Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Часть первая. Передаваемые доказательства.




Глава первая. Хадис о проповеди у источника аль-Гъадирь.

 

Зейд ибн Аркам передаёт: «Однажды, когда мы вместе с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) остановились у источника в Хумме, что находится между Меккой и Мединой, он встал и обратился к нам с проповедью. Он воздал хвалу Аллаху, возблагодарил Его, потом стал увещевать людей и напоминать им (То есть напоминать им о том, что они забывали или чем пренебрегали), а потом сказал: “А затем, поистине, о люди, я — только человек, и скоро уже явится посланник Господа моего (Имеется в виду ангел смерти), которому я отвечу (То есть отвечу на Его призыв и покину этот мир),но я оставлю вам две драгоценности.

 

Первой является Книга Аллаха, которая заключает в себе руководство и свет, так следуйте же ей и держитесь за неё крепко!”И он стал побуждать и склонять людей к тому, чтобы они следовали установлениям Книги Аллаха, а потом сказал: “Второй же драгоценностью являются члены моей семьи. И я напоминаю вам об обязанностях в отношении членов моей семьи, которые возложил на вас Аллах! И я напоминаю вам об обязанностях в отношении членов моей семьи, которые возложил на вас Аллах!”, и последние слова он произнёс трижды».

 

Хусайн спросил: «А кто же относится к числу членов его семьи, о Зейд? Разве это не его жёны? Кто относится к числу членов его семьи?» Зейд сказал: «Да, его жёны являются членами его семьи, но в целом к их числу относятся все, для кого после его смерти закят является запретным». Хусайн спросил: «Кто же это?» Зейд сказал: «Это члены семьи ‘Али, члены семьи ‘Акыля, члены семьи Джа‘фара (‘Акыль и Джа‘фар — родные братья ‘Али, зятя и двоюродного брата Пророка (саля Ллаху алейхи ва салам)) и члены семьи ‘Аббаса (Аль-‘Аббас — дядя Пророка (саля Ллаху алейхи ва салам).)». Хусайн спросил: «И закят (И Садакат. Потому что закят есть обязательная саадака) запретен для каждого из них?» Зейд сказал: «Да».

Этот хадис приводит Муслим в «Сахих», № 2408.

 

В версиях ат-Тирмизи (Хадис № 3713), Ахмада «Аль-Муснад», (5/347), ан-Насаи «Хасаис ‘Али», хадис № 79, аль-Хакима «аль-Мустадрак», (3/110), и других имеется добавление.

 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Для кого я покровитель, для того и ‘Али покровитель».

 

Некоторые версии содержат и другие добавления, например: «О Аллах, поддерживай того, кто поддерживает его, враждуй с тем, кто враждует с ним, помогай тому, кто помогает ему, и оставь без поддержки того, кто оставляет его без поддержки, и сделай так, чтобы истина всегда была с ним, где бы он ни был». Что же касается других добавлений, то нет нужды приводить их здесь.

 

Если первое добавление передаётся с безупречными иснадами, то первую часть второго («О Аллах, поддерживай того, кто поддерживает его, враждуй с тем, кто враждует с ним») некоторые учёные назвали достоверным, однако в действительности оно недостоверное. А вторая часть этого добавления («помогай тому, кто помогает ему, и оставь без поддержки того, кто оставляет его без поддержки, и сделай так, чтобы истина всегда была с ним, где бы он ни был») ложная, то есть присочинённая.

 

Шииты используют этот хадис в качестве доказательства того, что именно ‘Али должен был стать халифом после посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Точнее, они используют в качестве доказательства добавление: «Для кого я покровитель, для того и ‘Али покровитель». Они говорят, что слово «мауля» — покровитель, в данном случае означает «господин, которому обязаны подчиняться», то есть правитель.

 

До нас также дошло сообщение от самого ‘Али , о том, что, находясь в Куфе, он сказал: «Кто слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал мне: “Кому я покровитель, тому и ‘Али покровитель”?» И двенадцать человек из числа участников битвы при Бадре засвидетельствовали, что слышали это. «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха», № 1750.

Но давайте зададимся вопросом: почему посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал это?

 

Шииты утверждают, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) собрал людей в этом месте около источника в жаркий день, причём там было около ста тысяч человек, для того, чтобы донести до них эту истину: «Для кого я покровитель, для того и ‘Али покровитель». При этом они упоминают не только эти слова, но и добавления, которые мы приводили выше.

 

В действительности же посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал это по двум причинам:

1 Бурайда сказал: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) послал ‘Али к Халиду, чтобы он привёз ему (из Йемена) пятую часть военной добычи. Он собрал пятую часть добычи, после чего выбрал одну из пленниц и уединился с ней, а я ненавидел ‘Али, и после того как он совершил полное омовение (‘Али выбрал для себя невольницу из пятой части военной добычи и провёл с ней ночь, после чего и совершил полное омовение.), я сказал Халиду: “Не обратишь ли ты внимание на этого?” (Пятой частью военной добычи (хумс) мог распоряжаться по своему усмотрению только Посланник Аллаха (саля Ллаху алейхи ва салам)) Когда же мы пришли к пророку (да благословит его Аллах и приветствует), я рассказал ему об этом, и он спросил: “О Бурайда, ты ненавидишь ‘Али?” Я сказал: “Да”. Тогда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Не следует тебе ненавидеть его, ибо, поистине, из этой пятой части ему причитается больше того, что он взял!” (Говоря так, Пророк (саля Ллаху алейхи ва салам) подчёркивает заслуги ‘Али перед исламом)» Этот хадис приводят аль-Бухари в «Сахих», № 4350.

 

А в другой версии говорится, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал Бурайде: «Кому я покровитель, тому и ‘Али покровитель» Этот хадис приводит ат-Тирмизи в «Сунан», № 3712.

 

2Абу Са‘ид передаёт, что ‘Али запретил им ехать на верблюдах, собранных в качестве закята, когда они были в Йемене. И он назначил одного человека их предводителем, а сам поспешил к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в Мекку. А потом, когда они прибыли, он увидел на верблюдах следы, свидетельствующие о том, что на них ездили. ‘Али разгневался и сделал выговор своему заместителю.

 

Согласно другой версии этой истории, речь шла не о верблюдах, а об одеждах, которые они хотели надеть, но ‘Али не позволил им.

(Ибн Исхак передаёт: «Когда ‘Али вернулся из Йемена, чтобы встретиться с Посланником Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) в Мекке, он, спеша к Посланнику Аллаха (саля Ллаху алейхи ва салам), назначил своим заместителем одного из своих товари-щей. В отсутствие ‘Али этот человек надел на членов отряда одежды, которые привёз с собой ‘Али. Когда войско приблизилось, ‘Али вы-шел встречать его и увидел на воинах эти одежды. Он воскликнул: “Горе тебе, что это?!” Тот ответил: “Я нарядил людей, чтобы они красиво выглядели, когда их увидят люди”. ‘Али сказал: “Горе тебе! Сними с них это, пока они не дошли до Посланника Аллаха (саля Ллаху алейхи ва салам)!” И он забрал у них эти одежды и вернул их на прежнее место»).

 

Позже они пожаловались посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) на то, как он с ними поступил. Однако посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тише, о Са‘д ибн Малик (то есть Абу Са‘ид). Клянусь Аллахом, что он совершил благое дело на пути Аллаха».

 

Ибн Касир сказал об этой истории: «У неё хороший иснад, соответствующий требованиям ан-Насаи. Её приводит аль-Байхакы и другие».

 

Ибн Касир также сказал: «Когда люди стали обсуждать ‘Али из-за того, что он сделал людям выговор за то, что они ехали на верблюдах, собранных в качестве закята, после того как назначенный им заместитель разрешил им это или же за то, что они надели одежды, которые его заместитель разрешил им надеть (а Аллах знает обо всём лучше), посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) завершил обряды хаджа и по дороге в Медину остановился у источника. Там он обратился к людям с речью, оправдав ‘Али и возвысив его в глазах людей, дабы устранить сомнения в отношении него, проникшие в сердца многих людей».

Ибн Касир, «Аль-бидайа ва ан-нихайа», (5/95).

 

Вот почему посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) произнёс эти слова. Люди начали говорить об ‘Али, однако посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не стал ничего говорить, пока они находились в Мекке, где совершали хадж. Почему? Потому что дело касалось жителей Медины, потому что участники того инцидента были жителями Медины.

 

Упомянутый источник находится в Джухфе, то есть достаточно далеко от Мекки, в двухстах пятидесяти километрах, и лжёт тот, кто утверждает, что в этом месте собирались паломники. Паломники собирались в Мекке и разъезжались в разные стороны оттуда же, и невозможно предположить, что местом их собрания было место, которое находилось на удалении двухсот пятидесяти километров от Мекки.

 

После хаджа жители Мекки оставались в Мекке, жители Таифа возвращались в Таиф, жители Йемена — В Йемен, жители Ирака — в Ирак, и так далее. Завершая хадж, люди возвращались в родные края, и представители каждого арабского племени отправлялись в ту область, где проживало их племя. Таким образом, когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кому я покровитель, тому и ‘Али покровитель», с ним были только жители Медины и те, кому было с ними по пути.

 

Разногласия между нами и шиитами в отношении этих слов заключаются вовсе не в том, что мы отрицаем, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) произнёс их, а они утверждают обратное. Просто мы утверждаем, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вложил в эти слова совсем не такой смысл, какой вкладывают в них они.

В данном случае слово «муваля» является антонимом к слову «вражда», «враждебность» и означает «поддержка» и «любовь», и у нас есть доказательства этого.

 

Добавление в одной из версий хадиса, которое некоторые учёные считают достоверным. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «О Аллах, поддерживай того, кто поддерживает его, и враждуй с тем, кто враждует с ним». Это и есть объяснение к словам посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) «тому и ‘Али покровитель». Имеется в виду, что люди должны любить и поддерживать ‘Али.

 

3Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) остановился у источника вовсе не из-за ‘Али, хотя ‘Али и заслуживал этого. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) остановился вместе с людьми на отдых, поскольку путь из Мекки в Медину занимал в то время от пяти до семи дней. Люди останавливались на привал несколько раз. Во время одного из таких привалов посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к людям с речью, напомним им о Книге Аллаха, а также об уважительном отношении к членам его семьи и о том, что они заслуживают не только почтительности, но и следования. После этого посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал в связи с упомянутым нами инцидентом, одним из главных участников которого стал ‘Али: «Кому я покровитель, тому и ‘Али покровитель».

 

4 Значения слова «мауля». Ибн аль-Асир сказал, что этим словом может обозначаться Господь, владелец чего-либо, благодетель, помощник, любящий кого-либо, союзник, раб, вольноотпущенник, двоюродный брат и зять.

Ибн аль-Асир, «ан-Нихайа фи гариб аль-хадис валь асар», (5/228).

 

5 В хадисе нет указаний на то, что ‘Али должен стать правителем. Потому что если бы посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) хотел сказать, что ‘Али должен стать его преемником и халифом мусульман после него, он, конечно же, не стал бы использовать слово, имеющее столько значений. Он мог сказать: «‘Али должен стать халифом после меня» или «‘Али должен стать имамом после меня», или «Когда я умру, подчиняйтесь ‘Али ибн Абу Талибу». Однако посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не использовал подобные однозначные фразы. Вместо этого он сказал: «Кому я покровитель (мауля), тому и ‘Али покровитель».

 

Всевышний Аллах сказал: «Сегодня ни от вас, ни от неверующих не примут выкупа. Вашим пристанищем будет Огонь, который более всего подобает вам (мауля-кум). Как же скверно это место прибытия»Сура 57 «Железо», аят 15.

 

Употреблено, то же слово «мауля» как указание на близость, неотлучность и объединение.

6Это слово применялось к ‘Али как при жизни посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), так и после его кончины. Он был «мауля» для верующих как при жизни посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), так и после его кончины, и он наш «мауля» до сих пор, как сказал Всевышний Аллах: «Вашим Покровителем является только Аллах, Его посланник и верующие, которые совершают молитву, выплачивают закят и преклоняются» Сура 5 «Трапеза», аят 55. ‘Али — один из предводителей верующих.

7Если бы посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) имел в виду слово «вали», означающее «правитель», он не стал бы употреблять слово «мауля», которое имеет другое значение — любовь, помощь, поддержка. Всевышний Аллах сказал: «Если вы обе покаетесь перед Аллахом, то ведь ваши сердца уже уклонились в сторону. Если же вы станете поддерживать друг друга против него, то ведь ему покровительствует Аллах, а Джибриль (Гавриил) и праведные верующие являются его друзьями (мауля). А кроме того, ангелы помогают ему» Сура 66 «Запрещение», аят 4.

 

Всевышний также сказал о народе Ибрахима (мир ему): «Воистину, самыми близкими к Ибрахиму (Аврааму) людьми являются те, которые последовали за ним, а также этот пророк (Мухаммад) и верующие. Аллах же является Покровителем верующих»Сура 3 «Семейство Имрана», аят 68.

 

Из аята вовсе не следует, что соплеменники Ибрахима были его повелителями! Напротив, он был их предводителем и главой.

 

Имам аш-Шафи‘и сказал о хадисе Зейда: «Под словом “валя” (поддержка, лояльность) подразумевается валя ислама, как сказал Всевышний Аллах: “Это — потому, что Аллах является Покровителем верующих, а у неверующих нет покровителя”(Сура 47 «Мухаммад», аят 11)». Ибн аль-Асир, «ан-Нихайа фи гариб аль-хадис валь асар», (5/228).

 

Таким образом, хадис не является доказательством того, что ‘Али должен был стать халифом мусульман после кончины посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Он указывает лишь на то, что ‘Али был верующим и праведным человеком, то есть одним из приближённых Аллаха, и верующие должны любить и поддерживать его.

 

Глава вторая. Хадис о плаще (аль-Киса).

 

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Однажды утром, когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), на котором был полосатый (Или: украшенный узорами в виде верблюжьих сёдел) плащ из чёрной шерсти, вышел из дома, к нему подошёл аль-Хасан ибн ‘Али, и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) укрыл его своим плащом. Потом подошёл аль-Хусайн, и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) укрыл и его. Потом подошла Фатыма, и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) укрыл плащом и её. Потом подошёл ‘Али, и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) также укрыл его плащом, после чего сказал: “Аллах желает только удалить от вас скверну, о члены семьи пророка, и очистить вас полностью”» Сура 33 «Союзники», аят 33. (Важно отметить, что этот хадис передаёт ‘Аиша (да будет до-волен ею Аллах), о которой шииты говорят столько плохого, и его приводит в своём «Сахихе» (№2424) имам Муслим, так что их обвинение суннитских учёных в том, что они скрывают подобные «доказательства», необоснованны).

 

Те, кто считает, что ‘Али должен был стать халифом после кончины посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), утверждают, что Всевышний Аллах пожелал очистить членов семьи пророка (да благословит его Аллах и приветствует) от скверны. А если Аллах желает что-то сделать, Он это делает. А если они очищены от скверны, значит, они стали непогрешимыми. А если они непогрешимы, значит, они имеют больше прав быть правителями мусульман, чем кто-либо другой.

 

Однако это утверждение неверное по многим причинам:

1Этот аят, названный аятом очищения, был ниспослан о жёнах посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), как сказал Всевышний Аллах: «О жёны пророка! Вы не таковы, как любая другая женщина. Если вы богобоязненны, то не проявляйте нежности в речах, дабы не возжелал вас тот, чье сердце поражено недугом, а говорите достойным образом. Оставайтесь в своих домах, не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества, совершайте молитву, раздавайте закят и повинуйтесь Аллаху и Его посланнику. О обитатели дома! Аллах желает лишь избавить вас от скверны и очистить вас полностью. И поминайте то, что читается в ваших домах из аятов Аллаха и мудрости. Воистину, Аллах — Проницательный (или Добрый), Ведающий». Сура 33 «Союзники», аяты 32–34.

 

Если посмотреть на контекст аятов, то становится очевидным, что они посвящены именно жёнам посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Некоторые утверждают, что поскольку употребляется местоимение «кум», обозначающее собирательно множественное число, а не «кунна», обозначающее множественное число только женского рода, то очищение коснулось только ‘Али, Фатымы, аль-Хасана и аль-Хусайна, как следует из хадиса, но не коснулось жён посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Это утверждение не соответствует истине, поскольку и перед этим аятом и после него есть другие аяты, связанные с ним по смыслу, в частности: «Оставайтесь в своих домах, не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества…» (Сура 33 «Союзники», аят 33) и «И поминайте то, что читается в ваших домах из аятов Аллаха и мудрости» Сура 33 «Союзники», аят 34.

 

Таким образом, и в предыдущем и в последующем аятах содержится обращение к женщинам, то есть к жёнам посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), о чём свидетельствует местоимение, указывающее на множественное число женского рода.

 

2В аяте употреблено местоимение собирательного множественного числа вместо местоимения множественного числа женского рода, потому что имеются в виду не только жёны посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), но и сам посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) как глава семьи. Как сказал Всевышний Аллах о жене Ибрахима: «Они сказали: “Неужели ты удивляешься повелению Аллаха? Да пребудут над вами милость и благословение Аллаха, о обитатели дома! Воистину, Он — Достойный хвалы, Славный”». Сура 11 «Худ», аят 73.

 

А ведь имеются в виду только Ибрахим и его жена. Всевышний Аллах также сказал: «Когда Муса (Моисей) отработал срок и двинулся в путь со своей семьей, он увидел со стороны горы огонь и сказал своей семье: “Оставайтесь здесь! Я увидел огонь. Возможно, я принесу вам оттуда известие или горящую головню, чтобы вы могли согреться”». Сура 28 «Рассказ», аят 29.

 

А в это время с ним была только его жена.

 

Жена вельможи, в доме которого жил Йусуф (мир ему), сказала: «Как можно покарать того, кто хотел причинить зло твоей семье?» При этом она имела в виду себя.

 

Таким образом, Всевышний Аллах сказал: «Аллах желает только удалить от вас скверну, о члены семьи пророка, и очистить вас полностью», потому что имеются в виду не только жёны посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), но и сам посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), а вовсе не потому что в аяте имеются в виду ‘Али, Фатыма аль-Хасан и аль-Хусайн. То, что ‘Али, Фатыма, аль-Хасан и аль-Хусайн являются членами семьи пророка (да благословит его Аллах и приветствует) (Ахлю-ль-бейт), доказывает хадис, а не аят. Ведь в хадисе говорится, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) укрыл их своим плащом и прочитал аят: «Аллах желает только удалить от вас скверну, о члены семьи пророка, и очистить вас полностью».

 

3 Ахлю-ль-бейт, то есть члены семьи посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) — это не только его жёны, и не только ‘Али, Фатыма, аль-Хасан и аль-Хусайн. Вспомним хадис Зейда ибн Аркама. Хусайн спросил: «А кто же относится к числу членов его семьи, о Зейд? Разве это не его жёны? Кто относится к числу членов его семьи?» Зейд сказал: «Да, его жёны являются членами его семьи, но в целом к их числу относятся все, для кого после его смерти закят является запретным». Хусайн спросил: «Кто же это?» Зейд сказал: «Это члены семьи ‘Али, члены семьи ‘Акыля, члены семьи Джа‘фара и члены семьи ‘Аббаса».

Этот хадис приводит Муслим в «Сахих», (2408/36).

 

Если собрать воедино аят, хадис о плаще и хадис Зейда, получится, что членами семьи пророка (да благословит его Аллах и приветствует) являются его жёны; ‘Али, Фатыма, аль-Хасан и аль-Хусайн; члены семьи ‘Али, члены семьи ‘Акыля, члены семьи Джа‘фара и члены семьи ‘Аббаса. Иначе говоря, все хашимиты являются членами семьи пророка (да благословит его Аллах и приветствует), ибо закят запретен для каждого из них.

 

Доказательством является хадис Абду-ль-Мутталиба. ‘Абду-ль-Мутталиб ибн Раби‘а ибн аль-Харис сказал: «Однажды Раби‘а ибн аль-Харис встретился с аль-‘Аббасом ибн ‘Абду-ль-Мутталибом, и они стали говорить: “Клянёмся Аллахом, было бы хорошо, если бы мы послали этих юношей (а речь шла обо мне и аль-Фадле ибн ‘Аббасе) к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и он поговорил бы с ними и назначил сборщиками этого закята, а они выполнили бы эту работу, которую выполняют и другие люди, и получили бы за это то, что получают другие люди”. Между тем к ним подошёл ‘Али ибн Абу Талиб и остановился возле них. Они рассказали ему об этом, но он сказал: “Не делайте этого, ибо, клянусь Аллахом, он не пойдёт на это!” Тогда Раби‘а ибн аль-Харис подошёл к нему и сказал: “Клянусь Аллахом, ты поступаешь так только из зависти к нам, а мы, клянусь Аллахом, не завидовали тебе, когда ты породнился с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)!” ‘Али сказал: “Тогда пошлите их к нему”, и мы ушли, а ‘Али прилёг. Когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершил полуденную молитву, мы первыми подошли к его комнате (Имеется в виду комната одной из жён Посланника Аллаха (саля Ллаху алейхи ва салам).) и стояли возле неё, пока он не пришёл. Подойдя к ней, он взял нас за уши и сказал: “Ну, что вы хотите сказать?”, после чего вошёл внутрь, и мы вошли вместе с ним, а тот день он проводил у Зейнаб бинт Джахш (Зейнаб бинт Джахш — жена Посланника Аллаха (саля Ллаху алейхи ва салам).). Сначала каждый из нас надеялся, что будет говорить другой, а потом один из нас сказал: “О посланник Аллаха, ты — самый благочестивый из людей, и ты лучше всех относишься к родственникам. Нам уже пора жениться, и мы пришли к тебе, чтобы ты назначил нас сборщиками какой-нибудь части закята. Мы будем делать это для тебя, как делают другие люди, и получим за это то, как получают они”. После этого посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) молчал так долго, что мы уже захотели сами заговорить с ним, однако Зейнаб стала подавать нам знаки из-за занавески, желая сказать, что этого делать не следует. Потом посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Поистине, членам семьи Мухаммада не следует притрагиваться к тому, что собрано в качестве закята, ибо закят есть не что иное, как грязь людей!*”».

Этот хадис приводит Муслим в «Сахих», № 1072.

 

*(Здесь подразумевается, что выплата закята является для людей средством очищения от грехов. В Коране сказано: «Бери с их имущества милостыню, которой ты очистишь и обелишь их»(сура 9 «Покаяние», аят 103). В этом аяте под милостыней (сада-ка) подразумевается обязательный закят).

 

4В аяте не сказано, что Всевышний Аллах очистил членов семьи пророка (да благословит его Аллах и приветствует) от всякой скверны и что они полностью очищены. Под желанием понимается то, что именуется «ирада шар‘ийа». То есть Аллах в принципе желает, чтобы они были чисты от всякой скверны. (Можно привести другой пример. Всевышний Аллах желает, чтобы все люди были верующими. Это «ирада шар‘ийа». Однако, несмотря на это, Он позволяет неверующим существовать и не приводит их к вере насильно. Другая разновидность воли Всевышнего — «ирада кауниййа». Это то, чего Аллах желает и что Он исполняет, то есть претворяет в жизнь) .

Тем более посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), накрыв их плащом, обратился к Всевышнему с мольбой за них, прося Его очистить их от всякой скверны.

Этот хадис приводит ат-Тирмизи в «Сунан», № 3787.

 

 А если бы Всевышний Аллах уже очистил их, тогда зачем посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обращается к нему с подобной мольбой?! (Тем более что, как утверждают шииты, все двенадцать имамов и Фатыма (да будет доволен ею Аллах) появились на свет уже очищенными).

 

Эта мольба посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) — доказательство того, что это «ирада шар‘ийа». Это подобно Словам Всевышнего: «Аллах желает дать вам разъяснения, повести вас путями ваших предшественников и принять ваши покаяния, ведь Аллах — Знающий, Мудрый. Аллах желает принять ваши покаяния, а потакающие своим страстям желают, чтобы вы сильно уклонились в сторону» Сура 4 «Женщины», аяты 26–27.

Все упомянутые желания относятся к категории «ирада шар‘ийа».

Всевышний желает даровать прощение всем. Но разве Он простил всех людей, как верующих, так и неверующих? Нет… Всевышний Аллах сказал: «Он — Тот, Кто сотворил вас. Среди вас есть неверующие, и среди вас есть верующие. Аллах видит то, что вы совершаете».

Сура 64 «Взаимное обделение», аят 2.

 

5 Всевышний Аллах желает очистить от всякой скверных не только членов семьи посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), но и верующих вообще. Поэтому посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел верующим выбирать для совершения молитвы чистые места и избегать мест, в которых скверна, а Всевышний Аллах сказал: «И одежды свои очищай» Сура 74 «Завернувшийся», аят 4.

 

Всевышний Аллах повелел верующим совершать малое омовение после обычного осквернения и полное омовение после полового осквернения.

 

6Всевышний Аллах очищал не только ‘Али, Фатыму, аль-Хасана и аль-Хусайна. Всевышний Аллах сказал: «Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их. Молись за них, ибо твои молитвы — успокоение для них. Воистину, Аллах — Слышащий, Знающий»Сура 9 «Покаяние», аят 103.

 

Всевышний также сказал: «О те, которые уверовали! Когда вы встаете на молитву, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток. А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки. Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, — быть может, вы будете благодарны» Сура 5 «Трапеза», аят 6.

 

Всевышний также сказал: «Вот Он наслал на вас дремоту, чтобы вы почувствовали себя в безопасности, и ниспослал вам с неба воду, чтобы очистить вас ею и удалить от вас скверну Шайтана, чтобы сделать ваши сердца стойкими и утвердить этим ваши стопы».

Сура 8 «Трофеи», аят 11.

 

Если рассуждать так, как рассуждают сторонники обсуждаемого нами мнения, то все триста с лишним человек, о которых идёт речь в аяте, являются непогрешимыми, потому что они тоже «очищенные».

6 Само по себе очищение не свидетельствует о том, что человек должен стать халифом. Мы уверены, что Всевышний Аллах очистил ‘Али от всякой скверны, в результате чего он стал «мауля» для верующих, и точно также аль-Хасан, аль-Хусайн, Фатыма и жёны посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и поэтому Он назвал их матерями верующих:

«Пророк ближе к верующим, чем они сами, а его жены — их матери. В соответствии с предписанием Аллаха, кровные родственники ближе друг к другу, чем верующие и мухаджиры, если только вы не сделаете добро своим друзьям. Так было записано в Писании(Хранимой скрижали)». Сура 33 «Союзники», аят 6.

 

Сподвижников посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) Всевышний Аллах также очистил, и они стали покровителями (вали) верующих. Но самое важное, как мы уже говорили (Подробно ответ на это сомнение см. «Мухтасар ат-тухфа аль-исна ашрийа», стр. 149), что непогрешимость не является основанием для того, чтобы считать человека правителем.

Всевышний Аллах сказал: «Тому, кто станет спорить с тобой относительно него после того, что к тебе явилось из знания, скажи: “Давайте призовем наших сыновей и ваших сыновей, наших женщин и ваших женщин, нас самих и вас самих, а затем помолимся и призовем проклятие Аллаха на лжецов!”» Сура 3 «Семейство Имрана», аят 61.

 

Этот аят указывает на достоинства и положение членов семьи посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), однако он не имеет никакого отношения к вопросу о правлении.

 

Глава третья. Аят о покровительстве (виляйа).

 

Всевышний Аллах сказал: «Вашим Покровителем является только Аллах, Его посланник и верующие, которые совершают молитву и выплачивают закят, совершая поясные поклоны» Сура 5 «Трапеза», аят 55.

 

Комментируя этот аят, некоторые приводят хадис о том, как однажды, когда ‘Али совершал молитву и пребывал в поясном поклоне, к нему подошёл бедняк, просивший подаяния, и ‘Али протянул ему руку, на которой был перстень, и бедняк взял у него перстень.

 

Таким образом, сказали приверженцы мнения о том, что ‘Али должен был стать халифом после посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), только ‘Али подходит под описание, содержащееся в аяте: «Вашим Покровителем является только Аллах, Его посланник и верующие, которые совершают молитву и выплачивают закят, совершая поясные поклоны» Сура 5 «Трапеза», аят 55.

 

Ответим на это утверждение:

1Упомянутая история не имеет достоверного иснада, который позволял бы считать её достоверной. А ‘Али не нуждается в том, чтобы хвалить его посредством недостоверных сообщений, ибо в нашем распоряжении имеется множество достоверных сообщений, содержащих похвалу в адрес ‘Али. А Всевышний Аллах сказал: «Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих молитв, которые отворачиваются от всего праздного» Сура 23 «Верующие», аяты 1–3.

 

А посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, молитва занимает человека» Этот хадис приводят аль-Бухари в «Сахих», № 1199, и Муслим № 538.

 

Неужели ‘Али не мог подождать? Очевидно, что мог. Все мы знаем, что в молитве необходимы смирение и сосредоточенность, и все посторонние дела нужно отложить до завершения молитвы, даже если речь идёт о благом деле вроде подаяния.

 

2Если говорить о выплате закята, то его, как известно, должен выплачивать сам человек, по собственной инициативе, а не ждать, когда к нему подойдёт нищий, чтобы попросить подаяния. Очевидно, что лучше самому поспешить выплатить закят, а не ждать, пока кто-то постучит в нашу дверь, и мы отдадим ему свой закят после того, как он попросит подаяния.

 

3‘Али был бедняком при жизни посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и потому смог дать Фатыме в качестве брачного дара одну только кольчугу и не дал ей денег, потому что у него не было никакого имущества. Следовательно, он не принадлежал к числу тех, кто обязан выплачивать закят. С чего он должен был выплачивать закят, если у него ничего не было? И таким было его положение до самой кончины посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

 

4 В аяте не идёт речь о тех, кто подаёт милостыню или отдаёт закят во время поясного поклона, а иначе это стало бы обычаем, и мусульмане стремились бы отдавать закят именно в таком положении. Однако подобное никто не утверждает.

 

5Всевышний Аллах упомянул выстаивание молитвы, которое отличается от простого совершения её. ‘Абдуллах ибн ‘Аббас утверждает, что выстаивать молитву, значит совершать её так, как совершал её посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): в состоянии полной ритуальной чистоты, сосредоточенно, с соблюдением всех правил совершения молитва и порядка совершения действий, со смирением, поминанием Аллаха, чтением аятов и так далее. А если это так, тогда почему в аяте упоминается именно поясной поклон? Очевидно, что в данном случае речь идёт не о поясном поклоне, а о покорности Всевышнему Аллаху. Как сказал Всевышний Аллах о Дауде (мир ему): «Дауд (Давид) убедился, что Мы подвергли его искушению, попросил прощения у своего Господа, пал ниц и раскаялся» Сура 38 «Сад», аят 24.

 

В этом аяте вместо «саджидан» (совершающий земной поклон) употреблено «раки‘ан» (совершающий поясной поклон). Подразумевается смирение и покорность Всевышнему.

Всевышний также сказал: «Когда им говорят: “Поклонитесь!” — они не кланяются» Сура 77 «Посылаемые», аят 48. То есть покоритесь Всевышнему.

 

Всевышний Аллах сказал о Марйам (мир ей): «О Марйам (Мария)! Будь смиренной перед Господом твоим, падай ниц и кланяйся вместе с теми, кто кланяется» Сура 3 «Семейство Имрана», аят 43.

 

Марйам, как известно, пребывала в уединении и её единственным занятием было поклонение Всевышнему. И она не принадлежала к числу тех, кто обязан совершать коллективную молитву. Так что в данном случае имеется в виду не поклон, а смирение и покорность Господу.

 

6Согласно тафсиру ат-Табари, причиной ниспослания этого аята стало то, что бану Кайнука, нарушив договор с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и верующими, пришли к ‘Убаде ибн ас-Самиту и попросили его присоединиться к ним, однако он отказался помогать им и продемонстрировал лояльность по отношению к верующим и враждебность по отношению к бану Кайнука.

 

После этого Всевышний Аллах ниспослал: «Вашим Покровителем является только Аллах, Его посланник и верующие, которые совершают молитву и выплачивают закят, совершая поясные поклоны» Сура 5 «Трапеза», аят 55.

Ибн Джарир ат-Табари, «Джами‘ аль-байан», (6/178).

 

Имеется в виду, что эти люди покорны Всевышнему всегда, во всех своих делах. Поэтому в одном из аятов, предшествующих этому аяту, Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них. Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей» Сура 5 «Трапеза», аят 51.

Речь идёт о лицемере ‘Абдуллахе ибн Убаййе ибн Салюле, который переметнулся на сторону бану Кайнука, помогал им и даже ходатайствовал перед посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) за них, тогда как ‘Убада ибн ас-Самит отрёкся от них и отказался помогать. Тогда Всевышний Аллах ниспослал: «О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу».

 

А Всевышний завершил аят упоминанием о качестве верующих, то есть ‘Убады ибн ас-Самита и всех, кто избрал тот же путь, что и он: «Вашим Покровителем является только Аллах, Его посланник и верующие, которые совершают молитву и выплачивают закят, совершая поясные поклоны».

Таким образом. этот аят был ниспослал об ‘Убаде ибн ас-Самите.

 

7Подобное может сказать кто угодно и о ком угодно. Ярые сторонники Му‘авийи могут утверждать, что речь о Му‘авийи, и приводить в качестве доказательства такой же ложный хадис об ‘Али, который приводят сторонники ‘Али. Сторонники ‘Усмана могут сказать, что этот аят — об ‘Усмане и придумать подобный хадис об ‘Усмане, и так далее.

 

8Даже если допустить, что этот аят действительно был ниспослан об ‘Али, то он всё равно не является доказательством того, что ‘Али должен был стать первым халифом мусульман. Из аята можно сделать только один вывод: мы должны любить ‘Али и относиться к нему с почтением и лояльностью, что мы и делаем…

 

9В аяте употреблено множественное число, а ‘Али один. Конечно, иногда встречается употребление множественного числа там, где подразумевается единственное, однако это всё же исключение, а не правило.

 

10Сторонники упомянутого мнения утверждают, что аят: «Вашим Покровителем является только Аллах, Его посланник и верующие, которые совершают молитву и выплачивают закят, совершая поясные поклоны» посвящён исключительно ‘Али, а значит, правление предыдущих трёх халифов было незаконным. Мы же, во-первых, утверждаем, что этот аят ниспослан не об ‘Али, а во-вторых, если допустить, что аят объявляет недействительным правление Абу Бакра, ‘Умара и ‘Усмана, то придётся признать, что он объявляет незаконным и правление потомков ‘Али. То есть Аль-Хасан и аль-Хусайн, Зейну-ль-Абидин, Мухаммад аль-Бакыр, Джа‘фар и другие также не имели прав быть правителями мусульман.

 

11Всевышний Аллах не говорил о Себе, что Он является правителем верующих. Он — Создатель всего сущего, Дарующий удел, Господь и Владыка. А если слово «вали» не означает «правитель», какой тогда смысл вложен в разбираемый нами аят? И о посланнике Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) мы не говорим ничего подобного, потому что он не был простым правителем мусульман — его положении было много достойнее и выше.

 

Глава четвертая. Хадис о заместительстве.

 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), отправляясь в поход на Табук, не разрешил остаться в Медине никому из тех, кто был способен сражаться. В городе остались шесть категорий людей:

— те, кому сам посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел остаться;

— те, у кого была уважительная причина: болезнь, преклонный возраст, слепота, крайняя бедность и так далее;

— женщины;

— дети;

— верующие, которые уклонились от участия в походе, не имея уважительных причин и ослушавшись, таким образом, Аллаха и Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует);

— лицемеры.

‘Али относился к первой категории. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел ему остаться. Лицемеры не упустили возможность посплетничать и доставить огорчения верующим, и стали распускать слухи о том, что, мол, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) оставляет ‘Али в Медине, потому что питает к нему неприязнь и не желает брать его с собой в поход. «Мухтасар тарих Ибн Асакира», (17/347).

 

Когда до ‘Али дошли эти слухи, он отправился к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), когда тот уже собирался покинуть город. В одной из версий этой истории даже упоминается, что при этом ‘Али плакал. Мухтасар тарих Ибн Асакира», (17/345).

Он сказал: «О посланник Аллаха! Ты оставляешь меня вместе с женщинами и детьми?!» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) успокоил его, сказав: «Разве ты не желаешь занимать при мне такое же место, какое занимал Харун при Мусе с той лишь разницей, что после меня не будет пророков?» Этот хадис приводят аль-Бухари в «Сахих», № 3706, и Муслим, № 2404.

 

Те, кто считали, что ‘Али должен был стать первым халифом мусульман после кончины посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сказали, что в этом хадисе содержится доказательство их утверждения, поскольку ‘Али был при посланнике Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) как Харун при Мусе, а Харун был преемником (халифом) Мусы, которого он оставлял с их народом, когда отправлялся на встречу с Господом. Соответственно, ‘Али должен был стать халифом после посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

 

Однако этот хадис не может быть использован в качестве доказательства упомянутого мнения по нескольким причинам:

1 Харун не стал предводителем сынов Израиля после Мусы. Известно, что Харун скончался на год раньше Мусы. «Тарих ат-Табари», (1/304), Ибн Касир, «Аль-бидайа ва ан-нихайа», (1/297).

2Харун остался с людьми, среди которых были и воины, когда Муса отправился на встречу с Господом, а с Мусой к горе пошли несколько человек. Что же касается ‘Али, то когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выступил из города, в Медине не осталось воинов. Если не считать тех немногих, кто уклонился от участия в походе, не имея уважительных причин.

3Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) успокоил ‘Али и сказал то, что сказал, потому что сам ‘Али пришёл к нему с жалобами, и если бы не это, он не стал бы говорить ему это. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) разъяснил ‘Али, что он неправильно понял данное ему веление остаться в городе. Он как будто сказал ‘Али: я оставляю тебя в городе не потому, что питаю к тебе неприязнь и не желаю, чтобы ты сопровождал меня в этом походе. Разве ты не знаешь, что когда Муса отправился на встречу с Господом, он оставил Харуна со своим народом, однако это вовсе не означает, что Муса не любил Харуна или хотел принизить его таким образом. Точно так же если я отправлюсь в поход, а ты останешься в Медине, в этом нет ничего унизительного…

 

Таким образом, если бы на месте ‘Али был любой другой человек, и он пришёл бы к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и пожаловался ему, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал бы ему то же самое. Что же касается ‘Али, то он пожаловался посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), тогда как другие заместители не жаловались, только потому, что, отправляясь в другие походы, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не забирал с собой всех воинов. ‘Али остался фактически только с женщинами и детьми, что и дало лицемерам повод обсуждать его и смеяться над ним из-за того, что, мол, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) забирает с собой всех мужчин и оставляет его с женщинами, детьми и стариками… И он отправился к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы спросить, почему он забирает всех и только ему велит остаться в городе, и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) объяснил ему, что он оставляет его заботиться о его семье подобно тому, как Муса оставил Харуна заботиться о своей семье.

 

4 Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) оставил ‘Али в городе не в качестве правителя. Он лишь поручил ему позаботиться о членах его семьи во время его отсутствия. Многие авторы тафсиров, в том числе ат-Табари (Ибн Джарир ат-Табари, «Тарих аль-Умам», (2/368).) и Ибн Касир (Ибн Касир, «Аль-бидайа ва ан-нихайа», (5/7).), писали, что управлять городом на время отсутствия посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) было поручено Мухаммаду ибн Масляме, а вовсе не ‘Али ибн Абу Талибу.

 

5 Как может быть это действие посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) очевидным указанием на то, что ‘Али должен стать халифом мусульман после его кончины, если посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) только собрался покинуть город, как ‘Али последовал за ним со слезами на глазах, жалуясь и вопрошая, почему он оставляет его в городе?! Неужели мы поняли из этого действия посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) то, чего не понял сам ‘Али?! Если бы само по себе оставление ‘Али в городе могло рассматриваться не иначе как достоинство и указание на то, что он должен стать первым халифом мусульман, то сам ‘Али, вне всяких сомнений, понял бы это и не стал бы жаловаться.

 

6Достоверно известно, что впоследствии посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) оставлял в городе вместо себя других людей. Например, после похода на Табук, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отправился в прощальный хадж, а перед этим он послал ‘Али в Йемен и не стал оставлять его в Медине…

 

Что же касается сравнения ‘Али с Харуном, то посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сравнивал Абу Бакра и ‘Умара с теми, кто был величественнее Харуна.

 

Когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) посоветовался со своими сподвижниками относительно тех, кто был взят в плен во время битвы при Бадре, Абу Бакр предложил помиловать их, а ‘Умар — казнить. Потом посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вышел к ним и сказал: «Абу Бакр, ты подобен Ибрахиму, который сказал:

“Господи! Воистину, они ввели в заблуждение многих людей. Тот, кто последует за мной, относится ко мне. А если кто ослушается меня, то ведь Ты — Прощающий, Милосердный”. Сура 14 «Авраам», аят 36.

 

И, поистине, ты, о Абу Бакр, подобен ‘Исе (мир ему), который сказал: “Если Ты подвергнешь их мучениям, то ведь они — Твои рабы. Если же Ты простишь им, то ведь Ты — Могущественный, Мудрый”. Сура 5 «Трапеза», аят 118.

 

А ты, о ‘Умар, подобен Нуху (мир ему), сказавшему:

“Господи! Не оставь на земле ни одного неверующего жителя!”. Сура 71 «Ной», аят 26.

 

Ты, о ‘Умар, также подобен Мусе (мир ему), сказавшему: “Господь наш! Ты даровал Фараону и его знати в мирской жизни украшения и богатства. Господь наш! Они сбили других с Твоего пути. Господь наш! Уничтожь их богатство и ожесточи их сердца, чтобы они не могли уверовать, пока не увидят мучительные страдания” Сура 10 «Иона», аят 88». Этот хадис приводит имам Ахмад в «Муснад», (1/383). Шейх аль-Арнаут, подтвердел его слабость.

 

Таким образом, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сравнил Абу Бакра и ‘Умара с лучшими из посланников Господа после самого Мухаммада, тогда как ‘Али он сравнил с Харуном.

 

 

Глава пятая. Аят о родственниках.

 

Всевышний Аллах сказал: «Это — то, чем Аллах радует Своих рабов, которые уверовали и совершали праведные деяния. Скажи: “Я не прошу у вас за это никакой награды, кроме любви ради близости”. Тому, кто приобретет добро, Мы увеличим его. Воистину, Аллах — Прощающий, Благодарный» Сура 42 «Совет», аят 23.

 

Сторонники утверждения о том, что ‘Али должен был стать первым халифом мусульман после посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), говорят, что речь идёт о близких посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). В этом аяте он велит нам любить их. Некоторые из них даже утверждают, что существует согласное мнение мусульман о том, что в аяте речь идёт о членах семьи посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Однако это мнение неправильное.

 

Аль-Бухари приводит следующий хадис. Са‘ид ибн аль-Джубайр передаёт, что Ибн ‘Аббаса спросили об этом аяте, и он (Са‘ид) сказал, что он означает, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) попросил держать родственные связи. Аль-Антаки в своей книге «Почему выбрал я шиитский мазхаб?», стр. 84, использовал этот хадис, к сожалению, он прервал его в этом месте.

 

 А Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: «Ты поспешил… Клянусь Аллахом, не было в племени Курайш такого рода, в котором пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не имел бы родственников, и он говорил: “Я не прошу у вас ничего, кроме того, чтобы вы поддерживали узы родства, существующие между нами”» Этот хадис приводят аль-Бухари в «Сахих», № 4818.

 

Всевышний Аллах также сказал: «Скажи: “Я не прошу у вас за это никакого вознаграждения и не обременяю себя измышлениями”» Сура 38 «Сад», аят 86.

 

Он также сказал: «Скажи: “То вознаграждение, которое я прошу от вас, предназначено для вас же”» Сура 34 «Сава», аят 47.

 

Всевышний также сказал: «Ты не просишь у них вознаграждения за это, ведь это — только Напоминание для миров» Сура 12 «Иосиф», аят 104.

 

Он также сказал: «Скажи: “Я не прошу у вас за это никакого вознаграждения, кроме того, чтобы желающие встали на путь к своему Господу”» Сура 25 «Различение», аят 57.

 

В Коране одни аяты не противоречат друг другу, а, напротив, подтверждают друг друга.

Как сказал Всевышний Аллах: «Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий» Сура 4 «Женщины», аят 82.

 

Невозможно, чтобы во всех этих аятах настойчиво повторялось, что ни Мухаммад , ни посланники Всевышнего до него, никогда не просили у людей никакой платы за свой призыв и благие наставления, а потом, чтобы в другом аяте говорилось, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) всё же просил плату, и именно требовал, чтобы люди любили его близких.

 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не просил платы за свой призыв, так как же люди смеют утверждать, что он всё-таки просил плату, коей являлась любовь к его семье?!

Мы знаем, что никто из пророков не просил ничего у своих соплеменников за свой призыв, и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не был исключением.

 

Нух (мир ему) говорил своему народу: «Я не прошу у вас за это вознаграждения, ибо вознаградит меня только Господь миров» Сура 26 «Поэты», аят 109.

 

Худ (мир ему) говорил своим соплеменникам: «Я не прошу у вас за это вознаграждения, ибо вознаградит меня только Господь миров» Сура 26 «Поэты», аят 127.

 

Салих (мир ему) говорил своим соплеменникам: «Я не прошу у вас за это вознаграждения, ибо вознаградит меня только Господь миров» Сура 26 «Поэты», аят 145.

 

Лют (мир ему) говорил своим соплеменникам: «Я не прошу у вас за это вознаграждения, ибо вознаградит меня только Господь миров»Сура 26 «Поэты», аят 164.

 

Шуайб (мир ему) говорил своим соплеменникам: «Я не прошу у вас за это вознаграждения, ибо вознаградит меня только Господь миров»Сура 26 «Поэты», аят 180.

 

Мухаммад (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) был лучшим из пророков, и если они не просили ничего за свой призыв, то он тем более не делал этого.

 

В действительности смысл аята таков: я не прошу у вас ничего за свой призыв. Но не забывайте, что я — ваш родственник, и относитесь ко мне, как к родственнику, и позвольте мне призывать людей к религии Аллаха. Известно, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) просил своих соплеменников оставить его в покое и позволить ему вести свой призыв, и если он победит, они только выиграют от этой победы будучи его соплеменниками и родственниками. А если его убьют, они не будут иметь никакого отношения к его смерти.

И посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не просил ничего для своих близких, в том числе и любви, и почёта, и особого отношения. В аяте употреблено слово «близость», а не «близкие».

 

Например, в аяте о пятой части военной добычи (хумс) и её распределении сказано: «Знайте, что если вы захватили трофеи, то пятая часть их принадлежит Аллаху, посланнику, близким родственникам посланника, сиротам, беднякам и путникам, если вы уверовали в Аллаха и в то, что Мы ниспослали Нашему рабу в день различения, в день, когда встретились две армии при Бадре. Воистину, Аллах может всё»Сура 8 «Трофеи», аят 41.

 

Шейхуль-ислам Ибн Таймийя (да помилует его Аллах) сказал: «Во всех аятах, в которых говорится о правах близких посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и родственников вообще, употребляется слово “близкие”, но не “близость”»

Источник: Ибн Таймийя, «Минхадж ас-Сунна», (7/101).

 

Да и не пристало посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) требовать от людей, чтобы они любили его родственников, потому что это свойственно тем, кто стремится к мирским благам, и это необоснованное обвинение посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в привязанности к миру этому.

 

Как бы там ни было, этот аят — мекканский, то есть он был ниспослан в то время, когда ‘Али ещё не женился на Фатыме и, соответственно, аль-Хасана и аль-Хусайна тоже ещё не было…

 

 

Глава шестая. Хадис о двух сокровищах.

 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я оставил вам два сокровища, крепко держась за которые, вы никогда не впадёте в заблуждение: Книгу Аллаха и членов моей семьи» Этот хадис приводит ат-Тирмизи в «Сунан», № 3786. Его дос-товерность подтвердил шейх аль-Альбани в «Сахих аль-джами‘», № 2748.

Те, кто считает, что ‘Али должен был стать первым халифом, приводят этот хадис в качестве подтверждения своего мнения. Они говорят, что если нужно крепко держаться за потомков посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), значит, они и должны быть правителями мусульман.

 

Однако это утверждение неверное по нескольким причинам:

1Достоверность этого хадиса и возведение его к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поставлено под сомнение учёными-хадисоведами. Достоверно известно, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) оставил своей общине завет относительно Книги Аллаха, велев им придерживаться её. Он также завещал соблюдать права членов его семьи и помнить о велениях Аллаха в отношении к ним. Об этом упоминается в «Сахихе» Муслима. Зейд ибн Аркам передаёт: «Однажды, когда мы вместе с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) остановились у источника в Хумме, что находится между Меккой и Мединой, он встал и обратился к нам с проповедью. Он сказал: “Я оставлю вам две веские вещи, одна из которых значительнее другой!” И он упомянул о Коране и стал побуждать людей следовать ему, после чего сказал: “И я напоминаю вам об обязанностях в отношении членов моей семьи, которые возложил на вас Аллах! И я напоминаю вам об обязанностях в отношении членов моей семьи, которые возложил на вас Аллах!”» Этот хадис приводит Муслим в «Сахих», № 2408.

 

Таким образом, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел крепко держаться за Книгу Аллаха. Что же касается членов его семьи, то он наказал заботиться о них и уважать их, а также соблюдать их права, которыми наделил их Аллах.

 

Мы знаем также хадис Джабира, в котором посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я оставил вам то, придерживаясь чего, вы никогда не впадёте в заблуждение. Это Книга Аллаха» Этот хадис приводит Муслим в «Сахих», № 1218.

И в этом хадисе не содержится упоминания о членах семьи посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

 

2Кто является членами семьи посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)? Из приведённого выше хадиса следует, что ими являются все, кому запрещено брать что-либо из закята, то есть все хашимиты (бану Хашим), а согласно некоторым утверждениям, и бану ‘Абду-ль-Мутталиб ибн ‘Абд Манаф.

 

Кто же ближе к тому, чтобы «крепко держаться» за членов семьи посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) — сунниты или шииты? У шиитов нет иснадов, восходящих к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и они сами признают это. Свои книги они нашли в готовом виде и сказали: «Передавайте эти сообщения, ибо они — истина» Аль-Кулайни, «аль-Кафи», (1/53).

 

Аль-Хурр аль-‘Амили и другие шиитские имамы признают, что у шиитов вообще нет такого понятия как иснады и они не смотрят на иснад приводимого ими сообщения. «Хатиматуль васаиль», польза № 9.

 

А если сообщения без иснадов, то как можно утверждать, что они действительно передаются от членов семьи посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)? На самом деле именно мы являемся последователями членов семьи посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и ценим их должным образом, не умаляя их достоинств и не восхваляя их чрезмерно. Мы следуем словам посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Не превозносите меня так, как христиане превознесли ‘Ису ибн Марйам. Поистине, я — Его раб, а потому говорите: раб Аллаха и Его посланник»Этот хадис приводят аль-Бухари в «Сахих», № 3445.

 

3 Самыми большими знаниями из членов семьи посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обладал ‘Али ибн Абу Талиб. За ним следовал ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, который утверждал, что Абу Бакр и ‘Умар имели больше прав стать халифами, чем ‘Али. Более того, сам ‘Али говорил, что лучшими людьми после посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) были Абу Бакр и ‘Умар. Этот хадис приводят аль-Бухари в «Сахих», № 3671. И сами шииты утверждают, что ‘Али сказал: «В качестве советника я лучше для вас, чем в качестве правителя».«Нахдж аль-балагъа», стр. 95, проповедь № 92.

 

4 Этот хадис подобен другим словам посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Я оставил вам две вещи, придерживаясь которых, вы никогда не впадёте в заблуждение. Это Книга Аллаха и моя Сунна» Аль-Хаким, «аль-Мустадрак», (1/93).

 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «Следуйте моей Сунне и сунне праведных халифов после моей смерти и крепко держитесь за них»Этот хадис приводят Абу Дауд в «Сунан», № 4607, и ат-Тирмизи, № 2676.

 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «Берите пример с Абу Бакра и ‘Умара после моей кончины»Этот хадис приводят ат-Тирмизи в «Сунан», № 3662, и Ибн Маджах, № 86.

 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) также наказывал людям следовать ‘Аммару и Ибн Мас‘уду. Этот хадис приводит ат-Тирмизи в «Сунан», № 3805.

 

Однако все эти хадисы не указывают на то, что эти люди должны были стать правителями. Они свидетельствуют только о том, что эти люди следовали путём посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Мы же говорим: члены семьи посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не могли впасть в заблуждение все вместе. Всё дело в их сторонниках, о которых мы сказали уже немало… Хадис аль-киса.

 

 

Глава седьмая. Хадис об ‘Али и посланнике Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «‘Али — от меня и я — от него, и делать что-либо от моего имени могу только я и ‘Али».Первое предложение хадиса приводит аль-Бухари № 2699, а второе приводит имам Ахмад, (4/164).

 

Те, кто считает, что именно ‘Али должен был стать первым халифом мусульман после кончины посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), утверждают, что этот хадис подтверждает их точку зрения.

 

Хадис передаёт Абу Исхак ас-Сабии, известный мудаллис (подтасовщик), часто передающий хадисы слабых передатчиков под видом хадисов от надёжных передатчиков. Если он ясно говорит, что «передал такой-то», тогда его хадис считается достоверным и надёжным. Если же подобной ясности и однозначности нет, то мы не считаем такой хадис ни достоверным, ни слабым, то есть никак не оцениваем его.

 

Абу Исхак аль-Джузджани сказал: «Среди жителей Куфы были люди, которые не питали симпатии к их мазхабу (шиизму). Это главные знатоки хадисов в Куфе: Абу Исхак, аль-А‘маш, Мансур, Зейд и другие. Это были люди, известные своей правдивостью и передачей достоверных хадисов, и когда им попадался хадис-мурсаль с пропущенным первым передатчиком, они не передавали его, боясь, что он может оказаться недостоверным. Что же касается Абу Исхака, то он передавал от малоизвестных передатчиков. И такие сообщения не получили распространения среди ученых, кроме сообщений, которые передавал Абу Исхак.

 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал это, имея в виду следование и взаимопомощь. О Джуляйбибе, который убил семерых врагов и сам пал смертью храбрых, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «Он — от меня, и я — от него» Этот хадис приводит Муслим в «Сахих», № 2472.

 

И то же самое посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал об ашарийцах. Этот хадис приводит Муслим в «Сахих», № 2500.

 

Таким образом, эти слова посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) нельзя рассматривать как указание на то, что ‘Али должен был стать первым халифом. Это лишь указание на то, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и ‘Али следовали одним путём. ‘Али подчинялся ему, и их связывало родство, и между ними была взаимная помощь и поддержка. Поэтому посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: «‘Али от меня, и я — от него».

 

 

Глава восьмая. Хадис о двенадцати имамах.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 215.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...