Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Периодизацияпсихическогоразвития(поД.Б.Эльконину)




1.Младенческийвозраст(0-1год).Ведущейдеятельностьюявляется непосредственноеэмоциональное(интимно–личное)общение.Внутриинафоне егоформируютсяориентировочныеисенсомоторно–манипулятивныедействия (взаимокоординацияразличныхощущений ивосприятий— зрительных, слуховых, проприорецептивныхидр.).Важнымновообразованиемэтоговозрастаявляется

 

 

478


 

формированиепотребностивобщениисдругимилюдьмииопределенное эмоциональноеотношениекним.

2.Раннеедетство(1-3года).Ведущаядеятельность—предметно– манипулятивная.Внейребеноквсотрудничествесовзрослымиовладевает общественновыработаннымиспособамидействийспредметами.Главным новообразованиемвозрастаявляетсяразвитиеречиинаглядно-действенного мышления.

3.Дошкольныйвозраст(3-7лет).Ведущаядеятельность—ролеваяигра,в процессекоторойребеноковладевает“фундаментальнымисмысламичеловеческой деятельности”,нормамиотношениймеждулюдьми.Здесьжеформируютсятакое новообразованиекакстремлениекобщественнозначимойиобщественно оцениваемойдеятельности,чтобудетхарактеризоватьиегоготовностьк начальномуобучению.

4.Младшийшкольныйвозраст(7-11лет).Ведущаядеятельность— учение.В процессеучениясовершенствуетсяпамять,усваиваютсязнанияопредметахи явлениях внешнего               мира,           

человеческих     взаимоотношениях.   Главными новообразованиямиэтоговозрастаявляютсяпроизвольностьпсихическихявлений, способностьформированиявнутреннегопланадействия,формированиерефлексии.

5.Подростковыйвозраст(11-15лет).Ведущаядеятельность—интимно– личностноеобщениесосверстниками(общественнополезнаядеятельностьв процессеучебыилитрудапоФельдштейнуД.И.).Здесьподростоковладевает навыками общения в                  самых     различных ситуациях. Важнейшими новообразованиями этого возраста являются формирование самооценки, стремлениек“взрослости”исамостоятельности,умениеподчинятьсянормам коллективнойжизни.

6.Старшийшкольныйвозраст(15-17лет).Ведущаядеятельность—учебно-профессиональная,впроцессекоторойформируютсятакиеновообразованиякак мировоззрение,профессиональныеинтересы,самосознание,мечтыиидеалы.

 

1)Длясоматовегетативногоуровняреагирования(0-3года)характерными являются              различные варианты невропатического синдрома (возбудимость, склонностькрасстройствам пищеварения,питания,сна,навыковопрятностиит.п.). Преимущественносоматовегетативныйуровеньреагированияудетейраннего

 

 

479


 

возрастанаходитсвоеобъяснениевболеераннемзавершенииформирования регуляциивегетативныхфункцийвонтогенезе,значительноопережающей формированиерегуляциимоторныхфункций.

2)Кпсихомоторномууровнюреагирования(4-10лет)относятсяпроявления гипердинамическогосиндрома,системныеневротическиеиневрозоподобные двигательныерасстройства—тики,заикание,мутизмидр.Выделениеданного уровня соответствует           данным    возрастной морфологии и физиологии, свидетельствующим о наиболее интенсивной             дифференциации              функций двигательногоанализаторавэтомвозрасте.

3)Дляаффективногоуровняреагирования(7-12лет)характернысиндромы страхов,повышеннойаффективнойвозбудимости,уходовибродяжничества.

4)Эмоционально-идеаторный уровень реагирования (12-16 лет) уже проявляетсясверхценнымиобразованиямитипапатохарактерологическихреакций (протеста,эмансипацииит.п..),дисморфофобии,психическойанорексии, “философическойинтоксикации”идр.

Симптоматика,свойственнаякаждомупоследующемууровню,неисключает проявленийпредшествующихуровнейреагирования,однакоотодвигаетихна второйпланитакилииначевидоизменяет.

Наиболеедетальноразработаннойявляетсясистематикапсихического развитияребенка,предложеннаяизвестнымдетскимпсихиатромГ.К.Ушаковым (1973).Формированиепсихикиребенкаонтакжеподразделяетначетырепериода: моторный(до1года),сенсомоторный(1-3года),аффективный(3-12лет)и идеаторный(12-14лет).

Моторныйэтапразвитияпсихики весьма непродолжителен(до1года),хотя совершенствованиемоторикииеедифференциацияпроисходятнапротяжении всейжизнииндивида.Реакцииребенкавпервыемесяцыжизниявляютсяпосути рудиментамипоследующихпсихическихреакций.

Навнешниераздражителиребенокотвечаетдиффузнымидвигательными реакциями(крик,плач,двигательноебеспокойство).Дажетакназываемаяреакция страхановорожденногопредставляетсобойдватипадвижений:спреобладанием реакциифлексоров(мышц-сгибателей),либоэкстензоров(мышц-разгибателей). Уловитьразницумежду“реакциейстраха”ирефлексомМоро(рефлекс обхватывания)уноворожденногочастонеудается.

Сенсомоторныйэтапразвитияпсихики(1-3года).С6месяцевдо6-7лет значениеформирующихсямоторныхреакцийпродолжаетоставатьсяведущим, однакоониутрачиваютсвойчистодвигательныйхарактеристановятсяболее сложными“сенсомоторнымиактами”(позднее,совершенствуясь,онистанут психомоторными,т.е.будутноситьосознанныйхарактер).

Сенсомоторные реакции отличаются овладением целенаправленности движений,чтовбудущемприводиткволевымдействиям.Развиваютсяорганы чувств,внимание,формируется мышление,представленияонастоящеми прошлом, первичноесознание“Я”(элементсамосознания,3-3,5года).Наиболееотчетливый признакокончательногозавершениясенсомоторногопериодаразвития— формированиеуребенкапредставления“схемытела”(к6-7годам).

Аффективныйэтапразвитияпсихики(с3-хдо12лет).Высшие (эпикритические)аффекты,вотличиеотпростых(органических)никогдане возникаютбезобраза,представления,апозднееибезпонятия,т.е.вовлеченияв переживаниеидеаторной(рассудочной,когнитивной)сферы.Аффективныйэтап начинаетоформлениеввидеэпикритическойэмоциональностис3-хлет: осваиваютсяэмоциональныереакциипротеста,негативизма,демонстративного

 

480


 

поведения,излишнейаффектацииилимолчаливости.К6-7годамдетская непосредственностьменяетсвоикачества.Онавсечащеполучаетвыражениев аффективнойокраскетехилииныхформдеятельностиребенка.В10-11лет лабильностьаффекта,добродушиеидетскаяувлеченностьстановитсяменее выраженной.Аффективностьприобретаетпостоянно-индивидуальныйхарактери можно четковыявитьдватипаповеденческихреакций.Уодних детейпреобладают чертыэкстравертированностииониболееобщительны.Удругих—преобладает интровертированностьиониболеемолчаливы.

Идеаторныйэтапразвитияпсихики начинается еще в   

глубине сенсомоторногоэтапа,однакоистинноеегоначалодолжнобытьдатировано возрастом11-12лет.Сэтоговремениобычнопоявляетсяуребенкавозможность строитьсложныеумозаключенияипрочнойстановитсяфеномен“удвоенности реальности”.Последнийозначаетсформировавшийся уребенканавыкоперировать объектамивнешнейреальностисоднойстороны,иреальностьюсубъективной (мыслимой,представляемой)сдругой.Обеэтиреальности взаимопроникаютдругв друга.

Вподростковомвозрасте(12-16лет)доступнаспособностьрассуждать, последовательнообсуждаяфактыивскрываязакономерности.Подросток утверждаетсебя,противопоставляясебядругим.Эточастоприобретаетхарактер своегомнения,концепции.Оносознаетсебякакличностьиэтопорождает небывалыевозможностидлярефлексии.Сознаниеиндивидуальноеначинает приобретатьхарактерсознанияколлективного,общественного.Вэмоциональной сфереформируютсяэстетические,этическиеиинтеллектуальныечувства.

Расстройствапсихикиудетейимеютразныекачествавзависимостиот возрастаиобъемапоражения.Нарушениепсихическогофункционированияна раннихэтапахпостнатальногоонтогенезанеможетвызватьтехтиповрасстройств, дляоформлениякоторыхнеобходимаопределеннаястепеньзрелостиаффективного иидеаторногоуровнейразвитияпсихики.Длячеловекажезрелоговозраста правиломстановитсяследующаятенденция:чембольшеобъемпоражения,тем болееглубокиеуровнипсихики,припрочихравныхусловиях,оказываются поврежденными.

 

2. Характеристика эмоций,основные свойства эмоций,функции

Эмоции(отлат.emoveo—потрясаю,волную)—этопсихическийпроцесссубъективногоотражениянаиболееобщегоотношениячеловекакпредметамиявлениямдействительности,кдругимлюдямисамомусебесоотносительноудовлетворенияилинеудовлетворенияегопотребностей,целейинамерений.

слипроцессудовлетворенияпотребностейпротекаетблагоприятно,то человекиспытываетположительныеэмоциии,напротив,отрицательныеэмоции возникаютвответнанеудовлетворениепотребностейилиотсутствиенужного результатасобственногодействия.

Эмоции,какиощущения,восприятияилимышление,являютсяоднойизформ отражениясознаниемреальногомира.Однакоэмоцииотражаютпредметыи явлениянесамипосебе,авихотношенииксубъекту,ихзначимостидляего потребностейимотивовдеятельности.Такимобразом,эмоцииобусловленыс однойсторонывнутреннимипотребностямиимотивацией,асдругой— особенностямивнешнейситуации.Оникакбыустанавливаютсвязьи взаимоотношениямеждуэтимидвумярядамисобытий,сигнализируясубъектуо возможностиилиневозможностиудовлетворенияегопотребностейвданных условиях.

Радостьилипечаль,гневилистрах,восхищениеиливозмущение—всеэто различныевидыпсихической(эмоциональной)реакциичеловеканараздражитель. Этареакцияможетбытьрассмотрена,преждевсего,какпсихическийпроцесс, посколькуонаподвижнаиимеетсвоюдинамику.Однакоэтареакциясубъективно переживаетсяивыступаетдлячеловекакакособоеэмоциональноесостояние. Одновременно она                        может         быть и проявлением особой эмоциональной пристрастности,устойчивоголичностногоэмоциональногоотношениякэтому раздражителю,посколькудалеконевсеобъектыокружающегомираодинаково сильноиндуцируютвнасэмоциональныйотклик.

Всесодержанияэмоциональнойсферычеловека,какимибыразнымионини казались,неотделимыотличности.Они,преждевсего,связаныспотребностями, мотивамииотражаютсостояние,процессирезультатихудовлетворения.По отношениюкличностивсеэмоциональныепроявлениявозникаютвтрехих основныхвидах(ЛебединскийМ.С.иМясищевВ.Н.,1966):

1)какострыеэмоциональныереакциинавнезапныеобстоятельства—гнев, радость,тоска,страхидр.;

2)какэмоциональныесостояниясизмененияминервно-психическоготонуса —состоянияэйфорииидепрессии,страхаитревоги,гневаитоски, фрустрационныеидругиесостояния;

3)как   выраженная избирательность эмоциональных отношений, положительныхилиотрицательныхктомуилииномуобъекту—чувствалюбви, привязанности,страсти,вражды,неприязни,ненавистиидругие.

Эмоциисубъективныиединственнымспособомознакомитсясними—это спроситьучеловека,чтоон испытывает.Однакосуществуютивнешниевыражения эмоцийввидеособыхихтелесныхпроявлений:мимики(выразительныедвижения мышцлица),пантомимики(выразительныедвиженияконечностей,изменения

 

 

188


 

положениятелавпространстве),вокальной“мимики”(изменениятонаголоса), вегетативныхреакций(измененияпульса,тонусасосудовимышц,дыхания, потоотделенияидругихвегетативныхфункций),атакжебиохимическихсдвиговворганизме(типавыделениявкровьадреналина,глюкозыидругихбиологически активныхвеществ).

 





ОСНОВНЫЕСВОЙСТВАЭМОЦИЙ

 

1.Субъективныйхарактерэмоций.Всепсихическиеявленияявляются субъективнымотражениемобъективногомира,зависимымотжизненногоопыта, состоянияиустановокчеловека.Ноособенносубъективностьпроявляетсяв эмоциях.Некоторыепроявленияэмоцийчеловеквсостояниисдерживатьиможет внешнедажепоказатьсовершеннопротивоположноеистинномучувству. Субъективностьэмоцийвыражаетсяивтом,чтоодноитожесобытиеможет вызыватьуразныхлюдейсамыеразличные,апоройипротивоположныеэмоции.С другойстороны,дажесходныепереживанияуразныхлюдейвсегдабудутвчем-то различаться.Наминогдабываеттрудновыразитьсловамито,чтомыпереживаем. Отсюдавозникаетиллюзияпочтиполнойоторванностимирачувствотвнешней действительности.

2.Полярностьэмоций—вытекаетужеизсамогоихопределенияэмоций, выражаяпроцессудовлетворенияилинеудовлетворенияпотребностей.Всеэмоции отличаютсяполярностью,т.е.обладаютположительнымилиотрицательнымзнаком:удовольствие-неудовольствие,веселье-грусть,радость-печаль.Следует, однако, отметить, что оба эти эмоциональных полюса не являются взаимоисключающими.Вчеловеческихпереживанияхоничастообразуютсложное противоречивоеединство—амбивалентность,как,например,страстнаялюбовь можетуживатьсявместесожгучейненавистью.Этуамбивалентностьчувствчасто можно объяснить простым несовпадением           эмоциональных ситуативных переживаний(реакций)иустойчивыхэмоциональныхотношений.Вновойи незнакомойситуациииногдаможнофиксироватьнеопределенноепознаку,т.е. эмоциональноеориентировочноесостояние.Онообычно не является длительными снимаетсяизменениемситуации,переходявположительнуюилиотрицательную эмоцию.

3.Фазностьэмоций — характеризует эмоции в их динамике с количественнойстороны.Замечено,чтовпределаходногоитогоже эмоциональногосостояния(одноймодальности)отчетливообнаруживаются колебанияегоинтенсивностипотипунапряжения–разрядкиивозбуждения–успокоения.

Если чувство удовольствияили неудовольствиявызваны болееособенностями самихпредметовиихрольювудовлетворениипотребностей,тостепень

 

189


 

напряженияивозбужденияобусловленыспецификойсамогочувства.Так, например,гневчащепротекаетвформеяркоговыраженноговозбуждения,вто времякакдляудовольствияхарактерноуспокоение.


ФУНКЦИИЭМОЦИЙ

 

Человеческиечувстваимеютдлительнуюисториюфилогенетического развития,входе которого онисталивыполнять целыйряд специфическихфункций. Основнымиизнихявляютсярегулятивная(гомеостазаиповедения)и коммуникативнаяфункции.

1.Регуляциягомеостазаивегетативныхфункций.Филогенетически наиболеедревнейявляетсягомеостатическаяфункцияэмоций,котораясвязанас необходимостью                           поддержания постоянства внутренней среды организма. Малейшиеизменениягомеостазаулавливаютсяэмоциогеннымиподкорковыми структурамимозгаиотражаютсявэмоциональнойсфереввидеразличных витальных(лат.vita—жизнь)эмоций,например—голодаилижажды,что способствуетпоискунеобходимогоиустранениюдисбаланса.Витальныеэмоции тесносвязанысинстинктамииявляютсяразновидностью“низших”элементарных(таламических,протопатических)эмоций,которыесопровождаютощущения.Это переживаниятипаудовольствияприощущениисладкогоилинеудовольствияпри ощущениигоречиворту.Подкорковыеталамическиеэмоциисущественно отличаютсяоткорковыхреактивныхэмоций,которыепереживаютсякакреакцияна осознаниенеблагополучияикорковых“высших”,эпикритическихэмоций,т.е. нравственныхиинтеллектуальныхчувств.

Впроцессеэволюциипостепеннопроисходилоформированиеизакрепление наиболее                целесообразных, способствующих выживанию регуляторных взаимосвязей                определенных эмоций с теми или иными адаптивными

 

190


 

физиологическимисдвигамиворганизме.Например,приугрозежизнивозникает страх с активной одновременной подготовкой организма кборьбе илибегству. При этомпроисходитцелесообразноедляжизнеобеспеченияперераспределениекрови: усиливаетсяеепритоккмышцам,сердцу,легкимимозгу,асосудыкожии брюшнойполостисужаются.Животноеприэтомпринимаетразличныезащитно-устрашающиепозы—оскалзубов,поднятиешерстидыбомидругие.Различные эмоциипо-разномувнешневыражаютсяипо-разномувлияютнадеятельность отдельныхвнутреннихорганов.Втакихслучаяхобычноговорят,чтокаждое эмоциональноесостояниеимеетсвоетелесное(вегетативное)“сопровождение”.

Учеловекавсеэтиреакции,несмотрянато,чтоонивомногомужеутратили своюцелесообразность,всеещесохраняютсявредуцированномвиде.Поэтому излишняяинтенсивностьидлительностьпереживаний,создаваядополнительные нагрузкинасоответствующиефункциональныесистемыорганизма,может способствоватьвозникновениювнихболезненныхизменений.Такеще М.И.Аствацатуров(1932)отмечал,чтосердцечаще“поражается”страхом,печень —гневом,ажелудок—апатиейиподавленнымнастроением.

Cдругойстороны,всеособенностифункционированиявнутреннихорганов организма  и                 различные      болезненные изменения в них влияют на психоэмоциональноесостояниечеловека,составляяважныйкомпонентеготак называемогообщегочувственноготона,т.е.своеобразнойэмоциональнойокраски любойпсихическойдеятельности—ощущений,восприятияилимышления. Особенно велика роль вобеспечении оптимального чувственного тона сохранность эмоциогенныхструктурмозга(таламус,лимбическаясистемаидругие).Приих поврежденииоттеноквсехэмоциональныхсостоянийприобретаетболезненно “витальный”,протопатическийхарактер.

 

Чувственныйтонвключаеттакжевсебяикакбыаккумулированноеотражение наиболееобщихичастовстречающихсяпризнаковполезныхивредныхфакторов внешнейсреды.Благодарясвоейобобщенностионпомогаетпринятьпредварительное,но зато быстрое решение о значении нового раздражителя.

Замечено,чтонекоторыецвета,звукиилизапахимогутсамипосебе,независимоот ихзначениядлячеловека,вызыватьунегоприятноеилинеприятноечувство. Чувственныйтончастоноситисугубосубъективнуюокраску:еслидляодногочеловека книгаинтересна,собеседникприятен,акинокомедиявеселая,тодлядругогочеловекавсе этоможетвызыватьпротивоположныечувства.Чувственныйтонзависитиоттого,как протекаетдеятельность.Постояннопроигрывающийпартнерпоигрекажетсянамболее симпатичным, чем тот,который все время у нас выигрывает.

Несмотрянасвоювнешнююнезначительность,знаниеицеленаправленное использованиечувственноготонапозволяетвоздействоватьнанастроениечеловекаитем самымулучшитьпроизводительностьтруданапроизводствеилиобеспечитьболее комфортноелечениевбольнице(соответствующаяокраскастен,оформлениепомещений, музыкальный фон и прочиекомпоненты внешней среды).

 

2.Эмоциональнаярегуляцияповедения — совершается как через эмоциональноеотражениеиоценкутекущихсобытий,такичерезактуализацию прошлогоиндивидуальногоопыта.

Эмоции,благодаряобобщенностиоценки,позволяютопределитьполезность иливредностьвоздействующихфакторовпрежде,чембудетопределеносамо вредноевоздействие.Ониявляютсятемязыком,тойсистемойсигналов, посредствомкоторыхсубъектузнаетозначимостипроисходящего.Изэтойоценки вытекаетипобуждениекдействию. Например, припереходе улицы человек может испытыватьстрахразнойстепенивзависимостиотдорожнойситуации.Именно

 

 

191


 

усилениестрахапередприближающейсямашинойпобуждаетегоускоритьсвое движениечерездорогу.

Эмоциитакжемогуторганизовыватьдеятельность,направлятьсилыи вниманиечеловеканаопределенныйпредмет.ЗаконЙорса–Додсонаконстатирует наличиекриволинейной,“колоколообразной”связимеждусилойэмоционального (потребностного)возбужденияиуспешностьюдеятельностичеловека.Наиболее продуктивнойдеятельностьбываетприумеренном,оптимальномуровне возбуждения.Причрезмерномэмоциональномвозбужденииможетнаступить дезорганизациядеятельностизасчетпереключениянатакназываемое“аварийноеповедение”(эмоциональныйшоксбегством,агрессией,оцепенением).

Регулирующая функция эмоций заключается также и в том, что соответствующееэмоциональноеподкреплениеспособствуетзакреплениюнужных реакций,чтоиграетважнуюрольвпроцессахнаучения.Прошлыйэмоциональный опытчеловекаоказываетбольшоевлияниенаповедение.Сильноеэмоциональное переживаниеспособствуетсоединению,синтезуисохранениювсехсобытийи обстоятельствеговозникновения,образуявпамятипрочныйэмоциональныйкомплекс.Актуализациялюбогоизегоэлементоввлечет,частопротивволи субъекта,квоспроизведениювсознанииивсехдругихэлементовкомплексас соответствующейкоррекциейактуальногоповедения.

3.Коммуникативнаяфункцияэмоций. В эволюции  эмоционально-выразительныедвижения(специфическиеизменениявпантомимике,мимике,тоне голоса),внешниевегетативныепроявленияэмоций(побледнение,покраснениеи другие) развивалисьизакреплялисьикаксредства оповещениявовнутривидовоми межвидовомобщении(ДарвинЧ.,1953).Учеловекаэтасигнально-экспрессивная функцияэмоцийнепотеряласвоегозначенияиобеспечиваетемутакназываемую невербальнуюкоммуникацию.Эмоционально-выразительныедвиженияуказывают навнутреннее состояние говорящегоиегоотношениектому,чтовданный момент происходит.Онимогуттакжеоказыватьопределенноевоздействиеинатого,кто являетсясубъектомвосприятияэмоционально-выразительныхдвижений.Следует, однако,отметить,чтоневсепроявлениячувстводинаковолегкораспознаются. Легче всегоузнается ужас(57%испытуемых), затем отвращение (48%)иудивление (34%).Наибольшуюинформативностьопереживаемыхчеловекомчувствахнесет выражениеегорта.

 

 

3. Психологические особенности подросткового и юношеского возраста

Психологический возраст — качественная характеристика психикичеловека и частоне совпадаетс нашим житейским представлением о количестве прожитыхим лет.Особеннонаглядноэтазакономерностьвиднавшкольномколлективе: некоторыедетивступаютвподростковыйпериодначинаяс4,даже3класса,другие позже—с5классашколы.Переходвследующийвозрастнойпериод—раннюю юность,унекоторыхдетейначинаетсяужев7классе,другиеостаются подросткамивплотьдо9-11класса.

Особенностиподростка.Наформированиеличностиподросткасоциальные факторыоказываютведущеевлияние,абиологические—опосредованное.

Социальнымифакторамипсихическогоразвитияявляются:

• переходизначальнойвсреднююшколу,гдезанятияведутсямногими учителями— предметниками, что существенноменяет учебнуюдеятельностьи общениешкольниковиучителей;

• расширениеобщественной,социально–полезнойдеятельностишкольникав классеившколе,расширениекругаобщениясосверстниками;

• происходитизменениеположенияребенкавсемье,гдеемубольшеначинают родителидоверятьипоручатьвыполнениеболеесложнойдомашнейработыи включатьвобсуждениесемейныхпроблем.

Биологическимифакторамипсихическогоразвитияявляются:

• началополовогосозревания,влияниеновыхгормоновнацентральнуюнервную систему;

• бурныйростифизическоеразвитиесперестройкойвсехорганов,тканейи системорганизма.

Половоесозреваниекакглавныйбиологическийфакторвэтомвозрастевлияет наповедениеподростканепрямо,аопосредовано.Агрессивностьпоотношениюк старшим,негативизм,упрямство,бравированиесвоиминедостатками,драчливость ит.д.появляютсянеиз-засамогополовогосозревания,ачерезпосредство социальныхусловийсуществованияподростка—егостатусавколлективе сверстников,взаимоотношенийсовзрослыми.Закаждойвнешнейреакцией подросткастоитсвояпсихологическаяпричина.Действияподростков,которые внешне выглядят            как         непослушание         или оцениваются как “глупые”, “необъяснимые”(“эффектнеадекватности”)частовытекаютизособенностей данногоэтапавзросления—этапастановленияличности.

Общениесосверстниками.Отношениястоварищаминаходятсявцентре жизниподростка,вомногомопределяявсеостальныестороныегоповеденияи деятельности.Дляподросткаважнонепростобытьвместесосверстниками,нои, главное,заниматьсрединихудовлетворяющееегоположение.Именнонеумение, невозможностьдобиватьсятакогоположениячащевсегоявляетсяпричиной недисциплинированностиидажеправонарушенийподростков(фрустрация потребности“бытьзначимымвглазахсверстников”).Этосопровождаетсяи повышеннойконформностьюподростковпоотношениюкподростковым компаниям.Одинзависитотвсех,стремитсяксверстникамиподчасготов выполнитьто,начтоегоподталкиваетгруппа.

Родителичастовсетрудностипроблемобщениясвоегоребенкасписываютза счетнедостатковтехдетей,скоторымиобщаетсяихсынилидочь.Однако исследованияпоказывают,чтоначинаяс6классауподростковначинает интенсивноразвиватьсяличностнаяимежличностнаярефлексия,врезультатечего ониначинаютвидетьпричиныконфликтов,затрудненийили,напротив,

 

 

514


 

успешностивобщениисосверстникамивособенностяхсобственнойличности. Родителямиучителямследуетучитыватьэтостремлениеподросткабытьлично ответственнымзауспешностьсвоегообщениясокружающими.

 

Вболеемладшихвозрастныхгруппахпроблемойдляродителеймогутстать взаимоотношениястаршихимладшихдетейвсемье—сиблинговоесоперничество.При этомврядеслучаевотмечаетсявыраженнаяинтенсивнаяотрицательнаяустановкапо отношениюк                           младшемусиблингу(обычноначинаетсявпределах6месяцевпосле рождениямладшегобратаилисестры).Отрицательныеэмоциональнымреакциямпри расстройстве сиблингового соперничествасопровождаютсянарушениямисна,вспышками гнева,оппозиционногоповеденияпоотношениюкодномуилиобоимродителямс попыткамидобитьсяихвнимания.Причинойнарушенийсчитаетсяпереживаниеоднимиз детейчувства,чтородителилюбятегоменьше,чемдругихдетейвсемье,чтоим пренебрегают.Впсихоанализеэтотфеноменобозначаюткак“комплексКаина”, основанный на зависти и враждебности сиблинга ксиблингу.

 

Общениесовзрослыми.Важностьдляподросткаегообщениясо сверстникаминедолжнаскрыватьотвоспитателейважностьпроблемдлянегои взаимоотношенийсовзрослыми.Главныйисточниктрудностейобщения подростковсо взрослыми — непониманиевзрослыми внутреннего мира подростка. Чемстаршестановитсяподросток(с5-гопо8-йклассы),темменьшеепонимание оннаходитувзрослых.Взрослыенеосознанностремятсясохранять“детские” формыконтроляиобщениясдетьми,фрустрируятемсамымпотребностиподросткавпризнанииегоравноправнымпартнеромвобщениисовзрослыми. Результирующейэтойфрустрациистановитсяпротивопоставлениеподростком себя,своего“Я”взрослым,потребностиавтономии.

Психологиотмечаюттакже,чтоуподростковрезковозрастаетспособностьк эмпатиипоотношениюквзрослым,стремление им помочь,поддержать,разделить ихгореилирадость.Взрослыечащевподросткезамечаютнеэто,атолько негативныестороныегоповедения.Крометоговзрослыевлучшемслучаесами готовыпроявитьсочувствиеисопереживаниекподростку,носовершенноне готовыпринятьподобноеотношениесегостороныксебе.

Общениесосверстникамипротивоположногопола.Появляющеесяв отрочествечувствовзрослоститолкаетподросткаикосвоению“взрослых”типов поведенияивовзаимоотношенияхсосверстникамипротивоположногопола. Интересквзаимоотношениямполов существенно меняетотношениексамомусебе, своейполовойидентификации:“Якакмужчина”и“Якакженщина”.Особое значениездесьпридаетсяличнойпривлекательности.

Умладшихподростковинтерескпротивоположномуполучастовначале проявляетсявнеадекватныхформах(умальчиков—“задиристость”,аудевочек демонстрацияигнорирования).Позднееотношенияусложняются:исчезает непосредственностьвобщении,появляютсясмутныечувствавлюбленностисо страхомнасмешекиподдразниванийсосторонысверстников.Устарших подростковобщение междумальчикамиидевочкамистановитсяболее открытым,а привязанностиксверстникупротивоположногополастановятсяинтенсивнееи могутбытьпричинойсильныхнегативныхэмоцийприотсутствиивзаимности.

Пубертатныйкризис.Традиционноглавныетрудностиподросткового возрастапринятобылосвязыватьс“кризисом13лет”,когдаломкастарых психологических структур                              приводит к               взрыву          непослушания и трудновоспитуемостиподростка.

Одниисследователипричинуэтогокризисаассоциировалитолькос биологическимивлияниямиполовогосозревания,считаякризисныеявлениямало

 

515


 

связаннымсособенностямивоспитания.Однакобольшинствопсихологов основнуюпричинустольбурныхповеденческихпроявленийусматриваютв особенностяхсоциально-психологическойситуацииразвитияподростка:взрослые не   перестраивают своего поведения, сохраняя “детские” формы своих взаимоотношенийсподростком,вответнаформирующееся“чувствовзрослости” подростка.Подростокстремитьсябытьвзрослымисовершать“взрослыепоступки”, хотявсоциально-психологическом планеонкэтомуещенеготов.

Интересноотметить,чтосубъективносложностивоспитанияиродителии учителясвязываютнескризисомкактаковым,когданачинаетсяиидетраспад, ломкапрежнихпсихологическихобразований,аспосткризиснымпериодом, падающимнавозраст14-15 лет (7-8классы). Труднымдляокружающихподростка становитсяпериодсозидания,формированияновыхпсихологическихобразований. Переноснаэтотвозрастпрежнихвоспитательныхмероказываетсячрезвычайно неэффективным(МасгутоваС.К.,1988).

Особенностиюности.Юность—периоджизнипослеотрочествадо взрослостииглавнойпроблемойздесьбудетявлятьсяпроблемавыборажизненныхценностей.

Центральноеновообразованиераннейюности—самоопределениестаршихшкольников.                       Психологами  подчеркивается  многоаспектность  этого новообразования,включающегопотребностьзанятьвнутреннююпозицию взрослогочеловека,осознатьсебявкачествечленаобщества,понятьсвое назначение.

Взарубежнойпсихологиивкачествеаналогапонятия“самоопределение” выступает категория                   “психосоциальная                       идентичность”, разработанная американскимпсихологомЭ.Эриксоном(1968).Вегопониманиивзросление рассматриваетсякак“нормативныйкризисидентичности”,поворотнаяточка развитияличности.Впериодтакогокризисавравноймереобостряетсякак личностнаяуязвимость,такивозможностидляновоговиткаличностногороста. Личностькакбыоказываетсяпередвыбороммеждудвумяальтернативными возможностями:однаведеткпозитивному,адругая—кнегативномуего направлениями.Симптомыкризисавнормеполностьюисчезают,новслучае преобладаниянегативныхявленийонизакрепляются,ставхарактерологическими особенностямиличности.

Выделяютнесколькотиповыхвариантовформированияидентичности (Д.Марше):

• “диффузная”идентичность—ещенесложившаясяинеопределенная,таккак человекневступилвпорукризисаинепрошелиспытаниясопределениемсебя;

• “предрешенный”вариантразвития—индивидранееположенногосрока включилсяво“взрослую”системуотношений,сделавэтонесамостоятельно,а подчужимвлиянием(неблагоприятныйфактордлястановленияличностной зрелости);

• “пробаролей”впопыткахвыработатьсамоидентичность—выражаетсяв интенсивном“поискесамогосебя”;

• “зрелая идентичность” — кризис завершен и чувство собственной определенностиобретено,начинаетсясамореализация.

Вряднаиболееобъективноисубъективноважныхдляюношейпроблем можетбытьпоставленапроблемасмыслажизни.Размышленияосебеисвоем жизненномпредназначенииуюношейвявнойформевстречаютсядовольноредко. Бытуетдажемнениесрединих,что“есличеловекзадаетсяподобнымивопросами, тозначитпораумирать”(СнегиреваТ.В.,1991).Однакопотребностьвсмысле

 

 

516


 

жизнихарактеризуетвзрослыеформыповеденияивпроцессевзросленияона образуетименнотот“узел”,которыйпозволяетчеловекустроитьсвоюжизньнекак последовательностьразрозненныхслучайностей,акакцелостныйпроцесс, имеющийцелиипреемственность.Крометогоонапомогаетчеловеку интегрироватьвсесвоиспособности,максимальноихиспользовать,следуя выработаннойконцепциижизни.

Вюностисовершаетсяоткрытиесвоеговнутреннегомира,которое сопровождаетсяпереживаниемегоисключительнойценности.С одной стороныэто создаетусловиядлятого,чтобызадуматьсяосмыслесвоегосуществования,нос другойстороныпроблемасмыслажизнинетолькомировоззренческая,авполне практическая.Ответнанеесодержитсяневовнутреннеммире,авнеего—вмире реальном,вмире,гдебудутраскрыватьсяспособностимолодогочеловека,вего деятельностиичувствесоциальнойответственности.Именноэтогоещенеимеется уюношивначалежизненногопути.Такимобразом,замыкаясьнасамомсебе, поисксмыслажизникакбыобреченнато,чтобыоставатьсялишьупражнением юношескогомышления.Юношеважнознать,чтосмыслжизнинадоискатьв окружающемегомире,анетольковнутрисебя.

 

 






Билет5










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 184.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...