Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психическое развитие ребенка, младшего школьника




Какбыхорошоребенокнебылподготовленкшколе,онприобретает типичныечертышкольникатолькопослетого,какначнетучитьсявшколе.В школевоплощенытребованияобщества,существуетсистемаэталонов,одинаковых мероценки. Теперьвсюжизньребенкапронизываетситуация“ребенок–учитель”,а основнойдеятельностьюребенкаявляетсяучебнаядеятельность.Успешность обученияиповедениявшколеозначаетчащевсегоиблагополучиеотношений ребенкасродителямиисосверстниками.

Учебнаядеятельность.Дляшкольногоучителяосновнойпроблемойявляется формированиеуребенкаучебнойдеятельности,уменияучитьсясамому.Самапо себеучебнаядеятельностьвключаетучебно-познавательныемотивы,учебные задачи,учебныедействияиоперации,контрольиоценку.

 

501


 

Наиболееважнымизэтогопредставляетсявыработкаиупрочение познавательноймотивацииуребенка.Дети,какправило,идутвшколусбольшим желанием,однакоконкретныемотивыэтогомогутбытьразличнымипо содержаниюистепениосознанности.Чащевсегопреобладаютмотивы,связанные состремлениемребенказанятьновоедлянегоположениешкольника,носитьформу иливозвыситьсявглазахдошкольников.Собственножепознавательныемотивыи мотивысамосовершенствования ещеуребенкаслабовыражены.Это можетбыстро снизитьинтересребенкакшкольнойжизни.

Формирование учебно–познавательноймотивацииушкольникатесно связано с содержанием испособамиобучения.Действительнаямотивация возникаеттолько тогда,когдаребенкувшколеинтересноикомфортно.Сдругойстороны,быстрота овладениясистемойнаучныхзнанийисамойучебнойдеятельностью,т.е.умением учиться,вомногомопределяетсяииндивидуально-психическимиособенностями ребенка.

Учебнаядеятельностьпредъявляеттребованияковсемсторонампсихики ребенка.Вмладшемшкольномвозрастебольшиеизмененияпроисходятв познавательнойсфереребенка:

1.Непроизвольноевосприятиедошкольникапостепеннопревращаетсяв целенаправленноеипроизвольноевосприятие—наблюдение.Такоевосприятиеу ребенканеобходимоформировать—нужноучитьегорассматриватьобъектдля того,чтобыонувиделточтонужно.

2.Изменения в областипамяти связаны с тем,что она также приобретает ярко выраженныйпознавательныйхарактеристановитсяпроизвольной.Ребенок начинаетосознаватьмнемическуюзадачу,идетинтенсивноеформирование приемовзапоминания.

3.Мышлениевмладшемшкольномвозрастеначинаетразвиваетсяпопути переходаегоотобразногомышленияксловесно–логическому.Мышление постепенноначинаетприобретатьабстрактныйиобобщенныйхарактер.Мышление перенастраиваетинацеливаетвосприятие,памятьидругиепсихическиепроцессы наустановлениесмысловых,логическихсвязейиотношений.

Учебнаядеятельностьспособствуетиформированиюосновныхпсихических новообразованиймладшегошкольника:

1.Произвольностьповеденияивсехпсихическихпроцессов,ихосознанность и“интеллектуализация”;

2.Развитиерефлексииспониманиемиосознаниемсобственныхизменений. Произвольностьвповедениихарактеризуетсяумениемсамостоятельно

ставитьцелидействий,находитьдоступныесредстваихдостиженийи преодолеватьвозможныепрепятствия.Спроизвольностьювповеденческомплане связановнутреннеепланированиедействий,понимаемоекакспособность действоватьвуме.Развитиевнутреннегопланадействийпроходитрядэтапов, отражающихпостепенный“переход”внеговнешнихдействийиопераций (интериоризация).

Уребенкатакжепостепеннопробуждаетсяактивныйинтересиксвоему внутреннемумиру,собственныммыслямипереживаниям.Рефлексияявляется необходимым                        условием для самосовершенствования личности путем самовоспитания. Сама учебная деятельность      требует рефлексии, оценки собственныхизменений.Именнопоэтомувсякаяучебнаядеятельностьначинается стого,чторебенкаоценивают.

 

 

Впериодсреднегодетства(младшийшкольныйвозраст)продолжается устойчивое,равномерноефизическоеразвитие вплоть допубертатного скачкароста иважнымфакторомздесьявляетсяздоровьеребенка.Великавэтомвозрастеу детейпотребностьвдвижениях,впрограммахшколыобязательноэтоучитывается.

ПомнениюПиаже,всреднемдетстведетивсвоемкогнитивномразвитии достигаютстадииконкретныхопераций,мышлениеначинаетразвиватьсяпопути переходаегоотобразногоксловесно-логическому.Ониобретаютвозможность делать логические          выводы,    строить гипотезы.                Мышление способствует становлениюпроизвольностиповеденияивсехпсихическихпроцессов,развитию рефлексии.Овладениеграмотойрасширяетсферусимволическойкоммуникации детей.

Поступлениевшколуставитпереддетьмимножестворазличныхзадач.Он долженприспособитьсякновомурежиму,научитьсяустанавливатьправильные отношениясосвоимисверстниками,учителем.Этиадаптационныетрудностив нормезанимаютотносительнонепродолжительноевремя,аихзатяжноеи необычноепротеканиеадаптациивозможноудетейсплохимздоровьем.

Однакоглавнойзадачейребенкавшколеявляетсявсе-такиусвоениеучебной деятельности.Еслиранееобучениебыловключеновигру,тотеперьоно становитьсяобязанностьюребенка,котораяоцениваетсяучителем.Формирование познавательноймотивацииуребенкаявляетсяважнойзадачейучителя.Учение самодолжнонестинаградузатрудыввиденовыхзнаний.Низкаяпознавательная мотивацияможетбытьудетейснормальныминтеллектом,носнедостаточной социальнойзрелостьюребенка.Такомуребенкускореехочетсяиграть,чем заниматьсяуроками.

Другойтипичнойпричинойзатрудненийосвоенияучебнойдеятельности являетсянедостаточнаясформированностьуребенкаинтеллектаилиотдельных его сторон.Выявляемаявшколенеспособностькобучениюбываетчащеудетей задержкамипсихическогоразвитияигораздорежеонаможетбытьсвязанас нераспознанной до                            школы           олигофренией. Дети с недостаточной сформированностьюотдельныхсторонинтеллектатакжетребуютксебеособого внимания,таккакимплоходаетсятолькописьмо(дисграфия),чтение(дислексия) илиарифметика(дискалькулия).

Врядеслучаевтрудностиобучениясвязанынесинтеллектуальным дефицитом,асизначальныминарушениямивниманияилигиперактивностью

 

510


 

ребенка,вследствиетакжебиологическихпричин.Социальныефакторыплохой успеваемостиребенкаобычнообозначаютсякакпедагогическаязапущенность,что типичновсемьяхдетей,чьиродителизлоупотребляюталкоголемиведут асоциальныйобразжизни.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 160.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...