Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Периодизацияпсихическогоразвития(поД.Б.Эльконину)
1.Младенческийвозраст(0-1год).Ведущейдеятельностьюявляется непосредственноеэмоциональное(интимно–личное)общение.Внутриинафоне егоформируютсяориентировочныеисенсомоторно–манипулятивныедействия (взаимокоординацияразличныхощущений ивосприятий— зрительных, слуховых, проприорецептивныхидр.).Важнымновообразованиемэтоговозрастаявляется
478
формированиепотребностивобщениисдругимилюдьмииопределенное эмоциональноеотношениекним. 2.Раннеедетство(1-3года).Ведущаядеятельность—предметно– манипулятивная.Внейребеноквсотрудничествесовзрослымиовладевает общественновыработаннымиспособамидействийспредметами.Главным новообразованиемвозрастаявляетсяразвитиеречиинаглядно-действенного мышления. 3.Дошкольныйвозраст(3-7лет).Ведущаядеятельность—ролеваяигра,в процессекоторойребеноковладевает“фундаментальнымисмысламичеловеческой деятельности”,нормамиотношениймеждулюдьми.Здесьжеформируютсятакое новообразованиекакстремлениекобщественнозначимойиобщественно оцениваемойдеятельности,чтобудетхарактеризоватьиегоготовностьк начальномуобучению. 4.Младшийшкольныйвозраст(7-11лет).Ведущаядеятельность— учение.В процессеучениясовершенствуетсяпамять,усваиваютсязнанияопредметахи явлениях внешнего мира, человеческих взаимоотношениях. Главными новообразованиямиэтоговозрастаявляютсяпроизвольностьпсихическихявлений, способностьформированиявнутреннегопланадействия,формированиерефлексии. 5.Подростковыйвозраст(11-15лет).Ведущаядеятельность—интимно– личностноеобщениесосверстниками(общественнополезнаядеятельностьв процессеучебыилитрудапоФельдштейнуД.И.).Здесьподростоковладевает навыками общения в самых различных ситуациях. Важнейшими новообразованиями этого возраста являются формирование самооценки, стремлениек“взрослости”исамостоятельности,умениеподчинятьсянормам коллективнойжизни. 6.Старшийшкольныйвозраст(15-17лет).Ведущаядеятельность—учебно-профессиональная,впроцессекоторойформируютсятакиеновообразованиякак мировоззрение,профессиональныеинтересы,самосознание,мечтыиидеалы.
1)Длясоматовегетативногоуровняреагирования(0-3года)характерными являются различные варианты невропатического синдрома (возбудимость, склонностькрасстройствам пищеварения,питания,сна,навыковопрятностиит.п.). Преимущественносоматовегетативныйуровеньреагированияудетейраннего
479
возрастанаходитсвоеобъяснениевболеераннемзавершенииформирования регуляциивегетативныхфункцийвонтогенезе,значительноопережающей формированиерегуляциимоторныхфункций. 2)Кпсихомоторномууровнюреагирования(4-10лет)относятсяпроявления гипердинамическогосиндрома,системныеневротическиеиневрозоподобные двигательныерасстройства—тики,заикание,мутизмидр.Выделениеданного уровня соответствует данным возрастной морфологии и физиологии, свидетельствующим о наиболее интенсивной дифференциации функций двигательногоанализаторавэтомвозрасте. 3)Дляаффективногоуровняреагирования(7-12лет)характернысиндромы страхов,повышеннойаффективнойвозбудимости,уходовибродяжничества. 4)Эмоционально-идеаторный уровень реагирования (12-16 лет) уже проявляетсясверхценнымиобразованиямитипапатохарактерологическихреакций (протеста,эмансипацииит.п..),дисморфофобии,психическойанорексии, “философическойинтоксикации”идр. Симптоматика,свойственнаякаждомупоследующемууровню,неисключает проявленийпредшествующихуровнейреагирования,однакоотодвигаетихна второйпланитакилииначевидоизменяет. Наиболеедетальноразработаннойявляетсясистематикапсихического развитияребенка,предложеннаяизвестнымдетскимпсихиатромГ.К.Ушаковым (1973).Формированиепсихикиребенкаонтакжеподразделяетначетырепериода: моторный(до1года),сенсомоторный(1-3года),аффективный(3-12лет)и идеаторный(12-14лет). Моторныйэтапразвитияпсихики весьма непродолжителен(до1года),хотя совершенствованиемоторикииеедифференциацияпроисходятнапротяжении всейжизнииндивида.Реакцииребенкавпервыемесяцыжизниявляютсяпосути рудиментамипоследующихпсихическихреакций. Навнешниераздражителиребенокотвечаетдиффузнымидвигательными реакциями(крик,плач,двигательноебеспокойство).Дажетакназываемаяреакция страхановорожденногопредставляетсобойдватипадвижений:спреобладанием реакциифлексоров(мышц-сгибателей),либоэкстензоров(мышц-разгибателей). Уловитьразницумежду“реакциейстраха”ирефлексомМоро(рефлекс обхватывания)уноворожденногочастонеудается. Сенсомоторныйэтапразвитияпсихики(1-3года).С6месяцевдо6-7лет значениеформирующихсямоторныхреакцийпродолжаетоставатьсяведущим, однакоониутрачиваютсвойчистодвигательныйхарактеристановятсяболее сложными“сенсомоторнымиактами”(позднее,совершенствуясь,онистанут психомоторными,т.е.будутноситьосознанныйхарактер). Сенсомоторные реакции отличаются овладением целенаправленности движений,чтовбудущемприводиткволевымдействиям.Развиваютсяорганы чувств,внимание,формируется мышление,представленияонастоящеми прошлом, первичноесознание“Я”(элементсамосознания,3-3,5года).Наиболееотчетливый признакокончательногозавершениясенсомоторногопериодаразвития— формированиеуребенкапредставления“схемытела”(к6-7годам). Аффективныйэтапразвитияпсихики(с3-хдо12лет).Высшие (эпикритические)аффекты,вотличиеотпростых(органических)никогдане возникаютбезобраза,представления,апозднееибезпонятия,т.е.вовлеченияв переживаниеидеаторной(рассудочной,когнитивной)сферы.Аффективныйэтап начинаетоформлениеввидеэпикритическойэмоциональностис3-хлет: осваиваютсяэмоциональныереакциипротеста,негативизма,демонстративного
480
поведения,излишнейаффектацииилимолчаливости.К6-7годамдетская непосредственностьменяетсвоикачества.Онавсечащеполучаетвыражениев аффективнойокраскетехилииныхформдеятельностиребенка.В10-11лет лабильностьаффекта,добродушиеидетскаяувлеченностьстановитсяменее выраженной.Аффективностьприобретаетпостоянно-индивидуальныйхарактери можно четковыявитьдватипаповеденческихреакций.Уодних детейпреобладают чертыэкстравертированностииониболееобщительны.Удругих—преобладает интровертированностьиониболеемолчаливы. Идеаторныйэтапразвитияпсихики начинается еще в глубине сенсомоторногоэтапа,однакоистинноеегоначалодолжнобытьдатировано возрастом11-12лет.Сэтоговремениобычнопоявляетсяуребенкавозможность строитьсложныеумозаключенияипрочнойстановитсяфеномен“удвоенности реальности”.Последнийозначаетсформировавшийся уребенканавыкоперировать объектамивнешнейреальностисоднойстороны,иреальностьюсубъективной (мыслимой,представляемой)сдругой.Обеэтиреальности взаимопроникаютдругв друга. Вподростковомвозрасте(12-16лет)доступнаспособностьрассуждать, последовательнообсуждаяфактыивскрываязакономерности.Подросток утверждаетсебя,противопоставляясебядругим.Эточастоприобретаетхарактер своегомнения,концепции.Оносознаетсебякакличностьиэтопорождает небывалыевозможностидлярефлексии.Сознаниеиндивидуальноеначинает приобретатьхарактерсознанияколлективного,общественного.Вэмоциональной сфереформируютсяэстетические,этическиеиинтеллектуальныечувства. Расстройствапсихикиудетейимеютразныекачествавзависимостиот возрастаиобъемапоражения.Нарушениепсихическогофункционированияна раннихэтапахпостнатальногоонтогенезанеможетвызватьтехтиповрасстройств, дляоформлениякоторыхнеобходимаопределеннаястепеньзрелостиаффективного иидеаторногоуровнейразвитияпсихики.Длячеловекажезрелоговозраста правиломстановитсяследующаятенденция:чембольшеобъемпоражения,тем болееглубокиеуровнипсихики,припрочихравныхусловиях,оказываются поврежденными.
2. Характеристика эмоций,основные свойства эмоций,функции Эмоции(отлат.emoveo—потрясаю,волную)—этопсихическийпроцесссубъективногоотражениянаиболееобщегоотношениячеловекакпредметамиявлениямдействительности,кдругимлюдямисамомусебесоотносительноудовлетворенияилинеудовлетворенияегопотребностей,целейинамерений. слипроцессудовлетворенияпотребностейпротекаетблагоприятно,то человекиспытываетположительныеэмоциии,напротив,отрицательныеэмоции возникаютвответнанеудовлетворениепотребностейилиотсутствиенужного результатасобственногодействия. Эмоции,какиощущения,восприятияилимышление,являютсяоднойизформ отражениясознаниемреальногомира.Однакоэмоцииотражаютпредметыи явлениянесамипосебе,авихотношенииксубъекту,ихзначимостидляего потребностейимотивовдеятельности.Такимобразом,эмоцииобусловленыс однойсторонывнутреннимипотребностямиимотивацией,асдругой— особенностямивнешнейситуации.Оникакбыустанавливаютсвязьи взаимоотношениямеждуэтимидвумярядамисобытий,сигнализируясубъектуо возможностиилиневозможностиудовлетворенияегопотребностейвданных условиях. Радостьилипечаль,гневилистрах,восхищениеиливозмущение—всеэто различныевидыпсихической(эмоциональной)реакциичеловеканараздражитель. Этареакцияможетбытьрассмотрена,преждевсего,какпсихическийпроцесс, посколькуонаподвижнаиимеетсвоюдинамику.Однакоэтареакциясубъективно переживаетсяивыступаетдлячеловекакакособоеэмоциональноесостояние. Одновременно она может быть и проявлением особой эмоциональной пристрастности,устойчивоголичностногоэмоциональногоотношениякэтому раздражителю,посколькудалеконевсеобъектыокружающегомираодинаково сильноиндуцируютвнасэмоциональныйотклик. Всесодержанияэмоциональнойсферычеловека,какимибыразнымионини казались,неотделимыотличности.Они,преждевсего,связаныспотребностями, мотивамииотражаютсостояние,процессирезультатихудовлетворения.По отношениюкличностивсеэмоциональныепроявлениявозникаютвтрехих основныхвидах(ЛебединскийМ.С.иМясищевВ.Н.,1966): 1)какострыеэмоциональныереакциинавнезапныеобстоятельства—гнев, радость,тоска,страхидр.; 2)какэмоциональныесостояниясизмененияминервно-психическоготонуса —состоянияэйфорииидепрессии,страхаитревоги,гневаитоски, фрустрационныеидругиесостояния; 3)как выраженная избирательность эмоциональных отношений, положительныхилиотрицательныхктомуилииномуобъекту—чувствалюбви, привязанности,страсти,вражды,неприязни,ненавистиидругие. Эмоциисубъективныиединственнымспособомознакомитсясними—это спроситьучеловека,чтоон испытывает.Однакосуществуютивнешниевыражения эмоцийввидеособыхихтелесныхпроявлений:мимики(выразительныедвижения мышцлица),пантомимики(выразительныедвиженияконечностей,изменения
188
положениятелавпространстве),вокальной“мимики”(изменениятонаголоса), вегетативныхреакций(измененияпульса,тонусасосудовимышц,дыхания, потоотделенияидругихвегетативныхфункций),атакжебиохимическихсдвиговворганизме(типавыделениявкровьадреналина,глюкозыидругихбиологически активныхвеществ).
ОСНОВНЫЕСВОЙСТВАЭМОЦИЙ
1.Субъективныйхарактерэмоций.Всепсихическиеявленияявляются субъективнымотражениемобъективногомира,зависимымотжизненногоопыта, состоянияиустановокчеловека.Ноособенносубъективностьпроявляетсяв эмоциях.Некоторыепроявленияэмоцийчеловеквсостояниисдерживатьиможет внешнедажепоказатьсовершеннопротивоположноеистинномучувству. Субъективностьэмоцийвыражаетсяивтом,чтоодноитожесобытиеможет вызыватьуразныхлюдейсамыеразличные,апоройипротивоположныеэмоции.С другойстороны,дажесходныепереживанияуразныхлюдейвсегдабудутвчем-то различаться.Наминогдабываеттрудновыразитьсловамито,чтомыпереживаем. Отсюдавозникаетиллюзияпочтиполнойоторванностимирачувствотвнешней действительности. 2.Полярностьэмоций—вытекаетужеизсамогоихопределенияэмоций, выражаяпроцессудовлетворенияилинеудовлетворенияпотребностей.Всеэмоции отличаютсяполярностью,т.е.обладаютположительнымилиотрицательнымзнаком:удовольствие-неудовольствие,веселье-грусть,радость-печаль.Следует, однако, отметить, что оба эти эмоциональных полюса не являются взаимоисключающими.Вчеловеческихпереживанияхоничастообразуютсложное противоречивоеединство—амбивалентность,как,например,страстнаялюбовь можетуживатьсявместесожгучейненавистью.Этуамбивалентностьчувствчасто можно объяснить простым несовпадением эмоциональных ситуативных переживаний(реакций)иустойчивыхэмоциональныхотношений.Вновойи незнакомойситуациииногдаможнофиксироватьнеопределенноепознаку,т.е. эмоциональноеориентировочноесостояние.Онообычно не является длительными снимаетсяизменениемситуации,переходявположительнуюилиотрицательную эмоцию. 3.Фазностьэмоций — характеризует эмоции в их динамике с количественнойстороны.Замечено,чтовпределаходногоитогоже эмоциональногосостояния(одноймодальности)отчетливообнаруживаются колебанияегоинтенсивностипотипунапряжения–разрядкиивозбуждения–успокоения. Если чувство удовольствияили неудовольствиявызваны болееособенностями самихпредметовиихрольювудовлетворениипотребностей,тостепень
189
напряженияивозбужденияобусловленыспецификойсамогочувства.Так, например,гневчащепротекаетвформеяркоговыраженноговозбуждения,вто времякакдляудовольствияхарактерноуспокоение. ФУНКЦИИЭМОЦИЙ
Человеческиечувстваимеютдлительнуюисториюфилогенетического развития,входе которого онисталивыполнять целыйряд специфическихфункций. Основнымиизнихявляютсярегулятивная(гомеостазаиповедения)и коммуникативнаяфункции. 1.Регуляциягомеостазаивегетативныхфункций.Филогенетически наиболеедревнейявляетсягомеостатическаяфункцияэмоций,котораясвязанас необходимостью поддержания постоянства внутренней среды организма. Малейшиеизменениягомеостазаулавливаютсяэмоциогеннымиподкорковыми структурамимозгаиотражаютсявэмоциональнойсфереввидеразличных витальных(лат.vita—жизнь)эмоций,например—голодаилижажды,что способствуетпоискунеобходимогоиустранениюдисбаланса.Витальныеэмоции тесносвязанысинстинктамииявляютсяразновидностью“низших”элементарных(таламических,протопатических)эмоций,которыесопровождаютощущения.Это переживаниятипаудовольствияприощущениисладкогоилинеудовольствияпри ощущениигоречиворту.Подкорковыеталамическиеэмоциисущественно отличаютсяоткорковыхреактивныхэмоций,которыепереживаютсякакреакцияна осознаниенеблагополучияикорковых“высших”,эпикритическихэмоций,т.е. нравственныхиинтеллектуальныхчувств. Впроцессеэволюциипостепеннопроисходилоформированиеизакрепление наиболее целесообразных, способствующих выживанию регуляторных взаимосвязей определенных эмоций с теми или иными адаптивными
190
физиологическимисдвигамиворганизме.Например,приугрозежизнивозникает страх с активной одновременной подготовкой организма кборьбе илибегству. При этомпроисходитцелесообразноедляжизнеобеспеченияперераспределениекрови: усиливаетсяеепритоккмышцам,сердцу,легкимимозгу,асосудыкожии брюшнойполостисужаются.Животноеприэтомпринимаетразличныезащитно-устрашающиепозы—оскалзубов,поднятиешерстидыбомидругие.Различные эмоциипо-разномувнешневыражаютсяипо-разномувлияютнадеятельность отдельныхвнутреннихорганов.Втакихслучаяхобычноговорят,чтокаждое эмоциональноесостояниеимеетсвоетелесное(вегетативное)“сопровождение”. Учеловекавсеэтиреакции,несмотрянато,чтоонивомногомужеутратили своюцелесообразность,всеещесохраняютсявредуцированномвиде.Поэтому излишняяинтенсивностьидлительностьпереживаний,создаваядополнительные нагрузкинасоответствующиефункциональныесистемыорганизма,может способствоватьвозникновениювнихболезненныхизменений.Такеще М.И.Аствацатуров(1932)отмечал,чтосердцечаще“поражается”страхом,печень —гневом,ажелудок—апатиейиподавленнымнастроением. Cдругойстороны,всеособенностифункционированиявнутреннихорганов организма и различные болезненные изменения в них влияют на психоэмоциональноесостояниечеловека,составляяважныйкомпонентеготак называемогообщегочувственноготона,т.е.своеобразнойэмоциональнойокраски любойпсихическойдеятельности—ощущений,восприятияилимышления. Особенно велика роль вобеспечении оптимального чувственного тона сохранность эмоциогенныхструктурмозга(таламус,лимбическаясистемаидругие).Приих поврежденииоттеноквсехэмоциональныхсостоянийприобретаетболезненно “витальный”,протопатическийхарактер.
Чувственныйтонвключаеттакжевсебяикакбыаккумулированноеотражение наиболееобщихичастовстречающихсяпризнаковполезныхивредныхфакторов внешнейсреды.Благодарясвоейобобщенностионпомогаетпринятьпредварительное,но зато быстрое решение о значении нового раздражителя. Замечено,чтонекоторыецвета,звукиилизапахимогутсамипосебе,независимоот ихзначениядлячеловека,вызыватьунегоприятноеилинеприятноечувство. Чувственныйтончастоноситисугубосубъективнуюокраску:еслидляодногочеловека книгаинтересна,собеседникприятен,акинокомедиявеселая,тодлядругогочеловекавсе этоможетвызыватьпротивоположныечувства.Чувственныйтонзависитиоттого,как протекаетдеятельность.Постояннопроигрывающийпартнерпоигрекажетсянамболее симпатичным, чем тот,который все время у нас выигрывает. Несмотрянасвоювнешнююнезначительность,знаниеицеленаправленное использованиечувственноготонапозволяетвоздействоватьнанастроениечеловекаитем самымулучшитьпроизводительностьтруданапроизводствеилиобеспечитьболее комфортноелечениевбольнице(соответствующаяокраскастен,оформлениепомещений, музыкальный фон и прочиекомпоненты внешней среды).
2.Эмоциональнаярегуляцияповедения — совершается как через эмоциональноеотражениеиоценкутекущихсобытий,такичерезактуализацию прошлогоиндивидуальногоопыта. Эмоции,благодаряобобщенностиоценки,позволяютопределитьполезность иливредностьвоздействующихфакторовпрежде,чембудетопределеносамо вредноевоздействие.Ониявляютсятемязыком,тойсистемойсигналов, посредствомкоторыхсубъектузнаетозначимостипроисходящего.Изэтойоценки вытекаетипобуждениекдействию. Например, припереходе улицы человек может испытыватьстрахразнойстепенивзависимостиотдорожнойситуации.Именно
191
усилениестрахапередприближающейсямашинойпобуждаетегоускоритьсвое движениечерездорогу. Эмоциитакжемогуторганизовыватьдеятельность,направлятьсилыи вниманиечеловеканаопределенныйпредмет.ЗаконЙорса–Додсонаконстатирует наличиекриволинейной,“колоколообразной”связимеждусилойэмоционального (потребностного)возбужденияиуспешностьюдеятельностичеловека.Наиболее продуктивнойдеятельностьбываетприумеренном,оптимальномуровне возбуждения.Причрезмерномэмоциональномвозбужденииможетнаступить дезорганизациядеятельностизасчетпереключениянатакназываемое“аварийноеповедение”(эмоциональныйшоксбегством,агрессией,оцепенением). Регулирующая функция эмоций заключается также и в том, что соответствующееэмоциональноеподкреплениеспособствуетзакреплениюнужных реакций,чтоиграетважнуюрольвпроцессахнаучения.Прошлыйэмоциональный опытчеловекаоказываетбольшоевлияниенаповедение.Сильноеэмоциональное переживаниеспособствуетсоединению,синтезуисохранениювсехсобытийи обстоятельствеговозникновения,образуявпамятипрочныйэмоциональныйкомплекс.Актуализациялюбогоизегоэлементоввлечет,частопротивволи субъекта,квоспроизведениювсознанииивсехдругихэлементовкомплексас соответствующейкоррекциейактуальногоповедения. 3.Коммуникативнаяфункцияэмоций. В эволюции эмоционально-выразительныедвижения(специфическиеизменениявпантомимике,мимике,тоне голоса),внешниевегетативныепроявленияэмоций(побледнение,покраснениеи другие) развивалисьизакреплялисьикаксредства оповещениявовнутривидовоми межвидовомобщении(ДарвинЧ.,1953).Учеловекаэтасигнально-экспрессивная функцияэмоцийнепотеряласвоегозначенияиобеспечиваетемутакназываемую невербальнуюкоммуникацию.Эмоционально-выразительныедвиженияуказывают навнутреннее состояние говорящегоиегоотношениектому,чтовданный момент происходит.Онимогуттакжеоказыватьопределенноевоздействиеинатого,кто являетсясубъектомвосприятияэмоционально-выразительныхдвижений.Следует, однако,отметить,чтоневсепроявлениячувстводинаковолегкораспознаются. Легче всегоузнается ужас(57%испытуемых), затем отвращение (48%)иудивление (34%).Наибольшуюинформативностьопереживаемыхчеловекомчувствахнесет выражениеегорта.
3. Психологические особенности подросткового и юношеского возраста Психологический возраст — качественная характеристика психикичеловека и частоне совпадаетс нашим житейским представлением о количестве прожитыхим лет.Особеннонаглядноэтазакономерностьвиднавшкольномколлективе: некоторыедетивступаютвподростковыйпериодначинаяс4,даже3класса,другие позже—с5классашколы.Переходвследующийвозрастнойпериод—раннюю юность,унекоторыхдетейначинаетсяужев7классе,другиеостаются подросткамивплотьдо9-11класса. Особенностиподростка.Наформированиеличностиподросткасоциальные факторыоказываютведущеевлияние,абиологические—опосредованное. Социальнымифакторамипсихическогоразвитияявляются: переходизначальнойвсреднююшколу,гдезанятияведутсямногими учителями— предметниками, что существенноменяет учебнуюдеятельностьи общениешкольниковиучителей; расширениеобщественной,социально–полезнойдеятельностишкольникав классеившколе,расширениекругаобщениясосверстниками; происходитизменениеположенияребенкавсемье,гдеемубольшеначинают родителидоверятьипоручатьвыполнениеболеесложнойдомашнейработыи включатьвобсуждениесемейныхпроблем. Биологическимифакторамипсихическогоразвитияявляются: началополовогосозревания,влияниеновыхгормоновнацентральнуюнервную систему; бурныйростифизическоеразвитиесперестройкойвсехорганов,тканейи системорганизма. Половоесозреваниекакглавныйбиологическийфакторвэтомвозрастевлияет наповедениеподростканепрямо,аопосредовано.Агрессивностьпоотношениюк старшим,негативизм,упрямство,бравированиесвоиминедостатками,драчливость ит.д.появляютсянеиз-засамогополовогосозревания,ачерезпосредство социальныхусловийсуществованияподростка—егостатусавколлективе сверстников,взаимоотношенийсовзрослыми.Закаждойвнешнейреакцией подросткастоитсвояпсихологическаяпричина.Действияподростков,которые внешне выглядят как непослушание или оцениваются как “глупые”, “необъяснимые”(“эффектнеадекватности”)частовытекаютизособенностей данногоэтапавзросления—этапастановленияличности. Общениесосверстниками.Отношениястоварищаминаходятсявцентре жизниподростка,вомногомопределяявсеостальныестороныегоповеденияи деятельности.Дляподросткаважнонепростобытьвместесосверстниками,нои, главное,заниматьсрединихудовлетворяющееегоположение.Именнонеумение, невозможностьдобиватьсятакогоположениячащевсегоявляетсяпричиной недисциплинированностиидажеправонарушенийподростков(фрустрация потребности“бытьзначимымвглазахсверстников”).Этосопровождаетсяи повышеннойконформностьюподростковпоотношениюкподростковым компаниям.Одинзависитотвсех,стремитсяксверстникамиподчасготов выполнитьто,начтоегоподталкиваетгруппа. Родителичастовсетрудностипроблемобщениясвоегоребенкасписываютза счетнедостатковтехдетей,скоторымиобщаетсяихсынилидочь.Однако исследованияпоказывают,чтоначинаяс6классауподростковначинает интенсивноразвиватьсяличностнаяимежличностнаярефлексия,врезультатечего ониначинаютвидетьпричиныконфликтов,затрудненийили,напротив,
514
успешностивобщениисосверстникамивособенностяхсобственнойличности. Родителямиучителямследуетучитыватьэтостремлениеподросткабытьлично ответственнымзауспешностьсвоегообщениясокружающими.
Вболеемладшихвозрастныхгруппахпроблемойдляродителеймогутстать взаимоотношениястаршихимладшихдетейвсемье—сиблинговоесоперничество.При этомврядеслучаевотмечаетсявыраженнаяинтенсивнаяотрицательнаяустановкапо отношениюк младшемусиблингу(обычноначинаетсявпределах6месяцевпосле рождениямладшегобратаилисестры).Отрицательныеэмоциональнымреакциямпри расстройстве сиблингового соперничествасопровождаютсянарушениямисна,вспышками гнева,оппозиционногоповеденияпоотношениюкодномуилиобоимродителямс попыткамидобитьсяихвнимания.Причинойнарушенийсчитаетсяпереживаниеоднимиз детейчувства,чтородителилюбятегоменьше,чемдругихдетейвсемье,чтоим пренебрегают.Впсихоанализеэтотфеноменобозначаюткак“комплексКаина”, основанный на зависти и враждебности сиблинга ксиблингу.
Общениесовзрослыми.Важностьдляподросткаегообщениясо сверстникаминедолжнаскрыватьотвоспитателейважностьпроблемдлянегои взаимоотношенийсовзрослыми.Главныйисточниктрудностейобщения подростковсо взрослыми — непониманиевзрослыми внутреннего мира подростка. Чемстаршестановитсяподросток(с5-гопо8-йклассы),темменьшеепонимание оннаходитувзрослых.Взрослыенеосознанностремятсясохранять“детские” формыконтроляиобщениясдетьми,фрустрируятемсамымпотребностиподросткавпризнанииегоравноправнымпартнеромвобщениисовзрослыми. Результирующейэтойфрустрациистановитсяпротивопоставлениеподростком себя,своего“Я”взрослым,потребностиавтономии. Психологиотмечаюттакже,чтоуподростковрезковозрастаетспособностьк эмпатиипоотношениюквзрослым,стремление им помочь,поддержать,разделить ихгореилирадость.Взрослыечащевподросткезамечаютнеэто,атолько негативныестороныегоповедения.Крометоговзрослыевлучшемслучаесами готовыпроявитьсочувствиеисопереживаниекподростку,носовершенноне готовыпринятьподобноеотношениесегостороныксебе. Общениесосверстникамипротивоположногопола.Появляющеесяв отрочествечувствовзрослоститолкаетподросткаикосвоению“взрослых”типов поведенияивовзаимоотношенияхсосверстникамипротивоположногопола. Интересквзаимоотношениямполов существенно меняетотношениексамомусебе, своейполовойидентификации:“Якакмужчина”и“Якакженщина”.Особое значениездесьпридаетсяличнойпривлекательности. Умладшихподростковинтерескпротивоположномуполучастовначале проявляетсявнеадекватныхформах(умальчиков—“задиристость”,аудевочек демонстрацияигнорирования).Позднееотношенияусложняются:исчезает непосредственностьвобщении,появляютсясмутныечувствавлюбленностисо страхомнасмешекиподдразниванийсосторонысверстников.Устарших подростковобщение междумальчикамиидевочкамистановитсяболее открытым,а привязанностиксверстникупротивоположногополастановятсяинтенсивнееи могутбытьпричинойсильныхнегативныхэмоцийприотсутствиивзаимности. Пубертатныйкризис.Традиционноглавныетрудностиподросткового возрастапринятобылосвязыватьс“кризисом13лет”,когдаломкастарых психологических структур приводит к взрыву непослушания и трудновоспитуемостиподростка. Одниисследователипричинуэтогокризисаассоциировалитолькос биологическимивлияниямиполовогосозревания,считаякризисныеявлениямало
515
связаннымсособенностямивоспитания.Однакобольшинствопсихологов основнуюпричинустольбурныхповеденческихпроявленийусматриваютв особенностяхсоциально-психологическойситуацииразвитияподростка:взрослые не перестраивают своего поведения, сохраняя “детские” формы своих взаимоотношенийсподростком,вответнаформирующееся“чувствовзрослости” подростка.Подростокстремитьсябытьвзрослымисовершать“взрослыепоступки”, хотявсоциально-психологическом планеонкэтомуещенеготов. Интересноотметить,чтосубъективносложностивоспитанияиродителии учителясвязываютнескризисомкактаковым,когданачинаетсяиидетраспад, ломкапрежнихпсихологическихобразований,аспосткризиснымпериодом, падающимнавозраст14-15 лет (7-8классы). Труднымдляокружающихподростка становитсяпериодсозидания,формированияновыхпсихологическихобразований. Переноснаэтотвозрастпрежнихвоспитательныхмероказываетсячрезвычайно неэффективным(МасгутоваС.К.,1988). Особенностиюности.Юность—периоджизнипослеотрочествадо взрослостииглавнойпроблемойздесьбудетявлятьсяпроблемавыборажизненныхценностей. Центральноеновообразованиераннейюности—самоопределениестаршихшкольников. Психологами подчеркивается многоаспектность этого новообразования,включающегопотребностьзанятьвнутреннююпозицию взрослогочеловека,осознатьсебявкачествечленаобщества,понятьсвое назначение. Взарубежнойпсихологиивкачествеаналогапонятия“самоопределение” выступает категория “психосоциальная идентичность”, разработанная американскимпсихологомЭ.Эриксоном(1968).Вегопониманиивзросление рассматриваетсякак“нормативныйкризисидентичности”,поворотнаяточка развитияличности.Впериодтакогокризисавравноймереобостряетсякак личностнаяуязвимость,такивозможностидляновоговиткаличностногороста. Личностькакбыоказываетсяпередвыбороммеждудвумяальтернативными возможностями:однаведеткпозитивному,адругая—кнегативномуего направлениями.Симптомыкризисавнормеполностьюисчезают,новслучае преобладаниянегативныхявленийонизакрепляются,ставхарактерологическими особенностямиличности. Выделяютнесколькотиповыхвариантовформированияидентичности (Д.Марше): “диффузная”идентичность—ещенесложившаясяинеопределенная,таккак человекневступилвпорукризисаинепрошелиспытаниясопределениемсебя; “предрешенный”вариантразвития—индивидранееположенногосрока включилсяво“взрослую”системуотношений,сделавэтонесамостоятельно,а подчужимвлиянием(неблагоприятныйфактордлястановленияличностной зрелости); “пробаролей”впопыткахвыработатьсамоидентичность—выражаетсяв интенсивном“поискесамогосебя”; “зрелая идентичность” — кризис завершен и чувство собственной определенностиобретено,начинаетсясамореализация. Вряднаиболееобъективноисубъективноважныхдляюношейпроблем можетбытьпоставленапроблемасмыслажизни.Размышленияосебеисвоем жизненномпредназначенииуюношейвявнойформевстречаютсядовольноредко. Бытуетдажемнениесрединих,что“есличеловекзадаетсяподобнымивопросами, тозначитпораумирать”(СнегиреваТ.В.,1991).Однакопотребностьвсмысле
516
жизнихарактеризуетвзрослыеформыповеденияивпроцессевзросленияона образуетименнотот“узел”,которыйпозволяетчеловекустроитьсвоюжизньнекак последовательностьразрозненныхслучайностей,акакцелостныйпроцесс, имеющийцелиипреемственность.Крометогоонапомогаетчеловеку интегрироватьвсесвоиспособности,максимальноихиспользовать,следуя выработаннойконцепциижизни. Вюностисовершаетсяоткрытиесвоеговнутреннегомира,которое сопровождаетсяпереживаниемегоисключительнойценности.С одной стороныэто создаетусловиядлятого,чтобызадуматьсяосмыслесвоегосуществования,нос другойстороныпроблемасмыслажизнинетолькомировоззренческая,авполне практическая.Ответнанеесодержитсяневовнутреннеммире,авнеего—вмире реальном,вмире,гдебудутраскрыватьсяспособностимолодогочеловека,вего деятельностиичувствесоциальнойответственности.Именноэтогоещенеимеется уюношивначалежизненногопути.Такимобразом,замыкаясьнасамомсебе, поисксмыслажизникакбыобреченнато,чтобыоставатьсялишьупражнением юношескогомышления.Юношеважнознать,чтосмыслжизнинадоискатьв окружающемегомире,анетольковнутрисебя.
Билет5 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 220. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |