Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Производственная практика в системе профессионального образования.
Целью производственного обучения назовем получение учащимися практических навыков выполнения трудовых действий в соответствии со своей профессией. Производственная (профессиональная) практика студентов образовательного учреждения профессионального образования является составной частью основной образовательной программы среднего профессионального образования. Производственная (профессиональная) практика имеет целью закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, приобретение необходимых умений, навыков и опыта практической работы по изучаемой специальности. Этапы практики 1. Производственная (профессиональная) практика студентов включает следующие этапы: · практику для получения первичных профессиональных умений и навыков (учебную); · практику по профилю специальности (технологическую); · практику преддипломную (квалификационную). 2. Задачами учебной практики являются получение первичных профессиональных умений и навыков, подготовка студентов к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин, привитие им практических профессиональных умений и навыков по избранной специальности. 3. Практика по профилю специальности (технологическая) направлена на закрепление, расширение, углубление и систематизацию знаний, полученных при изучении специальных дисциплин, на основе изучения деятельности конкретной организации и приобретение первоначального практического опыта. 4. Преддипломная практика студентов является завершающим этапом обучения и направлена на овладение ими первоначальным профессиональным опытом, проверки профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности и сбора материалов к дипломному проекту. Организация производственной (профессиональной) практики на всех ее этапах направлена на: · выполнение государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников в соответствии с получаемой специальностью и присваиваемой квалификацией; · непрерывность, комплексность, последовательность овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с программой практики, предусматривающей логическую взаимосвязь и сочетание теоретического и практического обучения преемственность всех этапов практик. 5. Руководителем производственной (профессиональной) практики является заведующий производственной практикой, который осуществляет планирование, организацию, обеспечение и контроль производственной (профессиональной) практики студентов колледжа. 6. Заведующий производственной практикой координирует работу мастеров производственного обучения, руководителей практики от учебного заведения, определяет цели и задачи методической работы по производственной (профессиональной) практике по вопросам совершенствования организации производственного обучения и практики. 7. Содержание всех этапов производственной (профессиональной) практики определяется примерной программой производственной (профессиональной) практики и рабочей программой вида практики. 8. Сроки проведения производственной (профессиональной) практики устанавливаются колледжем с учетом теоретической подготовленности студентов и возможностей учебно-производственной базы мастерских колледжа, наличия рабочих мест в организациях по месту прохождения практики. 9. Закрепление баз практики осуществляется администрацией учебного заведения на основе прямых связей, договоров с организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Студенты, заключившие с организациями индивидуальные договора, производственную (профессиональную) практику проходят в этих организациях. 10. Продолжительность рабочего дня студентов: При прохождении практики для получения первичных профессиональных умений и навыков, не связанной с выполнением производительного (физического) труда, отводится 36 академических часов в неделю независимо от возраста студентов. Обучение производится путем включения студентов в состав производственных бригад и осуществляется специалистами предприятия методом индивидуально-бригадного обучения. Приказом по учебному заведению назначаются руководители практики от учебного заведения из числа преподавателей специальных дисциплин, мастеров производственного обучения. Руководители практики от колледжа: · устанавливают связь с руководителями практики от организации; · совместно с ними принимают участие в распределении студентов по местам практик в соответствии с требованиями программы практики; · проводят индивидуальные и групповые консультации в учебном заведении и в организации по безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктажи по охране труда, промышленной безопасности; · посещают студентов на предприятиях, наблюдают за их деятельностью, оказывают им методическую и практическую помощь; · следят за тем, чтобы выполнялась программа практики и труд студентов был использован строго по назначению. Вопрос 16. Подготовка педагога профессионального образования к проведению занятия: перспективное и текущее планирование 1. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Повышение качества подготовки квалифицированных рабочих в профтехшколах различного типа во многом зависит от правильного планирования и эффективной подготовки к занятиям инженера-педагога, инженера (мастера) производственного обучения. Готовясь к занятиям он проектирует, «моделирует» деятельность свою и учащихся. Чтобы эта модель максимально приближалась к реальности необходимы глубокие знания теории и методики обучения и воспитания, личного опыта практической работы, творческого анализа достижений. Предварительную подготовку к предстоящим занятиям педагог профессионального обучения должен начинать задолго до непосредственного проведения их, иногда в конце предыдущего учебного года или во время каникул. Подготовительная работа преподавателей специальных и общетехнических дисциплин делится на три этапа: подготовка к учебному году; подготовка к изучению очередной темы; подготовка непосредственно к уроку. В содержание подготовительной работы на каждом этапе входит личная подготовка педагог профессионального обучения инженера (мастера) производственного обучения, подготовка учебно-материальной базы и планирование учебного процесса, который образно можно представить в виде трех составляющих: а) содержание преподавания; б)форма передачи знаний; в)результаты усвоения знаний. 2. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА На этапе предварительной подготовки, т.е. при подготовке преподавателя к учебному году условно можно выделить следующие шаги: -изучение квалификационной характеристики профессии, учебного плана, программы своего предмета, программы производственного обучения, а также других смежных предметов учебного плана. Изучая программу, преподаватель определяет объѐм и содержание знаний, практических умений и навыков по каждой теме, которыми должен овладеть учащийся, последовательность учебного процесса в целом и по своему предмету в частности, межпредметные связи, а также связи между теорией и практикой предусмотренные учебной программой; -изучение новых учебников, пособий по основам техники, технологии и организации труда. В целях повышения уровня педагогического мастерства преподаватель особое внимание должен уделять новинкам педагогической литературы, просмотру и изучению справочной литературы, инструкций, отраслевых журналов и других литературных источников, в которых освещается передовой опыт по специальности; -изучение новых методических материалов, освещающих опыт и теоретические вопросы содержания, организации и методики проведения занятий по предмету в целом и отдельным разделам и темам программы. Анализ и обобщение собственного опыта проведения занятий в истекшем году; -совершенствование комплексного методического обеспечения предмета средствами обучения, пополнение и расширение оснащения кабинета. Обследование наглядных пособий и технологической документации, разработка и изготовление недостающих пособий, составление заявки на приобретение оборудования, диа-и кинофильмов; -проверка и приведение в порядок оборудования, ремонт и обновление его, приобретение недостающих инструментов, приспособлений, механизмов.Продумывание порядка учета, хранения инструментов и оборудования и выдачи его учащимся; -составление перечня объектов труда учащихся с учетом программных требований, имеющегося оборудования, материалов и возможностей их приобретения, потребностей в тех или иных изделиях, реализации их; -определение потребности в материалах, приобретение их, продумывание порядка их учета, хранения, сушки древесины, приготовление заготовок и выдача их учащимся, хранение незавершенных изделий и готовой продукции, подлежащей реализации. 3.ПЕРСПЕКТИВНАЯ ПОДГОТОВКА Следующий этап перспективной подготовки –подготовка к изучению очередной темы. Такая подготовка начинается прежде всего с определения места в учебном процессе по предмету, ее содержания, количества отведенных на нее часов. Различной будет подготовка к изучению темы, содержащей узловые, основополагающие вопросы предмета, и темы ознакомительного или вводного характера. Анализируя программу, нужно продумать место каждой темы в содержании предмета, связь ее с предыдущими и последующими темами предмета. Обобщая передовой опыт, можно рекомендовать следующую общую структуру личной подготовки преподавателя к изучению темы: -внимательно изучить содержание темы по программе, выделить основные узловые вопросы, которые учащиеся должны глубоко и прочно усвоить, продумать их логику и взаимосвязь; -изучить содержание фактического материала темы, продумав одновременно методику его изучения, подобрать примеры, иллюстрации, задания для выполнения упражнений, самостоятельных работ, наметить лабораторно-практические, контрольные работы, экскурсии и т.д.; -лично сделать выводы всех формул, встречающихся в содержании материала темы, решить задачи, разобраться в схемах, выполнить построения, чтобы на уроках все это делать свободно непринужденно, не прибегая к конспекту; -продумать воспитательные и развивающие возможности материала темы, подобрать соответствующие иллюстрации, примеры, материалы из газет, журналов, других источников, факты из жизни профтехшколы, базового предприятия, задания творческого, поискового, развивающего характера, наметить основные пути решения воспитательных и развивающих задач, ознакомиться с необходимыми методическими рекомендациями. Для производственного обучения составляется перечень учебно-производственных работ. При составлении такого перечня для профессий, обучение которым в учебных мастерских производится на выпуске продукции, поддающейся реальному учету (изготовление деталей, изделий, монтаж электрических устройств, ремонт оборудования и т.п.), применяется форма, приведенная в Инструкции о планировании и учете учебно-воспитательной работы. Для других профессий, где содержание труда составляет обслуживание машин, механизмов, аппаратов и т.п., а также при проведении производственного обучения непосредственно на предприятиях, стройках, колхозах, в транспортных или других организациях, в перечне учебно-производственных работ указывается общая характеристика рабочих мест или объектов, на которых учащиеся будут обучаться, и наименования работ, которые они должны выполнить по каждой теме или разделу программы. При подборе учебно-производственных работ необходимо руководствоваться следующими требованиями: -работы должны быть типичными для профессии; -умения и навыки, которые осваивают учащиеся при выполнении учебно-производственных работ, должны соответствовать учебной программе; -работы по степени сложности, точности и другим техническим требованиям к их качеству должны соответствовать уровню профессионального мастерства учащихся на данном этапе обучения, их техническим знаниям и постепенно усложняться как в пределах одной темы, так и от темы к теме; -подбираемые учебно-производственные работы должны быть разнообразны: по форме, конфигурации, размерам, техническим требованиям, включаемым приемам и способам выполнения, затратам времени и т.п., что обеспечивает возможность формирования широкого круга профессиональных умений и навыков выполнения приемов, операций и способов работы в различных сочетаниях. Завершается предварительная подготовка составлением календарно-тематического плана занятий для каждой группы на четверть или полугодие и утверждается директором профтехшколы. 4 ПОДГОТОВКА К УРОКУ Все элементы подготовки педагога профессионального обучения к занятиям находят свое логическое завершение в подготовке к проведению очередного урока. При подготовке преподавателя к уроку можно выделить мероприятия организационного и методического характера, а также мероприятия по повышению квалификации. Спецификой уроков по специальным и общетехническим предметам является практическая направленность содержания учебного материала, повышение требований к усвоениюучащимися знаний на уровне умения применять их для решения производственных задач, необходимость увязки изучаемого материала с общеобразовательными предметами и производственным обучением. Исходным моментом подготовки к уроку является определение его цели, которая определяет для чего он проводится, на каком уровне учащиеся должны усваивать знания и умения, каковы его конечные результаты. Из цели урока вытекает его конечное содержание, методы и формы деятельности преподавателя и учащихся, используемые средства, содержание и методы контроля усвоение материала. Результативность урока значительно возрастет, если инженер-педагог не только формирует знания и умения на нем, но и решает задачи воспитания определенных качеств личности, мировоззрения учащихся, развивает мышление учащихся, их интересы, познавательные возможности. Только при таком подходе будут во взаимосвязи осуществляться три основные функции обучения -образовательная, воспитательная, развивающая. Следующий шаг подготовки к уроку -определение его содержания, соответствующего намеченной цели. Проводя подготовку к изучению темы, инженер-педагог уже определил содержание учебного материала, выносимого на урок. Однако при непосредственной подготовке к уроку необходимо еще раз тщательно проанализировать, внести необходимые корректировки и уточнения материала, который будет изучаться на предстоящем уроке. Определив цели и содержание предстоящего урока, инженер-педагог в деталях продумывает последовательность его построения, т.е. структуру и содержание каждого структурного элемента. Одной из основных частей урока по специальным и общетехническим дисциплинам является сообщение нового материала. При подготовке к изложению необходимо наметить метод подачи материала, выделить узловые вопросы (идеи, законы, прави ла, закономерности), расположить их в рациональной последовательности изучения с учетом логики взаимосвязи. Таких ведущих положений должно быть немного, чтобы не рассеивалось внимание. Готовясь к занятиям, преподаватель должен правильно определить место самостоятельной работы, внимательно проанализировать (или разработать) имеющиеся у него дидактические материалы (набор задач, карточек-заданий, схем, таблиц, образцов графиков, диаграмм и т.п.), оценить их сложность в зависимости от уровня подготовки учащихся, распределить задания по степени трудности. Следует также подготовить задания повышенной сложности для наиболее успевающих учащихся, которые раньше других справляются с работой. Урок производственного обучения будет отличаться от рассмотренного ранее тем, что там будут добавлены такие структурные элементы как инструктаж вводный, текущий, заключительный и основное внимание уделено выполнению учебно-производственных работ. Одной из важнейших частей подготовки педагога профессионального обучения, инженера (мастера) производственного обучения к уроку является подготовка к показу трудовых приемов и способов выполнения учебно-производственных работ. От методически правильного показа в значительной степени зависит успешность овладения учащимися основами профессионального мастерств Вопрос 17. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 388. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |