Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Всеобщие принципы научного познания.




1. Принцип объективности- в процессе познания нужно подходить к исследуемым явлениям и предметам так, как они существуют в реальности, без каких-либо иных домыслов. Необходимо рассматривать государство и право в процессе их многовекового развития, в их действительных связях и отношениях, уметь отличать помыслы политиков и юристов от действительной направленности законодательства, обусловленного экономическими отношениями общества.

2. Принцип познаваемости объективного мира - способности индивида и общества в целом верно отражать реальный мир и познавать его закономерности.

3. Принцип всесторонности познания, т. е. выявления всех их сторон, связей, отношений. Данное требование актуально для правовой науки, так как нарушается доктринами, рассматривающими право с односторонних позиций (Например, воля господствующего класса).

Принцип всесторонности познания требует исследовать все связи, стороны, отношения, существующие как на момент исследования, так и все ранее существовавшие, установив, как исследуемое явление возникло и какие этапы в развитии проделало.

4. Принцип исторического подхода, т.е. исследование истории возникновения социальных явлений и процессов, главные этапы их исторического развития, и рассмотрение современных состояний этих явлений как результат предшествующего развития.

5. Принцип конкретно-исторического подхода - признание конкретно-исторического, относительного характера научной истины. Абстрактной, годной на все времена истины не бывает, она всегда имеет конкретно-исторический характер.

6. Любой метод, как бы ни была велика его роль в познании, позволяет получить плодотворные результаты лишь в органическом взаимодействии сфилософским методом в качестве одной из форм конкретизации определенной совокупности его принципов.

Общие, специальные и частные методы, будучи объединенными в целостное образование - метод общей теории государства и права, находятся в тесной взаимосвязи.

Подготовительная стадия

Подготовительная стадия научного исследования проводится в целях создания необходимых условий для успешного проведения научного исследования и получения ожидаемых познавательных результатов. Для этого требуется решение трех взаимосвязанных задач: 1) создание надлежащей научной, методологической и организационно-технической базы исследования; 2) составление программы и плана исследования; 3) разработка форм исследования. Данная стадия чаще всего начинается со сбора и изучения участниками исследования монографий и иных публикаций по теме исследования.

На подготовительной стадии надлежит решить вопрос о технических средствах, необходимых для проведения исследования, и источниках финансирования расходов . Особенность правовых исследований состоит в том, что они, как правило, не требуют значительных материальных затрат, обусловленных применением сложных и потому дорогостоящих технических средств, и затраты на их проведение чаще всего покрываются их участниками. Тем не менее, вопрос о технических средствах и источниках финансирования расходов на проведение правовых исследованиях является актуальным и его надлежит решать самым тщательным образом, чтобы не оказаться перед фактом досрочного прекращения исследования из-за отсутствия надлежащих технических средств или недостаточности финансирования. Важнейшими документами, готовящимися на подготовительной стадии, являются программа и план, в которых с разной степенью детализации определяются важнейшие мероприятия, необходимые для успешной реализации целей исследования. Наиболее полно и последовательно исследование описывается в программе, как правило, состоящей из двух разделов: методологического и процедурного. В методологическом разделе программы называются тема и проблема планируемого исследования, дается развернутая характеристика его предмета, целей и задач, формулируются основные гипотезы исследования и указываются формы объективации, изложения результатов исследования. В процедурном разделе программы излагается план исследования, состоящий из описания основных мероприятий, которые необходимо провести в ходе исследования, и сроков их проведения. Кроме того, в этом разделе содержится описание методов и техники сбора эмпирической информации, ее обобщения и объяснения. Опыт социальных правовых исследований показывает, что необходимым условием их успешного проведения являются гипотезы исследования, сформулированные на стадии подготовки программы. Вследствие сложности и многообразия реального мира социальное правовое исследование должно быть с самого начала ориентировано на точный перечень вопросов, подлежащих изучению (необходимо, в частности, определить, какие конкретно признаки, состояния, связи исследуемых явлений нужно изучить самым внимательным образом, а от каких можно абстрагироваться). В системе гипотезы образуют нечто вроде концепции, которую формулирует исследователь, основываясь на достижениях соответствующей отрасли правовой науки и собственных представлениях о объекте и предмете исследования. С учетом выдвинутых гипотез конкретизируется объект исследования, определяются его конкретные стороны, связи, подлежащие изучению в первоочередном порядке, разрабатываются формы исследования, ведется анализ письменных источников, документов и т. д. Наиболее сложным является процесс подготовки анкеты для опроса участников исследуемых политикоправовых явлений либо экспертов. Анкеты призваны обеспечить сбор полной, надежной, достоверной и точной информации по предмету исследования. Но получить такую информацию не так-то просто в связи со стремлением, присущим большинству опрашиваемых, показать себя с хорошей стороны, думать «как надо» или «как все. Таким образом, непосредственному познанию объекта и предмета исследования предшествует обстоятельная творческая аналитическая работа. При этом позитивное решение всех вопросов подготовительной стадии создает оптимальные условия для успешного проведения последующих стадий исследования и, следовательно является прологом к актуализации эмпирического и теоретического уровней научного познания.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 544.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...