Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Политическая коммуникация и СМИ в современных политических процессах.




Средства массовой информации (СМИ) представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам.К СМИ относятся пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись.

Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудиовизуальные СМИ и прежде всего радио и телевидение.

Функции СМИ разнообразны. Важнейшей из них является информационная функция. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях.

Информационная деятельность СМИ позволяет людям адекватно судить о политических событиях и процессах лишь в том случае, если она выполняет и образовательную функцию. Эта функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников, правильно ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации.

Политическая коммуникация - это процесс передачи политической информации, которая циркулирует между частями политической системы, между политической и общественной системами, а также это процесс обмена информацией между политическими структурами, общественными группами и индивидами.

Посредством коммуникации, передается три основных типа политических сообщений: побудительные (приказ, убеждение); собственно информативные (реальные или вымышленные сведения); фактические (сведения, связанные с установлением и поддержанием контакта между субъектами политики).

 

51 Структура средств массовой информации и проблемы их функционирования

Понятие СМИ: это совокупность органов публичной передачи информации с помощью технических средств

Структура СМИ:

1) печатная пресса – газеты, журналы, еженедельники, бюллетени и т.д.

2) аудиовизуальные СМИ – радио, ТВ, документальное кино, видеовещание.

3) информационные службы – телеграфные агентства, рекламное бюро, пресс-службы, агентства по связям с общественностью и т.д

Проблемы функционирования СМИ:

1. Глобализация СМИ. Приводит к массовости и стандартизации культуры.

2. Зависимость СМИ от властных структур и промышленно-финансовых групп.

3. Информационные войны

4. Культивация мнимых ценностей

5. Коммерциализация СМИ

 

52 Феномен политического манипулирования: способы, возможности и границы.

Под политическим манипулированием понимаются способы и приемы скрытого управления политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам.

Способы:

1. Манипулирование, основанное на лжи и обмане. Такое манипулирование имеет авантюристический характер. Однако если «манипулятор» учитывает недостаточную информированность людей, их эмоционально-психологическое состояние и желание (готовность) слушать то, что он говорит, то люди начинают верить манипулятору и сами становятся ретрансляторами (передатчиками) ложной информации.

2. Манипулирование, основанное на популизме. Манипулятор, обладая хорошими ораторскими данными и способностями убеждать, обещает людям решить их наиболее насущные проблемы, например повысить пенсии, снизить налоги и т. д. При этом он может манипулировать какими-то цифрами, результатами исследований, доказывая что выполнить данные им обещания не составит труда. На деле же манипулятор осознает невыполнимость своих обещаний, но люди ему верят, потому что слышат то, что желают услышать от потенциального представителя власти.

3. Создание социальных мифов. Наиболее преуспели в создании мифов такие тоталитарные режимы, как коммунистический в СССР и фашистский в Германии. Большевики создали миф о будущем коммунистическим рае, который неизбежно наступит для всего человечества. Многие люди старшего поколения и в наше время не утратили веру в Этот миф. Фашистский режим создал миф о великой германской (арийской) нации, которой предопределено править миром. Создание мифов приносит политические дивиденды и сейчас. Так, в начале 90-х гг. XX в. главный инициатор ваучеризации страны А. Б. Чубайс распостранял миф о том, что через несколько лет на каждый ваучер можно будет приобрести автомобиль, а то и два. Народ в большинстве своем поверил и в итоге оказался обманутым.

4. «Наклеивание ярлыков». Для компрометирования своих оппонентов без доказательств наделяет личность или социальную группу (политическую партию) унизительной и оскорбительной кличкой или эпитетом, например: «фашисты», «националисты», «красно-коричневый» и др.

5. «Подтасовка карт» или искажение фактов. С помощью откровенной фальсификации, искажения действительных фактов или сфабрикованных опросов общественного мнения людям внушают мысль о неизбежной победе той или иной партии или политического лидера. При этом манипулятор может и не дискредитировать главных своих оппонентов, но намекать на то, что данная партия или лидер не имеют никаких шансов на победу и голосовать за них не имеет смысла.

6. Контроль за средствами массовой информации. Если в руках тех или иных политических сил находятся средства массовой информации, то для них открываются широкие возможности для манипулирования. Дозированная подача информации создает положительный образ одних и негативный образ других. Трагизм положения заключается в том, что оппоненты не имеют возможности высказывать свое мнение и защищать свои интересы.

Возможности политического манипулирования определяются шестью базовыми форматами манипулятивного воздействия: рекламой, агитацией, пропагандой, РК, новостным форматом и продуктами массовой культуры. Каждый из этих форматов имеет свою проникающую способность, сочетает в себе мягкие формы убеждения и жесткие формы прямого давления, допускающие высокую вариативность и дозированность воздействия в зависимости от конкретной политической ситуации.

Границы эффективности политического манипулирования определяются группой внешних (общая политическая ситуация, уровень социально- экономического развития в стране, легитимность власти и т.п.) и внутренних факторов (образование, принадлежность к социальной группе, религия или идеология реципиента и т.п.);

53. Понятие политического маркетинга, его формы и средства реализации. Политические технологии и антитехнологии.

Политический маркетинг (англ. market – рынок, сбыт) – совокупность теоретических подходов и практических методов, основанных на представлениях и принципах экономических концепций исследования рынка и направленных на изучение социально-политических процессов с целью управления ими в интересах тех или иных субъектов политики.

С помощью методов политического маркетинга властные органы и политические партии формулируют свои цели и добиваются их поддержки со стороны общества. Следовательно, политический маркетинг представляет собой технологию любой политической кампании (избирательная кампания, выдвижение кандидата, формирование политической партии и т. д.). Основу политического маркетинга составляют изучение политических потребностей социальных групп и общностей на арене политических сил, превращение этих потребностей в реальную политическую программу определенного политика.

Объект политического маркетинга – социально-политическая среда. Данная среда рассматривается как рынок возможностей, на котором имеют хождение свои особые товары – потенциальные выгоды, связанные с тем или иным политическим решением. «Продавцами» на этом рынке выступают как действительные, так и возможные носители политической власти, а «покупателями» – избиратели, учет мнения которых, а также возможностей его изменения кладется в основу стратегии продвижения того или иного «политического товара».

Методы политического маркетинга:

– сбор, систематизация и обобщение сведений о предпочтениях избирателей и конкурентах;

– мониторинг общественного мнения, предполагающий анализ настроений и позиций населения во времени;

– опросы, направленные как на выявление позиций, так и на придание определенной направленности настроениям различных групп населения по тем или иным проблемам как политического, так и неполитического характера.

Стадии маркетинга политической кампании

1. Изучение конъюнктуры политического рынка. На данном этапе выявляются настроения и ожидания различных групп электората (постоянных избирателей) и определяется, как эти группы отреагируют на возможные действия по решению политической проблемы.

2. Формирование стратегии и тактики политического воздействия. Вырабатывается конкретная политическая программа, основанная на ожиданиях избирателей, в которой определяются цели и средства их достижения. Здесь же просчитываются возможные результаты действия программы и формируются «группы поддержки».

3. Продвижение кандидата, программы, идеи и т. д. на политический рынок. Формируется устойчивый интерес населения к кампании с помощью политической пропаганды (СМИ, PR-акции, адресная помощь населению и т. д.).

Политические технологии – совокупность определенных способов и приемов политической деятельности.

К самым распространенным политическим технологиям относятся политическое консультирование, избирательные технологии, лоббирование, технологии «паблик рилейшнз».

Политическое консультирование проводится крупными аналитическими центрами, исследующими политические процессы и явления общественной жизни.

Лоббизм (от англ. lobby – коридор, вестибюль) – система средств и факторов для оказания необходимого влияния на политиков и государственных служащих, принимающих решения на федеральном или региональном уровне, с целью обеспечения интересов соответствующих групп.

Избирательные технологии – совокупность способов воздействия на массы с целью повлиять на их электоральное поведение и побудить их отдать свои голоса за определенного кандидата. Избирательные технологии направлены на регулирование поведения избирателей, обращение к убеждениям и позициям граждан, их ориентации на определенные ценности. Выявить тенденции развития массовых настроений, найти оптимальные комбинации реализации политической программы призваны специалисты по паблик рилейшнз, коммуникациям, имиджмейкеры.

Паблик рилейшнз (англ. publicrelations – взаимоотношения с общественностью, связи с общественностью) – деятельность, направленная на формирование у общественности устойчивого положительного образа той или иной организации, кандидата, благожелательного отношения к ним посредством профессиональной обработки общественного мнения. В политической сфере это соответствующая деятельность органов государственной власти, партий, движений, избирательных блоков и т. д., нередко включающая в себя отдельные элементы политического манипулирования массовым сознанием. Главная цель паблик рилейшнз – склонить общественное мнение в поддержку какой-либо конкретной организации.

Функции паблик рилейшнз:

– выявление и анализ общих тенденций в общественном мнении;

– выработка стратегии взаимодействия с общественностью на основе данных изучения общественного мнения;

– формирование благоприятного отношения населения как к самой организации, так и к ее деятельности;

– информирование общественности о конкретной деятельности организации, человека.

Антитехнологии: при их использовании ставка делается на достижение частного или ближайшего результата при игнорировании долговременных последствий принимаемых решений. В основе лежит манипуляция: приклеивание ярлыков, «сияющее обобщение», перенос или трансфер, игра в простонародность, прием перетасовки, осмеяние, мнимый вывод и т.д.

 

54. Понятие, мотивы и типы политического поведения

Политическое поведение – это реакции всех субъектов на деятельность политической системы, а так же мотивированные действия людей, которые реализуют свои статусные позиции и внутренние установки.

Александр Маслоу сформулировал перечень потребностей, которые лежат в основе действий человека, в том числе, и в политике – это: * Физиологические потребности.

* Потребности в безопасности.

* Потребность в любви, то есть принадлежности к определенной группе или организации.

* Потребность в самоутверждении, то есть повышении своего социального статуса и престижа.

* Потребность выразить и реализовать свои убеждения в политической сфере.

Маслоу подчеркивал, что более высокий уровень потребностей возникает при обеспечении более низких уровней.

Выделяется следующие типы политического поведения:

автономный,

мобилизационный (проявляется под давлением внешней силы под влиянием государства), нормативный, девиантное поведение (отклоняющееся от норм).

Политическое поведение включает в себя политическое участие и абсентеизм.

 

55. Политическое участие: формы, сущность, типология

Политическое участие – это прямая и опосредованная вовлеченность людей в политико – властные отношения, их влияние на формирование политических институтов, функционирование политической системы и принятие политических решений. Оно рассматривается как важнейшее политическое право личности, поскольку оно отражает реальную роль человека как гражданина. Вопрос о вовлеченности людей в политику учеными рассматривался по-разному.

Политическое участие бывает различных типов:

* Ортодоксальное политическое участие – то участие людей (граждан) в выполнении своих функций в политической системе, а так же предъявление к ней требований в законных формах.

* Выполнение управленческих функций.

* Участие в выборах, референдумов, связи с субъектами власти.

* Участие в деятельности политических партий.

* Участие в деятельности общественных организаций.

* Прямое участие.

* Неортодоксальное политическое участие – это несанкционированные действия, которые отражают выражения требований в адрес политической системы.

* Митинги.

* Демонстрации.

* Шествия.

* Политическое преступления – это протестные действия, связанные с применением насилия.

* Терроризм.

* Экстремизм.

Абсентеизм противоположен политическому участию, и означает политическую апатию, утрату интереса к политике, или вообще отсутствие этого интереса.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 456.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...