управляемоминтервьюимеетместострогоеследование

 

33


 

намеченномупланубеседы,инициативанасторонезадающеговопросы.Онодает возможностьхорошейквантификациипонятийисравненияответовразных обследуемых.Однакобольшинствоклиницистовотдаютпредпочтениеменее валидным,ноприэтомболееестественным,частичностандартизированнымвидам беседы.Такоесвободноеинтервьюдаетмногополезныхсведенийкосвенным образом,обеспечиваетлучшийпсихологическийконтактсбольным,отличается высокимпсихотерапевтическимпотенциалом.

Описательныеметодыотводятисследователюрольнаблюдателя,который никогданевмешиваетсявнаблюдаемоеявлениеилишьописываетегокакможно болееобъективно.Наблюдение—этосистематическое,целенаправленноеотслеживание                        проявлений психики человека в определенных                        условиях.Невмешательствоисследователя(объектнаблюдениянезнает,чтозаним наблюдают)сожиданием,когдаинтересующиеявленияпроявятсятакимобразом, чтоихможнобудетзафиксироватьиописать,являетсянаиболееважной характеристикойданногометода.

Различаютследующиевидынаблюдения:срез(кратковременноенаблюдение), лонгитюдинальное(длительное,иногдамноголетнеенаблюдение за одной и той же группойиспытуемых),сплошное(исследуютсявсепредставителиизучаемой группы),выборочное(получениеинформацииобольшихгруппахлюдей,путем изучениятолькокакой-тоихчасти,составляющуюрепрезентативную,иначе представительную,выборку)иособыйвид—включенноенаблюдение         (когда наблюдательстановитсячленомисследуемойгруппы). Задачаминаблюдения могут бытьизучениепсихологическихособенностейнетолькоотдельнойличности,нои целогоколлектива.

 

 

Научноенаблюдениетребуетпостановкичеткойцелиипланирования. Заранееопределяются,какиеименнопсихическиеявлениябудутинтересовать

 

29


 

наблюдателя,покакимвнешнимпроявлениямихможнопрослеживать,вкаких условияхбудетпроисходитьнаблюдениеикакпредполагаетсяфиксировать результаты.

Наблюдениестановитсянаучнымметодомизученияпсихикилишьвтом случае,еслиононеограничиваетсяописаниемвнешнихявлений,аосуществляет переходкобъяснениюпсихологическойприродыэтихявлений.Формойтакого переходаявляетсягипотеза,возникающаявходенаблюдения.Гипотеза—этовысказанноеисследователемпредположениеоналичии(илиотсутствии)связейизависимостей,существующихмеждуинтересующимиегообъектамииявлениями.

Подобногородазависимости оцениваютсяпреимущественно статистическими методами.Вчастности,пристатистическойпроверкегипотезчастовычисляют коэффициенткорреляции.Корреляционныйанализпозволяетзаоченькороткое времяполучитьмножестводанныхдлязначительногочислаиспытуемых,однако оннепозволяетрешитьпроблемыинтерпретациизависимостей.Недостатки корреляционногоанализасвязаныстем,чтоонпозволяетконстатироватьналичие какой-тосвязимеждупараметрами,нонеможетдоказать,чтоэтасвязь представляетсобойпричинно–следственнуюзависимость.

Психодиагностика   какотрасльпсихологииориентировананаизмерение индивидуально–психологическихособенностейличности.Каксамостоятельнаяобласть психологиионаориентируетисследователяненаисследование,анаобследование,т.е. постановкупсихологическогодиагноза.Психологическийдиагноз        какосновнаяцель диагностики может устанавливатьсяна разных уровнях.

Первыйуровень—симптоматический(эмпирический)диагноз;онограничивается констатацией особенностей или симптомов(признаков).

Второйуровень—этиологическийдиагноз;онучитываетнетольконаличие определенных особенностей, ноипричины их возникновения.

Третийуровень—типологическийдиагноз;онзаключаетсявопределенииместаи значения выявленныххарактеристик в общей картинепсихической жизни человека.

Современная психодиагностика широко используетсяздравоохранении, профориентации, расстановке             кадров, прогнозировании социального поведения, образовании,прогнозированиипсихологическихпоследствийизменениясреды,судебно– психологическойэкспертизе, психотерапии.

 2. Методы исследования мышления

 



ИССЛЕДОВАНИЕМЫШЛЕНИЯ

 

Ужевходецеленаправленнойбеседымыможемоценитьособенности мыслительногопроцессаубольного,вникнутьвсущностьотдельныхопераций, выявить             клинически очерченные нарушения течения ассоциаций или патологическиеидеи(бредовые,сверхценные,навязчивые).Следуетобращать вниманиенатемпмышления,активностьвыполнениямыслительныхопераций. Приускорениимышленияонохарактеризуетсяповышеннойотвлекаемостью, поверхностностьюассоциаций,легкостьюпереключениясоднойтемынадругую, “скачкойидей”.Вслучаезамедленностипроцессовмышлениябольныемедленно

 

141


 

переходятотодногосуждениякдругому,умозаключенияформируются замедленно,ассоциациивозникаютструдом,переключениесоднойтемына другуюзатруднено.

Кромеопросаиоценкиповедениявисследованиимышленияимеютбольшое значениеэкспериментально–психологическиеметоды.Следует,однако,отметить, чтобеззнанияличностныхособенностейбольногоправильнаяоценкарезультатов экспериментальногоисследованиямышлениявесьмазатруднительна.Существует большоечислоэкспериментально–психологическихметодов,спомощьюкоторых можноисследоватьразличныеаспектынарушениямышления.

Темпитечениеассоциаций.Сфизиологическойточкизренияисследование ассоциацийестьнечтоиное,какисследованиеобразованныхвпрошлом жизненномопытевременныхсвязей.Онивоспроизводятсяподдействиемслов– раздражителейивыражаютсявречевыхреакциях.Этаметодикапригоднадля изученияскоростиобразованияассоциативныхсвязей(темпамышления), развитостипроцессовобобщенияиотвлечения,атакжедругихособенностей мышленияиличностивцелом.Разработанодостаточномноговариантов проведенияассоциативного эксперимента.ФренсисГальтониКарлЮнг—первые психологи,которыеиспользовалиассоциативныйэкспериментдляобоснования своихпсихологическихконцепций.

 

Внаиболеераспространенномклассическомвариантеассоциативногоэксперимента больномупредлагаетсянакаждоепредложенноеэкспериментаторомсловосразуотвечать одним первым пришедшим на ум другим словом (Полищук И.А., Видренко А.Е.,1980).

Обычнопредлагаетсянабориз20-60слов:фиксируетсяответ,атакжевремямежду словомисследователяиответнойреакциейбольного(латентныйпериод,равныйвнорме 1,5-2сек).Покачествуответоввсеречевыереакцииможноразделитьнавысшие,низшие и атаксические.

Высшиеречевыереакциимогутбыть:1)общеконкретнымисхарактеристикой качествапредметаилиявления(“стол–деревянный”,“лето–жаркое”),ассоциациипо контрасту (“верх–низ”),                   смежности    (“трамвай–рельсы”)                        или другой конкретной взаимосвязи;2)индивидуально-конкретными(“брат–мой”,“город–Архангельск”);3) абстрактными,т.е.называетсяродовоепонятиепоотношениюкслову–раздражителю (“соловей–птица”, “квас–напиток”).

Низшиеречевыереакциивключаютследующиеварианты:1)ориентировочные (вместоответабольнойзадаетвопрос:огонь—“где?”,“какой?”);2)отказные(“незнаю”, “немогу”ит.п.);3)созвучные(врифму:“оса–коса”,“брат–брать”);4)экстрасигнальные (ответнесвязансословом-раздражителем,носвязанспредметомилиявлениемвсфере восприятиябольного:слышитшумдождязаокноминаслово“жена”отвечает“дождь”); 5)междометные(“ой”,“ох”,“ну”);6)персеверирующие(на2,3иболееслов-раздражителейотвечаетоднимитемжесловом);7)эхолалические—повторениеслова раздражителяилиповторениесдобавлениемответа(“дом”—“дом”,“сад”—“сад большой”).

Атаксическиеречевыереакциивозникаютбезвсякойулавливаемойсмысловойили формальнойсвязисословом-раздражителем,чточащенаблюдаетсяубольных шизофренией (“еда–ухо”, “врач–керосин”).

Приобработкерезультатовобращаютвниманиенаскоростьобразованияответных реакций:высчитываетсясреднийлатентныйпериод,атакжевеличинаеговначале (первые5слов)ивконце(последние5слов)опыта.Качественныйанализосуществляется путемсравненияоценоксоценками,полученнымивгруппездоровыхлиц.Внорме речевыереакциидолжнысоставлятьнеменее98%всехответов,асрединих общеконкретные—68–72%,индивидуально–конкретные—8–12%,абстрактные—20%. Низшие, атаксическиеи многословные ответы в норме отсутствуют.

 

Классификация—операцияпроцессамышления,котораятребуетумения выделятьсущественныепризнакипредметов.Методикаклассификациипредметов погруппамвпервыебылапредложенаK.Goldsten(1920).Внашейстране

 

 

142


 

модифицироваласьЛ.С.Выготским(1934),Б.В.Зейгарник(1958).Онаприменяется дляисследованияпроцессовобобщенияиотвлечения,практическииспользуется почтиприкаждомпсихологическомисследованиивпсихиатрическойклинике.

Методиканаправленапервоочереднонаисследованиемышления(процессов обобщенияиабстрагирования,последовательностиумозаключенийитому подобное),ноонатакжедаеттакжевозможностьанализакритичностии обдуманностидействийбольного,объемаиустойчивостиеговнимания, личностныхреакцийнасвоидостиженияисвоинеудачи.

Метод применим для исследования детей и взрослых любого образовательногоуровня.Однакодляисследованиядетейдо3–4классашколыи малограмотныхвзрослых,частькарточекследуетисключить(измерительные приборы,учебныепособия).Влюбомслучаепациентупредлагаетсярассортировать (классифицировать)собоснованиемсвоегорешения70карточексцветнымии черно–белымиизображениямиразличныхпредметов,людей,животных,растений.

Наначальномэтапеобследуемыйболееилименеесамостоятельнообразует группы:одежда,мебель,орудиятруда,людииизмерительныеприборы.Затемему предлагаетсяобразоватьболеекрупныегруппы—животных,растенийи неодушевленныхпредметов.Именноэтотэтаписследованияужебудет характеризоватьспособностьиспытуемогокобобщениямболеевысокогоуровня.

Методикапозволяетвыявитьснижениепроцессаобобщения,которое характернодлябольныхолигофрениейиэпилепсией.Вэтихслучаяхврезультатах выполненияметодикиотражаетсяконкретно–ситуационныйхарактеррешенийпри классификации,излишняядетализациявыделяемыхгрупп.Конкретноемышление, котороехарактернодляолигофрении,определяетсявслучаях,когдаиспытуемый объединяетпредметывсугубоконкретныеситуационныегруппы(например, пальтосошкафом,“потому,чтопальтовиситвшкафу”).

Склонностькдетализации,чтохарактерноприэпилепсии,определяетсяв случаях,когдаиспытуемыйвыделяетгруппыправильно,нослишкомихдробит (например,“одеждадомашняяиодежданавыход”,“мебельмягкаяимебель кухонная”). От излишнейдетализацииследуетотличать такоевыполнениезадания, когдагрупптакжемного,ноэтосвязанонесдроблением,аналичием одноименныхгрупп.Этоужебудетпроявлениемзабывчивости,рассеянности,суженииобъема внимания,чтобываетприсосудистыхииныхорганическихболезняхмозга.

Методикавесьмачувствительнаквыявлениюспецифическихнарушений мышления,характерныхдлябольныхшизофренией:искаженияпроцессов обобщения,актуализациислучайныхассоциаций,разноплановостимышленияи некоторыхдругих. Главное,чтоможноотметитьвэтихслучаях, заключаетсявтом, чтобольныеначинаютскладыватьоднигруппычрезвычайнообобщенно,адругие группы—чрезмернодетально.Ужетолькоэтоможнорасцениватькак непоследовательностьмышления,котораячащевсегобываетпришизофрении. Подобноеявлениеиногдаможновстретитьприорганическихболезняхмозга,но тольковпериодобостренияпсихопатологическихрасстройств.

Важнозаметитьивозможнуюразноплановостьмышлениясосвоеобразной причудливостьюрассужденийбольныхпривыполненииклассификации.Например, нарядуссовершенноправильнымирешениями(вернособираетгруппы“мебель”, “люди”или“измерительныеприборы”),больнойвдруготкладываетпредметы, которыеемупочему–тоемуненравятсяили,напротив,чем–топривлекательны. Причудливостьприэтомпроявляетсявнеобычностиоснованиядляклассификации. Напримеродинизбольныхвдругвыделилгруппупредметов,которыеимеют,по егомнению,“острыеокончания”в своихназваниях.Этосвидетельствуетотом, что

 

143


 

емудоступнысложныеобобщенныесуждения,ноон,одновременно,допускает ошибки,которыесвязанысрастекаемостьюиразноплановостьюегомышления. Такогороданарушениямышленияхарактерныдлябольныхшизофренией.Здесь больнойприклассификации,нарядусактуализациейобычныхиобусловленных всей его прошлой       жизнью           признаков                 предметов, используют также малосущественные,или,какпринятоговорить,латентныепризнакипредметов.

 

Существует ряд модификаций методики классификации: классификация геометрическихфигур,специальныезаданиянаисключениепонятий,выделения существенныхпризнаков предметов.

Методика“Исключениепредметов(понятий)”—оцениваетсяспособность разграничиватьразнородныепонятия.Испытуемыйдолженисключитьизгруппы “лишний”изчетырехилипятипредметов(например:“стол,стул,кровать,пол,шкаф”; “дряхлый,старый,изношенный,маленький,ветхий”).Иногдаспециальновводятв заданиекарточкисрисунками(словами),гденельзяпровеститакогородаисключениеи обобщение. Здоровыеобследуемыевтакихслучаяхзаявляют,чтозаданиеневыполнимо,а больныешизофрениейслегкостьюобъединяютвгруппупредметы,используя“слабый”, латентный признак того или иного предмета.

Методика“Выделениесущественныхпризнаковпредметов(понятий)”— позволяетсудитьокачествепониманияглавныхивторостепенныхпризнаковпредметов иявлений.Предлагаютсязадания,гдеиспытуемыйдолженвыделитьсущественные признакиключевогопонятия,подчеркнувпризнакибезкоторыхданноепонятиене существует(например,“Сад:растения,садовник,собака,забор,земля“или“Река:берег, рыба, рыболов,тина,вода”).

Понимание  переносногосмыслапословиц.  Для изучения процессов абстрагированияможнобольномупредложитьзаданиянапониманиепереносногосмысла пословиц или пониманиясодержаниясюжетных картин и коротких рассказов (в томчисле снелепостями).Здесьсущественнуюрольвобщейоценкерезультатовиграетотношение обследуемогокдопускаемымошибкам—замечаетлионихсамостоятельно,аможет лишьтолькоспомощьюэкспериментатора.Требуетсязнатьприэтомкаконмотивирует ошибочные решенияи насколько они доступны коррекции.

 

Формированиеискусственныхпонятий(двойнойстимуляцииметодика). Впервые метод был предложен N.Ach (1921), затем модифицирован Л.ССахаровым(1930)всоответствиисконцепциейЛ.С.Выготского(1956). Испытуемомупредлагаетсядварядастимулов:одинрядиграетрольобъекта,на которыйнаправленоповедение,другой—рользнака,спомощьюкоторого поведениеорганизуется.Например,имеетсянаборобъемныхгеометрических фигур,различныхпоформе,размерамицвету.Наобратнойсторонефигур написанынезнакомыеиспытуемомуслова(“окс”,“нур”идр.).Требуетсяпосле нескольких проб найтивсе фигурыс даннымисловами. Обращают вниманиена то, сколькопонадобилосьтакихпроб,чтобыуиспытуемогосформировалось искусственноепонятие,тоестьпризнак,покоторомуосуществлялсявыбор. Иногда,правильнораспознаваяфигуры,обследуемыйнеможетправильноназвать ихобщиепризнаки, чтоможетсвидетельствоватьослабостипроцессовобобщения иотвлечениянавербальномуровне.Такимобразом,предметомизучениявданном экспериментестановитсянетолькопроцесссравненияиобобщенияфигур,нои влияниенаэтотпроцессслова(знака),обозначающееискомоесочетаниепризнаков. Исследованиелогическихсвязейиотношениймеждупонятиями— применяетсяметодиканаобразованиепарныханалогийврисуночномисловесном вариантах,гдевсоответствииобразцом(параслов)подбираетсяноваяпара аналогичнаяпопризнаку,представленномувобразце.Например:школа/обучение;

больница/–(доктор,ученик,учреждение,лечение,больной).

 

 

144






Методикасложныеаналогии

Обследуемомупредлагаетсянабланке20парслов,отношениямеждукоторыми построенынаабстрактныхсвязях,наэтомжебланкевквадрате“Шифр”расположены6 парсловссоответствующимицифрамиот1до6.Вбланкеследуетвтечение3-хминут обвести кружком соответствующуюцифру аналогичнуюсоотношению включе.

Шифр


1. Овца — стадо

2.Малина —ягода 3.Море — океан


4.Свет — темнота

5. Отравление — смерть 6.Враг — неприятель


 


1.Испуг — бегство 2.Физика — наука 3.Правильно — верно 4.Грядка —огород 5.Пара — два6.Слово — фраза 7.Бодрый — вялый 8.Свобода — воля 9.Страна — город 10.Похвала—брань


1 2 3 4 56  11.Месть — поджог                    1 2 3 4 56 1 2 3 4 56 12.Десять —число 1 2 3 4 56 1 2 3 4 56                    13.Плакать —реветь                  1 2 3 4 56 1 2 3 4 56 14.Глава — роман 1 2 3 4 56 1 2 3 4 56                    15.Покой — дыхание                 1 2 3 4 56 1 2 3 4 56 16.Смелость — геройство  1 2 3 4 56 1 2 3 4 56               17.Прохлада — мороз               1 2 3 4 56 1 2 3 4 56 18.Обман — недоверие 1 2 3 4 56 1 2 3 4 56                    19.Пение — искусство               1 2 3 4 56 1 2 3 4 56 20.Тумбочка— шкаф 1 2 3 4 56


 

Ключ: 5,2,6,1,6,1,4,6,3,4—5,2,6,1,4,6,3,5,2,3.Норма правильныхответов 5 и выше.

 

Пониманиесиллогизмов.Особуюгруппуметодовсоставилиметодики исследованиялогическогомышленияспомощьюизученияпониманияиспытуемым словесныхумозаключенийнаосновечетырехфигурсиллогизма,атакжеих графическихизображенийввидепересекающихсяконтуров(круговилиэллипсов) модусов силлогизмов, отношений междуобъемами понятий — диаграммы Венна и другие.

Исследованиеконструктивногомышления.  Для  исследования конструктивногомышленияиспользуютсяспециальнымобразомокрашенные кубики(“кубикиКосса”,“кубЛинка”),изкоторыхпредлагаетсявыложитьпо образцуузорыразнойсложностиилисложитьбольшойкубзаданногоцвета.

 

3.Патологические личности

 

 

Билет 3

 

1.Психика и мозг. Соотношение структуры и функций мозга, основные функциональные блоки мозга

 

Мозгчеловекаможноопределитькаквысокоорганизованноемногоуровневое полисистемное и полифункциональное образование со множеством

 

37


 

взаимодействующихлокальныхиобщецеребральныхэлементов.Общийконтроль, координациюирегуляциюрежимовработымозгаосуществляетсистема интрацентральнойрегуляции,включающаяразличныенеобходимыемеханизмыи системымозга,благодарячемудостигаетсясогласованностьработымозгаи обеспечиваетсявконечномитогецелостнаяцеребральнаяипсихическая деятельность.

 

 








ОСНОВНЫЕФУНКЦИОНАЛЬНЫЕБЛОКИМОЗГА

 

Именнокораголовногомозгаосуществляетанализисинтезпоступающей черезанализаторыраздражений,т.к.тампроисходитконечноезамыканиевсех нервныхсвязей.Однакоследуетподчеркнуть,чтопсихическиепроцессычеловека являютсясложнымифункциональнымисистемамиионинелокализованывузких, ограниченныхучастках мозга. Они осуществляютсяприучастии многих совместно работающих                     мозговых аппаратов. А.Р.Лурия выделяет три основных функциональныхблокамозга,участиекоторыхнеобходимодляосуществления любоговидапсихическойдеятельности.

Первыйблок—“энергетическийблок”,илиблокрегуляциитонусакорыи состояниябодрствования.Онобеспечиваетнормальныйтонускорыиее бодрственноесостояние.Анатомическиэтотблокпредставляетсобойобразование встволемозгапотипунервнойсети,вкоторуювкрапленытеланервныхклеток, соединяющиесямеждусобойкороткимиотростками—ретикулярнаяформация. Одниизволоконретикулярнойформациинаправляютсявверхиоканчиваютсяв вышележащих                       нервных образованиях, включая кору мозга (восходящая ретикулярнаясистема).Другиеволокнаимеютобратноенаправление:они начинаютсявкореинаправляютсякнижележащимструктурамсреднегомозга, гипоталамусаимозговогоствола(нисходящаяретикулярнаясистема).

Возбуждениевретикулярнойформациираспространяетсянеотдельными импульсамипозакону“всеилиничего”,апостепенно(градуально),что обеспечиваетеетонизирующееимодулирующеевлияниенасостояниевсего нервногоаппарата.Какбылопоказаномногочисленнымиисследованиямишколы русскогофизиологаИ.П.Павлова,процессывозбужденияиторможенияв бодрствующейкореподчиняются“законусилы”ихарактеризуютсяопределенной концентрированностью,уравновешенностьюиподвижностью.Принизкомтонусе коры(сонилиутомление)Павловскийзаконсилынарушается—приэтомслабые раздражителиуравниваютсяпоинтенсивностиссильными(“уравнительнаяфаза”) илидажепревосходятих(“парадоксальнаяфаза”),авотдельныхслучаяхпри отсутствииреакциинасильныйраздражительсохраняетсяреакциянаслабый раздражитель(“ультрапарадоксальная фаза”). Крометого, помереснижениятонуса корынарушаетсянормальноесоотношениевозбудительныхитормозныхпроцессов итаихподвижность,котораянеобходимадляпротеканиянормальнойпсихической деятельности.

Нервнаясистемавсегданаходитсявсостоянииопределеннойактивности,которая,какужеговорилось,опосредованаработойретикулярнойформации.В неспецифическойсистемевыявленонеменеепяти достаточноавтономныхуровней (начинаяотнижнихотделовстволаикончаямедиобазальнымиотделамикоры лобныхивисочныхдолеймозга),каждыйизкоторыхвноситсвойвкладв регуляцию процессов                 активации. Активационные                    и тормозные влияния реализуютсяиличерезмедленныесдвигиактивности,лежащиевосновеизменений функциональногосостояниямозгавцелом,иличерезбыстрыепроцессыактивации, входящиевмеханизмыориентировочногорефлекса.

Первымисточникомактивацииявляютсяобменныепроцессыворганизме, лежащиевосновегомеостаза(внутреннегоравновесияорганизма),атакже инстинкты.Процессыобменавеществрегулируютсяглавнымобразомаппаратами гипоталамуса.Инстинктивноеповедение(пищевая,половаяактивация)является функцией  более                 высоко расположенных                образований мезэнцефальной, диэнцефальнойилимбическойсистем.Лимбическиеструктурыэтогоблокаимеют

 

47


 

такжесамоенепосредственноеотношениекрегуляцииэмоциональныхреакцийи состояний.У                        человека на лимбическом уровне обнаружены различные “эмоциональныецентры”,раздражениекоторыхприводиткпоявлениюощущений страха,гнева,удовольствия.

Второйисточникактивациисвязанспоступлениеминформацииотвнешней среды.Здесьактивацияпроявляетсяввидеориентировочногорефлекса.Человек, которыйлишенобычногопритокаинформацииизвне(экспериментыпо“сенсорной депривации”)впадаетвдремотноесостояниеиунегомогутвозникать галлюцинацииидругиепсихическиенарушения.

Третий источник активации обусловлен намерениями, планами, перспективамиипрограммами,которыеформируютсявпроцессесознательной деятельностичеловека.

Ретикулярнаяформацияимеетобширныесвязи,преждевсегослобными отделамикорымозга.Нисходящиеаппаратыретикулярнойформацииоблегчаюти обеспечиваютпроведениекорковыхвлияний(какактивизирующих,таки тормозных)нанижележащиеотделынервнойсистемы.Аппаратыпервого функциональногоблокамозганетолькотонизируюткору,ноисамииспытывают насебееерегулирующеевлияние.

 

Последнеевремяинтенсивновелисьработыпоизучению“специфичности” неспецифическихформактивации.Вчастностивыделеныдвеосновныеактивирующие системы,однаизкоторыхсвязанапреимущественносретикулярнойформациействолаи представленавосновномвлевомполушарии(левыйпервыйблок—собственноблок регуляциитонусаибодрствования).Другаяхарактеризуетработулимбическойсистемы, включаясепто-гиппокампальныеструктуры,ивбольшейстепенипредставленавправом полушарии(правыйпервыйблок—блокрегулированияэмоционально–личностной сферы).Неоднородностьфункцийлевополушарногоиправополушарногопервогоблока наклиническомуровнепроявляетсявобщемуровнеактивностибольногои поведенческихособенностяхполинии“спонтанность–аспонтанность”,атакжев особенностях нарушений                          эмоционально-личностной                          сферы. При левостороннем пораженииактивностьбольного(моторная,речевая,интеллектуальнаяидр.)существенно ниже,чемприпораженииправогополушария.Снижаютсяприэтомискоростные динамическиеаспектыинтеллектуальнойдеятельности.Приправостороннемпоражении болеевыраженынарушенияобщейэмоциональности,общегоэмоциональногофона,а такжеопознанияэмоциональнойзначимойинформации,чемприпоражениилевого полушария.

 

Второйблок—“блокприема,переработкиихраненияинформации”состоитизтрехподблоков,расположенных вконвекситальных(наружных)отделах корызатылочной(зрение),височной(слухивестибулярнаяинформация)и теменной(общаячувствительность)долеймозга.Сюдавключаютсяицентральные аппаратывкусаиобоняния,ноучеловекаонизанимаютвкореголовногомозга незначительноеместо.

Латеральныеразличиявфункционированииаппаратоввторогоблокамозга достаточнохорошоизученыиописываютсявсоответствующихразделах.Всеони отражаютспецификуприема,переработкиихраненияинформации,присущие каждомуполушариюмозга.Дихотомические(левое–правоеполушарие)принципы анализафункцийвторогоблокаопределяюткакабстрактный(вербально– логический) или                       конкретный                 (наглядно–образный),  сукцессивный (последовательный)илисимультанный(одновременный),аналитическийили синтетическийспособыпереработкиинформации.

Каждыйподблокимеетиерархическоестроение.Условновнихвыделяют первичные,вторичныеи третичные отделы.Первыедробятвоспринимаемыйобраз

 

48


 

мира—слуховой,зрительный,осязательный—намельчайшиепризнаки: округлостьиугловатость,высотуизвонкость,яркостьиконтрастность.Вторые синтезируютизэтихпризнаковцелыеобразы.Третьиобъединяютинформацию, полученнуюотразныхподблоков,т.е.зрения,слуха,обоняния,осязания.

Вядернуюзонузрительногоанализаторавходят17,18и19поля,кожно-кинестетическогоанализатора—3,1,2ичастично5-еполя,звуковогоанализатора —41,42и22-еполя;изнихпервичнымиполямиявляются17,3и41-е, аостальные —вторичные.

Третийблок—“блокпрограммирования,регуляциииконтроля”расположенпреимущественновлобныхдоляхмозга.Онвключаеткорупередних отделовбольшихполушарий(моторную,премоторнуюипрефронтальную области),обеспечиваетпрограммирование,регуляциюиконтрольчеловеческого поведения,осуществляеттакже регуляциюдеятельности подкорковыхобразований, регуляциютонусаибодрственногосостояниявсейсистемывсоответствиис поставленнымизадачамидеятельности.

Первичнаядвигательнаякора(4-емоторноеполеБродмана)неможет работатьизолированно.Подготовкапрограммдвиженияипередачаихна пирамидныеклеткиосуществляетсяваппаратахвторичныхзондвигательнойкоры, которыерасполагаютсявверхнихслояхкорыпремоторныхотделовлобной области.Третичныезонылобнойкорыиграютрешающуюрольвформировании намеренийипрограмм,врегуляциииконтроленаиболеесложныхформповедения. Человек,укоторогоэтотблокнарушен,лишаетсявозможностипоэтапно организовыватьсвоеповедение,неможетперейтиотоднойоперациикдругой.В связисэтимличностьтакогочеловекакакбы“распадается”.Особенностиэтих нарушенийтакжезависятотлокализациипоражениявлобныхдолях,втомчислеи ихпреимущественнойлатерализации.Вчастности,“левыйтретийблок”имеет болеенепосредственноеотношениевпроизвольнойрегуляциипсихических функций(мнестических,интеллектуальных).Меньшеизученалатеральная спецификаправоготретьегоблока.

 

Соотн????

 

2.Типы, виды памяти,их нарушения

Типы памяти

Сенсорная(мгновенная)памятьосуществляетсохранениеинформациинауровнерецепторов.Онаобладаеточенькороткимвременемхранения “отпечатка”(0,3-1,0сек),воздействующегообъекта.Некоторыеееформыполучили специальные названия:иконическая(зрительная)иэхоическая(слуховая) сенсорная память.Еслиинформацияизрецепторногохранилищанепереводитсявдругую формухранения,тоонанеобратимотеряется.

Унекоторыхлюдейполноесохранениезрительнойкартинывиконической памятиограничиваетсянедолямисекунды,агораздодольше—до10минут.Эти особенностивомногомобъясняютявленияэйдетизмаунекоторыхлюдей.При этомониобладаютспособностью“видеть”картинуилипредмет,который находилсяпередихглазами,ноуженеэкспонируется.Этаинерционность информационных                             входов, продлевающая для нас воздействие сигналов, обеспечиваетнепрерывностьвосприятияидляобычныхлюдей(приморгании, движенииглазилипросмотрекинофильмов).Эйдетическиеспособностиболее выраженывдетствеиснижаютсяувзрослых.

 

 

104


 

Экспериментысдемонстрациейкинофильма(скоростьпротяжки—24кадравсек.) свключениемкаждым25-мкадромдругого(рекламного)фильмапоказали,что “внедренная”такимобразоминформацияоказываетвлияниеназрителей.Последниене замечаливоздействия,ноохотнееприобреталирекламировавшиесятовары(BevanW., 1964).Внекоторыхстранахис1995г.вРоссиииспользованиеврекламезрительныхи слуховыхподпороговых сообщений законодательно запрещено.

 

Кратковременнаяпамять—обеспечиваетудерживаниенакороткоевремя однократнопредъявленнойинформации,поступающейот сенсорныхвходовилииз долговременнойпамяти.Раньшекратковременную(рабочую)памятьназывали объемомсознания.

Единственноехранилищекратковременнойпамятиимеетограниченныеобъеми время  хранения.              Приоритет поступления информации определяется направленностьювниманиявданныймомент.Времяхраненияинформациив кратковременнойпамятисоставляетпримерно 20 секунд,а ееобъемсоставляет 5-9 структурныхединицинформации—всреднем7единиц(правилоД.Миллера, 1956).

Оперативныеединицыинформациизависятотспособностичеловека организовыватьвосприятиеинформации.Установлено,чтоотдельнаябуква воспроизводитсялучше,чемдве,адвелучше,чемтри.Еслижесочетаниебукв образуетзнакомоеслово,тооновоспроизводитсятакжехорошо,какиоднабуква, независимоотчиславходящихвнегобукв.

Такимобразом,кратковременнаяпамятьявляетсяподсистемойпамяти,обеспечивающейоперативноеудержаниеипреобразованиеданных,поступающихоторгановчувствииздолговременнойпамяти.

 

Всеформыорганизацииматериалатребуютдляулучшениязапоминаниясжатия информациивменьшеечислоструктурных(оперативных)единиц.Всепримеры чрезвычайнойпопулярностии“магии”числасемьсредилюдейговорят,по-видимому,о глубинномотражениивязыкеограничений,связанныхсобъемомчеловеческой краткосрочнойпамяти.Еслитребуетсявтечениекороткоговременисохранить информацию,включающуюбольше7элементов,мозгпочтибессознательногруппирует этуинформациютакимобразом,чтобычислозапоминаемыхэлементовнепревышало предельно допустимого.

Вкратковременнойпамятипродолжаетсяпроцессконсолидации,упрочнения измененийвнейронах,обеспечивающихдальнейшеесохранениеинформации,адляэтого требуетсякакое-товремя.Впервойфазепослепоступленияинформацииследее сохраняетсявдинамическойформеилюбоевнезапноеотвлечениечеловекавпервые секунды после поступления информации нарушает запоминание.

Сограниченностьюобъемакратковременнойпамятисвязаноитакоееесвойство, какзамещение.Онопроявляетсявтом,чтоприпереполнениииндивидуально ограниченногообъемапамятивновьпоступающаяинформациячастичновытесняетуже имеющуюсяипоследняябезвозвратнотеряется.Припереводеинформациииз кратковременной  памяти в                                  долговременную                           происходит перекодирование ее преимущественнов акустическуюформу.

Однимизвоздействий,нарушающихсохранениеинформациивкратковременной памяти,частоявляетсятравмаголовы.Послесотрясениямозгачеловекзабываетсобытия, имевшиеместоза10-15минутдотравмы(ретрограднаяамнезия).Ноеслипериод консолидациизавершился,тоследупрочняетсяинеподдаетсядажетакимсильным влияниям,какглубокий наркоз, электрошок и клиническаясмерть.

 

Буферная (промежуточная) память — обеспечивает сохранение информациивтечениенесколькихчасов,являетсяпромежуточнымзвеномнапути переводаинформацииизкратковременнойпамятивдолговременную.Считается, чтововремяночногоснапроисходитпереработканакопленногозаденьиочистка буфернойпамятидляприемановой информации. Известно, что сонменее3-хчасов

 

 

105


 

всуткиилиполноелишениеснавызываетотчетливыенарушениявповедении человека—понижаетсяуровеньбдительности,вниманияирезкоухудшается кратковременнаяпамять.Предполагается,чтовпериодснаинформациямалыми порциями(всоответствиисограниченнымобъемомкратковременнойпамяти) поступаетизбуфернойпамятивкратковременную,котораяотключаетсядляэтого отвнешнейсреды (Hartmann E., 1967).С этойточкизренияметодыобучениявосне спомощьюмагнитофонамогутприводитькнакоплениюусталости,повышенной раздражительности,ухудшениюкратковременной памяти,т.к.буферное хранилище запериодснаполностьюнеосвобождается.

Долговременнаяпамятьобеспечиваетдлительное(дни,месяцы,годы)сохранениеинформации.Онабываетдвухтипов:долговременнаяпамятьс сознательным,произвольнымдоступомидолговременнаяпамять“закрытая”(в обычныхусловияхкнейнетпроизвольногодоступа).

Вдолговременнуюпамятьспроизвольнымдоступоминформацияпоступает избуфернойпамятичерезпреобразованиееевкратковременнойпамяти.Вэтом процессеважнарольмышления:информацияприпреобразованииобобщается, группируется,                      классифицируется. Долговременная память практически не ограниченавобъемеивременихранения.Различаютрядформорганизации материаладолговременнойпамяти:пространственную,позволяющуюустановить опорныепунктыисвязивнашемфизическомисоциальномокружении(лежитв основе«когнитивныхкарт»,связующихводноцелоеразныеэлементыполя; линейную(например,поалфавиту,днямнеделиит.п.);ассоциативную,т.е.по каким-тообщимпризнакам(цвету, начальной буквеит.п.);иерархическую,т.е.по принадлежностикболееобщейилиспециальнойкатегории(например,«живот-ные»,«растения»ит.п.).Досихпорнеизвестнооконкретныхспособахизвлечения информациииздолговременнойпамяти,которыесубъективнопротекают подсознательноичрезвычайнобыстро.

 

 

Виды памяти

Импринтинг—видпамяти,наблюдаемаятольковраннийпериодразвития, сразупослерождения.Импринтингзаключаетсяводномоментномустановлении оченьустойчивойспецифическойсвязичеловекаилиживотногосконкретным объектомвнешнейсреды.Этасвязьсохраняетсядлительноевремя,что рассматриваетсякакпримернаученияидолговременногозапоминаниясодного предъявления.

Двигательнаяпамять—этопамятьнадвижения.Онасоставляетоснову овладениядвигательнымидействиямивлюбомвидедеятельностичеловека. Достигаяполногоразвитияраньшеиныхформ,двигательнаяпамятьунекоторых людейостаетсяведущейнавсюжизнь.Особеннобольшоезначениеонаимеету

 

 

109


 

артистовбалета,атакжевтехническисложныхвидахспорта.Приразучивании упражненийзамечено,чтолегчезапоминаетсянаправлениеиамплитудадвижений изначительнотруднее—интенсивность.

Эмоциональнаяпамять—этопамятьначувства.Онаопределяет воспроизведение                            определенного чувственного состояния при повторном воздействиитойситуации,вкоторойданноеэмоциональноесостояниевозникло. Чувственнаяпамятьимеетсяужеу6-месячногоребенкаидостигаетсвоегорасцвета к3-5годам.Механизмыэмоциональнойпамятилежатвосновепервичногочувства узнавания(знакомое,чужое),нашихсимпатийиантипатий,осторожности. Эмоциональнаяпамятьотличаетсятакжетем,чтопочтиникогданесопровождается отношениемкожившемучувствукакквоспоминаниюранеепережитогочувства. Произвольноевоспроизведениечувстввэтомаспектепочтиневозможно. Например,человек,напуганныйвраннемдетствесобакой,можетинеосознавать причинсвоегострахаприкаждойвстречессобакойнаулице.

Образнаяпамять—этопамятьнаобразныйматериал.Различают следующиеееподвиды:зрительная,слуховая,осязательная,обонятельнаяи вкусовая.Наиболееотчетливоувсехлюдейпроявляетсязрительнаяислуховая память,аразвитиедругихподвидов(осязательная,обонятельная,вкусовая)связано сразличиямипрофессиональнойдеятельности,напримерудегустаторов.Образная памятьобычноярчеудетейиподростков.Увзрослыхлюдейведущаяпамять,как правило,необразная,алогическая.Можнотренироватьобразнуюпамять,если воспроизводитьмысленноврасслабленномсостояниисзакрытымиглазамиперед сномразличныезаданныекартины.

Символическаяпамять—этопамятьнаабстрактный,отвлеченно-символическийматериал.Онаподразделяетсянасловеснуюилогическуюпамять. Словеснаяпамятьвонтогенезеформируетсявследзаобразнойпамятьюи достигаетсвоегорасцветак10-13годам.Вотличиеотобразнойпамяти,она отличаетсябольшейточностьювоспроизведения.Особенностилогическойпамятипроявляютсявзапоминаниитолькосмыслатекста,т.е.происходитпереработка текставобобщенныхпонятиях.Логическаяпамятьсамымтеснымобразомсвязана смышлениемчеловека.

 

Нарушения памяти

С раннего детского возраста способности запоминания постепенно совершенствуются(вначалеобразная,азатемсимволическаяпамять),достигая своего оптимального развитияк20-25годам.На этомуровнепамять сохраняетсядо 40-45лет,послечегопостепенноухудшается, особенномеханическоезапоминание новогоматериала.Впожиломистарческом возрастезаметнострадаетзапоминание новогоитекущихсобытий,нохорошосохраняетсяспособностьвоспроизведения впечатленийдетства—законобратногоходапамятиРибо–Джексона(RibotTh., 1881).Мнестическиефункцииколеблютсявопределенныхпределахипод влияниемразличныхфакторовповседневнойжизни—утомления,недосыпания, эмоций.

 

114


 

Призаболеваниях,особенновслучаепораженияцентральнойнервной системы,можновстретитьсясразличныминарушениямипамяти.Расстройства памятимогуткасатьсякаквсехееотдельныхкомпонентов,такиеединамики.В последнемслучаеоказывается,чтобольныетоподробно,вдеталяхвоспроизводят содержаниесложногорассказа,басни,товдругневсостояниипередатьсовсем легкийсюжет(мнемическаядеятельностьноситпрерывистыйхарактер).Всамом общемвидесрединарушенийпамятиможновыделитьтриосновныегруппы: гипермнезии,гипомнезииипарамнезии.

Гипермнезия(усиление,обострениепамяти)         проявляетсяусилением воспоминанийопрошлойжизниилиулучшениемзапоминаниятекущихсобытий. Призаболеванияхгипермнезиячащевстречаетсявкачествевременногоявления прилихорадочныхсостояниях,возбуждениинафонепатологическогоповышения настроения (мании) иотличаетсяфрагментарностьюинеустойчивостью. Лишь при гипоманиакальныхсостояниях(легкаяформамании)усилениевоспоминанийи запоминанияболееустойчиво.Гипермнезиявстречаетсяиногдаиприслабоумии, такодинимбецилпомнилдатыпогребенийвсехумершихвтечение35летв деревне,гдеонжил(ГуревичМ.О.,СерейскийМ.Я.,1928).

Гипомнезия,или дисмнезия—ослаблениемнестическихфункций,вплотьдо их полной их   утраты. Может        быть   общей (касается             запоминания и воспроизведения)ичастичной(неможетчто-товспомнитьвданныймоментили нарушенотолькозапоминание).Полнаяутратаспособностисохранятьи воспроизводитьранееприобретенныезнанияназываетсяамнезией.

Еслиамнезиясвязанаспреимущественнымнарушениемспособностейк запоминанию,тоееназываютфиксационнойамнезией.Всвязисэтимслабеетили утрачиваетсяпамятьотекущих,недавнихсобытиях,носохраняетсяспособность полноговоспроизведенияприобретенногоранееопыта.Такиерасстройствапамяти весьмахарактерныдлятакназываемогокорсаковскогосиндрома,которыйописан известным                 отечественным психиатром С.С.Корсаковым при выраженных алкогольныхинтоксикациях.Разновидностьюфиксационнойамнезииявляется перфорационнаяамнезия,когданефиксируютсятолькокакие-точасти информации.Вчастностиприпалимпсестахвозникаетутратаспособности запечатлеватьисоответственнопотомвоспроизвестинекоторыедетали,эпизодыи подробности,относящиесякпериодуинтоксикации(например,приалкогольном опьянении).

Амнезияможетбытьсвязанасзатруднениямиввоспроизведениии припоминанииотдельныхсобытийиливсехсобытийкакого-топрошлогоотрезка времени—частичная (лакунарная)илиполнаярепродукционнаяамнезия.Особенно резко явление        забывания                некоторых событий жизни проявляется при аффектогенных(кататимных)амнезиях,когдабольнойамнезируетопределенное иоченьтяжелоепереживание.Онивозникаютпомеханизмувытеснения аффективнонасыщенныхиндивидуальнонеприятныхинеприемлемыхличностью впечатленийисобытий,атакжевсехсобытий(дажеиндифферентных),совпавших вовремениссильнымпотрясением.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 177.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...