Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Контроль качества теоретического и практического обучения: сущность, задачи и требования.




Существуют различные толкования понятия педагогической категории «контроль», но все же чаще под этим понимают выявление и измерение результатов учебной деятельности обучаемых, а также оценивание их развития, знаний, умения и навыков.

Обучающиеся в профессиональных образовательных учреждениях должны знать профессионально ориентированные теории и методики, иметь навыки выполнения приемов профессиональной деятельности, навыки ориентирования в профессиональной литературе, а также иметь развитые профессиональные интересы и потребности совершенствования квалификации.

Для оценки всех этих составляющих как раз и служит педагогический контроль.

Цель контроля заключается в установлении состояния качества образования на различных временных этапах учебно-воспитательного процесса, выявление соответствия качества целям подготовки, использованию результатов контроля для управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых.

Различают четыре различных функции контроля: диагностическую, обучающую, организующую и воспитывающую.

Диагностическая функция контроля вытекает из самой сущности контроля, нацеленного на выявление интересующего явления, его оценки, принятие по итогам контроля соответствующего управленческого решения.

Обучающая функция контроля служит задачам обеспечения обратной связи от обучаемых к педагогу, повышению уровня знаний и навыков в процессе контроля, индивидуализация темпа обучения.

Организующая функция контроля заключается в его влиянии на организацию всего учебно-воспитательного процесса в учебном заведении. В зависимости от результатов контроля принимаются решения о необходимости проведения дополнительных занятий, консультаций, корректировка программы обучения, поощрения обучающихся и педагогов.

Воспитывающая функция контроля призвана обеспечить формирование необходимого представления о знании, как самоценности, а не только как о средстве достижения тех или иных прагматичных целей.

Все приведенные функции тесно взаимосвязаны и вместе с тем та или иная функция в разной степени проявляется в различных формах контроля. Основные задачи контроля в обобщенном виде могут быть представлены в следующем виде.

Задачи педагогического контроля в рамках контролирующего, обучающего, воспитательного и развивающего аспектов: – проверка хода и результатов обучения;

– диагностика ошибок и результатов обучения; – анализ; – коррекция; – формирование заданий; – формирование знаний, умений и навыков; – развитие мышления, речи и памяти; – развитие интереса к контролю и учению; – развитие воли;

– воспитание коллективизма; – воспитание ответственности и дисциплинированности;

– воспитание критичности и самокритичности; – формирование умения самоконтроля;

Виды контроля

Принято выделять следующие виды контроля: предварительный, текущий, периодический (рубежный), итоговый.

Основанием для выделения этих видов контроля является специфика дидактических задач на различных этапах обучения: предварительный контроль служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом. текущий контроль проводят в процессе усвоения нового учебного материала, рубежный применяют для проверки усвоения значительного объема изученного материала (темы, раздела); с помощью итогового контроля выявляют степень овладения учебным материалом по предмету, ряду дисциплин (на экзаменах, приеме курсового проекта, защите дипломного проекта).

Методы контроля – это способы деятельности преподавателя и учащихся, в ходе которых выявляются усвоение учебного материала и овладение учащимися знаниями, умениями, навыками.

В профессиональных образовательных учреждениях основными методами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: устный опрос, письменная и практическая проверки, стандартизированный контроль и др.

Общее назначение этих методов заключается в том, чтобы наилучшим образом обеспечить своевременную и всестороннюю обратную связь между учащимися и

преподавателем, на основании которой устанавливается, как учащиеся воспринимают и усваивают учебный материал. Цели контроля определяют выбор методов, при этом следует учитывать, что названные методы могут применяться во всех видах контроля.

Вопрос 14.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 257.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...