Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обеспечение санитарных и гигиенических норм ТБ и ОТ в учебно-производственных помещения.




Рабочее место учащегося — это определенная часть площади учебной мастерской (лаборатории) с наиболее оптимально расположенными на нем оборудованием, инструментами, приспособлениями и другой оснасткой, необходимыми для выполнения учебно-производственных работ, соответствующих требованиям программы производственного обучения.

· При оснащении рабочих мест учащихся предпочтение отдается универсальному оборудованию, на котором возможно отрабатывать большее количество трудовых приемов, операций, трудовых процессов, предусмотренных программой производственного обучения.

· Кроме оборудования рабочее место учащегося оснащается индивидуальными инструментами и другой оснасткой. При определении набора инструментов и оснастки учитывается их универсальность, частота применения, стоимость. Обычно рабочее место учащегося оснащается «ходовыми» инструментами, приборами, приспособлениями и др., используемыми повседневно

· Рабочее место учащегося оснащается также устройствами для расположения и хранения материалов и готовой продукции, документации, а в необходимых случаях — подъемно-транспортными средствами.

· Планировка рабочих мест учащихся в учебной мастерской зависит от характера и содержания оснащения, типичной продукции учебной мастерской, расположения окон, размеров и конфигурации помещения, характера освещения.

· Размещение рабочих мест учащихся должно обеспечивать возможность проведения мастером со своего рабочего места коллективного инструктажа всей группы и наблюдения за действиями каждого учащегося в процессе выполнения упражнений; наиболее благоприятные и безопасные условия для работы учащихся; удобный доступ со всех сторон к оборудованию при работе, ремонте, обслуживании, а также при транспортировке материалов, заготовок, деталей и отходов.

· По отношению к источникам естественного освещения рабочие места учащихся располагаются так, чтобы свет на них падал слева (слесарные и другие подобные мастерские) или справа (станочные мастерские) и спереди, но не сзади от учащегося.

· Нормативы оборудования рабочих мест учащихся в учебных мастерских для различных профессий различны. Они устанавливаются по аналогии с соответствующими нормативами производственных цехов и участков.

Рабочее место мастера производственного обучения

· Под рабочим местом мастера понимается определенная часть площади учебной мастерской, оснащенная с учетом обеспечения нормальных условий для выполнения мастером учебно-воспитательных и организационных функций по руководству процессом производственного обучения.

· В интерьере учебной мастерской рабочее место мастера является центральным, главенствующим. Обычно оно располагается на помосте (подиуме) высотой 30—40 см и площадью 7—12 м2, с тем чтобы обеспечивать мастеру возможность хорошо видеть всех учащихся на их рабочих местах, а учащимся — мастера при проведении вводного инструктажа.

· Рабочее место мастера в учебной мастерской для учащихся является эталоном научной организации, оснащенности и содержания.

· Устройство и оснащенность рабочего места мастера зависит от специфики соответствующей профессии, возможностей и общего стиля учебно-материального оснащения учебного заведения.

Можно выделить обязательное и дополнительное (создаваемое в порядке совершенствования) оснащение рабочего места мастера.

· К обязательному (оптимальному) оснащению рабочего места мастера относятся:

· рабочий стол, стул, классная доска; дидактические и технические средства обучения; учебно-техническая документация по всем изучаемым операциям и типичным учебно-производственным работам;

· устройства для демонстрации трудовых приемов и способов выполнения учебно-производственных работ (демонстрационный верстак, станок, панель, электросборочный щит, учебная кабина, сварочный пост и т.п.);

· устройство для сидения учащихся во время их коллективного инструктирования;

· устройство для хранения инструментов, приспособлений; материалов, документации, дидактических и технических средств обучения (шкафы, ящики, кассеты, полки, подставки и т. п.);

· устройства для использования дидактических и технических средств обучения (демонстрационные щиты, плакатницы, экран и т.п.);

· специальный щит для подачи на рабочие места учащихся и выключения энергии — электрического тока, сжатого воздуха, горючего газа и т.п.;

· специальный стол для приемки выполненных учащимися учебно-производственных работ.

· Многие опытные мастера производственного обучения, используя возможности учебных мастерских, проводят большую работу по созданию собственных оригинальных конструкций и оснащению своих рабочих мест. Обобщая передовой опыт, можно выделить наиболее типичные объекты дополнительного оснащения рабочих мест мастера:

· комбинированный шкаф для хранения, систематизации и использования дидактических и технических средств обучения (во многих учебных заведениях такой шкаф называют «методическим»);

· пульт дистанционного управления техническими средствами обучения, средствами сигнализации и подачи общих команд всем учащимся; средства оперативной связи с рабочими местами учащихся; комбинированная доска-экран для демонстрации экранных пособий «на просвет»; интерактивная доска; электромагнитная доска;

· контролирующие и «обучающие» устройства, электрифицированные щиты и схемы, интеграторы и т.п.;

· компьютер с комплектом управляемых им устройств (экзаменатор, консультант, информатор и т.п.).

· При наличии свободных площадей в учебной мастерской дополнительно к рабочему месту мастера организуют препараторскую, что создает наиболее благоприятные условия для работы мастера. В препараторской устанавливаются и хранятся технические средства, необходимое количество шкафов и стеллажей для хранения и подготовки дидактического оснащения уроков, обо-рудование для изготовления и ремонта наглядных пособий, приспособлений и др.

· Разделение оснащения рабочего места мастера на основное и дополнительное весьма условное. Оно постоянно пополняется и обновляется в соответствие с совершенствованием производственного обучения, научными и методическими рекомендациями, достижениями передового педагогического опыта, учитывая при этом, естественно, возможности учебного заведения.

· Организуя свое рабочее место, опытные мастера производственного обучения особое внимание уделяют оснащению его необходимым набором специальных и универсальных приспособлений, инструментов, приборов, а также «справочному хозяйству». У опытного мастера на его рабочем месте всегда имеются все необходимые справочные материалы, стандарты, учебники и учебные пособия по соответствующей профессии.

1. Требования к учебным мастерским. Помещения учебно-производственных мастерских, участков, пролетов

1.1 мастерские, должны иметь самостоятельный участок

1.2.Встроенные учебные мастерские следует располагать изолированно от классных помещений (на первом этаже в торцах зданий) с устройством звукопоглощающих капитальных стен и перекрытия второго этажа.

1.3.Помещения учебных мастерских должны быть светлыми, теплыми и сухими. Запрещается организация мастерских в подвальных и полуподвальных помещениях.

1.4.Кубатура и полезная площадь помещений учебных мастерских должны строго соответствовать действующим типовыми проектам зданий, учебных и учебно-производственных мастерских школ.

В связи с особенностями педагогического процесса и большой физической активностью учащихся во время работы площадь рабочего места на одного ученика должна быть увеличена на 25—40% по сравнению с нормой площади рабочего места взрослого рабочего.

1.5.Полы производственных помещений (деревянные, цементные и др.) должны быть теплыми, гладкими, нескользкими, непылящими и удобными для очистки, а также удовлетворять эксплуатационным требованиям данного помещения. При наличии цементных полов рабочие места учащихся и преподавателей должны быть оборудованы деревянными решетками.

1.6.В холодный период года влажность и температура воздуха в учебных мастерских должна отвечать требованиям, установленным для соответствующих видов производства.

1.7.Двери, лестницы и коридоры должны быть устроены согласно требованиям строительных и пожарных правил и норм. Проезды и проходы внутри мастерской должны иметь ясно обозначенные габариты, очерченные белыми линиями или заменяющими их знаками. Не разрешается за-громождение проходов, лестниц и коридоров.

1.8.Стены и потолки должны быть гладкими и покрыты красками, позволяющими легко производить влажную уборку помещения (эмульсионные и силикатные — для потолков и полов, масляные — для панелей и стен).

1.9.Все санитарно-бытовые помещения и их оборудование должны содержаться в исправности и чистоте. Полы после каждого учебного занятия убираются влажным или другим способом, не допускающим пыления.

1.10.В мастерских устанавливают умывальники с горячим водоснабжением и индивидуальными смесителями, щетками, мылом и полотенцем или заменяющими их устройствами.

1.11.Мастерские обеспечиваются доброкачественной (отвечающей санитарным требованиям) питьевой водой. Температура питьевой воды должна быть не ниже +8 °С и не выше +20 °С. Обязательна установка питьевых фонтанчиков или закрытых баков с фонтанирующими насадками.

Вода в баках должна меняться ежедневно. У питьевых баков необходимо устройство приемников для стока воды.

1.12.Учебно-производственные мастерские обеспечиваются необходимыми для оказания первой помощи медицинскими и перевязочными материалами (аптечка), носилками с зафиксированным адресом и телефоном ближайшего лечебного учреждения, где может быть оказана медицинская помощь.

2.Требования к освещению, отоплению и вентиляции 2.1.Окна и другие световые проемы запрещается загромождать изделиями, инструментом, материалами и другими предметами. Складывание вблизи окон материалов, изделий и других предметов не должно ухудшать естественную освещенность мастерской. Оборудование мастерских должно быть размещено так, чтобы оно не затемняло рабочую зону. 2.2.Стекла окон должны очищаться от пыли и грязи не менее двух раз в год, а в помещениях со значительным вы делением дыма, пыли, копоти — по мере их загрязнения, но не менее 4 раз в год. 2.3. К мытью окон зданий любой этажности воспрещается привлекать учащихся даже старших классов. 2.4. Стекла в рамах должны быть надежно укреплены, чтобы исключить возможность выпадения их из рам. 2.5.Сажать деревья надо на расстоянии утроенной высоты их (выросших деревьев) от школьного здания, но не ближе 10 м, с тем чтобы кроны разросшихся деревьев не заслоняли окон; ветки растущих около окон здания деревьев необходимо подрезать каждую весну. 2.6.Искусственное освещение допускается общее или комбинированное (общее плюс местное). Применение только местного освещения недопустимо. 2.7.Светильники аварийного освещения должны быть присоединены к сети, независимой от сети рабочего освещения, начиная от щита подстанции, или при наличии только одного ввода, начиная от этого ввода. 2.8.Электрическая часть осветительных установок должна удовлетворять требованиям Правил устройства электроустановок (ПУЭ). 2.9.Учебно-производственные мастерские и вспомогательные помещения должны быть оборудованы вентиляцией и отоплением. Вентиляция может быть естественной, механической или смешанной и должна обеспечить воздухообмен, температуру и состояние воздушной среды, предусмотренные санитарными нормами. 2.10.В мастерских по обработке металла и древесины вентиляция должна обеспечить воздухообмен 20 м3/ч на 1 человека. Если производственные процессы сопровождаются выделением пыли, необходимы приспособления для ее улавливания и удаления. Местные отсосы должны обеспечивать воздухообмен 250 м3/ч. Воздухообмен местной вытяжки от клееварки должен составлять 350 м3/ч. 2.11.Оборудование учебных мастерских — установка для никелирования, для окраски распылением, аппарат точечной сварки, рабочие места по отливке деталей и термообработке — должно устанавливаться в отдельном помещении с обязательным устройством местных вытяжных отсосов. Работу по окраске распылением, никелированию необходимо проводить только в вытяжном шкафу. Над рабочим местом для запуска и испытания двигателя внутреннего сгорания должен быть оборудован кожух с вытяжной вентиляцией. Выхлопная труба двигателя должна вставляться и плотно соединяться с трубой, выведенной наружу. 2.12.Вентиляционные устройства должны быть всегда исправными и находиться под постоянным наблюдением лиц, отвечающих за работу вентиляции. 2.13.Для помещений учебных и учебно-производственных мастерских рекомендуется централизованное отопление:

а) центральное водяное с металлическими радиаторами;

б) лучистое с бетонными панелями;

в) в школьных мастерских допускается воздушное отопление с приточной вентиляцией при емпературе подаваемого воздуха не более 60 °С без рециркуляции.

Отопление должно обеспечивать равномерную температуру, возможность регулирования степени нагрева помещения и независимости включения и выключения отопительных секций. 2.14. Запрещается для целей отопления учебных и учебно-производственных мастерских применять временные чугунные или другие печи. 2.15. Оптимальная температура воздуха в помещениях учебных мастерских по обработке металла и древесины должна быть 16—18 °С. 2.16.Ворота и входные двери в капитальных стенах должны быть утеплены. У ворот и дверей, через которые происходит транспортировка материалов и изделий, должны быть отапливаемые тамбуры. Двери должны иметь приспособления для принудительного закрывания (пружины, пневматические затворы и т. д.). В воротах для прохода людей должны быть калитки. 2.17.Учебные и учебно-производственные мастерские независимо от наличия вентиляционных устройств должны иметь в оконных проемах открывающиеся фрамуги или другие открывающиеся устройства для проветривания. Для открывания и регулирования фрамуг окон должны быть удобные приспособления, управляемые с пола. 2.18.Переплеты окон и световых фонарей, двери и тамбуры к ним должны находиться в исправном состоянии. К моменту наступления зимы их следует утеплять.

3. Оборудование и материалы

3.1.Все эксплуатируемое оборудование учебных и учебно-производственных мастерских должно быть в полной исправности и надежно закреплено. Надежность установки оборудования на междуэтажных перекрытиях должна быть подтверждена соответствующими расчетами.

Оборудование и механизмы должны иметь все необходимые надежно закрепленные ограничители.

3.2.Расположение оборудования (станков, машин, механизмов, верстаков и пр.) должно соответствовать учебно-производственному процессу, нормам расстановки оборудования и условиям его работы.

3.3.Складирование материалов и деталей должно производиться на специальных местах таким образом, чтобы они не загромождали проходы и не мешали свободному обслуживанию. Высота складирования не должна быть более 1 м. При складировании должна быть обеспечена устойчивость сложенных предметов и исключена возможность падения заготовок, деталей или материалов. С этой целью применяются специальные приспособления, стойки, прокладки, подкладки, упоры и т. д.

3.4.Вновь устанавливаемое оборудование может быть пущено в эксплуатацию лишь с санкции технической инспекции и органов народного образования с оформлением соответствующего акта.

Вопрос 18.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 269.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...