Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Б25.В1. Словосочетание. Предложение. Текст. Методика формирования этих понятий.          




Словосочетанием называется синтаксическая единица, состоящая из двух или более знаменательных слов, связанных подчинительной грамматической связью, и выражающая единое, но расчленённое понятие. Таким образом, словосочетание не выражает законченной мысли, тут есть главное и зависимое слова. В речевой практике словосочетание, как правило, используется не самостоятельно, а в предложении. Поэтому наиболее распространено в современной школе выделение словосочетаний из предложений и постановка вопросов от главного к зависимому слову. Такая работа очень полезна для формирования навыков синтаксического разбора.

Типы упражнений со словосочетаниями, рекомендуемых методикой [34]: 1. Постановка вопросов к зависимым словам в предложении, выяснение связей между словами, схематическое изображение этих связей. 2. Составление словосочетаний в связи с изучением частей речи – существительных, прилагательных, глаголов. 3. Вставка нужных предлогов в словосочетания: пить… чашки, уехать… города, прыгать… вышки, строить… кубиков, принести… магазина, вернуться… школы, выйти… троллейбуса, слезть… дерева, сбросил… крыши.

Предложение – это минимальная единица речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (иногда одно слово), обладающая смысловой и интонационной законченностью. Практическая работа над предложением проводится в каждом классе. Дети должны научиться конструировать различные типы предложений, включая и сложные. Самые простые и в то же время необходимые формы работы над предложением – это знакомство с образцами предложений, отработка интонации (повествование, вопрос, восклицание) и использование других средств выразительности, выяснение смысла предложения, запоминание предложений. Заучивание поможет ученику в дальнейшем составлять собственные предложения по аналогии с образцом. Это может быть занимательный материал: загадки, пословицы: Красный петушок по жёрдочке бежит (огонь). Живут два братца через дорожку, а друг друга не видят (глаза). Новая посудина, а вся в дырках (решето). Птичка-невеличка: носик стальной, хвостик льняной (иголка с ниткой). Труд кормит, а лень портит. Дети должны осознать, что и загадка, и пословица, и стихотворение – тоже предложения. Упражнения с предложениями бывают аналитическими и синтетическими. Аналитические – такие, которые предусматривают работу с уже готовыми предложениями. Синтетические направлены на самостоятельное построение предложений. В зависимости от степени самостоятельности и познавательной активности учащихся упражнения с предложениями делятся на три группы [См. более подробно: 19, с. 348-354]: 1. Упражнения на основе образца. Среди упражнений этой группы значительное место принадлежит аналитическим, а также наблюдению, слушанию предложений, их чтению. Полезно практиковать цитирование предложений из заученных стихотворений или отрывков из прозы, которые дети запомнили. 2. Конструктивные упражнения предполагают построение или перестройку предложений. Сюда включаются восстановление деформированных предложений, нахождение границ предложений в тексте, написанном без точек и заглавных букв, 29 соединение двух-трёх предложений в одно сложное, составление предложений по данной синтаксической схеме, выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах предложения. 3. Творческие упражнения с предложениями предполагают отсутствие каких- либо образцов или конструктивных заданий, школьники составляют предложения свободно – по теме, картинке, опорным словам, данным словосочетаниям, распространяют грамматическую основу и т.д. Учитель не должен довольствоваться примитивными предложениями, которые придумывают учащиеся, так как творчество предполагает высший уровень их возможностей [34].

Текст - это слова, предложения, абзацы и более крупные части, связанные в целое темой и основной мыслью, образующие высказывание, речевое произведение.

Работа по формированию текстовых умений учащихся начальной школы многогранна. Она включает в себя работу над сочинениями, изложениями различных видов. В рамках введения в учебный процесс ФГОС учитель не даёт ученикам знаний в готовом виде, а стимулирует их к самостоятельной познавательной деятельности. От учителя такая работа требует выбора особых форм и методов работы, подбора языкового материала и заданий которые должны привести детей к формированию понятия.

Овладение понятием "текст" в начальной школе предполагает практическое усвоение учащимися основных признаков понятия:

1) текст состоит из двух или нескольких предложений;

2) текст имеет: тему и основную мысль; передающий их заголовок; четкую структуру (начало, основная часть, концовка);

3) предложения в тексте между собой связаны.

У школьников должны быть сформированы следующие текстовые умения:

•         понимать тему текста и раскрывать ее в своем высказывании;

•         понимать основную мысль "чужой" речи, а также осознавать ее и развивать в своей;

•         располагать предложения в нужной последовательности и связывать их между собой.

В дидактике учебные тексты разделяют на теоретические, в которых раскрывается предметно-понятийное содержание знаний, и конкретно-практические, направленные на изложение приёмов, способов, методов познания.

При первичном чтении учебного текста происходит целостное и элементарно-аналитическое восприятие и понимание предлагаемого детям вербального материала. Учащиеся должны уметь определить тему чтения, выделить запомнившиеся им факты, интересные события, которые привлекли их внимание.

Вторичное чтение научно-познавательного (учебного) текста предполагает углублённую работу над ним, осмысление прочитанного, поскольку здесь надо установить причинно-следственные связи, заключённые в тексте. Более сложным является текст, в котором факты или явления описываются в сопоставлении, и тогда необходимо провести операцию выбора, прежде чем сопоставить их, выполняя в дальнейшем операции обобщения и умозаключения.

Чтение осуществляется ради того, чтобы получить информацию, заключённую в тексте, осознать её смысл, понять содержание. Понимание прочитанного подразумевает осознание ребёнком значения практически всех слов, которые употребляются в тексте, причём как в прямом, так и в переносном смысле. Это требует определённого объёма словарного запаса у ребёнка, соответствующего данному возрасту, умения правильно строить грамматические конструкции, уяснения смысловой связи между предложениями

 Признаки текста:

1.        Членимость.

Текст состоит из нескольких предложений. Одно предложение, даже очень распространённое, сложное, текстом назвать нельзя, поскольку текст можно расчленить на самостоятельные предложения, а части предложения сочетаются по законам синтаксиса сложного предложения, но не текста.

1.        Смысловая цельность текста.

- заключается в том, что все предложения соотносятся с единой темой и подчинены доказательству какой-либо основной мысли. Заглавие текста является как бы свёрнутым текстом и именно в нём отражается тема, чаще основная мысль.

М. С. Соловейчик предлагает упражнения, эффективные в отношении формирования текстовых умений. Среди них:

•         сбор "рассыпанного" материала (восстановление деформированного текста);

•         редактирование предложенного учителем плана, приведение его в соответствие с данным текстом;

•         редактирование текста с точки зрения последовательности изложения;

•         составление плана готового текста-образца (либо создаваемого учеником текста);

•         изменение плана готового текста (внесение другой логики в изложение событий);

•         конструирование текста из отдельных частей.

У школьников должны быть сформированы следующие текстовые умения: понимать тему текста и раскрывать ее в своем высказывании; понимать основную мысль "чужой" речи, а также осознавать ее и развивать в своей; располагать предложения в нужной последовательности и связывать их между собой.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 500.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...