Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
См. текст пункта в предыдущей редакции 4 страница
Никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, за исключением лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. Должностное лицо, уполномоченное на осуществление оперативно-розыскной деятельности, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий подчиняется только непосредственному и прямому начальнику. При получении приказа или указания, противоречащего закону, указанное должностное лицо обязано руководствоваться законом. При защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо лицом, оказывающим ему содействие, совершаемое при правомерном выполнении указанным лицом своего служебного или общественного долга. Время выполнения должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, специальных заданий в организованных преступных группах, а также время их службы в должностях штатных негласных сотрудников указанных органов подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные виды социальной защиты для должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Билет 20. Классификация лиц,оказывающих содействие оперативно-розыскным органам. Исходя из сущности и видов содействия граждан ОРО можно сформулировать само понятие лица, содействующего ОРО. Таким лицом является всякий дееспособный человек, привлеченный к подготовке или проведению ОРМ, т.е. предоставляющий информацию ОРО (оперативнику) или иным образом участвующий в решении конкретных задач ОРД и в данной связи наделенный соответствующими полномочиями, который подлежит социальной и правовой защите, а также ответственности в случае нарушения взятых обязательств. «Привлечение» означает побуждение лица принять участие в осуществлении ОРМ. Отсюда следует, во-первых, что предложение о сотрудничестве должно исходить, как правило, от ОРО и, во-вторых (самое существенное), что окончательное решение о возможности использования лица в ОРМ принимает только ОРО (в лице своих должностных лиц), но не привлекаемое лицо. Классификация лиц, содействующих ОРО. В зависимости от различных критериев среди привлекаемых лиц выделяют несколько групп. По степени участия в ОРО различают основную группу (агент и другие конфиденты) и дополнительную (специалист, переводчик и др.). По форме оказания содействия ОРО привлекаемые лица классифицируются на тех, кто содействует только негласно (агент и другие конфиденты), только гласно (дружинник, сотрудник службы безопасности предприятия) и в смешанной форме (специалист, переводчик и др.). По способам (этапам) использования деление происходит на лиц, подготавливающих ОРМ, и непосредственно участвующих в его проведении. По длительности содействия (в зависимости от срока решения конкретной задачи ОРД) различают разовое оказание помощи, кратковременное содействие (например, участие в оперативно-розыскном обеспечении производства по конкретному уголовному делу) и сотрудничество на долговременной основе (как правило, агент). Агент как основное лицо, содействующее оперативно-розыскным органам Понятие агента ОРО. Согласно ч. 1 ст. 17 ФЗ об ОРД отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению ОРМ с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим ОРД. Одной из двух предусмотренных ФЗ об ОРД форм содействия выступает конфиденциальное сотрудничество. Оно представляет собой правовое отношение между уполномоченным на то ОРО в лице должностного лица (оперативника) и отдельным человеком, изъявившим согласие оказывать осуществлению ОРД и достижению ее целей содействие на доверительной и негласной основе и, возможно, на определенных условиях (условия могут быть оговорены в контракте). Следовательно, агентом (от лат. а§епз, род. п. адепиз — действующий) является человек, который в соответствии с оперативно-розыскным законодательством конфиденциально сотрудничает с ОРО. Это сотрудничество должно происходить исключительно для достижения целей ОРД и решения ее задач. Агент должен располагать сыскными возможностями и обладать соответствующими личными качествами. Он специально готовится для выполнения заданий. Закрепление конфиденциального сотрудничества происходит путем его оформления. ФЗ об ОРД не устанавливает какой-либо единой формы, она закреплена в закрытых ведомственных нормативных актах ОРО. Билет 21.Права и обязанности лиц,оказывающих содействие оперативно-розыскным органам. Н. В. ПАВЛИЧЕНКО Павличенко Н. В., кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Омской академии МВД России. Рассматриваются проблемы определения правового статуса лиц, оказывающих содействие правоохранительным органам. Автор предлагает меры по конкретизации прав и обязанностей этих лиц, а также меры по совершенствованию современного законодательства. Ключевые слова: правовой статус, содействие, права, обязанности, ответственность, закон, правоохранительные органы. The problems of definition of legal status of the persons assisting law enforcement bodies are considered in the article. The author suggests some measures on a concrete definition of the rights and duties of these persons, and also measures on perfection of the modern legislation. Keywords: legal status, assistance, the rights, the duties, responsibility, the law, law enforcement bodies <*>. -------------------------------- <*> Legal status of the persons assisting law enforcement bodies. Любой человек, попадающий в сферу оперативно-розыскной деятельности, становится субъектом специфических правоотношений, которые априори накладывают отпечаток на его правовое положение, что, в свою очередь, изменяет правовой (юридический) статус человека, наделяет его новыми обязанностями и позволяет реализовать определенные права. Подобный подход согласуется с традиционным пониманием юридического статуса, который обозначается как правовое положение личности, представляющее совокупность его прав и обязанностей <1>. Имеются и другие, более расширительные подходы к пониманию правового статуса <2>. -------------------------------- <1> См., например: Новый энциклопедический словарь. М., 2001. С. 1158; Словарь современных понятий и терминов / Сост. В. А. Макаренко. М., 2002. С. 412; Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб., 2001. С. 792; Алехин П., Кармолицкий А. Административное право России: Учеб. М., 2005. С. 171. <2> См., например: Старилов Ю. Н. Административное право. Ч. 2. Кн. первая: Субъекты. Органы управления. Государственная служба. Воронеж, 2001. С. 436; Овсянко Д. М. Государственная служба: Учеб. пособие. М., 2005. С. 113; Кустов М. В., Ногина О. А., Шевелева Н. А. Налоговое право России. Общая часть: Учеб. / Отв. ред. Н. А. Шевелева. М., 2001. С. 66 - 67; Бахмуткина К. Ю. Понятие правового статуса наследника как субъекта наследственного права и субъекта наследственных правоотношений // Наследственное право. 2007. N 2. Полагаем, что расширительное толкование правового статуса личности (должностного лица, индивида и т. д.) представляет интерес для углубленных теоретических исследований данного вопроса. Для нужд настоящего исследования необходимо остановиться на правах и обязанностях лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность на конфиденциальной основе (далее по тексту - конфиденты). Наши доводы основаны на следующих положениях. Во-первых, представляется, что особенности правового статуса конфидента определяются в большей мере возложенными на него обязанностями и характером тех полномочий, которыми он наделен как субъект правоотношений. Во-вторых, в правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной деятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности <1>. Как справедливо отмечает Г. В. Мальцев, "система прав и обязанностей - сердцевина, центр правовой сферы, и здесь лежит ключ к решению основных юридических проблем" <2>. В-третьих, права и обязанности любого субъекта являются тем краеугольным камнем, на котором основываются юридическая ответственность, ограничения и запреты, правовые принципы и т. д. Они соотносятся как общее и частное. Подобную точку зрения мы находим и у правоведов, исследующих данный вопрос <3>. Именно эти аргументы легли в основу дальнейших рассуждений. -------------------------------- <1> См.: Абрамов В. И. Правовой статус ребенка // Современное право. 2005. N 9. <2> Мальцев Г. В. Права личности: юридическая норма и социальная деятельность // Конституция СССР и правовое положение личности. М., 1979. С. 50. <3> См., например: Ромашов Р. А. Некоторые проблемные аспекты понимания правосубъектности индивидуального и коллективного лица // Правовой статус и правосубъектность лиц: теория, история и компаративистика: Материалы науч.-теорет. конф. СПб., 2007. С. 3. Понятие "правовой статус" в общетеоретическом смысле или с учетом его отраслевой принадлежности может и должно быть определено с ориентацией на содержание правовых норм и институтов, имеющихся в той или иной отрасли права и предопределяющих потенциальные возможности абстрактной личности в ее взаимоотношениях с различными субъектами права <1>. Применительно к оперативно-розыскной деятельности подобными нормативными правовыми актами, безусловно, являются Конституция РФ, закрепившая основы правового положения личности в российском обществе, и Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об ОРД), зафиксировавший и уточнивший положения Основного Закона применительно к лицам, оказывающим содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. -------------------------------- <1> См.: Абрамов В. И. Указ. раб. В связи с тем что отраслевое законодательство должно конкретизировать, наполнять определенным содержанием (в рамках своего предмета) идеи, закрепленные в Конституции РФ, рассмотрим, каким образом зафиксирован правовой статус конфидента в оперативно-розыскном законодательстве. В ст. 17 Закона об ОРД говорится, что отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту. При этом правовой статус (обязанности) конфидента законодатель, излагая эзоповым языком, ограничил общими фразами, касающимися правомерности выполнения указанными лицами общественного долга или возложенных на них обязанностей (ст. 18 Закона об ОРД), необходимостью сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также неправомерности предоставления заведомо ложной информации указанным органам (ст. 17 Закона об ОРД). Законодатель в той же декларативной форме и достаточно размыто предоставляет право конфиденту на негласность при выполнении общественного долга (ст. 12), право на получение материальных компенсаций (вознаграждения и других выплат) за выполненную работу (ст. 18), право на участие в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий (ст. 17), право на физическую и иную защиту конфидента, его семьи и близких при наступлении негативных последствий (ст. 12), право на выбор формы оказания содействия (ст. 17), а также право на освобождение от уголовной ответственности при выполнении определенных условий, предусмотренных федеральным законодательством (ст. 18). Представляется, что подобное поверхностное закрепление правового статуса не позволяет осветить все стороны правоотношений, возникающих при реализации конфиденциального содействия. Как справедливо отметил В. А. Ануфриев, "в жизни нередко встречаются примеры ложно понятого или присвоенного статуса. Если этот статус понимается неверно, то человек ориентируется на чуждые образцы поведения" <1>. В свою очередь, А. Л. Анисимов подтверждает: "Незнание работающим населением своего правового статуса порождает правовой беспредел и бесконечные жалобы граждан, касающиеся нарушений их трудовых прав и законных интересов, связанных с материальными последствиями, не говоря уже о нравственном и физическом ущербе" <2>. Для рассматриваемого института права пробелы в определении правового статуса конфидента имеют катастрофические последствия. -------------------------------- <1> Ануфриев В. А. Социальный статус и активность личности. М., 1984. С. 178 - 179. <2> Анисимов А. Л. Правовой статус работника в трудовых отношениях и требования к его деловым качествам // Право и экономика. 2007. N 12. Причин подобной ситуации можно назвать несколько. Во-первых, вопросы правового статуса конфидента полностью оказались в плену предубеждений, присутствующих в ведомственной правовой регламентации в период до 1995 года - года издания Закона об ОРД, в связи с чем на законодательном и ведомственном уровнях не удалось до настоящего времени добиться стабильности и преемственности нормативных предписаний. Во-вторых, до настоящего времени существует ведомственная изолированность нормативных предписаний, отрыв от совокупности правовых и социальных гарантий, установленных обществом для своих граждан, которые оказывают содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Кроме того, проблема усугубляется отсутствием концептуальных исследований правового статуса конфидента. Имеющиеся работы разрозненно публикуются в научных изданиях и оседают в сборниках научных трудов без дальнейшего обобщения и анализа. Выход из данной ситуации видится в определении всеобъемлющих прав и обязанностей лиц, оказывающих конфиденциальное содействие, в Законе об ОРД, как это сделано с правами и обязанностями органов (должностных лиц), осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Закреплению, на наш взгляд, подлежат наиболее общие положения, носящие статусный характер, которые встречаются в деятельности всех категорий конфидентов, а более узкие (специальные) полномочия должны быть предметом договорных обязательств. По нашему мнению, подкрепленному экспертными оценками, среди прав лиц, оказывающих содействие, необходимо закрепить следующие положения: - право на конфиденциальное содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Официальное закрепление за гражданами и иными лицами права на оказание помощи органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в решении задач борьбы с преступностью путем сотрудничества с оперативными подразделениями этих органов позволяет признать социальную необходимость и значимость подобного сотрудничества. Однако мы согласны с авторами Комментария к Закону об ОРД, что это не означает обязательной реализации названного права во всех случаях изъявления отдельными лицами такого желания. Решение данного вопроса - прерогатива органа внутренних дел <1>. Таким образом, реализация права граждан на содействие органам внутренних дел в осуществлении оперативно-розыскной деятельности возможна только при обоюдном согласии; -------------------------------- <1> См.: Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности": Научно-практический комментарий / Под ред. В. В. Николюка. М., 1999. С. 164. |
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 165. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |