Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Виды акцентуации, психологическая реакция на болезнь,типы реакций
Акцентуациихарактера—этокрайниевариантынормыкакрезультат усиления(или,напротив,ослаблениия)отдельныхчертхарактера.Приэтому индивидуумапроявляетсяповышенная чувствительность, уязвимость(locusminoris resistentiae)коднимстрессогеннымфакторамприустойчивостикдругим. Акцентуацияхарактеранеможетбытьпсихиатрическимдиагнозом.Констатация акцентуациииеетипа—этоопределениепреморбидногофона,накоторомболее облегченномогутвозникатьразличныерасстройства—аффективныереакции, неврозы,различныенепсихотическиеипсихотическиенарушенияповедения. Толькоонимогутслужитьоснованиемдляпсихиатрическойдиагностики,хотяв подавляющембольшинствеакцентуацийхарактераделодоразвитияподобных расстройствнедоходит.??????????????????????
3. Методы исследования внимания Исследованиевниманияимеетбольшоезначениевработешкольных психологов,вчастностиприанализепричиннеуспеваемостиипривыработке индивидуальных психолого-педагогических мероприятий, а также в профессиональнойпсиходиагностике,особенновпрофотборедляработ,где требуетсяобрабатыватьслишкоммногоодномоментнопоступающейинформации (например,диспетчерскаяслужбаваэропортах).Различныепохарактеруи выраженностинарушениявниманияиумственнойработоспособноститакже типичны для некоторых контингентов больных нервно–психическими и соматическимизаболеваниями. Приисследованиивниманияследуетучитывать,чтокачествавниманияу одногоитогожечеловеказависятотмногихфакторов:возможныколебания вниманиявзависимостиотутомленияиобщегосостоянияорганизма,отношения человекактомуилииномувидудеятельности,егоэмоциональногосостояния.С другойстороны,вниманиевсегда“включено”всамыеразнообразныепсихические явления,поэтомуприегоисследованиисуществуетнеобходимостьвычленения, “извлечения”егоизэтихпроцессов.Большинстворазработанныхпробна
262
испытаниевниманияимеютварианты,позволяющиенетольковыявлять,нои количественновыражатьразличныесвойствавнимания:объем,переключаемость, устойчивость,концентрацию,избирательностьидругие. Вклиническойпрактикенаиболееудобныпростыепробыисследования внимания,работоспособностииутомляемости,которыемогутбытьпроведены непосредственно во время беседы с пациентом. Например, предлагают испытуемомувычитатьот 100 по7или по 13(устный счет по Э.Крепелину,1895). Возможенвариантпробыдлявыявленияособенностейпереключениявнимания.В этомслучаеотсчитываетсянеодночисло,адвачередующихся,например7и8. РазработанотакжемногобланковыхмодификацийпробыКрепелина. Объемвнимания.Всеметодыдляизученияобъемавниманияможно подразделитьнапрямыеикосвенныеметоды.Прямойметодпредусматривает предъявление материала(например,слов,букв,изображенийпредметов)вкороткие промежуткивремениспомощьютахистоскопаспоследующимподсчетом замеченногоиспытуемым.Индивидуальныеоценкирезультатовсравниваютсясо среднегрупповыми. Косвенныеметодыопределенияобъемавнимания,какидругихегосвойств, являютсяотносительнопростымипопроцедурепроведениятестамискорости. ЧащевсегоиспользуетсяметодикаотыскиваниячиселпотаблицамШульте. Комплектсостоити5черно–белыхтаблиц(размер60×60см),гдевслучайном порядкеразмещенычислаот1до25.Испытуемыйотыскиваетипоказываетчисла указкойвпорядкеихвозрастания.Основнымпоказателемобъемавнимания являетсявремявыполнениятеста,крометого,порезультатамвыполнениякаждой таблицы может бытьпостроена “кривая истощаемости”, отражающаяустойчивость вниманияиработоспособностьвдинамике. Вниманиеконцентрируетсядостаточноеслииспытуемыйзатрачиваетна прочтение1таблицынеболее40-50секунд.Вниманиеустойчивое,еслинет значительныхвременныхотличийвпрочтениивсехтаблиц.Принеустойчивости вниманияотмечаютсязначительныеколебаниярезультатовпоотдельным таблицам,нобезтенденциикувеличениювремени,затрачиваемогонакаждую следующуютаблицу.Еслипроисходитувеличениевременичтениякаждой следующей таблицы,то этосвидетельствуетобистощаемостивнимания, снижении работоспособности.
263
ТаблицыШульте
Переключаемость внимания. Для оценки переключения внимания используетсямодификациятаблиц Шульте, предложенная Ф.Д.Горбовымв1959 г. В еготаблицеимеются черные(от 1до 25) икрасные(от 1до24)числа.Требуется отыскиватьчерныечиславвозрастающемпорядке,акрасные—вубывающем. Фиксируетсявремяпоискакаждых10цифриошибок(заменапорядка,замена цифры,заменацвета).
ТаблицаШульте–Горбова. (выделенные жирным шрифтом символы соответствуют красному цвету цифр)
Концентрацияиустойчивостьвнимания.Дляизученияконцентрациии устойчивостивниманиянаиболеечастоиспользуетсякорректурнаяпроба.Тест предложенБ.Бурдономв1895году.Обследованиепроводитсяспомощью специальныхбланковсрядамирасположенныхвслучайномпорядкебукв(2000 знаковпо50букввстроке).Испытуемыйпросматриваетрядзарядоми вычеркиваетилиподчеркиваетопределенныебуквы.Например,вчетныхстроках надоподчеркиватьбукву“К”ивычеркиватьбукву“И”,авнечетных—букву“К” вычеркивать,абукву“И”подчеркивать.Результатыпробыоцениваютсяпо количествупропущенных(неотмеченных)букв,атакжеповременивыполнения заданногоколичествастрок.Результатыисследованияможнолегковыразитьв различныхколичественныхпоказателях. Уровеньконцентрации(сосредоточенности)вниманияможетбытьвыраженс помощьюиндексаточности(K):K=S*2/n,гдеS—числостроктаблицы, проработанныхиспытуемым;n—количествоошибок(пропусковиошибочных отметокзнаков). Показательустойчивостивниманиявыражаетсяиндексомтемпавыполнениязадания(A):A=S/t,гдеS—количествознаковвпроработаннойчаститаблицы;t —времявыполнения. Данныйварианттестатакжепозволяетвычислитьииндекспереключаемостивнимания(C):C=So/S×100,гдеSo—количествоошибочнообработанных строк;S —общееколичествостроквпроработаннойиспытуемымчаститаблицы. Методика“Корректурнаяпроба”имеетмноговариантовисполнения (буквенные,цифровыеизнаковыеварианты),атакжеобработкирезультатови построениянормативоввзависимостиотконкретныхзадачисследования. Дляизученияизбирательностивосприятияпривниманиичащевсего используетсяметодиканемецкогопсихологаХугоМюнстерберга(1863-1916).Это
264
буквенныйтекст,гденужнокакможнобыстрее(норматив—двеминуты) подчеркнутьскрытыевнем25слов.Регистрируютсятакжеиошибки— пропущенныеинеправильновыделенныеслова.
Билет6
1. Возрастные особенности психической активности в зрелом и старческом возрасте Всоциальнойпсихологииутверждается,чтосоциализацияпродолжается непрерывно—всючеловеческуюжизнь.Вопределенномсмыслеможнодаже говоритьопервичнойивторичнойсоциализации(ПетровскаяЛ.А.,1999).Первая соответствуетпериодустановленияребенка.Втораясвязанассаморазвитием взрослого.Естественно,жизньвзрослогоявляетсяпродолжениемдетскойжизнии вырастаетизнее,однакопродуктивностьжизнивзрослоговомногомможет зависеть отнеобходимости пересмотра, обновления каких-то ценностей,установок, поведенческогорепертуара(привступлениивбрак,рожденииребенка,разводе, болезниидругихпроблематизирующихжизньобстоятельств). Анализируясобственнуюжизненнуюдистанцию,каждыйзрелыйчеловек выделяетсвои,особыевозрастныеэтапывзрослогосостояния.Например,молодой человекпослеслужбывармиичувствуетнамноговзрослеесвоихсверстников, которыевармиинеслужили.Существуютитакназываемыепрофессиональные границыулетчиков,операторовопределенныхпроизводствит.п.Повнутренним ощущениямфизическиздоровые,волевыелюдинечувствуютвсебеикаких-то особыхпеременнаграницеи60-летнеговозраста.Поэтомуоченьтрудносоздать психологическуюпериодизациювзрослогочеловекавсилутого,чтосложно однозначнохронологическивыделить,скажем,этапымаксимальногорасцвета личности—акме.Расцветличностибываетв40,в60идаже80лет.Унекоторых людейтаких“взрывов–подъемов”можетбытьдаженесколько.
Акмеология—наукаопериодемаксимальногорасцветаличностногороста, высшегомоментапроявлениядуховныхсилитворчества.Акме(древнегреческое– “цветущаясила”,“вершинавозможностейчеловека”)—базоваякатегорияданнойнауки, вбирающая в себя наряду с физическими также социальные, нравственные, профессиональные,ментальные и многие иные высшие достижения вразвитии человека.
Большаячастьисследователейотноситначалопериодавзрослостикмоменту окончанияюности—к18-19годам,аконец —квозрасту55-60лет (БодалевА.А., 1999).Вэтомдиапазоневыделяютрядстадий:1)раннейвзрослости(18-30лет); 2)средней взрослости (30-45 лет); 3)поздней взрослости (45-55 лет); 4)предпенсионноговозраста(50-55летдляженщин,55-60летдлямужчин).При этомдлякаждойстадииотмечаютсяхарактерныедлянееособенности. Длястадиираннейвзрослостихарактерноовладениерольювзрослого человека,получениеизбирательногоправа,полнаяюридическаяиэкономическая ответственность.Убольшинстваскладываетсясобственнаясемья,рождается первыйребенок.Завершаетсяполучениевысшегообразования.Наработе осваиваютсяпрофессиональныероли,образуетсякругобщения,восновекоторого избраннаяпрофессия. Средняя взрослость — это период совершенства в выполнении профессиональнойролиистаршинства,аиногдаилидерствасредитоварищейпо работе,относительнаяматериальнаясамостоятельностьисравнительноширокий
534
кругсоциальныхсвязей,атакженаличиеиудовлетворениеинтересоввнерамок профессиональнойдеятельности. Поздняя взрослость характеризуется высококвалифицированным выполнениемизбранныхвмолодостипрофессиональныхисоциальныхролейи, какправило,достижениемпикавдолжностномстатусе,атакженекоторым снижениемсоциальнойактивности.Вомногихслучаяхвэтовремяпроисходит уходизсемьивыросшихдетей. Предпенсионныйвозраст—происходитзаметноеснижениефизическихи умственныхфункций,новместестем—этогоды,благоприятныедлязанятия наиболеевидногоположениявсвоемсоциальномкругу.Восновнойобластитруда наблюдаетсяспадпрофессиональныхпритязаний,ипроисходятсущественные изменениявовсеймотивационнойсферевсвязисподготовкойкпредстоящему пенсионномуобразужизни. Однойизнаиболееинтересныхзарубежныхконцепций,вошедшихвнаучный “арсенал”современнойвозрастнойпсихологии,являетсятеорияамериканского психологаЭрикаЭриксона(EriksonE.H.,1964)о восьмистадияхразвитияличности. Впсихологиивзрослыхлюдейонвыделилтриосновныестадии:ранней(25-35лет), средней(35-45лет)ипоздней(45-60лет)зрелости. Ранняязрелость(25-35лет)—главнымпсихологическиммоментомэтого возрастаявляетсяустановлениеинтимностииблизкихличныхсвязейсдругим человеком.Есличеловектерпитнеудачувинтимномобщении,тоунегоможет сформироватьсяинарастатьчувствоизоляцииотлюдейсощущением,чтоон можетвовсемполагатьсятольконасебясамого. Двадцатилетниеобычноимеютделосвыборомсупругаикарьеры,намечают жизненныецелииначинаютихосуществление.Позже,околотридцатилет,многие приходяткпереоценкесвоихпрежнихвыборовсупруга,карьеры,жизненных целей;иногдаделодоходитдоразводаисменыпрофессии.Наконецпервыегоды после тридцати, как правило, время сживания с новыми или вновь подтверждаемымивыборами. Средняязрелость(35-45лет)—этотпериодявляетсяпериодом своеобразнойпереоценкиличностныхцелейипритязанийичастосопровождается внезапнымощущениемиосознаниемтого,чтоужепрожитополжизни—“кризис серединыжизни”(Джекс,1965).Кризиссерединыжизни—этонормативное, связанноесвозрастнымразвитиемсобытие;этотовремя,когдалюдикритически анализируютиоцениваютсвоюжизнь.Однимогутбытьудовлетвореныею,считая, чтоонидостиглипикавозможностей.Длядругиханализ прожитых летможетстать болезненнымпроцессом. Кризиссерединыжизниобычноопределяетсярасхождениеммеждумечтами, целямимолодостиидействительными,достигнутымирезультатами.Поскольку мечтымолодостичащеявляютсянеоченьреальными,тоиоценкадостигнутого такжечастооказываетсянегативнойиокрашеннойотрицательнымиэмоциями. Человекначинаетпессимистичнооцениватьисвоебудущее—“уженеуспеть,а менятьчто-либоужепоздно...”.Заполняяопросники,людиввозрасте35-40лет начинаютнесоглашатьсястакимифразами,как“естьещеуймавремени,чтобы сделатьбольшуючастьтого,чтояхочу”.Вместоэтогоониконстатируют: “Слишком поздночто-либо изменить в моейкарьере” (Гоулд, 1975;цит. по Массен П.,КонгерДж.Идр.,1982). Убываниефизическихсилипривлекательности—однаизмногихпроблем,с которымисталкиваетсячеловеквгодыкризисасреднеговозрастаив последующем.Длятехктополагалсяранеенасвоифизическиекачестваи
535
привлекательность,среднийвозрастможетстатьпериодомтяжелойдепрессии. Многиелюдипростоначинаютжаловатьсянато,чтоониначинаютбольше уставать— немогут,например,каквстуденческиегодыпроводитьнесколькодней безсна,еслиэтоготребоваловажноедело.Хотяхорошопродуманнаяпрограмма ежедневныхупражненийисоответствующаядиетаоказываютсвоеположительное действие.Большинстволюдейвсреднемвозрастеначинаютполагатьсянена “мышцы”,ана“мозги”.Онинаходятновыепреимуществавзнании,накопленном жизненномопыте;ониприобретаютмудрость. Другимважнымвопросомсреднеговозрастаявляетсясексуальность.У среднегочеловекавсреднемвозрастемогутнаблюдатьсянекоторыеотклоненияв сексуальныхинтересах,способностяхивозможностях,особеннопомеретогокак подрастаютдети.Онможетудивитьсятому,скольбольшуюрольсексуальность играладлянегоранеевотношенияхслюдьми.Сдругойстороныестьлюди, которыеивсреднемвозрастепродолжаютрассматриватькаждогочеловека противоположного пола лишь в рамках сексуального притяжения или отталкивания,аодноименногопола—какпотенциальногосоперника.Помнению психологаПека(1968)вболееудачныхслучаяхдостижениязрелостисексуальная эгоцентрическаяустановкадоизвестнойстепениблокируется,апартнерыпо общениювоспринимаютсяболеекакпотенциальныедрузьяивзаимопонимающие личности,т.е.“социализация”вотношенияхслюдьмизамещаетпрежнюю “сексуализацию”. Успешное разрешение кризиса среднего возраста включает обычно переформулировкуцелейнаболеереалистичныесосознаниемограниченности жизнивсякогочеловека. Супруг, друзьяидети приобретаютвсебольшеезначение, тогдакаксобственноеЯвсеболеелишаетсясвоегоисключительногоположения (Гоулд,1972).Главнымвсреднейзрелостистановитсяжеланиеповлиятьна следующеепоколение черезсобственных детейили путем личного вклада вуспехи общества.Этацентральнаятема“генеративности”иопределяетжеланиечеловека бытьпродуктивным,нужнымокружающимлюдям,что,всвоюочередь,иделает егосчастливым.Жизненнаянеудачанаэтойстадииможеттакжеспособствовать изоляцииипоглощенноститолькосамимсобой. Поздняязрелость(45-60лет)—протекаетнеодинаковоулюдейярко пережившихкризиссерединыжизнииулюдей,которымудалосьегоизбежать. Последниенепроизводилиосознанноревизиисвоихплановидостиженийи гораздолегчетеряютэнергичностьиживость,такнеобходимуюдляпродолжения своеголичностногороставпоследующиегоды. Еслипереоценкаценностейвсерединежизнивсежесостоялась,тоее следствиемявляетсяглубинноеобновлениеличностисростомудовлетворения собойвпоследующиегоды.Активностьличностинеснижаетсяидаже наблюдаетсяеерост.Например,имеютсянаблюдения,чтокромепервого оптимальногоинтерваладлявыдающихсяоткрытий(40лет)существуетивторой пик творческой активности—в 50-55 лет(Leman H.C., 1953; Пельц Л., Эндрюс Ф., 1973). Впериодвзрослостиразвитиечеловекаприобретаетновыйхарактер,таккак оноужебольшенесвязаносзаметнымфизическимростомибыстрым приобретениемкогнитивныхнавыков.Развитиевэтомвозрастеопределяется, преимущественно,посоциальнымикультурнымориентирам(вторичная социализация).Хронологическийвозраствзрослогони для самогочеловека,ни для окружающихнеимеетбольшогосмысла.Значениеимеютегобиологический, социальныйипсихологическийвозрасты,атакженавыкисовладающегоповедения, т.е.то,каквзрослыйчеловексознательноиспользуетвсесвоиресурсы,чтобы реагироватьнажизненноважныесобытия. Развитиевзрослогочеловекаможнорассматриватьвконтекстетрех направленийразвитияегоЯ:Якакиндивидуума,ЯкакчленасемьииЯкак работника.Вцентреэтихтрехнаправленийстоитразвитиетого,чтоЭриксоном названоблизостьюигенеративностью,ноитоидругоесвязаносформированием идентичности.Впериодераннейзрелостипроисходитвыборжизненныхцелей, супругаикарьеры.Впериодесреднейзрелостипроисходитреалистическая переоценкапритязанийидостигнутого(кризиссерединыжизни),усиливающая темугенеративности.Впериодепозднейзрелостиглубинноеобновлениеличности сопровождаетсяудовлетворенностьюсделанным.Хотявпериодепозднейзрелости ужепоявляютсяпервыепризнакистарения,новсезависитоттого,каклюди реагируютнаеенаступление.
544
Хотядляпожилоговозрастаистаростихарактерныопределенные соматические,интеллектуальныеипсихологическиепроблемы,нофизическое состояниеиумственныеспособностиотдельныхлюдейвэтомвозрастекрайне различаются.Общейзакономерностьюэтогоэтапажизни,вотличиеот предыдущих,является то,чтоокружающиймир,какфизический,такисоциальный, нерасширяется,асужается.Регрессивныеявленияворганизмеухудшают адаптивныевозможностипожилогочеловекакаквбиологическом,такпсихолого-социальныхпланахегосуществования. Самооценкасвоегосостоянияиположениячастоявляетсянадежным показателемпсихологическогоблагополучиястареющегочеловека.Помнению Эриксонацельразвитиявстарости—достижениеощущения,чтопрожита значительнаяиполнаяудовлетворенияжизнь,атакжето,чтоивнастоящий моментонамаксимальноактивна. Возраст45-50летрассматриваютвмедицинекакначалоинволюциичеловека. Инволюция начинаетсясклимактерическогопериода, которыйсвязан свозрастной перестройкойгипоталамическойобласти,угасаниемрепродуктивнойспособности. Иногдаэтот периодсопровождаетсяболезненнымипроявлениями,составляющими структуруклимактерическогосиндрома. Следующие за климактерием пресенильный и сенильный периоды сопровождаютсяпроцессамиинволюциивцентральнойнервнойсистемеи организмевцелом.Снижениеактивностиизамедлениевсехпсихических процессов—наиболеехарактернаячертастаренияпсихики. Припатологическойстаростиособенностиизмененийпсихики,свойственные позднемувозрасту,приобретаютутрированнозаостренныйхарактер.Вгенезеи структуре психическихрасстройствустариковвзначительнобольшейстепени,чем у молодых, нечетки границы между психогенным и соматогенным, функциональнымиорганическим,локальнымиобщецеребральным.
2. Роль личности и психической травматизации при заболеваниях человека |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 186. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |