Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Б26. Вопрос 1.Традиционный (формальный) подход к изучению синтаксиса в начальных классах.




Примечание: *Синтаксис - раздел лингвистики, изучающий строение и функциональное взаимодействие различных частей речи в предложениях, словосочетаниях и пр. языковых единицах. Является составной частью грамматики.

По ФГОС НОО, в начальной школе (систематический курс) на изучение синтаксиса выделяется 47 часов, в течение которых вся система работы над изучением словосочетания и предложения должна быть направлена на формирование у обучающихся начальных классов определенных предметных учебных действий:

- умения сравнивать предложение, словосочетание, слово, называя их сходства и различия; - умения при помощи смысловых вопросов устанавливать связь между словами в предложениях и словосочетаниях; - умения находить в тексте повествовательные, побудительные, вопросительные предложения; - умения классифицировать предложения по цели высказывания; - умения в тексте находить предложения с определенными характеристиками; - умения определять границы предложений, а также выбирать знак конца предложения; - умения объяснять способы нахождения главных членов предложения; - умения находить в тексте и составлять самостоятельно предложения с однородными членами; - умения объяснять в предложении с однородными членами выбор нужного союза; - умения составлять ряд однородных членов предложения и продолжать его.

При достаточно высоком уровне сформированности перечисленных предметных учебных действий обучающиеся начальных классов смогут достаточно успешно достичь планируемых предметных результатов освоения синтаксиса.

Раздел «Синтаксис» в обязательном минимуме содержания начального общего образования состоит из следующих подразделов:

- Словосочетание.

- Предложение. Цель высказывания, интонация.

- Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные.

- Знаки препинания в конце предложения.

- Члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды).

- Однородные члены предложения. Союзы и, а, но при однородных членах предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.

Одной из важнейших задач для уроков русского языка является формирование у обучающихся начальных классов умений осознанно пользоваться словосочетаниями и предложениями для выражения собственных мыслей. Поэтому в начальной школе работа над этими синтаксическими единицами занимает особенное место, так как именно на синтаксической основе осуществляется обучение фонетики, морфологии, лексики и, конечно же, орфографии. Младшим школьникам предложение помогает прочно осознавать значение в языке имен существительных, глаголов, прилагательных, местоимений.

Работа над словосочетаниями и предложениями, как мы видим, занимает центральное место в обучении синтаксису русского языка.

В начальной школе при работе над предложением выделяется условно пять направлений:

1. работа над формированием грамматического понятия «предложение» (рассмотрение существенных признаков предложения);

2. работа по владению младшими школьниками структурой предложения (понимание связи слов в предложении, роли главных и второстепенных членов, распространенные и нераспространенные предложения).

3. работа по формированию у младших школьников умений по использованию в своей речи разных по цели высказывания и по интонации предложений.

4. работа над умениями точного употребления слов в предложении.

5. работа по формированию умений оформлять предложения в письменной речи.

Все пять обозначенных направлений работы по изучению синтаксиса в начальной школе активно взаимодействуют между собой. Например, изучение предложения и формирование умений пользоваться им в речи основывается на постоянном расширении у младших школьников фактических знаний о синтаксисе.

Работа над темой «Предложение» в начальной школе продолжается в течение всех четырех лет обучения. Обучающиеся начальных классов за время обучения в этом вопросе переходят от элементарных представлений о предложении как о нескольких связанных между собой словах, выражающих общую мысль, к пониманию роли главных и второстепенных членов, к изучению предложений с однородными членами, распространенных и нераспространенных предложений и т.д.

Учебный материал по основам синтаксиса в начальной школе изучается таким образом, что работа над предложением в течение всего учебного года пронизывает и другие темы, хотя объем синтаксического материала для младших школьников достаточно мал. Основным принципом при усвоении понятия «предложение» становится развитие у младших школьников верного представления о членах предложения: обучающиеся должны усвоить, что все члены предложения делятся на две группы (главные и второстепенные). Главные члены, которые берут на себя основную смысловую нагрузку, а второстепенные члены предложения выполняют уточняющую функцию. (Для раскрытия сущности второстепенных членов учащиеся проводят анализ предложения и устанавливают, какие члены предложения уточняются второстепенными членами. Особенно наглядно специфика второстепенных членов выступает в процессе распространения предложения. Например, учащимися записано предложение: «Ласточка улетает». Чтобы мысль была выражена более полно, им предлагается включить в предложения слова, отвечающие на вопросы: куда? и когда? Отвечая на эти вопросы, учащиеся наглядно убеждаются в том, что какой член распространяется, становится более точным.)

Также параллельно с изучением синтаксиса в начальных классах идет и знакомство с основами пунктуации, предметом изучения которой является постановка четырех знаков препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая.

Кроме того, одним из важных условий, которое обеспечивает эффективность работы над элементами синтаксиса и пунктуации в начальной школе, является интеграция уроков чтения и русского языка. Младшие школьники быстрее научатся выразительно читать, опираясь на собственные знания из области синтаксиса, которые обеспечивают осознанное владение предложением в устной и письменной речи.

Вообще в зависимости от степени самостоятельности и познавательной активности младших школьников упражнения по теме «Синтаксис» делятся на три основные группы

Предлагаю систему упражнений, который можно использовать при изучении раздела «Синтаксис» в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО:

Из данных слов составь и запиши предложение:

Лучи, на, посылает, землю, жаркие, солнце

Определи границы предложений. Каждое предложение начинай писать с большой буквы и в конце ставь точку.

Найди начало и конец каждого предложения. Спиши, разделив текст на предложения.

Словосочетание выделяется как компонент предложения и воспринимается уже в начальных классах на основе его существенных признаков. Сам термин «словосочетание» не имеет в учебниках для начальной школы определения. Но практически младшие школьники подводятся к осознанию следующих существенных признаков словосочетания:

1.Словосочетание – это два слова, связанные между собой по смыслу и грамматически. Например, в предложении «Российский космонавт облетел Землю» два словосочетания: а) Российский космонавт; б) облетел Землю.

2.В словосочетании одно слово главное, а второе – зависимое. Главное – это слово, от которого ставим вопрос, а зависимое – то, которое отвечает на вопрос.

Например:

(Какой?) Школьный лагерь раскинулся (где?) на берегу.

Подлежащее и сказуемое не составляют словосочетание, так как они по отношению друг к другу равноправны и взаимозависимы.

Б26. Вопрос 2. Методические особенности вариантов учебно-методических комплектов «Окружающий мир (ОМ)».

 Спецификой предмета ОМ является ярко выраженный интегрированный (интегративный) характер, который соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания. Дает обучающимся материал естественных и социально-культурных наук, необходимых для целостного видения мира, его важнейших взаимосвязей.

Существенной особенностью предмета является то, что в нем заложена основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы, т.е. предмет ОМ использует знания, полученные на уроках чтения, русского языка, музыки, изо и физкультуры..

Рассмотрим методические особенности по изучению предмета ОМ в разных УМК (учебно-методических комплектах).

Программа «Перспективная начальная школа», авторы: О.Н.Федотова, Г.В.Трофимова

Для программы характерно объединение обществознания и естествознания. Особую значимость имеет формирование у школьников целостной картины окружающей среды – природной и социальной – и место человека в этой среде, как личности.

Программа имеет 3 основных раздела:

-человек и природа;

-человек и общество;

-правила безопасности жизни.

При обучении предмету ОМ используется материал о природе и культуре родного края.

Программа «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф.Виноградова

Важной особенностью предмета является определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений. Логика построения процесса обучения предмета направлена на создание учителем ситуаций: удивления, вопроса, предложения и т.д., что способствует организации успешного диалога на уроке.

 В основе курса лежат следующие принципы:

-принцип интеграции;

-культурологический принцип;

-краеведческий принцип.

Программа «Перспективная начальная школа», авторы: А.А.Плешаков, М.Ю.Новацкая

           Программа определяет важные компоненты культуры: нормы, ценности, идеал, что позволяет представлять мир с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека.

           Программа создана с опорой на культурологические принципы. Ведущей является идея единства мира, природы и мира культуры. Предмет окружающего мира рассматривается как природно-культурное целое, а человек его часть. Весь материал связан с культурой.

Программа «Школа 2100», авторы: А.А, Вахрушев, О.В. Бурский

           В этой программе основной способ получения знаний – деятельный подход. Решение творческих проблемных задач-главный способ осмысления мира.

Для учебника «Школа 2100» характерен принцип: minimaxa (избыточный материал, для сильных учеников даются дополнительные задания). Следуя этому принципу, учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. Важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) занимает в учебниках небольшую часть, которую должны освоить все ученики. Таким образом, ученики различаются по количеству того материала, который должны усвоить.

Программа «Школа России», авторы А.А. Плешаков

Отбор содержания осуществляется на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея экологической целостности мира; 3) идея уважения к миру.

В соответствии с экологическим направлением курса особое внимание уделяется знакомству школьников с природным многообразием, рассматривая его как самостоятельную ценность и как условие, без которого невозможно существование человека. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие экологических связей между живой и неживой природой, внутри живой природы, между природой и человеком.

Особое внимание уделяется заданиям творческого и исследовательского характера. В конце каждого раздела дается материал для проектной деятельности.

Программа «Л.В. Занкова», авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казакова

Одной из задач является создание целостной картины мира в сознании ребенка. Для этой программы характерна практическая направленность, что позволяет детям осознавать собственный жизненный опыт и найти ответы на вопросы: «Как строятся отношения между человеком и природой?», «Человеком и обществом?» на основе сохранения экологического пространства, вживания в экосистему, а не разрушения ее.

На основе формирования толерантной личности человека, способного самостоятельно определить свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к положению и мнению других людей.

Программа «Эльконина Давыдова», авторы В.В.Давыдов, С.В.Чудинова, Е.Н.Букварева

Базой для содержания данной программы является логика открытия, освоения научного метода получения ответов на вопросы об окружающем мире. Основной учебной задачей является открытие эксперимента, как способа практической проверки выдвинутых предположений.

Предмет формирует универсальные способы действия с объектами природы и основы взаимодействия с окружающим социальным миром, решает задачи формирования мышления и сознания в условиях взаимодействия ребенка с объектами, природными и социальными явлениями.

Программа «Начальная инновационная школа» авторы: В.А.Самкова, Н.И.Романова

В программе выдвинуто положение о единстве человека и природы, их целостности и их взаимосвязей.

Идея системности, причинности в познании этого единства, а так же идея единства художественно-научного познания (т.е. связь с искусством).

Последовательность материалов базируется на принципе открывающейся перспективы. Младшие школьники приобретают новые знания, умения, способы деятельности в такой системе, которая побуждает детей строить догадки, выдвигать гипотезы, активировать потребности постоянного развития.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 532.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...