Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Функции философии: мировоззренческая, онтологическая, гносеологическая, логико-методологическая и иные.
Вне зависимости от философского учения, лежащего в основании правовой науки, его воздействие на процессы познания государства и права проявляется через одни и те же функции. Наибольшее влияние на развитие правовой науки оказывают: 1. Мировоззренческая функция философии, проявляющаяся в целостном описание картины мира, природы, общества и мышления как основных его компонентов и определяет место человека в этом мире, пути и способы его взаимодействия с другими членами общества, а также с природной и социальной средой. Особую ценность для правовой науки имеют: а) всеобщие знания об организации и о функционировании человеческого общества, формах развития и о роли в этом процессе государства и права; б) положения, выводы о месте человека в обществе, его социальном и правовом статусе, способах взаимодействия с другими социальными индивидами и обществом; в) характеристика сущности и процессов познания, форм и методов познания закономерностей общества, критериев, уровней и форм научного знания, соотношения научного с религиозным, иными формами ненаучного знания. Каждая философская доктрина призвана определять пути эволюционного развития общества. Для достижения этой цели особое место отводиться праву. Поэтому представления философов о путях и способах повышения роли права в обеспечении развития личности и общества оказывают прямое влияние на формирование основополагающих принципов правовой науки, понимание природы права, его роли в современном обществе и направлениях его дальнейшего развития. 2. Онтологическая функция выражается в применении в правовой науке универсальной характеристики организации общества и философских законов и категорий. Универсальная картина организации общества, его структуры и закономерностей функционирования и развития выступает исходным началом правовой науки, поскольку определяет место государства и права в обществе и характеризует их основополагающие стороны, связи и закономерности развития. Благодаря философии правовая наука освобождается от обязанности самостоятельно исследовать проблемы организации и функционирования общества как целостного организма, дающего начало и смысл праву и государству. То, что правовая наука до сих пор не может определить действительную сущность права и место в социуме, свидетельствует, что пока ни одно из философских направлений со своей задачей раскрытия закономерного характера воздействия общества на государство и право не справилось. Законы и категории философии используются непосредственно в исследованиях политико-правовых явлений для установления специфики проявления в них всеобщих сторон, связей, закономерностей. Особую ценность в научном познании представляют законы и категории диалектики: законы единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания. Законы и категории диалектики, отражая отдельные всеобщие стороны, связи, законы реально существующего мира (природы, общества и мышления), в системе дают полное представление о том, каким должен быть любой материальный или духовный феномен. 3. Гносеологическая функция – изучение природы и закономерностей познания, то есть отношение знания к объективной реальности, пути и критерии получения достоверного, истинного знания. Функция призвана дать ответ на вопрос о том, при каких условиях знание является истинным и каким образом познающему субъекту нужно действовать, чтобы получить достоверное, а не ложное знание, какими критериями нужно руководствоваться, чтобы отличить обыденное и иное ненаучное знание от научного. Гносеология дает развернутую характеристику стадий, процедур познания.Чтобы достичь знаний об исследуемом, научное познание проходит стадии: наблюдение (эмпирическое знание), абстрактное мышление и теоритическое знание. 4. Логико-методологическая функция – философские учения формулируют: а) развитую совокупность принципов познания и нормативов, следование которым является необходимым условием получения достоверных, рациональных научных знаний; б) раскрывают и развивают систему логических методов научного познания; в) формулируют законы логически последовательного мышления; г) определяют основные формы мышления и нормативы, которым эти формы должны удовлетворять. Логика включает развитую совокупность приемов: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, аналогия, эксперимент, моделирование, абстрагирование и др. Важнейшая часть логики - законы лишенного логических противоречий мышления: законы тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания. Они конкретизируются конкретными правилами выведения понятий, формулирования их определений, построения суждений и выведения умозаключений. К иным функциям философии ученые относят: - Аксиологическая функция философии способствует ориентации человека в окружающем мире, направленному использованию знаний о нем при помощи выработки и передачи целого комплекса ценностей; - Прогностическая функция базируется на ее способности в союзе с наукой предсказывать общий ход развития бытия; - Критическая функция основана на том, что философия учит ничего сразу не принимать и не отвергать без глубокого и самостоятельного размышления и анализа; - Гуманистическая функция помогает индивиду обрести позитивный и глубинный смысл жизни, ориентироваться в кризисных ситуациях; - Интегрирующая функция способствует объединению достижений науки в единое целое; - Эвристическая функция - создание предпосылок для научных открытий и роста научного знания; - Воспитательная функция - рекомендации следовать положительным нормам и идеалам нравственности. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 643. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |