Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика подготовки и проведения практических и лабораторных работ в системе профессионального образования.




Практические занятия (греч. Prakticos -деятельный) - форма учебного занятия, на котором педагог организует детальное рассмотрение студентами отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует умение и навыки их практического применения путем выполнения в соответствии поставленных задач. В структуре практического занятия доминирует самостоятельная работа студентов.

Правильно организованы практические занятия имеют важное воспитательное и практическое значение (реализует дидактический принцип связи теории с практикой) и ориентированы на решение следующих задач:

- Углубление, закрепление и конкретизацию знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы;

- Формирование практических умений и навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности;

- Развитие умений наблюдать и объяснять явления, изучаемые;

- Развития самостоятельности и тому подобное.

По дидактической сути практические работы близки к лабораторным работам. В некоторых случаях используется термин "лабораторно-практические работы" (например, в физике, химии, геодезии и т.д.). Лабораторные работы (от лат. Labor ~ трудности, работа; laboro - трудиться, работать, преодолевать трудности, беспокоиться) - один из видов самостоятельной учебной работы студентов, которая проводится по заданию преподавателя с применением учебных приборов, инструментов, материалов, установок и других технических средств.

Методика подготовки и проведения лабораторно-практических работ охватывает несколько этапов:

Подготовка к лабораторной работе заключается в изучении студентами теоретического материала в отведенное для самостоятельной работы время, ознакомление с инструктивными материалами с целью осознания задач лабораторной работы, техники безопасности при работе с электрическими приборами, химическими и взрывчатыми веществами и тому подобное.

Консультирование студентов преподавателями и вспомогательным персоналом с целью предоставления исчерпывающей информации, необходимой для самостоятельного выполнения предложенных преподавателем задач, ознакомление с правилами техники безопасности при работе в лаборатории.

Предварительный контроль уровня подготовки студентов к выполнению конкретной работы (получение так называемого "допуска" к выполнению работы).

Самостоятельное выполнение студентами заданий в соответствии с намеченной учебной программой тематики.

Разработка, обобщение полученных результатов лабораторной работы и оформление индивидуального отчета.

Контроль и оценка преподавателем результатов работы студентов.

В практике высших учебных заведений сформировались различные подходы к методике проведения лабораторных занятий:

1. По месту лабораторных работ в структуре учебной дисциплины: выполнение лабораторных работ или тематического лабораторного практикума после теоретического курса (последовательный метод);

2. организационными особенностями: фронтальные лабораторные работы (когда все студенты выполняют одну и ту же задачу на одном оборудовании) и групповые лабораторные работы (когда студенты разделены на подгруппы по 2-4 человек, которые выполняют разные по тематике, планом и содержанием работы) .

Фронтальные и групповые формы лабораторно-практических занятий имеют свои недостатки и преимущества, которые следует учитывать. К преимуществам фронтальных лабораторных работ можно отнести:

- Непосредственная связь с изучаемым, и усваивается одновременно всеми студентами;

- Реализацию принципов систематичности и последовательности;

- Благоприятные условия для преподавателя: устный инструктаж перед началом работы и в процессе ее выполнения, подготовка типового оборудования, достаточно легкий контроль за выполнением студентами лабораторной работы и ее результатами.

Обсуждение результатов, которое осуществляется на данном или следующем занятии, позволяет их обобщить в процессе коллективного обсуждения, выявить типичные ошибки студентов и осуществить их коррекцию.

Однако при фронтальных лабораторных работах чаще всего используется достаточно простое оборудование: 25-30 однотипных комплектов оборудования, и поэтому для проведения более сложных экспериментальных исследований целесообразно организовывать индивидуально-групповые работы с использованием более сложного, современного оборудования. Они имеют разное дидактическое направления и требуют разного уровня самостоятельности студентов. Ученые-методисты В.И. Мокин, В.А. Папьев, А.В. Мокин предлагают использовать такие разновидности лабораторных работ как:

1. Ознакомительные лабораторно-практические работы, предусматривающие формирование умений и навыков пользования приборами, устройствами, необходимых для выполнения профессиональных задач.

2. Подтверждающие лабораторно-практические работы, выполнение которых имеет целью подтверждения правильности полученных теоретических знаний.

3. Частично-поисковые лабораторно-практические занятия, стимулирующие самостоятельность и творческое мышление студентов. В инструкциях и методических рекомендациях к таким работам определяется тема, цель, задачи, общий план исследований и ориентировочный перечень вопросов, на которые следует найти ответы. Студенты самостоятельно детализируют план исследования и выбирают траекторию движения для достижения цели исследования.

4. Опытные практические работы должны только цель исследования, все остальные этапы работы студенты планируют самостоятельно. Такой вид лабораторных работ требует больших временных затрат, высокой интеллектуального напряжения и предполагает соответствующее оценивания.

Вопрос 15.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 309.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...