Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание профессионального обучения: компоненты и их характеристика.




Профессиональное образование — система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально-технических училищах, а также путём обучения на производстве.

Содержание профессионального образования структурировано не только по уровням и ступеням, но и по профессиям, специальностям и направлениям, которые для каждого уровня устанавливаются определенными нормативными документами:

· перечень профессий и специальностей – на уровне начального профессионального образования (НПО);

·  классификатор специальностей – на уровне среднего профессионального образования (СПО);

· перечень направлений подготовки и специальностей – на уровне высшего профессионального образования (ВПО).

В Перечне профессий и специальностей НПО профессии «ранжированы» по ступеням квалификации, что регламентирует объем и соотношение общего и профессионального образования, требуемого для их освоения. Применительно к каждой профессии определены минимальные (базовые) сроки обучения, возможные специальности.

Классификатор специальностей СПО систематизирует специальности подготовки специалистов данного уровня по группам родственных специальностей.

На уровне ВПО Перечень состоит из двух частей: перечня направлений подготовки бакалавров и магистров и перечня специальностей.

Такая структура Перечня отражает структуру ВПО, которая в настоящее время имеет две самостоятельные ветви:

– профессионально ориентированное (т.е. ориентированное на конкретную профессию) высшее образование, содержание которого дифференцировано по специальностям;

– наукоориентированное высшее образование, которое включает две ступени – бакалавриат и магистратуру. Это новая, многоуровневая модель высшего образования, которая введена с ориентацией на зарубежный опыт и не предполагает подготовку обучающегося к конкретной профессиональной деятельности, поэтому содержание образования дифференцируется по направлениям подготовки, выделенным в соответствии с областями наук.

Силу нормативного документа на этих уровнях образования имеет государственный образовательный стандарт (ГОС). ГОСы включают несколько компонентов: федеральный, национально-региональный и компонент образовательного учреждения.

Федеральный компонент— основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Федеральный компонент устанавливает:

- обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования;

- требования к уровню подготовки выпускников;

- максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, а также нормативы учебного времени.

Национально-региональный компонент- компонент государственного стандарта общего образования. Устанавливался республикой - субъектом Российской Федерации. Отменён 1 декабря 2007 года Федеральным законом.

Наличие в образовательной программе, реализуемой образовательным учреждением, национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта,

основанного на принципе включения обучающихся в родную этнокультурную среду и национальные традиции, давало образовательному учреждению статус национального образовательного учреждения.

Компонент образовательного учреждения (не менее 10 процентов)- Совокупное учебное время, отведенное в учебном плане на учебные предметы федерального компонента (базовые обязательные + профильные + базовые по выбору), не должно превышать 2100 часов за два года обучения. Если после формирования федерального компонента остается резерв часов (в пределах до 2100), то эти часы переходят в компонент образовательного учреждения.

Часы, отведенные на компонент образовательного учреждения, используются для: преподавания учебных предметов, предлагаемых образовательным учреждением; проведения учебных практик и исследовательской деятельности; осуществления образовательных проектов и т.п. Их также можно использовать для увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых и профильных учебных предметов федерального компонента.

Вопрос 9.

Методы профессионального обучения.

Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий педагога и обучающихся, направленная на достижение целей обучения, воспитания, развития.

Метод профессионального обучения-система практических способов взаимодействия педагога и обучаемых, содействующих передаче, усвоению и использованию содержания образования как общественного опыта и направленных на достижение педагогических целей.

Поскольку методы обучения — это приемы и способы осуществления учебного процесса, т.е. преподавания и учения, каждый метод обучения следует рассматривать с двух сторон — деятельности преподавателя (мастера профессионального образования) и деятельности учащихся. С понятием метод обучения тесно связано другое понятие — прием обучения, или методический прием.

Методический прием - детали метода, его элементы, составные части или отдельные шаги в той учебной работе, которая происходит при применении данного метода.

Классификация – распределение объектов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их признаков по определенному основанию

В педагогике разработано несколько классификаций методов обучения: по источнику изложения информации и восприятия, по целям обучения, по логике изложения, по уровню познавательной активности обучающихся и т.д.

Классификация по источникам знаний:

• словесные методы (лекция, рассказ преподавателя, беседа, работа с книгой, учебным текстом);

• наглядные методы (демонстрация картин, муляжей, кинофильмов и видеофильмов; демонстрация приемов действий, наблюдение, иллюстрация и т. д.);

• практические методы (выполнение опытов, экспериментов, исследовательской работы, лабораторной работы; упражнения; составление таблиц, графиков, схем, диаграмм; выполнение измерений; изготовление приборов и т. д.).

Классификация по характеру познавательной деятельности обучающихся и усвоению содержания образования:

• объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) метод, основное назначение которого состоит в организации усвоения обучающимися знаний в готовом виде. Учитель (преподаватель) сообщает информацию с помощью устного слова (объяснение, рассказ, лекция), печатного слова (книги, учебники), наглядных средств и практического показа;

Вопрос 10.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 398.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...