Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Политическая деятельность: понятие, сущность, субъекты, виды (революция, контрреволюция, реформы, митинги, демонстрации)
Политическая деятельность – сознательные и целенаправленные действия субъектов политики по управлению государством и обществом, прямое или опосредованное их участие в политической жизни. Главная побудительная причина – экономические и материальные интересы. Структура: В качестве субъектов политической деятельности выступают непосредственные участники политических акций, событий, действий. Однако первичные субъекты политики - индивиды, социальныегруппы,нации, народы - не перестают быть субъектами политических отношений независимо от того, участвуют они или нет в данный момент в политических действиях. Субъекты политики в ходе своих действий стремятся преобразовать, видоизменить или сохранить и существующую социально-классовую структуру общества, и содержание общественных отношений, и систему государственных и общественных институтов и организаций. Точно так же и каждый отдельный социальный субъект в то же время оказывается и объектом политических воздействий, т.е. он постоянно подвержен влиянию других субъектов и собственных воздействий на самого себя. Объект – политическая система. Средства и методы политической деятельности: митинги, демонстрации, выборы, речи, собрания, переговоры, восстания. Политическая деятельность состоит из политических действий: · Позитивные(постоянное совершенствование политической системы) или негативные(развитие конфликтов в обществе); · Рациональные(четкое представление о целях) и иррациональные; · Инерционные(сохранение традиционных политических отношений) и творческие(перемены); · Стихийные(не управляются политическими институтами) и организованные (высокая сознательность и целеустремленность субъектов политики) · Институционализированные и неинституционализированные Сущность политической деятельности заключается не столько в борьбе за власть, сколько в регулировании политических отношений в обществе, достижении согласия и взаимопонимания граждан, их объединений как по вертикали, так и по горизонтали отношений власти. Политическая деятельность является специфическим видом человеческой деятельности, которая должна регулировать, балансировать, согласовывать интересы и отношения между субъектами политики, способствовать достижению в обществе гражданского мира и взаимопонимания. Ее результативность зависит от нескольких составляющих: · владения информацией о политических отношениях по горизонтали (между общественными группами, нациями, народами и др.), которая дает возможность своевременно разрабатывать и внедрять профилактические мероприятия касательно нежелательного развития событий; · владения информацией о политических отношениях по вертикали (между центральными и местными органами власти и населением), что делает возможным оценку уровня доверия к власти, принятие решений по снятию социальной напряженности в границах этой площади отношений (это может быть проведение выборов, референдумов, другие политические решения); · избранных целей и средств их реализации (имеется в виду основная цель деятельности: удовлетворение личных или общественных интересов, направленных на достижение консенсуса и согласия); · принятия политических решений, их прогностического потенциала, предвидения возможных последствий, позитивной или негативной реакции разных групп населения, политических партий, общественных организаций, движений и т.д.; · разработки политической технологии достижения результатов политической деятельности. Политическая деятельностьв составе разных политических субъектов должна быть направлена: - на реализацию общественных заданий (достижение стабильности общественно-политической системы, ее развитие и т.д.); - на исполнение целей и заданий ее политических субъектов (написание законов - в парламенте, их исполнение - в правительстве и т.д.); - на достижение собственных неэгоистичных целей (продвижение по службе, профессиональный рост, повышение уровня индивидуальной политической культуры и т.д.). Виды политической деятельности: 1. Политическая реформа – преобразование, которое не затрагивает основ существующего строя, и власти правящего класса, но предусматривает прогрессивные изменения. Реформы направлены на решение конкретных проблем, характеризуются духом прагматизма. 2. Революция – коренное, качественное изменение в развитии политической и социально-экономической структуры общества. Признаки: коренные, всеохватывающие изменения основ общественного порядка, участие в них большого кол-ва людей. Результаты: насильственное изменение существующего политического режима, замена политической элиты, кардинальные изменения практически во всех сферах жизнедеятельности общества. 3. Контрреволюция – политическая деятельность, осуществляемая отстраненными от власти в результате революционных событий группами. Цель – свержение новой элиты и восстановление прежних порядков. 4. Специфическим видом политической деятельности являются митинги и демонстрации. Они представляют собой массовое, публичное выражение настроений, требований, солидарности или протеста. Выделяют стихийные и организованные, санкционированные и несанкционированные, мирные и немирные митинги и демонстрации. Их часто называют массовыми уличными акциями. Они используются для привлечения внимания власти, граждан, международной общественности к политическим требованиям, насущным или мнимым проблема, позволяют оппозиции оценить свои силы, проверить дисциплинированность, готовность к выступлениям. Митинги и демонстрации служат и средством психологического воздействия на власть. Осознание угрозы общественному порядку, жизни и здоровью граждан во время массовых акций заставляет современные государства, независимо от политического режима, вводить ограничение на их проведение, осуществлять их сопровождение силами правопорядка, привлекать организаторов и манифестантов к ответственности за нарушение установленных правил.
48. Политическая культура: понятие, структура, функции. Политическая культура — представляет собой систему устойчивых политических убеждений, образцов коллективной жизни субъектов, в том числе моделей функционирования политических институтов, обеспечивающий безопасность сообщества. Структура. Политическая культура представляет собой сложное явление, состоящее из взаимосвязанных компонентов. Назовемнекоторыеизних: 1. ценностно-нормативный — политические чувства, ценности, идеалы, убеждения, нормы, правила; 2. познавательный - политические знания, способы политического мышления, умения, навыки; 3. оценочный - отношение к политическому режиму, к политическим явлениям, событиям, лидерам; 4. установочный — устойчивые личные ориентиры поведения, ориентация на определенные действия в тех или иных условиях; 5. поведенческий - готовность к тем или иным действиям в определенной ситуации, а при необходимости — участие в соответствующих действиях. Функцииполитическойкультуры: 1. Познавательная (формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность); 2. Интегративная (помогает достигать согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей); 3. Коммуникативная (позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт); 4. Регулятивная (закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения); 5. Воспитательная (дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации); 6. Мобилизационная (это процесс, в ходе которого посредством образования новых партий и других политических институтов на политическую арену выводятся широкие слои населения). Политическая культура — представляет собой систему устойчивых политических убеждений, образцов коллективной жизни субъектов, в том числе моделей функционирования политических институтов, обеспечивающий безопасность сообщества. 49. Типологии политической культуры. Политические субкультуры. Существуют различныетипологии политической культуры, в частности типология исторической преемственности.
В современной политической культуре обычно выделяют две основные разновидности: демократическую культуру и автократическую. Большинство исследователей считают первую доминирующим типом, вторую — второстепенным. Основные черты современнойдемократической политической культуры: А) традиционализм в виде архаичных элементов, унаследованных от прошлой политической культуры (лояльность, почтительность к власти, законопослушание и др.); Б) морализм, выражающий приверженность к общечеловеческим нравственным ценностям; В) индивидуализм, стоящий на позициях того, что основная ценность политической культуры — частные интересы, в отличие от коллективных; тяготение к отношениям, основанным на доверительных личных контактах и обязательствах; Г)политический активизм, состоящий в убеждении, что деятельное участие во всех сферах жизни может принести личный успех. В последние десятилетия под влиянием различных альтернативных движений (антивоенных, феминистских, молодежных, экологических и др.) демократическая политическая культура вобрала в себя новые ценности: терпимость к инакомыслию, гражданское согласие, падение авторитета иерархической власти и др. Автократический типполитической культуры в основном представлен двумя разновидностями: авторитарной и тоталитарной политическими культурами. Идеал автократической политической культуры - государство с сильной и неконтролируемой властью, которая почти исключает права и свободы граждан. Авторитаризм отражает неудовлетворенную потребность в стабильности, опоре и объединяет всех тех, кто опасается социально-политических и экономических изменений независимо от своего социального статуса. Сущность авторитарной политической культуры — безграничное слияние общественного сознания с субъектом власти — лидером политической партии или монархом с сильным волевым характером. Для субъектов тоталитарной культуры значимо, прежде всего, то, что нисходит от носителя власти. Тоталитарная политическая культура характеризуется полным отсутствием плюрализма в сфере политических отношений. Инакомыслие не только подавляется, но и предупреждается. Каждому обществу соответствует свой тип политической культуры, обусловленный историческими особенностями. Выделяют тричистыхтипаполитическойкультуры: 1) патриархальную, когда у людей отсутствует интерес к своей политической системе. В патриархальных общинах политическая ориентация на племенных вождей не отделена от их религиозных, социально-экономических и иных ориентаций; 2) подданническую, которая отличается сильной ориентацией на политическую систему, но слабым участием людей в ее функционировании. Здесь уже существуют специализированные политические институты, на них ориентируются члены общества, проявляя при этом разные чувства (от гордости до неприязни) и воспринимая их как законные или незаконные; 3) активистскую, в рамках которой людей интересует не только то, что политическая система дает им, но и то, могут л и они игратьак-тивную роль в этой системе, выполнять свои гражданские права и обязанности. Типы политических культур Политическая культура в ходе своей исторической эволюции проходит сложный процесс формирования и развития. Для каждой исторической эпохи, для каждого вида политических систем и социальных сообществ характерным является свой тип политической культуры. Общепринятой считается типологизация политических культур, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой: 1. патриархальный тип- для него характерны: низкая компетентность в политических проблемах, отсутствие интереса граждан к политической жизни, ориентация на местные ценности — общину, род, племя и т. д. Понятие о политической системе общества и способах ее функционирования полностью отсутствует. Члены сообщества ориентируются на вождей, шаманов и других значимых, по их мнению, личностей; 2.подданнический тип - ориентируется на интересы государства, но личная активность невысокая. Такой тип хорошо усваивает исполнительские роли и функции, поэтому легко поддается манипулированию со стороны различного рода политиканов, чиновников, политических авантюристов. Индивидуальная политическая активность достаточно низкая, интерес к политике слабый. Понятие о политической системе уже присутствует, но представление о возможностях как-то повлиять на власть отсутствует; 3.активистский тип - предполагает активную включенность граждан в политический процесс, участие в выборе органов власти и стремление повлиять на разработку и принятие политических решений. Интерес граждан к политике достаточно высокий, они хорошо информированы о структуре и функциях политической системы и стремятся реализовать с помощью конституционных прав свои политические интересы. Определить реальное состояние политической культуры общества довольно сложно, особенно если в этом обществе отсутствуют демократия и гласность. Многие десятилетия советские идеологи марксизма пытались доказать, что уровень развития политической культуры в СССР значительно выше, чем в буржуазных странах. При этом в качестве главного аргумента они указывали на то, что социализм (в соответствии с марксистской теорией) является более высокой стадией развития общества. Однако утвердившиеся с конца 80-х гг. XX в. в России демократия и гласность показали, что состояние политической культуры в нашей стране находится на достаточно низком уровне развития. По данным исследований, проведенных автором в начале 90-х гг., примерно 40-45 % взрослого населения России можно отнести к активистскому типу политической культуры, 30-35 % — к подданническому и 20-25 % — к патриархальному типу. Любое современное общество, любая политическая система представляют собой сложную структуру, состоящую из различного типа политических субкультур, и от того, какой тип политической культуры доминирует в обществе, во многом зависит форма политической системы и политический режим власти.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 401. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |