Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психическое развитие ребенка, младшего школьника
Какбыхорошоребенокнебылподготовленкшколе,онприобретает типичныечертышкольникатолькопослетого,какначнетучитьсявшколе.В школевоплощенытребованияобщества,существуетсистемаэталонов,одинаковых мероценки. Теперьвсюжизньребенкапронизываетситуация“ребенок–учитель”,а основнойдеятельностьюребенкаявляетсяучебнаядеятельность.Успешность обученияиповедениявшколеозначаетчащевсегоиблагополучиеотношений ребенкасродителямиисосверстниками. Учебнаядеятельность.Дляшкольногоучителяосновнойпроблемойявляется формированиеуребенкаучебнойдеятельности,уменияучитьсясамому.Самапо себеучебнаядеятельностьвключаетучебно-познавательныемотивы,учебные задачи,учебныедействияиоперации,контрольиоценку.
501
Наиболееважнымизэтогопредставляетсявыработкаиупрочение познавательноймотивацииуребенка.Дети,какправило,идутвшколусбольшим желанием,однакоконкретныемотивыэтогомогутбытьразличнымипо содержаниюистепениосознанности.Чащевсегопреобладаютмотивы,связанные состремлениемребенказанятьновоедлянегоположениешкольника,носитьформу иливозвыситьсявглазахдошкольников.Собственножепознавательныемотивыи мотивысамосовершенствования ещеуребенкаслабовыражены.Это можетбыстро снизитьинтересребенкакшкольнойжизни. Формирование учебно–познавательноймотивацииушкольникатесно связано с содержанием испособамиобучения.Действительнаямотивация возникаеттолько тогда,когдаребенкувшколеинтересноикомфортно.Сдругойстороны,быстрота овладениясистемойнаучныхзнанийисамойучебнойдеятельностью,т.е.умением учиться,вомногомопределяетсяииндивидуально-психическимиособенностями ребенка. Учебнаядеятельностьпредъявляеттребованияковсемсторонампсихики ребенка.Вмладшемшкольномвозрастебольшиеизмененияпроисходятв познавательнойсфереребенка: 1.Непроизвольноевосприятиедошкольникапостепеннопревращаетсяв целенаправленноеипроизвольноевосприятие—наблюдение.Такоевосприятиеу ребенканеобходимоформировать—нужноучитьегорассматриватьобъектдля того,чтобыонувиделточтонужно. 2.Изменения в областипамяти связаны с тем,что она также приобретает ярко выраженныйпознавательныйхарактеристановитсяпроизвольной.Ребенок начинаетосознаватьмнемическуюзадачу,идетинтенсивноеформирование приемовзапоминания. 3.Мышлениевмладшемшкольномвозрастеначинаетразвиваетсяпопути переходаегоотобразногомышленияксловесно–логическому.Мышление постепенноначинаетприобретатьабстрактныйиобобщенныйхарактер.Мышление перенастраиваетинацеливаетвосприятие,памятьидругиепсихическиепроцессы наустановлениесмысловых,логическихсвязейиотношений. Учебнаядеятельностьспособствуетиформированиюосновныхпсихических новообразованиймладшегошкольника: 1.Произвольностьповеденияивсехпсихическихпроцессов,ихосознанность и“интеллектуализация”; 2.Развитиерефлексииспониманиемиосознаниемсобственныхизменений. Произвольностьвповедениихарактеризуетсяумениемсамостоятельно ставитьцелидействий,находитьдоступныесредстваихдостиженийи преодолеватьвозможныепрепятствия.Спроизвольностьювповеденческомплане связановнутреннеепланированиедействий,понимаемоекакспособность действоватьвуме.Развитиевнутреннегопланадействийпроходитрядэтапов, отражающихпостепенный“переход”внеговнешнихдействийиопераций (интериоризация). Уребенкатакжепостепеннопробуждаетсяактивныйинтересиксвоему внутреннемумиру,собственныммыслямипереживаниям.Рефлексияявляется необходимым условием для самосовершенствования личности путем самовоспитания. Сама учебная деятельность требует рефлексии, оценки собственныхизменений.Именнопоэтомувсякаяучебнаядеятельностьначинается стого,чторебенкаоценивают.
Впериодсреднегодетства(младшийшкольныйвозраст)продолжается устойчивое,равномерноефизическоеразвитие вплоть допубертатного скачкароста иважнымфакторомздесьявляетсяздоровьеребенка.Великавэтомвозрастеу детейпотребностьвдвижениях,впрограммахшколыобязательноэтоучитывается. ПомнениюПиаже,всреднемдетстведетивсвоемкогнитивномразвитии достигаютстадииконкретныхопераций,мышлениеначинаетразвиватьсяпопути переходаегоотобразногоксловесно-логическому.Ониобретаютвозможность делать логические выводы, строить гипотезы. Мышление способствует становлениюпроизвольностиповеденияивсехпсихическихпроцессов,развитию рефлексии.Овладениеграмотойрасширяетсферусимволическойкоммуникации детей. Поступлениевшколуставитпереддетьмимножестворазличныхзадач.Он долженприспособитьсякновомурежиму,научитьсяустанавливатьправильные отношениясосвоимисверстниками,учителем.Этиадаптационныетрудностив нормезанимаютотносительнонепродолжительноевремя,аихзатяжноеи необычноепротеканиеадаптациивозможноудетейсплохимздоровьем. Однакоглавнойзадачейребенкавшколеявляетсявсе-такиусвоениеучебной деятельности.Еслиранееобучениебыловключеновигру,тотеперьоно становитьсяобязанностьюребенка,котораяоцениваетсяучителем.Формирование познавательноймотивацииуребенкаявляетсяважнойзадачейучителя.Учение самодолжнонестинаградузатрудыввиденовыхзнаний.Низкаяпознавательная мотивацияможетбытьудетейснормальныминтеллектом,носнедостаточной социальнойзрелостьюребенка.Такомуребенкускореехочетсяиграть,чем заниматьсяуроками. Другойтипичнойпричинойзатрудненийосвоенияучебнойдеятельности являетсянедостаточнаясформированностьуребенкаинтеллектаилиотдельных его сторон.Выявляемаявшколенеспособностькобучениюбываетчащеудетей задержкамипсихическогоразвитияигораздорежеонаможетбытьсвязанас нераспознанной до школы олигофренией. Дети с недостаточной сформированностьюотдельныхсторонинтеллектатакжетребуютксебеособого внимания,таккакимплоходаетсятолькописьмо(дисграфия),чтение(дислексия) илиарифметика(дискалькулия). Врядеслучаевтрудностиобучениясвязанынесинтеллектуальным дефицитом,асизначальныминарушениямивниманияилигиперактивностью
510
ребенка,вследствиетакжебиологическихпричин.Социальныефакторыплохой успеваемостиребенкаобычнообозначаютсякакпедагогическаязапущенность,что типичновсемьяхдетей,чьиродителизлоупотребляюталкоголемиведут асоциальныйобразжизни. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 197. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |