Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Политическая деятельность: понятие, сущность, субъекты, виды (революция, контрреволюция, реформы, митинги, демонстрации)




Политическая деятельность – сознательные и целенаправленные действия субъектов политики по управлению государством и обществом, прямое или опосредованное их участие в политической жизни. Главная побудительная причина – экономические и материальные интересы.

Структура:

В качестве субъектов политической деятельности выступают непосредственные участники политических акций, событий, действий. Однако первичные субъекты политики - индивиды, социальныегруппы,нации, народы - не перестают быть субъектами политических отношений независимо от того, участвуют они или нет в данный момент в политических действиях.

Субъекты политики в ходе своих действий стремятся преобразовать, видоизменить или сохранить и существующую социально-классовую структуру общества, и содержание общественных отношений, и систему государственных и общественных институтов и организаций. Точно так же и каждый отдельный социальный субъект в то же время оказывается и объектом политических воздействий, т.е. он постоянно подвержен влиянию других субъектов и собственных воздействий на самого себя.

Объект – политическая система.

Средства и методы политической деятельности: митинги, демонстрации, выборы, речи, собрания, переговоры, восстания.

Политическая деятельность состоит из политических действий:

· Позитивные(постоянное совершенствование политической системы) или негативные(развитие конфликтов в обществе);

· Рациональные(четкое представление о целях) и иррациональные;

· Инерционные(сохранение традиционных политических отношений) и творческие(перемены);

· Стихийные(не управляются политическими институтами) и организованные (высокая сознательность и целеустремленность субъектов политики)

· Институционализированные и неинституционализированные

Сущность политической деятельности заключается не столько в борьбе за власть, сколько в регулировании политических отношений в обществе, достижении согласия и взаимопонимания граждан, их объединений как по вертикали, так и по горизонтали отношений власти.

Политическая деятельность является специфическим видом человеческой деятельности, которая должна регулировать, балансировать, согласовывать интересы и отношения между субъектами политики, способствовать достижению в обществе гражданского мира и взаимопонимания. Ее результативность зависит от нескольких составляющих:

· владения информацией о политических отношениях по горизонтали (между общественными группами, нациями, народами и др.), которая дает возможность своевременно разрабатывать и внедрять профилактические мероприятия касательно нежелательного развития событий;

· владения информацией о политических отношениях по вертикали (между центральными и местными органами власти и населением), что делает возможным оценку уровня доверия к власти, принятие решений по снятию социальной напряженности в границах этой площади отношений (это может быть проведение выборов, референдумов, другие политические решения);

· избранных целей и средств их реализации (имеется в виду основная цель деятельности: удовлетворение личных или общественных интересов, направленных на достижение консенсуса и согласия);

· принятия политических решений, их прогностического потенциала, предвидения возможных последствий, позитивной или негативной реакции разных групп населения, политических партий, общественных организаций, движений и т.д.;

· разработки политической технологии достижения результатов политической деятельности.

Политическая деятельностьв составе разных политических субъектов должна быть направлена:

- на реализацию общественных заданий (достижение стабильности общественно-политической системы, ее развитие и т.д.);

- на исполнение целей и заданий ее политических субъектов (написание законов - в парламенте, их исполнение - в правительстве и т.д.);

- на достижение собственных неэгоистичных целей (продвижение по службе, профессиональный рост, повышение уровня индивидуальной политической культуры и т.д.).

Виды политической деятельности:

1. Политическая реформа – преобразование, которое не затрагивает основ существующего строя, и власти правящего класса, но предусматривает прогрессивные изменения. Реформы направлены на решение конкретных проблем, характеризуются духом прагматизма.

2. Революция – коренное, качественное изменение в развитии политической и социально-экономической структуры общества. Признаки: коренные, всеохватывающие изменения основ общественного порядка, участие в них большого кол-ва людей. Результаты: насильственное изменение существующего политического режима, замена политической элиты, кардинальные изменения практически во всех сферах жизнедеятельности общества.

3. Контрреволюция – политическая деятельность, осуществляемая отстраненными от власти в результате революционных событий группами. Цель – свержение новой элиты и восстановление прежних порядков.

4. Специфическим видом политической деятельности являются митинги и демонстрации. Они представляют собой массовое, публичное выражение настроений, требований, солидарности или протеста. Выделяют стихийные и организованные, санкционированные и несанкционированные, мирные и немирные митинги и демонстрации. Их часто называют массовыми уличными акциями. Они используются для привлечения внимания власти, граждан, международной общественности к политическим требованиям, насущным или мнимым проблема, позволяют оппозиции оценить свои силы, проверить дисциплинированность, готовность к выступлениям. Митинги и демонстрации служат и средством психологического воздействия на власть.

Осознание угрозы общественному порядку, жизни и здоровью граждан во время массовых акций заставляет современные государства, независимо от политического режима, вводить ограничение на их проведение, осуществлять их сопровождение силами правопорядка, привлекать организаторов и манифестантов к ответственности за нарушение установленных правил.

 

48. Политическая культура: понятие, структура, функции.

Политическая культура — представляет собой систему устойчивых политических убеждений, образцов коллективной жизни субъектов, в том числе моделей функционирования политических институтов, обеспечивающий безопасность сообщества.

Структура.

Политическая культура представляет собой сложное явление, состоящее из взаимосвязанных компонентов. Назовемнекоторыеизних:

1. ценностно-нормативный — политические чувства, ценности, идеалы, убеждения, нормы, правила;

2. познавательный - политические знания, способы политического мышления, умения, навыки;

3. оценочный - отношение к политическому режиму, к политическим явлениям, событиям, лидерам;

4. установочный — устойчивые личные ориентиры поведения, ориентация на определенные действия в тех или иных условиях;

5. поведенческий - готовность к тем или иным действиям в определенной ситуации, а при необходимости — участие в соответствующих действиях.

Функцииполитическойкультуры:

1. Познавательная (формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность);

2. Интегративная (помогает достигать согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей);

3. Коммуникативная (позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт);

4. Регулятивная (закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения);

5. Воспитательная (дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации);

6. Мобилизационная (это процесс, в ходе которого посредством образования новых партий и других политических институтов на политическую арену выводятся широкие слои населения). 

Политическая культура — представляет собой систему устойчивых политических убеждений, образцов коллективной жизни субъектов, в том числе моделей функционирования политических институтов, обеспечивающий безопасность сообщества.

49. Типологии политической культуры. Политические субкультуры.

Существуют различныетипологии политической культуры, в частности типология исторической преемственности.

Типполитическойкультуры Разновидности Основныехарактеристики
Традиционная Племенная Теократическая Деспотическая А) Властьвече, ограничениестатусавождя Б) Высокий статус лидера, его власть ограничивается лишь пониманием воли бога В)Абсолютнаявластьлидера
Демократическая Либеральная Технократическая А) Ориентация людей на активную роль в политике, признание гражданских прав и свобод, контроль над властными структурами Б) Ценностьтрадицийэлитаризма, меритократии
Автократическая Авторитарная Тоталитарная А) Сильное государство, сильная неконтролируемая власть, почти исключающая права и свободы граждан Б) Полное подчинение граждан интересам государства, сильная неконтролируемая власть

 

В современной политической культуре обычно выделяют две основные разновидности: демократическую культуру и автократическую. Большинство исследователей считают первую доминирующим типом, вторую — второстепенным.

Основные черты современнойдемократической политической культуры:

А) традиционализм в виде архаичных элементов, унаследованных от прошлой политической культуры (лояльность, почтительность к власти, законопослушание и др.);

Б) морализм, выражающий приверженность к общечеловеческим нравственным ценностям;

В) индивидуализм, стоящий на позициях того, что основная ценность политической культуры — частные интересы, в отличие от коллективных; тяготение к отношениям, основанным на доверительных личных контактах и обязательствах;

Г)политический активизм, состоящий в убеждении, что деятельное участие во всех сферах жизни может принести личный успех.

В последние десятилетия под влиянием различных альтернативных движений (антивоенных, феминистских, молодежных, экологических и др.) демократическая политическая культура вобрала в себя новые ценности: терпимость к инакомыслию, гражданское согласие, падение авторитета иерархической власти и др.

Автократический типполитической культуры в основном представлен двумя разновидностями: авторитарной и тоталитарной политическими культурами.

Идеал автократической политической культуры - государство с сильной и неконтролируемой властью, которая почти исключает права и свободы граждан. Авторитаризм отражает неудовлетворенную потребность в стабильности, опоре и объединяет всех тех, кто опасается социально-политических и экономических изменений независимо от своего социального статуса. Сущность авторитарной политической культуры — безграничное слияние общественного сознания с субъектом власти — лидером политической партии или монархом с сильным волевым характером.

Для субъектов тоталитарной культуры значимо, прежде всего, то, что нисходит от носителя власти. Тоталитарная политическая культура характеризуется полным отсутствием плюрализма в сфере политических отношений. Инакомыслие не только подавляется, но и предупреждается.

Каждому обществу соответствует свой тип политической культуры, обусловленный историческими особенностями. Выделяют тричистыхтипаполитическойкультуры:

1) патриархальную, когда у людей отсутствует интерес к своей политической системе. В патриархальных общинах политическая ориентация на племенных вождей не отделена от их религиозных, социально-экономических и иных ориентаций;

2) подданническую, которая отличается сильной ориентацией на политическую систему, но слабым участием людей в ее функционировании. Здесь уже существуют специализированные политические институты, на них ориентируются члены общества, проявляя при этом разные чувства (от гордости до неприязни) и воспринимая их как законные или незаконные;

3) активистскую, в рамках которой людей интересует не только то, что политическая система дает им, но и то, могут л и они игратьак-тивную роль в этой системе, выполнять свои гражданские права и обязанности.

Типы политических культур

Политическая культура в ходе своей исторической эволюции проходит сложный процесс формирования и развития. Для каждой исторической эпохи, для каждого вида политических систем и социальных сообществ характерным является свой тип политической культуры. Общепринятой считается типологизация политических культур, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой:

1. патриархальный тип- для него характерны: низкая компетентность в политических проблемах, отсутствие интереса граждан к политической жизни, ориентация на местные ценности — общину, род, племя и т. д. Понятие о политической системе общества и способах ее функционирования полностью отсутствует. Члены сообщества ориентируются на вождей, шаманов и других значимых, по их мнению, личностей;

2.подданнический тип - ориентируется на интересы государства, но личная активность невысокая. Такой тип хорошо усваивает исполнительские роли и функции, поэтому легко поддается манипулированию со стороны различного рода политиканов, чиновников, политических авантюристов. Индивидуальная политическая активность достаточно низкая, интерес к политике слабый. Понятие о политической системе уже присутствует, но представление о возможностях как-то повлиять на власть отсутствует;

3.активистский тип - предполагает активную включенность граждан в политический процесс, участие в выборе органов власти и стремление повлиять на разработку и принятие политических решений. Интерес граждан к политике достаточно высокий, они хорошо информированы о структуре и функциях политической системы и стремятся реализовать с помощью конституционных прав свои политические интересы.

Определить реальное состояние политической культуры общества довольно сложно, особенно если в этом обществе отсутствуют демократия и гласность. Многие десятилетия советские идеологи марксизма пытались доказать, что уровень развития политической культуры в СССР значительно выше, чем в буржуазных странах. При этом в качестве главного аргумента они указывали на то, что социализм (в соответствии с марксистской теорией) является более высокой стадией развития общества. Однако утвердившиеся с конца 80-х гг. XX в. в России демократия и гласность показали, что состояние политической культуры в нашей стране находится на достаточно низком уровне развития. По данным исследований, проведенных автором в начале 90-х гг., примерно 40-45 % взрослого населения России можно отнести к активистскому типу политической культуры, 30-35 % — к подданническому и 20-25 % — к патриархальному типу.

Любое современное общество, любая политическая система представляют собой сложную структуру, состоящую из различного типа политических субкультур, и от того, какой тип политической культуры доминирует в обществе, во многом зависит форма политической системы и политический режим власти.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 401.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...