Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие стадии правового исследования




Подготовка правового исследования представляет собой достаточно длительный процесс, который включает в себя ряд стадий (этапов). Обязательными из них являются:

1. Определение цели исследования (целеполагание), то есть определение, какого результата исследователь собирается достигнуть с учетом имеющейся литературы и юридической практики, а также своих собственных возможностей. На этой стадии составляется план и программа исследования, формируются ее цель и задачи, определяется возможность получения эмпирического материала и др. На этой стадии проводится «разведка» библиографической базы исследования. Начинать ее надо с учебной литературы, комментариев законодательства, затем переходить к фундаментальным исследованиям и новым публикациям.

2. Подготовительная стадия связана с освоением литературы по избранной проблеме и изучением соответствующей юридической практики. Алгоритм изучения от учебной литературы к последним научным публикациям должен соблюдаться. На этой стадии может корректироваться план и предмет исследования, излагаться фрагменты работы с изложением предварительных выводов.

3. Эмпирическая стадия связана с установлением истории изучаемой проблемы, ее неизученных или недостаточно изученных сторон. Во многом это результат анализа результатов работы на предыдущей стадии, а также результаты наблюдений, изучения статистических данных, новых публикаций и др. Она должна завершаться сбором наиболее полной базы эмпирических данных.

4. Теоретическая стадия, на которой может определяться сущность исследуемых правовых явлений, закономерности их развития и взаимная связь, формулироваться общие выводы и предложений по совершенствованию законодательства, юридической практики, определяются новые подходы к теоретическим проблемам. Надо иметь в виду, что как составная часть работы, так и вся научная работа в целом, не может быть без авторских выводов, отражающих новизну исследования и личный вклад автора. Любое даже самое подробное описание проблемы – это подготовка к теоретической стадии исследования, за которой должна следовать стадия выявления закономерностей и формирование авторских выводов. Они должны отвечать критериям научных знаний о праве, о чем будет сказано ниже.

5. Стадия изложения и оформления результатов исследования связана с окончательным составлением текста исследования в соответствии с определенными требованиями. Надо учитывать, что это формальная стадия, тем не менее, является важнейшей, отражает научную добросовестность и корректность автора (выходные данные литературы и источников, правильное цитирование и др.).

 

Основы методики изучения и измерения эффективности норм права

Имеется несколько методик измерения эффективности норм права. В основе методики лежит понимание эффективности норм права каксоотношения фактических результатов их действия и тех социальных целей,для достижения которых эти нормы приняты. Измерять можно эффективность отдельной нормы права, совокупности норм права, отдельного правового института или отрасли права в целом. Для получения объективных результатов важно определить юридические и социальные цели исследуемых норм права.

Сообразно целям исследуемых норм права производится определение совокупности правовых и социальных явлений, изучение которых необходимо для познания результатов действия данных норм права. Все то, что составляет предмет регулирования нормы права и характеризует результаты ее действия, следует подвергнуть специальному углубленному изучению, чтобы установить, какие конкретно изменения произошли в обществе под влиянием этой нормы права.

Совокупность правовых и иных явлений в конечном счете должна содержать все необходимые сведения, которые позволили бы сделать емкие обоснованные выводы о том, насколько полно исследуемые нормы права обеспечили реализацию поставленных правотворческим органом целей.

Для измерения эффективности норм права вполне достаточно знания их целей и достигнутых результатов, но этих знаний явно недостаточно для объяснения причин выявленного в ходе исследования уровня эффективности.

Предметом социальных правовых исследований эффективности норм права выступают нормы права, их цели и результаты действия, а также социальный правовой механизм их реализации в конкретных правоотношениях. Сообразно предмету исследования определяются путь и способы его всестороннего и полного познания. В числе методов, используемых в ходе социальных правовых исследований эффективности норм права, широкое применение находят практически все известные правовой науке методысбора и анализа эмпирической информации: толкования права, наблюдения, анкетирования, интервьюирования, экспертного опроса, анализа письменных источников, статистического обобщения.

Традиционной предстает и совокупность исследовательских процедур, включающая такие процедуры, как: 1) формулирование гипотез; 2) составление программы и форм исследования; 3) сбор эмпирической информации; 4) ее объяснение и оценка; 5) подготовка итоговых документов.

Процедура формулирования гипотез сводится к формулированию исследовательским коллективом или автором предположений о том, какой может быть эффективность исследуемых норм права и какие социальные правовые факторы оказывают позитивное или негативное воздействие на результаты действия этих норм. Гипотезы формулируются на основе личного опыта исследователей, а также информации, процедура формулирования гипотез означает систематизацию приблизительных, неточных сведений.

Тем не менее такие неточные, неполные знания играют важную роль в исследовании, поскольку благодаря им представляются возможными составление программы и форм исследования.

Программа — важнейший документ исследования, который содержит концептуальные основы и одновременно перечень организационных мер, которые надлежит провести в ходе исследования.

Задача исследования эффективности норм права решается путем «вычленения» действия правового фактора из совокупности других.

Три пути такого вычленения: математическое моделирование, использование метода единственного различия и экспертный опрос.

Ни один из названных методов не обеспечивает пока получение достоверных знаний. Математическое моделирование не выходит за пределы экспериментальных исследований, наилучших результатов удается достичь при помощи метода экспертных оценок. С учетом избранного способа вычленения результатов действия норм права определяются методы сбора эмпирической информации и формы исследования, в том числе решается вопрос о целесообразности проведения выборочного опроса граждан или экспертов. Анкету для проведения опроса следует готовить в соответствии с требованиями, необходимая для исследования информация может быть также получена из нормативных правовых актов, иных письменных документов, публикаций в прессе и др. На основе собранных в ходе исследования фактов и их обобщения осуществляются объяснение и оценка эмпирической информации.

Юридические цели, как правило, направлены на минимизацию негативных, нежелательных для общества и государства правовых явлений либо максимизацию позитивных явлений. Следовательно, величина эффективности исследуемых норм права представляет собой результат соотношения выявленных актов поведения, соответствующего исследуемым нормам права, и всех выявленных актов поведения (как правомерного, так и противоправного) в сфере действия этих норм права.Исследователю, выявившему недостаточно высокую эффективность исследуемых норм права, нужно назвать и причины, в силу которых эти нормы не в полной мере выполняют регулятивную функцию. Анализ следует начинать с установления степени соответствия исследуемых норм права общим условиям эффективности — совершенству законодательства, механизма правового регулирования и т. Д . Исследования эффективности норм права следует завершать подготовкой итоговых документов, в том числе научно обоснованных предложений по совершенствованию законодательства.

 

 

БИЛЕТ №12










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 1317.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...