Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Часть третья. Не обоснованные обвинения по отношению к сподвижникам.




 

 

Глава первая. Какие цели преследуют люди, критикующие сподвижников?

 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Подойдут ко мне люди, которых я знаю и которые знают меня, но их отгонят от водоёма, и я воскликну: “Это мои сподвижники!” Но мне будет сказано: “Поистине, ты не знаешь, что они творили после тебя!”» Этот хадис приводит аль-Бухари в «Сахих», № 4740.

 

У этого хадиса множество версий и путей, по которым он передаётся.

Например, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «К водоёму приведут людей из числа моих сподвижников. Я увижу их, и они подойдут ко мне, и тогда их схватят и не подпустят ко мне. Я воскликну: “Господи! Они — от меня. Это же члены моей общины!” Но мне будет сказано: “Поистине, ты не знаешь, что они делали после тебя! Они не переставали отступать от своей религии!”»

Ибн Абу Муляйка, один из передатчиков хадиса, говорил: «О Аллах, поистине, мы ищем у Тебя защиты от того, чтобы нам не отступать от нашей религии!» Этот хадис приводит аль-Бухари в «Сахих», № 6593.

 

А вот ещё одна версия. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я подойду к водоёму раньше вас, и я буду стараться оставить возле себя некоторых людей. Но их всё-таки уведут от меня, и я воскликну: “Господи! Мои сподвижники! Мои сподвижники!” Но мне будет сказано: “Поистине, ты не знаешь, что они сотворили после тебя!”» Этот хадис приводит Муслим в «Сахих», № 249.

 

А теперь перейдём к необходимым разъяснениям.

 

Во-первых, под сподвижниками в данном случае подразумеваются лицемеры, которые прикрывались исламом при жизни посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

 

Вспомним Слова Всевышнего: «Когда лицемеры приходят к тебе, они говорят: “Свидетельствуем, что ты — посланник Аллаха”. Аллах знает, что ты — Его посланник, и Аллах свидетельствует, что лицемеры являются лжецами»Сура 63 «Лицемеры», аят 1.

 

Это лицемеры, истинную сущность которых посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не знал: «Среди бедуинов, которые живут вокруг вас, а также среди жителей Медины есть лицемеры. Они упорствуют в лицемерии, но ты не знаешь их. Мы же знаем их и подвергнем их мучениям дважды. А затем они будут возвращены к великим мучениям» Сура 9 «Покаяние», аят 101.

 

Эти лицемеры, которых посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) считал своими сподвижниками, в действительности не были таковыми.

 

Во-вторых, подразумеваются те люди, которые отреклись от ислама после кончины посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Известно, что после кончины посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), многие арабы отреклись от ислама. Это и есть те, о которых посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) скажет: «Это же мои сподвижники». А ему будет сказано: “Поистине ты не знаешь, что они сотворили после тебя. Они не переставали отступать от религии с тех пор, как расстались с тобой”».

 

В-третьих, имеются в виду все те, кто виделся и общался с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), включая тех, кто не последовал за ним, то есть те, кто с точки зрения Шариата не считается сподвижниками. На это указывает тот факт, что когда глава лицемеров ‘Абдуллах ибн Убайй ибн Салюль сказал: «Когда мы вернемся в Медину, то могущественные из нас обязательно изгонят оттуда презренных»Сура 63 «Лицемеры, аят 8, ‘Умар сказал: «О посланник Аллаха, позволь мне отрубить голову этому лицемеру!» Но посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Оставь его, дабы люди не говорили, что Мухаммад убивает своих сподвижников». Этот хадис приводит аль-Бухари в «Сахих», № 4905.

 

Таким образом, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) включил его в число своих сподвижников, однако очевидно, что с точки зрения Шариата он не был таковым. Он не скрывал своего лицемерия, и Всевышний Аллах показал всем его истинное лицо.

 

В-четвёртых, могут иметься в виду все те, кто причислял себя к мусульманской общине, включая тех, кто никогда не видел пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и не был его истинным последователем. В некоторых версиях хадиса говорится: «Они из моей общины».

 

Что же касается слов посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) «которых я знаю», то, как нам известно, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) узнает свою общину в Судный день, однако это не означает, что он будет знать каждого из них лично. Когда его спросили о том, как он узнает членов своей общины, которых он никогда не видел, он сказал: «Я узнаю их по следам от омовения» (Абу Хурайра передаёт, что однажды Посланник Аллаха (саля Ллаху алейхи ва салам) пришёл на кладбище и сказал: «Мир вам, о пребывающие в обители верующих! Поистине, если будет угодно Аллаху, мы присоединимся к вам». Хотел бы я, чтобы мы увидели наших братьев». Люди стали спрашивать: «А разве мы не братья тебе, о Посланник Аллаха?» Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) сказал: «Вы — мои сподвижники, а нашими брать-ями являются те люди, которые ещё не пришли в этот мир». Люди стали спрашивать: «Как же ты узнаешь тех членов твоей общины, которые ещё не пришли, о Посланник Аллаха?» Он сказал: «Скажите мне, если бы кто-нибудь имел вороных коней, среди которых был бы один конь с белой звездой во лбу и белыми кольцами на ногах, узнал бы он его?» Люди сказали: «Да, о Посланник Аллаха». Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) сказал: «Поистине, в День воскресения они придут с отме-тинами на лбу и на руках и ногах, которые появятся на их телах бла-годаря совершению омовения, а я опережу их и буду ждать их у сво-его водоёма. Поистине, некоторых людей будут отгонять от моего водоёма, как отгоняют чужих верблюдов, а я стану звать их: “Идите сюда!” — но будет сказано: “Поистине, они изменили религию свою после тебя”, и тогда я стану говорить: “Прочь, прочь!”». Этот хадис приводит Муслим в «Сахих», № 249).

 

Это подтверждает и понимание этого хадиса Ибн Абу Муляйкой, который относился к числу последователей сподвижников (таби‘ун). Вспомним его слова: «О Аллах, поистине, мы ищем у Тебя защиты от того, чтобы нам не отступать от нашей религии!»

 

Этот хадис шииты используют в качестве доказательства того, что сподвижники посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отрекались от ислама. Что же касается хариджитов, му‘тазилитов и других, то они не считают этот хадис доказательством того, что сподвижники действительно становились вероотступниками.

 

Шиитам мы можем сказать: «А что мешает нам отнести ‘Али, аль-Хасана и аль-Хусайна, а также остальных членов семьи посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) к тем, кто якобы отрёкся от религии?..» Мы, конечно же, не утверждаем, что они были вероотступниками — да убережёт нас Аллах от подобного! Напротив, мы утверждаем, что они были предводителями (имамами) и что они принадлежат к числу обитателей Рая. Вспомним, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал об ‘Али, когда они были на горе Хира: «Перестань колебаться, о Хира, поистине, на тебе пророк, правдивейший и мученик!»

Этот хадис приводит Муслим в «Сахих», № 2417.

 

 ‘Али был с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и он принадлежит к числу обитателей Рая.

 

Известно также, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал об аль-Хасане и аль-Хусайне, что они станут предводителями юношей обитателей Рая. Этот хадис приводят ат-Тирмизи в «Сунан», № 3768, Ибн Мад-жа (118), и Ахмад (10616).

 

Рафидиты утверждают, что Абу Бакр, ‘Умар, Абу ‘Убайда и некоторые другие сподвижники относятся к числу тех, кого отгонят от водоёма пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Мы спрашиваем их, а что мешает им включить в их число и ‘Али? Если они скажут, что ‘Али обладает многочисленными достоинствами, о которых всем известно, мы скажем, что у Абу Бакра и ‘Умара этих достоинств, утверждённых в хадисах, ещё больше.

 

 

Глава вторая. Всевышний Аллах не хвалил всех сподвижников.

 

Всевышний Аллах сказал: «Мухаммад — посланник Аллаха. Те, кто вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы друг к другу. Ты видишь, как они совершают поясные и земные поклоны, стремясь к милости от Аллаха и довольству. Их приметой являются следы от земных поклонов на их лицах. Так они представлены в Таурате (Торе). В Инджиле (Евангелии) же они представлены как посев, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своём стебле, восхищая сеятелей. Аллах привел этот пример для того, чтобы привести им в ярость неверующих. Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали благие деяния, прощение и великую награду».

Сура 48 «Победа», аят 29.

 

Кажется, что Всевышний Аллах хвалит сподвижников посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

 

Однако в другом аяте Всевышний Аллах сказал: «Он — Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясные аяты, составляющие мать Писания, а также другие аяты, являющиеся иносказательными. Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными аятами, желая посеять смуту и найти толкование, хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха. А обладающие знаниями говорят: “Мы уверовали в него. Все это — от нашего Господа”. Но поминают только обладающие разумом».

Сура 3 «Семейство Имрана», аят 7.

 

Люди, которые очерняют и критикуют сподвижников, приводят в качестве довода в свою пользу Слова Всевышнего: «Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали благие деяния, прощение и великую награду».

 

Они сказали, что из этого аята следует, что Всевышний Аллах обещал награду только некоторым — тем, которые уверовали и совершали благие деяния. То есть некоторые войдут в Рай, а некоторые — нет. См. Ас-Самави - бывший суфист, стал шиитом, «Сумма ихта-дайту», стр. 117.

 

Это ложь и явное искажение Слов Всевышнего. Во-первых, словосочетание «тем из них» употреблено в аяте не для того, чтобы указать на некоторых, то есть выделить какую-то часть из общей массы. Это словосочетание в арабском языке используется для передачи двух значений.

 

Первое из них — указание на подобных, на тех, кто относится к тому же виду и той же категории, как сказал Всевышний Аллах: «Вот так! Кто чтит святыни Аллаха, тот поступает во благо себе перед своим Господом. Вам дозволена скотина, кроме той, о которой вам читается. Избегайте же скверны из идолов и избегайте лживых речей» Сура 22 «Паломничество», аят 30.

 

Эти слова не означают, что Всевышний Аллах велел нам отдаляться лишь от некоторых идолов. Имеется в виду, что мы должны избегать скверны подобных идолов, то есть идолов вообще.

Второе значение — подчёркивание и утверждение. Всевышний Аллах сказал:

«Мы ниспосылаем из Корана то, что является исцелением и милостью для верующих, а несправедливым это не прибавляет ничего, кроме убытка» Сура 17 «Ночной перенос», аят 82.

 

Это не означает, что некоторые части Корана — исцеление и милость, а другие — нет. Весь Коран — исцеление и милость.

 

В обсуждаемом аяте слова «тем из них» — указание на подобных упомянутым сподвижникам или же подчёркивание и подтверждение.

 

Во-вторых, нужно обратить внимание на контекст аята. В аяте похвала адресована всем и не содержится порицания кого-либо из них. Всевышний Аллах сказал, утверждая их очевидные, внешние достоинства: «Те, кто вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой. Ты видишь, как они совершают поясные поклоны и падают ниц».

 

И Всевышний Аллах сказал, подтверждая их внутреннюю чистоту и искренность их веры:

«…стремясь к милости от Аллаха и довольству».

А о лицемерах Всевышний Аллах сказал: «Поистине, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, но это Он обманывает их. Когда они встают на молитву, то встают неохотно, напоказ людям, и поминают Аллаха лишь немного».Сура 4 «Женщины», аят 142.

 

Всевышний Аллах показал истинное лицо этих лицемеров, упомянув при этом, что внешне они соблюдают предписания ислама и совершают молитву вместе с мусульманами.

 

Что же касается сподвижников посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), о них Всевышний Аллах сказал: «…стремясь к милости от Аллаха и довольству».

 

Насколько мне известно, все толкователи Корана придерживались упомянутого мнения, в том числе ан-Насафи, Ибн аль-Джаузи, Ибн аль-Анбари, аз-Замахшари, аз-Заджжадж, аль-Акбари, ан-Нейсабури, Ибн Касир, ат-Табари и другие. Все они подчёркивали, что слова «из них» использованы не для указания на некоторых из них, а для утверждения или указания на всех относящихся к определённой категории. См. Махмуда ас-Сафи, «Ираб аль-Куран ва сарфух ва баиянух», (25/272).

 

Глава третья. Сподвижники разгневали посланника Аллаха во время совершения ‘умры в год Худайбиййи.

 

Когда в год Худайбиййи посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отказался от совершения ‘умры и велел своим сподвижникам выйти из состояния ихрама, они некоторое время отказывались подчиняться его велению, вызвав тем самым гнев посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

 

И некоторые люди говорят: «Не может быть надёжным человеком тот, кто разгневал посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)».

 

Во-первых, следует вспомнить о положении и действиях сподвижников в те дни. ‘Урва ибн Мас‘уд сказал курайшитам: «О люди, клянусь Аллахом, мне приходилось бывать у царей, и я приезжал к императору, хосрою и негусу, но, клянусь Аллахом, не видел я ни одного царя, которого его приближённые почитали бы так, как сподвижники Мухаммада почитают Мухаммада! Клянусь Аллахом, если он сплёвывает и капли его слюны попадают на ладонь кого-либо из людей, этот человек обязательно растирает их по своему лицу и коже; когда он велит им что-нибудь, они спешат выполнить любое его веление; когда он совершает омовение, они готовы сражаться друг с другом за оставшуюся после этого воду, а когда начинает говорить, они понижают свои голоса в его присутствии, и они даже не смотрят на него пристально из почтения к нему!» Этот хадис приводит аль-Бухари в «Сахих», №№ 2731, 2732.

 

Сподвижники не ослушивались посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Просто они очень хотели совершить ‘умру и потому ждали в надежде, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) изменит своё мнение или Всевышний Аллах ниспошлёт Откровение с повелением им войти в Мекку. Это была единственная причина допущенного ими промедления. А Умм Саляма (да будет доволен ею Аллах) показала себя мудрой и проницательной женщиной, посоветовав посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) подать людям пример.

 

И действительно, когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обрил голову и зарезал свой жертвенный скот, сподвижники поспешили последовать его примеру. Они исполнили веление Всевышнего Аллаха и Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует), и Всевышний Аллах ниспослал: «Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом. Он знал, что у них в сердцах, и ниспослал им спокойствие и вознаградил их близкой победой».Сура 48 «Победа», аят 18.

 

Всевышний Аллах также ниспослал: «Мухаммад — посланник Аллаха. Те, кто вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой. Ты видишь, как они совершают поясные и земные поклоны, стремясь к милости от Аллаха и довольству. Их приметой являются следы от земных поклонов на их лицах. Так они представлены в Таурате (Торе). В Инджиле (Евангелии) же они представлены как посев, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищая сеятелей. Аллах привел этот пример для того, чтобы привести им в ярость неверующих. Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали благие деяния, прощение и великую награду».

Сура 48 «Победа», аят 29.

 

Сура «Победа» была ниспослана полностью после заключения Худайбийского мира, который действительно стал победой и облегчением для пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и верующих.

 

К тому же это событие используют в качестве подтверждения своего мнения только шииты. Мы можем спросить их: «А ‘Али был с ними или нет?»

 

Сунниты и шииты согласны в том, что ‘Али был вместе со сподвижниками в те дни. Более того, именно он записал текст мирного договора, заключённого посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и Сухайлем ибн ‘Амром. Кроме того, ‘Али, как и остальные, медлил с исполнением веления посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обрить голову и зарезать жертвенный скот.

 

Если для других это серьёзный проступок, то и для него это тоже серьёзный проступок. Мы же утверждаем, что за это действие ни ‘Али, ни остальные сподвижники не заслуживают порицания. К тому же ‘Али сначала отказался исполнять веление посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) стереть часть его имени (Имеются в виду слова «Посланник Аллаха», который Сухайль потребовал стереть.) в договоре. Так что же, нам теперь упрекать его за это?..

 

 

Глава четвертая. Утверждение о том, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) проклял тех, кто отказался присоединиться к войску Усамы, а Абу Бакр и ‘Умар не присоединились к нему.

Распространители этого сомнения утверждают, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) снарядил войско Усамы, в состав которого первоначально входили Абу Бакр, ‘Умар, Абу ‘Убайда и некоторые другие сподвижники, и сказал: «Проклял Аллах того, кто отказался присоединиться к войску Усамы».

 

Войско отправилось в поход только после кончины посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), но ни Абу Бакр, ни ‘Умар ни сопровождали его. Распространители этого сомнения сделали из упомянутого факта вывод о том, что Абу Бакр и ‘Умар прокляты.

Что мы можем ответить им?

 

Во-первых, это ложь, потому что до нас не дошло достоверного хадиса, в котором посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) проклял бы отказавшихся присоединиться к войску Усамы.

 

Во-вторых, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел Абу Бакру совершать обязательные молитвы с людьми, что тот и делал до самой кончины посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Очевидно, что веление совершать молитвы с людьми подразумевало пребывание Абу Бакра в Медине, а не в составе войска Усамы. Что же касается ‘Умара, то он не отказывался от участия в войске Усамы.

 

Как мы знаем, войско Усамы отправилось в поход только после кончины посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и перед отправлением войска Абу Бакр попросил у Усамы — командующего войском — разрешения оставить ‘Умара в Медине в качестве своего советника, поскольку нуждался в его помощи в управлении государством. Это ещё одно свидетельство благонравия и благовоспитанности Абу Бакра. Будучи главой государства, он имел право оставить при себе ‘Умара, не спрашивая разрешения Усамы, однако он не стал поступать так. Таким образом, ‘Умар остался в Медине при Абу Бакре с разрешения Усамы. Ат-Табари, «ат-Тарих», (2/429), ибн аль-Асир, «аль-Камил», (2/215), Ибн Касир, «Аль-бидайа ва ан-нихайа», (5/203).

 

 

Глава пятая. Халид ибн аль-Валид казнит Малика ибн Нувайру.

 

После кончины посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) многие арабы отреклись от ислама, и Абу Бакр послал войска для сражения с вероотступниками. Среди командующих мусульманскими войсками был и выдающийся полководец Халид ибн аль-Валид. Абу Бакр послал его сражаться с лжепророком Мусайлимой, и Халид разбил его войска в битве, получившей название «битва в саду».

 

После этого Халид занялся другими племенами вероотступников, поставив их перед выбором: либо они возвращаются в ислам, либо он сражается с ними. Среди тех, к кому приходил Халид, был и народ Малика ибн Нувайры. Его соплеменники отказались выплачивать закят — как Абу Бакру, так и кому бы то ни было другому. Придя к ним, Халид спросил: «Где ваш закят? Что с вами, почему вы отделили молитву от закята?» Малик ибн Нувайра ответил: «Мы выплачивали закят вашему товарищу, пока он был жив, а при чём здесь Абу Бакр?»

 

Халид разгневался и воскликнул: «Так значит он наш товарищ, а тебе он не товарищ?!» После этого он велел Дырару ибн Азвару отрубить Малику голову.

 

Утверждают также, что Малик ибн Нувайра последовал за Саджах, когда та объявила себя пророчицей. Ибн Таус из шиитских ученых писал: «Племя Бану Тамим и аз-Зайят отказались от ислама, и присоединилсь с Маликом ибн Нувай-рой аль-Йярбуи». См. «Фаслюл хитаб», стр. 105.

 В одной из версий этой истории говорится, что Халид пригрозил народу Малика и взял некоторых из них в плен. Ночь была холодная, и Халид велел своим воинам согреть пленников. А слово это на языке сакыфитов означало «убить». Они решили, что Халид велит им казнить пленных, и убили их. То есть Халид не приказывал им делать это.

 

Таким образом, как бы там ни было, Халид либо вообще не имел отношения к смерти Малика ибн Нувайры, либо он казнил его, имея достаточное, на его взгляд, основание. В любом случае он не заслуживает порицания.

 

Что же касается утверждений о том, что Халид, казнив Малика, в ту же ночь сделал вдову Малика своей наложницей и имел с ней половое сношение, то это ложь. Казнив некоторых и пленив других, Халид выбрал для себя вдову Малика, которая оказалась в числе пленных, подобно тому, как другие воины выбирали себе женщин из числа пленных, Что же касается сообщений о том, что Халид вступил с ней в интимные отношения в первую же ночь после казни её мужа или что он казнил его ради того, чтобы жениться на его вдове, то они однозначно ложные.

Ибн Касир, «Аль-бидайа ва ан-нихайа», (6/326).

 

Сам Халид, участвовавший в стольких сражениях на пути Аллаха признавался, что эти сражения и победы над врагами Всевышнего приносят ему гораздо больше радости, чем трофеи, в том числе и наложницы, с которыми он может проводить время и которые могут рожать ему детей.

Ибн Касир, «Аль-бидайа ва ан-нихайа», (7/117).

 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал об этом полководце: «Это меч Аллаха, который обнажил Он против неверующих» Этот хадис приводят аль-Бухари в «Сахих», № 3757, и Ибн Асакер, «Тарих мадинату Димашкъ», сокрощенный вариант, (8/15). См. «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха», (1237).

 

Поэтому когда ‘Умар, узнав о смерти Малика, попросил Абу Бакра сместить Халида с его должности во избежание смуты и лишних разговоров, Абу Бакр отказался делать это, сказав: «Нет, клянусь Аллахом! Ведь он — меч, который обнажил Всевышний Аллах против неверующих!»

См. «Тарих ат-Табари», событие 11 г.х. и Ибн Касир, «Аль-бидайа ва ан-нихайа», правление Абу Бакра.

 

Если кто-то осуждает Абу Бакра за то, что он отказался казнить Халида — убийцу Малика ибн Нувайры, то разве ‘Али не отказался казнить убийц ‘Усмана? А ведь ‘Усман был одним из сподвижников посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), а также его зятем и, самое главное, халифом мусульман, тогда как относительно Малика ибн Нувайры до сих пор неизвестно, был ли он вообще мусульманином. Таким образом, если у ‘Али было оправдание, то у Абу Бакра оно тем более было.

 

Встретившись с братом Малика ибн Нувайры Мутаммимом, ‘Умар спросил его: «Что ты можешь сказать о своём брате?» В ответ Мутаммим оплакал своего брата в стихах так, что ‘Умар сказал: «Хотел бы я оплакать своего брата Зейда так, как оплакал ты своего брата!» Однако Мутаммим с горечью возразил: «Если бы мой брат умер так, как твой, я бы вообще не оплакивал его!» ‘Умар сказал: «Никто не приносил мне таких соболезнований по поводу кончины моего брата, какие принёс мне ты!» Ибн аль-Асир, «аль-Камиль фит-тарих», (2/242).

 

А дело было в том, что Зейд, брат ‘Умара, принял мученическую смерть в битве при Йамаме, сражаясь с вероотступниками бану Ханифа.

 

Глава шестая. Му‘авийа казнит Хиджра ибн ‘Ади.

 

Распространители этого сомнения говорят, что Му‘авийа несправедливо убил Хиджра ибн ‘Ади.

Во-первых, учёные разошлись во мнениях относительно Хиджра: был ли он сподвижником или же относился к поколению последователей сподвижников?

 

Большинство учёных считают, что он был последователем сподвижников, а не сподвижником. Такого мнения придерживались аль-Бухари, Абу Хатим ар-Рази, Ибн Хиббан, Ибн Са‘д, Халифа ибн Хаййат и другие.

 

Во-вторых, важно выяснить, почему Му‘авийа казнил его. Хиджр ибн ‘Ади относился к числу последователей ‘Али ибн Абу Талиба и сражался на его стороне в день битвы при Сыффине. А после того как аль-Хасан ибн ‘Али отказался от правления в пользу Муавийи и Му‘авийа стал халифом, он назначит править Куфой Зийада ибн Абу Суфйана.

 

А что нам известно о жителях Куфы? Они убили ‘Али, предали аль-Хасана и предали, а потом убили аль-Хусайна. И они же очерняли Са‘да, которого ‘Умар в период своего правления назначил правителем Куфы. Они выражали недовольство и правлением аль-Валида ибн ‘Укбы и Абу Мусы аль-Аш‘ари. Более того, они были недовольны любым правителем, которого им назначали, и их ничто не могло усмирить, кроме меча.

 

Зийада назначил в своё время править Басрой ‘Али ибн Абу Талиб. Таким образом, он был одним из наместников ‘Али. Му‘авийа, став халифом, оставил его править Басрой и вдобавок к этому сделал его правителем Куфы.

 

Случилось так, что однажды Зийад произносил пятничную проповедь. Он говорил довольно долго, и тогда поднялся Хиджр ибн ‘Ади и сказал: «Молитва! Молитва!» Зийад не обратил на него внимания и продолжил свою проповедь.

 

Тогда Хиджр набрал горсть камешков и бросил в Зийада. Сподвижники Зийада также бросили в него камешками. А Зийад в это время произносил проповедь. Позже Зийад сообщил о случившемся Му‘авийи, и тот вызвал к себе Хиджра, а потом казнил его как смутьяна.

 

Таким образом, целью Му‘авийи было потушить огонь смуты и не дать ему перерасти во что-то более серьёзное и опасное. Поэтому когда ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) спросила Му‘авийу: «Почему ты убил Хиджра ибн ‘Ади?», он ответил: «Оставь нас с Хиджром, пока мы не встретимся у Аллаха».

 

Вот и мы, исполняя просьбу Му‘авийи, оставляем их с Хиджром до тех пор, пока они не встретятся у Аллаха.

 

 

Глава седьмая. Абу Бакр лишил Фатыму её наследства.

Распространители этого сомнения утверждают, что после кончины посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), Фатыма (да будет доволен ею Аллах) пришла к Абу Бакру и потребовала передать ей её наследство, однако он ничего не дал ей.

 

Это действие ставят в вину Абу Бакру шииты.

 

Относительно оазиса Фадак, который и составлял упомянутое наследство Фатыма, имеются разногласия. Одни утверждают, что он действительно был наследством Фатымы от посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Другие же утверждали, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) подарил Фадак (Название земли в Хайбаре, пришла в собственность Пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) без войны от Иудеев.) Фатыме в день взятия Хайбара.

 

Если исходить из первого мнения, то из достоверных версий этой истории следует, что когда Фатыма пришла к Абу Бакру за своим наследством, Абу Бакр отказал ей, обосновав свой отказ словами пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которые он лично слышал из его уст: «Поистине, мы (То есть пророки.) не оставляем наследства. То, что мы оставляем, является милостыней» Этот хадис приводит Муслим в «Сахих», № 1757.

 

Или: «То, что мы оставляем, — милостыня»Этот хадис приводят аль-Бухари в «Сахих», № 3093, и Муслим № 1759.

 

Или: «То, что мы оставляем, является милостыней» Этот хадис приводят аль-Бухари в «Сахих», № 3712, и Муслим № 1758.

 

А в версии имама Ахмада говорится, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине мы, пророки, не оставляем наследства» Этот хадис приводит имам Ахмад в «Муснад», (3/225).

 

Из версий, которые содержатся в «Сахихах», следует, что Фатыма рассердилась на Абу Бакра за это.

 

Согласно некоторым утверждениям, Фатыма руководствовалась общим постановлением относительно наследства, то есть Словами Всевышнего:

«Аллах заповедует вам относительно ваших детей: мужчине полагается доля, равная доле двух женщин. Если все дети женского пола и их больше двух, то им полагается две трети того, что он оставил. Если же есть только одна дочь, то ей полагается половина. Каждому из родителей принадлежит одна шестая того, что он оставил, если у него есть ребёнок. Если же у него нет ребёнка, то ему наследуют родители, и матери полагается одна треть. Если же у него есть братья, то матери полагается одна шестая. Таков расчет после вычета по завещанию, которое он завещал, или выплаты долга. Ваши родители и ваши дети — вы не знаете, кто из них ближе к вам и кто приносит вам больше пользы. Таков завет Аллаха. Поистине, Аллах — Знающий, Мудрый» Сура 4 «Женщины», аят 11.

 

А Абу Бакр якобы неправильно понял слова посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) или неправильно истолковал их.

 

Ахлю-с-Сунна в этом вопросе не ищут оправданий для Абу Бакра. Напротив, они ищут оправдание для Фатымы, поскольку очевидно, что Абу Бакр привёл веское доказательство — хадис, который он лично слышал от посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Этот хадис передают Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман, аль-‘Аббас и даже ‘Али, а также ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф, Са‘д ибн Абу Ваккас и аз-Зубайр ибн аль-‘Аввам.

 

Все они передают, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что пророки не оставляют наследства, то есть оставленное ими имущество не может быть унаследовано. Фатыма не приняла этот довод. Поэтому Ахлю-с-Сунна ищут оправдание для неё, потому что для них очевидно, что Абу Бакр не ошибся, отказавшись удовлетворить просьбу Фатымы.

 

Распространители этого сомнения утверждают, что Фатыма разгневалась на Абу Бакра из-за того, как он поступил с ней. Тут уместно будет возразить: даже если допустить, что Фатыма разгневалась на Абу Бакра из-за своего наследства, то какой вред это могло причинить Абу Бакру, если Аллах им доволен и Аллах на него не гневается?

 

Всевышний Аллах сказал: «Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом. Он знал, что у них в сердцах, и ниспослал им спокойствие и вознаградил их близкой победой» Сура 48 «Победа», аят 18.

 

Абу Бакр был во главе тех верующих, которые приносили посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) присягу в тот день. Очевидно, что человек, которым доволен Аллах и которым доволен посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), ничуть не пострадает, если кто-то из людей разгневается на него.

 

Посмотрим на вопрос с другой стороны. Как бы повёл себя любой человек на месте Абу Бакра? Представьте: человек слышал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мы не оставляем наследства», то есть от нас не может никто наследовать, а потом к нему приходит дочь посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и просит отдать ей её наследство. Как он должен поступить? И чью волю выполнить — защищённого от ошибок и грехов пророка (да благословит его Аллах и приветствует) или Фатымы?

 

Что же до того, что Фатыма рассердилась на Абу Бакра, то сообщения об этом имеются только в добавлениях к основному хадису, но не в самих версиях этой истории.

 

Если же обсуждать утверждение о том, что упомянутое имущество всё-таки было наследством Фатымы, то начать нужно с напоминания о том, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мы не оставляем наследства. То, что мы оставляем, является милостыней». То есть должно быть роздано как милостыня.

 

А некоторые перевирают слова посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), бессовестно искажая их, и утверждают, что он якобы сказал: «Мы не оставляем милостыни»!

Однако из всех достоверных версий следует, что оставленное посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) является милостыней и не может служить наследством.

То есть пророк (да благословит его Аллах и приветствует) (а если посмотреть на достоверные версии хадиса, то не только ему, но и пророкам вообще) не может наследовать.

 

Распространители этого сомнения приводят в качестве доказательства слова Закарийи (мир ему), которые передал Всевышний Аллах в Своей Книге: «Я боюсь того, что могут натворить мои родственники после меня, потому что жена моя бесплодна. Даруй же мне от Тебя наследника, который наследует от меня и семейства Йа‘куба. И сделай его, Господи, угодным Тебе»Сура 19 «Мария», аяты 5,6.

 

Они утверждают, что из этого аята следует, что Закарийя наследовал. А в другом аяте имеется указание на то, что Сулейману тоже наследовали:

«Сулейман наследовал от Дауда и сказал: “О люди! Мы обучены языку птиц, и нам даровано все. Это и есть явная милость”» Сура 16 «Пчелы», аят 16.

 

Если говорить о первом аяте, то очевидно, что праведному человеку, подобному Закарийи не пристало просить Аллаха даровать ему сына только для того, чтобы тот унаследовал его имущество.

 

Во-вторых, известно, что Закрийа был бедным плотником. Этот хадис приводит Муслим в «Сахих», № 2379.

 

Что в таком случае должен был наследовать его сын, о рождении которого Закарийа просил якобы ради того, чтобы тот унаследовал его имущество? Это общее свойство всех пророков: они не накапливали имущество, а старались расходовать его на благие дела.

 

В-третьих, сам аят свидетельствует о том, что наследство это не было материальным. В аяте говорится: «Даруй же мне от Тебя наследника, который наследует от меня и семейства Йа‘куба».

Сколько человек составляли семейство Йа‘куба? И какое положение по отношению к ним занимал Йахйа, сын Закарийи? Семейство Йа‘куба — это Муса, Дауд, Сулейман, Йахйа, Закарийа и их народы. Более того, все пророки сынов Израиля принадлежали к семейству Йа‘куба (он же Израиль). А если пересчитать всех сынов Израиля помимо пророков, сколько же тогда должно было достаться Йахйе?

 

Да и по законам у него, как у дальнего родственника, не было права наследовать всем этим людям. Таким образом, очевидно, что Слова Всевышнего «…который наследует от меня и семейства Йа‘куба» означают не имущество, а наследие семейства Йа‘куба. Йа‘куб был пророком и Закариййа был пророком, и он желал иметь сына, который унаследовал бы пророчество, знание и мудрость.

 

В-четвёртых, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мы пророки, не оставляем наследства». Он также сказал: «Поистине, мы не оставляем наследства. То, что мы оставляем, является милостыней».Но посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал:«Поистине, пророки не оставляют в наследство дирхемы и динары, но оставляют знание» Этот хадис приводит Абу Дауд в «Сунан», № 3641, иснад достоверный.

 

Если говорить о втором аяте: «Сулейман наследовал от Дауда…», то в нём речь также идёт не об имуществе, а о пророчестве, знании и мудрости. Во-первых, потому что у Дауда, как известно, было сто жён и триста наложниц, и у него было множество детей помимо Сулеймана, поэтому очевидно, что Сулейман не мог быть единственным наследником его имущества. Учитывая многочисленных братьев Сулеймана, наследников должно было быть достаточно много. Если бы речь шла об обычном наследстве, то не было бы смысла упоминать о нём в Книге Аллаха, потому что это обычное дело. Несомненно, Всевышний Аллах имел в виду нечто более значимое и важное, заслуживающее упоминания. Это Пророчество.

 

Если же рассматривать мнение, согласно которому Фадак был подарком Фатыме, который посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сделал ей в день взятия Хайбара, то аль-Кашани в своём толковании Корана пишет, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отдал Фатыме Фадак («Тафсир ас-Сафи», 3/186) после взятия Хайбара и ниспослания аята: «Отдавай должное родственнику, бедняку и путнику, но не расточай чрезмерно» Сура 17 «Ночной перенос», аят 26.

 

Во-первых, эта история недостоверная. Этот аят был ниспослан совсем в другое время, и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ничего не дарил Фатыме. Достоверно известно, что Фатыма потребовала отдать ей Фадак и некоторые другие земли на правах наследства, а не в качестве подарка, который якобы сделал ей посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Хайбар был взят в седьмом году от хиджры, а Зейнаб, другая дочь посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), скончалась в восьмом году от хиджры (См. Аз-Захаби, «Сиярь Алам ан-нубаля», (2/250), и Ибн Хаджар аль-‘Аскалани, «аль-Исаба фи тамийз ас-сахаба», (4/206)), а Умм Кульсум, ещё одна сестра Фатымы, — в девятом. См. Аз-Захаби, «Сиярь Алам ан-нубаля», (2/252), и Ибн Хаджар аль-‘Аскалани, «аль-Исаба фи тамийз ас-сахаба», (4/466).

 

 То есть во время взятия Хайбара все они были ещё живы. Так как же посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) мог одарить Фатыму и оставить других дочерей ни с чем? Это уже серьёзное обвинение: мол, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не соблюдал справедливость по отношению к своим детям.

 

Достаточно вспомнить историю ан-Ну‘мана ибн Башира, который пришёл к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: «О посланник Аллаха, я подарил этому моему сыну сад и хочу, чтобы ты выступил в качестве свидетеля». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «Ты сделал такой подарок всем своим детям?» Он сказал: «Нет». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Иди же, поистине, я не стану свидетельствовать о несправедливости!».

Этот хадис приводит Муслим в «Сахих», № 1623.

 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) счёл такое отношение к детям несправедливым и отказался засвидетельствовать дарение, так неужели сам он мог поступить подобным образом со своими детьми?

 

Даже если допустить, что дарение действительно имело место, то возможны два варианта: либо Фатыма вступила в права собственника, либо нет. Если вступила, то что она тогда требовала от Абу Бакра и какое отношение он мог иметь к её собственности? А если не вступила, то дарения как будто и не было, потому что неполученный подарок вообще не является подарком.

 

Получается, что в любом случае это имущество не было ни наследством, ни подарком.

 

Но самое удивительное, что после кончины Абу Бакра правили ‘Умар и ‘Усман, а вслед за ними к власти пришёл ‘Али, и если допустить, что Фадак действительно принадлежал Фатыме, а она скончалась через шесть месяцев после кончины отца, так кому же тогда должен был достаться Фадак? Наследникам? В таком случае ‘Али имел законные права на четверть этого имущества, а аль-Хасан, аль-Хусайн, Зейнаб и Умм Кульсум (дети ‘Али и Фатымы) должны были поделить между собой оставшиеся три четверти, причём каждому наследнику мужского пола полагалась доля в два раза большая, чем каждой из их сестёр. Но ‘Али, став халифом, не отдал Фадак своим детям. И если допустить, что Абу Бакр, Умар и ‘Усман поступили несправедливо, не отдавая Фадак в руки законных наследников, то то же самое можно сказать и об ‘Али, потому что он, если исходить из этого предположения, лишил детей Фатымы законного наследства.

 

Фадак находился в распоряжении посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), затем Абу Бакра, затем ‘Умара. В период правления ‘Умара к нему пришли аль-‘Аббас и ‘Али с просьбой отдать Фадак в их распоряжение, и ‘Умар согласился. Позже ‘Али управлял этим имуществом один до самой своей кончины в сороковом году от хиджры. Потом им распоряжался аль-Хасан, потом аль-Хусайн, потом аль-Хасан ибн аль-Хасан, ‘Али ибн аль-Хасан и Зейд ибн аль-Хасан. Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» (6/239) хадис № 3094.

 

Мы отстаиваем невиновность всех, в том числе Абу Бакра, ‘Умара, ‘Усмана и ‘Али, а также тех, кто распоряжался этим имуществом после них, включая Зейда ибн аль-Хасана.

 

Повторимся, что Фадак не был подарком Фатыме и не был её наследством от посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

 

Во-вторых, как мог посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) оставить это имущество, когда сам он вёл образ жизни, близкий к аскетическому, на что указывает, например, хадис Умм Салямы (да будет доволен ею Аллах) о том, что однажды посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вошёл к ней с таким выражением лица, что ей показалось, что у него что-то болит.

Она спросила: «О посланник Аллаха, у тебя такое выражение лица, как будто ты страдаешь от боли. Это правда?»

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нет. Дело в том, что семь динаров, которые нам принесли ещё вечером, мы до сих пор не потратили (на благие дела)». Этот хадис приводит имам Ахмад в «Муснад», (6/314).

 

К тому же, известно, что когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) скончался, его кольчуга была заложена у одного иудея за тридцать са‘ еды, о чём упоминается в «Сахихе» аль-Бухари. аль-Бухари в «Сахих», № 2916.

 

Вопрос: зачем тому, кто владеет Фадаком и другими землями Хайбара, закладывать свою кольчугу за несколько са‘ продуктов?

 

Утверждают даже, что Фатыма, не получив своего наследства и разгневавшись из-за этого, якобы отправилась на могилу отца и стала жаловаться ему!

 

Это явная ложь. Любому разумному человеку понятно, что не могла дочь посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поступить подобным образом. Вспомним историю пророка Йа‘куба (мир ему).

 

Всевышний Аллах сказал: «Он сказал: “Мои жалобы и печаль направлены только к Аллаху, и я узнаю от Аллаха то, чего вы не знаете”» Сура 12 «Иосиф», аят 86.

 

Известно также, что Абу Бакр поговорил с ней, и она вышла от него довольная и не держала на него зла. Сообщение (сахих мурсаль) об этом передают многие учёные от аш-Ша‘би. А аш-Ша‘би, как известно, относится к категории старших последователей сподвижников (таби‘ун). Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» (6/233). А Аллах знает обо всём лучше.

 

Также известно, что тело Фатымы после её кончины омывала Асма бинт ‘Умайс, жена Абу Бакра ас-Сыддика, что опровергает утверждения о том, что Абу Бакр якобы даже не знал о смерти Фатымы и похоронена она была без его ведома. Возможно ли, чтобы Асма омывала тело Фатымы, а Абу Бакр при этом не знал даже, что Фатыма скончалась?

 

В действительности же Фатыму похоронили ночью, не дожидаясь разрешения Абу Бакра. Но этот факт ни о чём не говорит, потому что ‘Аиша также была похоронена ночью. Более того, сам посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был похоронен в подобное время.

 

Глава восьмая. ‘Умар говорит, что присяга Абу Бакру — необдуманный шаг.

 

Мы можем сказать - да, это верно, ‘Умар действительно сказал это. Однако чтобы понять его мотивы, необходимо обратиться к «Сахиху» аль-Бухари и прочитать эту историю полностью. Ибн аль-‘Аббас передаёт, что ‘Умар узнал о том, что кто-то из людей сказал: «Если ‘Умар умрёт, я присягну такому-то, а присяга Абу Бакру была спонтанным, необдуманным шагом. ‘Умар сказал: “Мне стало известно, что один из вас говорит: мол, если ‘Умар умрёт, я присягну такому-то, а присяга Абу Бакру была спонтанным, необдуманным шагом. Не говорите так, ибо даже если эта присяга и была спонтанным, необдуманным шагом, то Аллах уберёг нас от зла, которое может принести подобный шаг, и никому люди не подчиняются так, как Абу Бакру”».

 

Затем ‘Умар рассказал о том, как он направился к навесу бану Са‘ида вместе с Абу Бакром: «Я хотел было заговорить, поскольку уже заготовил речь, однако меня опередил Абу Бакр, который сказал: “Подожди”. Я не хотел гневать его, а потому уступил. Абу Бакр заговорил, а он был более выдержанным и терпеливым и держался более спокойно и с большим достоинством. И, клянусь Аллахом, он не оставил неупомянутым ни одно из тех слов, которые нравились мне в заготовленной мною речи. Он произносил фразы так же, как собирался произнести я, и даже лучше, и так продолжалось, пока он не замолчал.

 

Он сказал: “Что касается тех достоинств, которыми, согласно вашим утверждениям, вы обладаете, то вы говорите правду. Что же касается этого дела, то никогда не будет оно принадлежать по праву никому, кроме этого курайшитского квартала. Они занимают срединное положение среди арабов по своему происхождению и месту проживания. Я буду доволен, если вы выберете одного из этих двух мужчин. Присягните тому из них, кого вы сами выберете”. С этими словами он взял за руку меня и Абу ‘Убайду ибн аль-Джарраха — он сидел между нами. Из всего сказанного им мне не понравились лишь эти слова. Клянусь Аллахом, лучше бы мне отрубили голову, и я избежал греха, чем стать мне правителем людей, среди которых есть Абу Бакр…

 

Клянусь Аллахом, придя к тем, кто присутствовал там, мы обнаружили, что у них нет большого желания присягать Абу Бакру. Тогда мы испугались, что возникнут разногласия, и они присягнут одному из них, и либо нам придётся присягать в угоду им тому, кому мы не желаем присягать, либо мы поступим наперекор им, и это может стать причиной конфликтов и смуты. Кто присягнул человеку без совета, ни ему, ни тому, кому он присягнул, нельзя подчиняться из боязни, что оба они будут убиты» Этот хадис приводит аль-Бухари в «Сахих», № 6830.

 

Из этой истории понятно, что имел в виду ‘Умар, и становится очевидным, что в его словах не было ничего предосудительного.

 

 

Глава девятая. ‘Умар якобы утверждал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) бредит.

 

Ибн ‘Аббас передаёт: «Когда предсмертные муки посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) усилились, он сказал: “Принесите мне письменные принадлежности, и я запишу для вас то, благодаря чему вы не собьётесь с прямого пути”. Однако ‘Умар сказал: “пророк (да благословит его Аллах и приветствует) серьёзно болен, а у нас есть Коран, и этого нам достаточно!” Тут мнения присутствовавших разделились, поднялся шум. Одни говорили: “Дайте ему письменные принадлежности, пусть напишет то, имея что, вы уже никогда не собьётесь с прямого пути!” А другие поддерживали ‘Умара. Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Встаньте! (То есть оставьте меня)» Этот хадис приводят аль-Бухари в «Сахих», № 114, и Муслим № 1637.

 

Распространители этого сомнения утверждают, что ‘Умар якобы сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) бредит» Как это приписывает имаму аль-Бухари, суфист превратившийся в шиита, Атиджани ас-Самави, «Фас-Алю ахлю зикри», (144-179).

 

Как следует из версий, приводимых в «Сахихах» аль-Бухари и Муслима, ‘Умар сказал: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) серьёзно болен». И это соответствовало истине. Предсмертная болезнь посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) действительно была очень тяжёлой. Из хадиса ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) мы знаем, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), собравшись выйти на молитву, несколько раз терял сознание.

 

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт: «Когда во время болезни посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) его состояние ухудшилось, он спросил: “Совершили ли люди молитву?” Мы ответили: “Нет, они дожидаются тебя”. Он велел: “Налейте для меня воды в корыто”».

 

‘Аиша сказала: «Мы сделали это, после чего он совершил полное омовение и попытался подняться, но потерял сознание. Очнувшись, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) снова спросил: “Совершили ли люди молитву?” Мы ответили: “Нет, они дожидаются тебя, о посланник Аллаха”. Тогда он опять велел: “Налейте для меня воды в корыто”».

 

‘Аиша сказала: «И он сел в это корыто, совершил полное омовение и попытался подняться, но снова лишился сознания. Очнувшись, он снова спросил: “Совершили ли люди молитву?” Мы ответили: “Нет, они дожидаются тебя, о посланник Аллаха”. Тогда он опять велел: “Налейте для меня воды в корыто”. И он сел в него, совершил полное омовение и попытался подняться, но снова лишился сознания. Очнувшись в третий раз, он снова спросил: “Совершили ли люди молитву?” Мы ответили: “Нет, они дожидаются тебя, о посланник Аллаха”. И тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел передать Абу Бакру, чтобы молитву с людьми провёл он» Этот хадис приводят аль-Бухари в «Сахих», № 687, и Муслим № 418.

 

Действительно, нашлись люди, которые спросили: «У него бред?» Однако это был не ‘Умар.

‘Абдуллах ибн Мас‘уд сказал: «Однажды я зашёл к пророку (да благословит его Аллах и приветствует), страдавшему от сильной горячки, и сказал ему: “Какая у тебя сильная горячка!” Он сказал: “Я страдаю в два раза сильнее, чем любой из вас”. Я спросил: “Это потому, что тебе уготована двойная награда?” Он сказал: “Да”»Этот хадис приводят аль-Бухари в «Сахих», № 5648, и Муслим № 2571.

 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сильно страдал от своей болезни, и когда он сказал, что напишет им завет, ‘Умар, пожалев его, сказал присутствующим, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сильно страдает, и что им вполне достаточно Книги Аллаха.

 

Слова ‘Умара согласуются со Словами Всевышнего: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и удовольствовался для вас исламом в качестве религии» Сура 5 «Трапеза», аят 3. См. «Сильсилят аль-Ахадис ас-сахиха», (4/417), № 1890.

 

А посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Клянусь Аллахом, я сообщил вам обо всём, что может помочь вам приблизиться к Аллаху, велев вам делать это, и я сообщил вам обо всём, что запретил Аллах, велев вам соблюдать эти запреты» Этот хадис приводит ан-Насаи в «Сунан», № 2719, его иснад достоверный.

 

Таким образом, не осталось в религии ничего такого, чего посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не разъяснил бы.

 

Что же хотел написать посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)?

‘Али передаёт: «Мы были у посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и он велел мне принести письменные принадлежности, чтобы написать своей общине завет, соблюдая который они никогда не собьются с прямого пути. Однако я испугался, что его дыхание может оборваться раньше, чем я вернусь, и он успеет что-либо продиктовать. Поэтому я сказал: “О посланник Аллаха, я запоминаю и усваиваю”. Тогда он сказал: “Я наказываю вам совершать молитву, выплачивать закят и хорошо относиться к тем, кем овладели ваши десницы”» Аль-Байхакъи, «ас-Сунан аль-кубра», (5/17).

 

Если найдётся человек, который скажет, что сподвижники ослушались веления посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и не принесли ему то, что он просил, то мы скажем: ‘Али был первым, кто его ослушался, потому что веление посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) было обращено непосредственно к нему. Почему же он не исполнил то, что велел ему посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)? Если сподвижники заслуживают порицания, то начинать следует с ‘Али.

 

В действительности нет оснований порицать ‘Али или других сподвижников. Во-первых, потому что сам ‘Али объяснил причину своего поступка. Он сделал то, что сделал, опасаясь, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) может умереть раньше, чем он принесёт письменные принадлежности. Этот хадис приводит имам Ахмад в «Муснад», Али, № 693.

 

 Поэтому ‘Али предложил ему произнести то, что он хотел записать, вслух, чтобы он, ‘Али, запомнил его.

 

Во-вторых, то, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) собирался записать, было для него либо обязанностью, либо желательным действием. Если предположить, что это было обязанностью, тогда нам придётся сказать, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не донёс до нас то, что должен был донести полностью, потому что осталось что-то такое, что он ещё не передал и хотел записать. Однако это очернение посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и, более того, очернение Всевышнего Аллаха, Который дал нам понять, что Он завершил для нас нашу религию.

 

Если же люди скажут, что это было для посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не обязательным, а только желательным действием, мы согласимся с ними в этом.

 

В-третьих, сподвижники не сделали того, что велел им посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) из жалости к нему, а вовсе не из желания ослушаться его и проигнорировать его веление.

 

Глава десятая. ‘Умар запретил хадж-таматту‘ и временный брак, которые были разрешёнными, так как же он мог запретить то, что разрешил Аллах?

 

Начнём с хаджа-таматту‘. Предположим, что ‘Умар допустил ошибку, запретив его. Что отсюда следует?

 

Мы не утверждаем, что ‘Умар был безгрешным, и признаём, что он ошибался, подобно тому как ошибались другие сподвижники и как ошибаются люди вообще. Но вот несколько любопытных сообщений.

 

Ас-Субайй ибн Ма‘бад сказал ‘Умару: «Я собираюсь совершить хадж и ‘умру вместе (то есть хадж-таматту‘)» ‘Умар сказал в ответ: «Ты следуешь Сунне твоего пророка (да благословит его Аллах и приветствует)!»Этот хадис приводит имам Ахмад в «Муснад», (1/25).

 

Салим передаёт от Ибн ‘Умара, что когда его спросили о хадже-таматту‘, он велел совершать его, а ему сказали: «Поистине, ты противоречишь своему отцу». Ибн ‘Умар сказал: «Отец не говорил того, что вы сказали. Он сказал только: “Отделяйте ‘умру от хаджа”. А вы объявили их совершение запретным, тогда как Всевышний Аллах разрешил их и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) утвердил их». А когда они начали спорить с ним, он воскликнул: «Что больше заслуживает того, чему следовать – Книга Аллаха или ‘Умар?!» .

Аль-Байхакы, «ас-Сунан аль-кубра», (5/51), аль-Альбани сказал, передачики его иснад надежные», см. «Описание намаз Пророка (саля Ллаху алейхи ва салам».

 

Итак, что же имел в виду ‘Умар?

 

‘Умар имел в виду, что ‘умра должна совершаться постоянно, то есть у Ка‘бы всегда должны быть люди, прибывшие для совершения ‘умры. Обычно люди, отправляясь совершать хадж, совершали ‘умру вместе с ним, что и называется хадж-таматту‘, а после этого уже не приходили к Дому. И ‘Умар пожелал, чтобы люди совершали хадж отдельно (хадж-ифрад), а потом предпринимали отдельную поездку для совершения ‘умры, чтобы у Ка‘бы постоянно были поклоняющиеся Всевышнему.

 

Таким образом, запрет ‘Умара следует понимать как указание на нежелательность, то есть он не был категорическим. Просто он считал, что лучше отделять хадж от ‘умры, и его не за что упрекнуть, тем более, что, как следует из приведённого выше сообщения, ‘Умар не осудил Субаййа, который сообщил ему о том, что собирается совершить хадж-таматту‘.

 

‘Умар не только не осудил его, но и сказал, что его поступок соответствует Сунне посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

 

А теперь поговорим о временном браке. Запрет заключать временные браки передаётся, как ни странно, от ‘Али. Он сказал Ибн ‘Аббасу, услышав, что тот разрешает временные браки: «Потише, Ибн ‘Аббас. Поистине, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил вступать во временные браки во время похода на Хайбар, и тогда же он запретил есть мясо домашних ослов»Этот хадис приводит Муслим в «Сахих», № 1407, также см. шиитский источник, «Васайл аш-Ши‘а», (12/12).

 

Вспомним хадисы Салямы ибн аль-Аква‘ и Сабуры аль-Джухани о том, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил вступление во временные браки в год покорения Мекки. Эти хадисы приводит Муслим.

 

В одной из версий говорится: «Поистине, ранее я разрешил вам вступать во временные браки. А теперь, поистине, Аллах запретил это до самого Судного дня». Этот хадис приводит Муслим в «Сахих», № 1405.

 

Если исходить из этого, то даже если ‘Умар запрещал вступление во временные браки, то в чём мы можем его обвинить? Разве он запрещал не то, что до него запретил посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)? А посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил это, потому что Всевышний Аллах запретил это. Так в чём вина ‘Умара?

 

Всевышний Аллах сказал: «…которые оберегают свои половые органы от (удовлетворения страсти) со всеми, кроме своих жен или невольниц, которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания, тогда как желающие чего-то сверх этого являются преступниками». Сура 23 «Верующие», аяты 5–7.

 

Таким образом, Всевышний Аллах назвал тех, кто удовлетворяет половое влечение любым иным способом, в том числе и путём временного брака, преступниками.

 

Они приводят в качестве доказательства Слова Всевышнего: «А за то удовольствие, которое вы получаете от них, давайте им установленное вознаграждение. На вас не будет греха, если вы придете к обоюдному согласию после того, как определите обязательное вознаграждение. Поистине, Аллах — Знающий, Мудрый»Сура 4 «Женщины», аят 24.

 

Они также используют в качестве доказательства вариант чтения аята, в котором сказано «до определённого срока».

 

Однако это чтение не утверждённое, оно не входит в десять известных и признанных способов чтения Корана, так как не передаётся достаточным количеством надёжных передатчиков.

 

Кроме того, этот вариант чтения противоречит хадисам, в том числе хадису ‘Али, хадису Салямы ибн аль-Аква‘, Сабуры аль-Джухани и другим.

 

 

Глава одиннадцатая. Обвинение ‘Аиши и Хафсы в неверии.

 

Распространители этого сомнения утверждают, что в аяте «О пророк! Почему ты запрещаешь себе то, что разрешил тебе Аллах, стремясь угодить своим жёнам? Аллах — Прощающий, Милосердный. Аллах указал вам путь освобождения от ваших клятв. Аллах — ваш Покровитель. Он — Знающий, Мудрый. Вот пророк доверил тайну одной из своих жен. Когда же она раскрыла её, и Аллах открыл это ему, он дал знать о части этого и не упомянул другую часть. Она сказала: “Кто сообщил тебе об этом?” Он сказал: “Мне сообщил Знающий, Ведающий”. Если вы обе покаетесь перед Аллахом, то ведь ваши сердца уже уклонились в сторону. Если же вы станете поддерживать друг друга против него, то ведь ему покровительствует Аллах, а Джибриль и праведные верующие являются его друзьями. И ангелы помогают ему»(Сура 66 «Запрещение», аяты 1–4.), утверждается о том, что ‘Аиша и Хафса, супруги посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), склонились к неверию, то есть стали неверующими.

 

По их мнению, именно об этом свидетельствуют слова Всевышнего «…ваши сердца уже уклонились в сторону».

 

‘Убайд ибн ‘Умайр передаёт, что ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) задерживался у Зейнаб бинт Джахш, своей двоюродной сестры, и мы с Хафсой договорились, что к кому бы из нас он ни зашёл, каждая из нас скажет ему: “Поистине, я чувствую исходящий от тебя запах камеди. Ты ел камедь?”» И когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) зашёл к одной из них, она сказала ему эти слова, и он сказал: «Нет, просто я пил мёд у Зейнаб бинт Джахш, но больше этого делать не буду» Этот хадис приводят аль-Бухари в «Сахих», № 5267.

 

 А когда он зашёл к Хафсе, он сказал ей: «Никому не рассказывай об этом. Я же никогда больше этого делать не буду». Однако Хафса рассказала ‘Аише о том, что их план удался, и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) больше не будет пить мёд у Зейнаб. Тогда Всевышний Аллах ниспослал: «О пророк! Почему ты запрещаешь себе то, что разрешил тебе Аллах..?» Сура 66 «Запрещение», аят 1.

 

Слова Всевышнего «Если вы обе покаетесь перед Аллахом…» означают, что им следует раскаяться в своём поступке и в том, к чему иногда приводит ревность, возникающая между жёнами одного человека.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 242.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...