Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

См. текст пункта в предыдущей редакции 4 страница




Никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, за исключением лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом.

Должностное лицо, уполномоченное на осуществление оперативно-розыскной деятельности, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий подчиняется только непосредственному и прямому начальнику. При получении приказа или указания, противоречащего закону, указанное должностное лицо обязано руководствоваться законом.

При защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо лицом, оказывающим ему содействие, совершаемое при правомерном выполнении указанным лицом своего служебного или общественного долга.

Время выполнения должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, специальных заданий в организованных преступных группах, а также время их службы в должностях штатных негласных сотрудников указанных органов подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные виды социальной защиты для должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Статья 16. Социальная и правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

 

 

 


1. Гарантии социальной и правовой защиты сотрудников органов, наделенных правом проведения ОРД (МВД, ФСБ, СВР, ФСНП и др.), распространяются лишь на должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и входящих в штаты этих органов. Под должностными лицами в данном случае следует понимать штатных (гласных и негласных) сотрудников органов, осуществляющих ОРД и наделенных властными полномочиями. Лица, оказывающие конфиденциальное содействие, не являются должностными лицами в таком понимании и, соответственно, не подпадают под действие этого положения закона. Гарантии их социальной и правовой защиты регламентируются другими статьями Закона об ОРД (см. комментарий к ст. 18), а также иными нормативными актами.   В ч. 1 комментируемой статьи указывается на два вида защиты должностных лиц, осуществляющих ОРД: социальную и правовую.   Социальная защита включает в себя систему льгот, материального обеспечения и обслуживания сотрудников оперативных подразделений и членов их семей во время службы и при выходе на пенсию, в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности, гибели и др. Заметим, что меры социальной защиты определены в законах, регулирующих деятельность органов, осуществляющих ОРД ("О милиции", "О внешней разведке", "Об органах федеральной службы безопасности", "О Государственной границе Российской Федерации", "О государственной охране", "О федеральных органах налоговой полиции" и др.), и ведомственных нормативных актах. Анализ этих правовых актов показывает, что при формулировании их положений законодатель исходил из концепции социальной защиты, заложенной в Законе "О милиции". В некоторых из них воспроизводятся нормы, зафиксированные в Законе "О милиции", а иногда положения этих нормативных актов носят бланкетный характер. Так, в соответствии со ст. 21 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации распространяется и на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации.   Правовая защита представляет совокупность правовых норм, обеспечивающих безопасность жизни, здоровья, охрану чести и достоинства должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, и членов их семей в связи с выполнением указанными должностными лицами своих профессиональных обязанностей.   Такие правовые нормы содержатся в различных отраслях права. Так, в УК РФ имеются статьи, предусматривающие ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или его близких в целях воспрепятствования их законной деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо мести за подобную деятельность (ст. 317), оскорбление представителя власти (ст. 319), разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320), вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность лица, производящего дознание (ч. 2 ст. 294), угроза или насильственные действия в отношении него (ч. 2 ст. 296), клевета (ч. 2 ст. 298) и др. В Кодексе РСФСР об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции (ст. 165), неповиновение работнику милиции (ст. 165.5) и др.   К специальным мерам правовой защиты должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, следует также отнести Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", согласно которому для обеспечения их безопасности могут применяться с учетом конкретных обстоятельств следующие меры: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; временное помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы); переселение на другое место жительства; замена документов, изменение внешности (ст. 5). В целях реализации предусмотренных мер безопасности могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия (см. п. 8 комментария к ст. 7). Существуют и другие нормативные акты, определяющие гарантии социально-правовой защищенности оперативных работников. Они касаются, как правило, отдельных субъектов оперативно-розыскной деятельности. Так, в соответствии с Указом Президента РФ "О дополнительных мерах по закреплению кадров в органах Федеральной службы безопасности" разрешено выплачивать военнослужащим органов ФСБ, принимавшим непосредственное участие в разработке и осуществлении оперативно-розыскных мероприятий по борьбе с преступностью, единовременное денежное вознаграждение до 20-кратного размера минимальной месячной оплаты труда. Учитывая повышенную общественную опасность терроризма и связанных с ним криминальных проявлений, законодатель предусмотрел дополнительные гарантии правовой и социальной защиты должностных лиц правоохранительных органов, участвующих в борьбе с терроризмом. Так, согласно ст. 22 Федерального закона "О борьбе с терроризмом" военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, проходящим службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих борьбу с терроризмом, в выслугу лет для назначения пенсий засчитывается один день службы за полтора дня, а во время участия в проведении контртеррористической операции - один день службы за три дня. При выполнении оперативными работниками специальных заданий в районах боевых действий на них распространяются льготы, установленные для сотрудников, привлекаемых для решения подобных задач. Кроме того, в ведомственных нормативных актах содержатся другие предписания, касающиеся социальной и правовой защиты сотрудников оперативных служб. 2. Части 2 и 3 комментируемой статьи указывают на определенную оперативно-розыскную самостоятельность как органов, так и должностных лиц, осуществляющих ОРД. Хотя здесь и не названы достаточно четко пределы самостоятельности субъектов оперативно-розыскной деятельности, однако анализ позволяет заключить, что ее границы определяются требованием законности действий оперативных подразделений и их дисциплинарной подчиненностью. Часть 2 данной статьи указывает, что никто (ни должностные лица, ни какие-либо органы государства, прямо не уполномоченные на то федеральным законом - см. комментарий к ст. 20-22) не вправе вмешиваться (давать указания, препятствовать выполнению действий и др.) лишь в законные действия должностных лиц и органов, осуществляющих ОРД. Что касается противоправных действий, то вмешательство вполне допустимо и необходимо, а их пресечение осуществляется в соответствии с действующим законодательством (уголовным, уголовно-процессуальным, административным и др.). Сложным является вопрос о вмешательстве начальников в законные действия подчиненных оперативных подразделений и их сотрудников. Специфика оперативно-розыскной деятельности такова, что большинство своих действий оперативный работник должен согласовывать с непосредственным и прямым начальниками, а ряд мероприятий проводить только с их разрешения (см. комментарий к ст. 6). На практике могут возникнуть ситуации, когда руководитель требует от оперативного работника прекратить или отказаться от осуществления каких-либо оперативно-розыскных мероприятий, проводимых на законных основаниях, или принимает решение о передаче дела оперативного учета в производство другого оперативного работника. В данном случае он может руководствоваться, например, тактическими соображениями. Если его требования не противоречат закону, то оперативный работник обязан выполнить указание, хотя за ним остается право обжаловать указанные действия вышестоящему прямому начальнику. В случае получения должностным лицом приказа или указания, противоречащего закону, сотрудник обязан руководствоваться законом, причем, не имеет значения, в какой форме устной или письменной - поступило указание. 3. Со стороны органа, осуществляющего ОРД, а также лиц, оказывающих ему содействие, допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам, совершаемое при правомерном выполнении указанными лицами своего служебного или общественного долга. Иными словами, Закон об ОРД допускает совершение оперативными работниками и лицами, оказывающими содействие органам, осуществляющим ОРД, действий, являющихся объективно противоправными. В этом проявляется особый правовой статус данных органов, который закреплен не только в комментируемом Законе, но и других нормативных актах. Так, согласно Закону "О милиции" сотрудники милиции (а таковыми являются должностные лица всех оперативных подразделений органов внутренних дел) не несут ответственности за моральный, материальный и физический вред, причиненный правонарушителю применением в предусмотренных законом случаях физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, если причиненный вред соразмерен силе оказываемого противодействия. Аналогичные правовые нормы присутствуют и в законах, регламентирующих деятельность других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Кроме того, законодатель, регулируя деятельность правоохранительных органов по борьбе с отдельными видами преступных проявлений, также устанавливает возможность правомерного причинения вреда охраняемым отношениям. Так, в соответствии со ст. 21 Федерального закона "О борьбе с терроризмом" при проведении контртеррористической операции на основании и в пределах, которые установлены законом, допускается вынужденное причинение вреда жизни, здоровью и имуществу террористов, а также иным правоохраняемым интересам. При этом военнослужащие, специалисты и другие лица, участвующие в борьбе с терроризмом, освобождаются от ответственности за вред, причиненный при проведении контртеррористической операции, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Названные установления адекватны положениям уголовного законодательства и согласуются с такими уголовно-правовыми институтами, как необходимая оборона (ст. 37), причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38) и крайняя необходимость (ст. 39 УК). Например, ст. 38 УК гласит, что не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным. Это положение (хотя и в иной редакции) воспроизводится и в ст. 21 Федерального закона "О борьбе с терроризмом". В ряде случаев должностные лица оперативных подразделений при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий по предотвращению или раскрытию преступлений вынужденно причиняют вред не только лицу, посягающему на охраняемые законом интересы, но и правам так называемых третьих лиц, интересам общества и государства. Например, для изучения и исследования каких-либо документов, содержащих следы преступления, производится их негласное изъятие. По внешнему проявлению это может напоминать тайное хищение чужого имущества. Однако в подобных ситуациях при оценке действий сотрудников органов, осуществляющих ОРД, следует руководствоваться положением ст. 39 УК, согласно которой не является преступлением причинение вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, ее правам, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена другими средствами. От действий, допускающих вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам, следует отличать действия оперативных работников по имитации преступной деятельности. Подобные действия сопровождают такие оперативно-розыскные мероприятия, как оперативное внедрение, оперативный эксперимент и др. Их принципиальное отличие состоит в том, что они не нарушают охраняемых законом прав и интересов личности, общества и государства. Как правило, подобные действия заключаются в демонстрации орудий преступления (отмычек, оружия), наркотиков, продаже вещей и т.п.
Выслуга лет для пенсии и дополнительные льготы для оперативников

 

 

 

4. Закон предусматривает возможность льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии должностным лицам органов, осуществляющих ОРД, выполняющим специальные задания в организованных преступных группах, а также во время их службы в должностях штатных негласных сотрудников. Выполнение оперативным работником специальных заданий в организованных преступных группах сопровождается приказом и заведением соответствующих дел оперативного учета (см. комментарий к ст. 10), поэтому такое участие имеет документальное подтверждение и реальные результаты. Однако в настоящее время отсутствуют какие-либо постановления Правительства, определяющие конкретный порядок исчисления выслуги лет сотрудникам, выполняющим специальные задания в организованных преступных группах.   5. Комментируемая статья разрешает органам власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления устанавливать дополнительные виды социальной защиты должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, в целях закрепления кадров в определенных регионах, дополнительного стимулирования их работы, создания надлежащих условий для выполнения своих функциональных обязанностей и др. Виды социальной защиты могут быть самыми различными, но нормативные акты, их регламентирующие, не должны противоречить федеральным законам.

 

Билет 20. Классификация лиц,оказывающих содействие оперативно-розыскным органам.

Исходя из сущности и видов содействия граждан ОРО можно сформулировать само понятие лица, содействующего ОРО. Таким лицом является всякий дееспособный человек, привлеченный к подготовке или проведению ОРМ, т.е.

предоставляющий информацию ОРО (оперативнику) или иным образом участвующий в решении конкретных задач ОРД и в данной связи наделенный соответствующими полномочиями, который подлежит социальной и правовой защите, а также ответственности в случае нарушения взятых обязательств.

«Привлечение» означает побуждение лица принять участие в осуществлении ОРМ. Отсюда следует, во-первых, что предложение о сотрудничестве должно исходить, как правило, от ОРО и, во-вторых (самое существенное), что окончательное решение о возможности использования лица в ОРМ принимает только ОРО (в лице своих должностных лиц), но не привлекаемое лицо.

Классификация лиц, содействующих ОРО.

В зависимости от различных критериев среди привлекаемых лиц выделяют несколько групп.

По степени участия в ОРО различают основную группу (агент и другие конфиденты) и дополнительную (специалист, переводчик и др.).

По форме оказания содействия ОРО привлекаемые лица классифицируются на тех, кто содействует только негласно (агент и другие конфиденты), только гласно (дружинник, сотрудник службы безопасности предприятия) и в смешанной форме (специалист, переводчик и др.).

По способам (этапам) использования деление происходит на лиц, подготавливающих ОРМ, и непосредственно участвующих в его проведении.

По длительности содействия (в зависимости от срока решения конкретной задачи ОРД) различают разовое оказание помощи, кратковременное содействие (например, участие в оперативно-розыскном обеспечении производства по конкретному уголовному делу) и сотрудничество на долговременной основе (как правило, агент). Агент как основное лицо, содействующее оперативно-розыскным органам Понятие агента ОРО. Согласно ч. 1 ст. 17 ФЗ об ОРД отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению ОРМ с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим ОРД. Одной из двух предусмотренных ФЗ об ОРД форм содействия выступает конфиденциальное сотрудничество. Оно представляет собой правовое отношение между уполномоченным на то ОРО в лице должностного лица (оперативника) и отдельным человеком, изъявившим согласие оказывать осуществлению ОРД и достижению ее целей содействие на доверительной и негласной основе и, возможно, на определенных условиях (условия могут быть оговорены в контракте). Следовательно, агентом (от лат. а§епз, род. п. адепиз — действующий) является человек, который в соответствии с оперативно-розыскным законодательством конфиденциально сотрудничает с ОРО. Это сотрудничество должно происходить исключительно для достижения целей ОРД и решения ее задач.

Агент должен располагать сыскными возможностями и обладать соответствующими личными качествами. Он специально готовится для выполнения заданий. Закрепление конфиденциального сотрудничества происходит путем его оформления. ФЗ об ОРД не устанавливает какой-либо единой формы, она закреплена в закрытых ведомственных нормативных актах ОРО.

Билет 21.Права и обязанности лиц,оказывающих содействие оперативно-розыскным органам.

Н. В. ПАВЛИЧЕНКО

Павличенко Н. В., кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Омской академии МВД России.

Рассматриваются проблемы определения правового статуса лиц, оказывающих содействие правоохранительным органам. Автор предлагает меры по конкретизации прав и обязанностей этих лиц, а также меры по совершенствованию современного законодательства. Ключевые слова: правовой статус, содействие, права, обязанности, ответственность, закон, правоохранительные органы.

The problems of definition of legal status of the persons assisting law enforcement bodies are considered in the article. The author suggests some measures on a concrete definition of the rights and duties of these persons, and also measures on perfection of the modern legislation. Keywords: legal status, assistance, the rights, the duties, responsibility, the law, law enforcement bodies <*>. -------------------------------- <*> Legal status of the persons assisting law enforcement bodies.

Любой человек, попадающий в сферу оперативно-розыскной деятельности, становится субъектом специфических правоотношений, которые априори накладывают отпечаток на его правовое положение, что, в свою очередь, изменяет правовой (юридический) статус человека, наделяет его новыми обязанностями и позволяет реализовать определенные права. Подобный подход согласуется с традиционным пониманием юридического статуса, который обозначается как правовое положение личности, представляющее совокупность его прав и обязанностей <1>. Имеются и другие, более расширительные подходы к пониманию правового статуса <2>. -------------------------------- <1> См., например: Новый энциклопедический словарь. М., 2001. С. 1158; Словарь современных понятий и терминов / Сост. В. А. Макаренко. М., 2002. С. 412; Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб., 2001. С. 792; Алехин П., Кармолицкий А. Административное право России: Учеб. М., 2005. С. 171. <2> См., например: Старилов Ю. Н. Административное право. Ч. 2. Кн. первая: Субъекты. Органы управления. Государственная служба. Воронеж, 2001. С. 436; Овсянко Д. М. Государственная служба: Учеб. пособие. М., 2005. С. 113; Кустов М. В., Ногина О. А., Шевелева Н. А. Налоговое право России. Общая часть: Учеб. / Отв. ред. Н. А. Шевелева. М., 2001. С. 66 - 67; Бахмуткина К. Ю. Понятие правового статуса наследника как субъекта наследственного права и субъекта наследственных правоотношений // Наследственное право. 2007. N 2.

Полагаем, что расширительное толкование правового статуса личности (должностного лица, индивида и т. д.) представляет интерес для углубленных теоретических исследований данного вопроса. Для нужд настоящего исследования необходимо остановиться на правах и обязанностях лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность на конфиденциальной основе (далее по тексту - конфиденты). Наши доводы основаны на следующих положениях. Во-первых, представляется, что особенности правового статуса конфидента определяются в большей мере возложенными на него обязанностями и характером тех полномочий, которыми он наделен как субъект правоотношений. Во-вторых, в правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной деятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности <1>. Как справедливо отмечает Г. В. Мальцев, "система прав и обязанностей - сердцевина, центр правовой сферы, и здесь лежит ключ к решению основных юридических проблем" <2>. В-третьих, права и обязанности любого субъекта являются тем краеугольным камнем, на котором основываются юридическая ответственность, ограничения и запреты, правовые принципы и т. д. Они соотносятся как общее и частное. Подобную точку зрения мы находим и у правоведов, исследующих данный вопрос <3>. Именно эти аргументы легли в основу дальнейших рассуждений. -------------------------------- <1> См.: Абрамов В. И. Правовой статус ребенка // Современное право. 2005. N 9. <2> Мальцев Г. В. Права личности: юридическая норма и социальная деятельность // Конституция СССР и правовое положение личности. М., 1979. С. 50. <3> См., например: Ромашов Р. А. Некоторые проблемные аспекты понимания правосубъектности индивидуального и коллективного лица // Правовой статус и правосубъектность лиц: теория, история и компаративистика: Материалы науч.-теорет. конф. СПб., 2007. С. 3.

Понятие "правовой статус" в общетеоретическом смысле или с учетом его отраслевой принадлежности может и должно быть определено с ориентацией на содержание правовых норм и институтов, имеющихся в той или иной отрасли права и предопределяющих потенциальные возможности абстрактной личности в ее взаимоотношениях с различными субъектами права <1>. Применительно к оперативно-розыскной деятельности подобными нормативными правовыми актами, безусловно, являются Конституция РФ, закрепившая основы правового положения личности в российском обществе, и Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об ОРД), зафиксировавший и уточнивший положения Основного Закона применительно к лицам, оказывающим содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. -------------------------------- <1> См.: Абрамов В. И. Указ. раб.

В связи с тем что отраслевое законодательство должно конкретизировать, наполнять определенным содержанием (в рамках своего предмета) идеи, закрепленные в Конституции РФ, рассмотрим, каким образом зафиксирован правовой статус конфидента в оперативно-розыскном законодательстве. В ст. 17 Закона об ОРД говорится, что отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту. При этом правовой статус (обязанности) конфидента законодатель, излагая эзоповым языком, ограничил общими фразами, касающимися правомерности выполнения указанными лицами общественного долга или возложенных на них обязанностей (ст. 18 Закона об ОРД), необходимостью сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также неправомерности предоставления заведомо ложной информации указанным органам (ст. 17 Закона об ОРД). Законодатель в той же декларативной форме и достаточно размыто предоставляет право конфиденту на негласность при выполнении общественного долга (ст. 12), право на получение материальных компенсаций (вознаграждения и других выплат) за выполненную работу (ст. 18), право на участие в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий (ст. 17), право на физическую и иную защиту конфидента, его семьи и близких при наступлении негативных последствий (ст. 12), право на выбор формы оказания содействия (ст. 17), а также право на освобождение от уголовной ответственности при выполнении определенных условий, предусмотренных федеральным законодательством (ст. 18). Представляется, что подобное поверхностное закрепление правового статуса не позволяет осветить все стороны правоотношений, возникающих при реализации конфиденциального содействия. Как справедливо отметил В. А. Ануфриев, "в жизни нередко встречаются примеры ложно понятого или присвоенного статуса. Если этот статус понимается неверно, то человек ориентируется на чуждые образцы поведения" <1>. В свою очередь, А. Л. Анисимов подтверждает: "Незнание работающим населением своего правового статуса порождает правовой беспредел и бесконечные жалобы граждан, касающиеся нарушений их трудовых прав и законных интересов, связанных с материальными последствиями, не говоря уже о нравственном и физическом ущербе" <2>. Для рассматриваемого института права пробелы в определении правового статуса конфидента имеют катастрофические последствия. -------------------------------- <1> Ануфриев В. А. Социальный статус и активность личности. М., 1984. С. 178 - 179. <2> Анисимов А. Л. Правовой статус работника в трудовых отношениях и требования к его деловым качествам // Право и экономика. 2007. N 12.

Причин подобной ситуации можно назвать несколько. Во-первых, вопросы правового статуса конфидента полностью оказались в плену предубеждений, присутствующих в ведомственной правовой регламентации в период до 1995 года - года издания Закона об ОРД, в связи с чем на законодательном и ведомственном уровнях не удалось до настоящего времени добиться стабильности и преемственности нормативных предписаний. Во-вторых, до настоящего времени существует ведомственная изолированность нормативных предписаний, отрыв от совокупности правовых и социальных гарантий, установленных обществом для своих граждан, которые оказывают содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Кроме того, проблема усугубляется отсутствием концептуальных исследований правового статуса конфидента. Имеющиеся работы разрозненно публикуются в научных изданиях и оседают в сборниках научных трудов без дальнейшего обобщения и анализа. Выход из данной ситуации видится в определении всеобъемлющих прав и обязанностей лиц, оказывающих конфиденциальное содействие, в Законе об ОРД, как это сделано с правами и обязанностями органов (должностных лиц), осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Закреплению, на наш взгляд, подлежат наиболее общие положения, носящие статусный характер, которые встречаются в деятельности всех категорий конфидентов, а более узкие (специальные) полномочия должны быть предметом договорных обязательств. По нашему мнению, подкрепленному экспертными оценками, среди прав лиц, оказывающих содействие, необходимо закрепить следующие положения: - право на конфиденциальное содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Официальное закрепление за гражданами и иными лицами права на оказание помощи органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в решении задач борьбы с преступностью путем сотрудничества с оперативными подразделениями этих органов позволяет признать социальную необходимость и значимость подобного сотрудничества. Однако мы согласны с авторами Комментария к Закону об ОРД, что это не означает обязательной реализации названного права во всех случаях изъявления отдельными лицами такого желания. Решение данного вопроса - прерогатива органа внутренних дел <1>. Таким образом, реализация права граждан на содействие органам внутренних дел в осуществлении оперативно-розыскной деятельности возможна только при обоюдном согласии; -------------------------------- <1> См.: Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности": Научно-практический комментарий / Под ред. В. В. Николюка. М., 1999. С. 164.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 165.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...