Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Организация продуктивной учебной деятельности на уроке в инклюзивном классе




Грамотная организация интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями в среде нормально развивающихся сверстников – непростая задача для образовательного учреждения. В условиях образовательного учреждения реализуется модель интегрированного обучения «Полная интеграция (детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательный класс) с обязательным сопровождением узких специалистов». При реализации этой модели учитывается особая роль урока и учителя. Задача учителя начальной школы – обеспечить доступное и качественное образование всех учащихся при организации учебно-воспитательного процесса в классном коллективе.

 

Прежде всего, обозначу несколько важных моментов, на которые следует обратить внимание учителю, работающему в интегрированном классе. Во – первых, необходимо знать особенности «своего» ученика с ОВЗ. В ходе консультаций с узкими специалистами, бесед с родителями, при обсуждении динамики учебных достижений собирается информация об учащемся. Это позволяет мне определить зону актуального развития – то, что ребенок делает самостоятельно, и наметить зону ближайшего развития – то, что он может выполнить с разными видами помощи. В свою очередь, зона ближайшего развития – не только ориентир для учителя, но и критерий для отбора содержания и средств обучения. Поскольку часто дети с ОВЗ из категории детей с задержкой психического развития, то также необходимы 2) знания о характерных особенностях детей с задержкой психического развития и 3) знание методики коррекционно-развивающей работы с ними.

 

4.При организации индивидуальной работы на уроке необходимо учитывать желание ребенка с ОВЗ «быть как все». Если карточку с заданием дать только одному этому ребёнку, значит его почему-то выделили из числа других. Поэтому карточки необходимо дать и некоторым другим ученикам.

 

5. Индивидуализация заданий должны быть не только на уроке, но и для домашних работ, как залог положительной мотивации и создание ситуации успеха.

 

Далее хотелось бы остановиться на организации режима урока в инклюзивном классе.

 

Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у учеников с разными образовательными потребностями, при написании программы стараюсь чтобы темы соприкасались, при подготовке к уроку смотрю как они усвоили предыдущую тему, какой этап обучения берется за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль знаний, умений и навыков). Если у всех учащихся класса тема общая, то изучение материала ведется фронтально, и дети получают знания того уровня, который определяется их программой. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для каждого ученика (карточки, упражнения из учебника, тексты на доске и т.д.). Для общего объяснения нужно выбирать только простые темы, как по своему объему, так и по содержанию материала. Также не забывать про использование алгоритма и наглядности. Далее можно предложить сильным ученикам выполнить индивидуальные задания самостоятельно, а в это время еще раз пройтись с более слабыми учениками по алгоритму новой темы, и только потом предложить им самостоятельные задания и переключиться на проверку заданий, выполняемых сильными учениками.

12. Мотивация учебно-познавательной деятельности

Понятием «мотивация» в психологии определяется процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для человека личностный смысл, создает устойчивость его интересов к ней и превращает внешние данные цели его деятельности во внутренние потребности личности.

 

Мотивация деятельности представляет собой сложную систему побудителей, включающую потребности, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д.

 

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в учебно-познавательную деятельность. В структуре учебной мотивации психологи выделяют интерес к учению и изучаемым наукам и познавательные потребности и потребности в достижениях, отношение учащегося к учению и к учителям, к цели учения. Установлено влияние на учебную мотивацию уровня умственного развития учащегося, нравственной, эмоциональной и волевой сфер личности, методов обучения, использования различных стимулов и личности преподавателя.

 

Мотивационный компонент процесса обучения непосредственно связан с личностью обучаемого. Он характеризуется отношением обучаемого к учению, интересом к изучаемой специальности, учебным предметам, стремлением овладеть знаниями и умениями.

 

Следует отметить исключительную важность мотивационного компонента в учебном процессе. Причина заключается в том, что усвоение знаний и освоение способов деятельности носят сугубо личностный характер. Невозможно учить человека чему-либо, если он того не желает. И наоборот, если у человека есть желание, интерес к изучаемой науке, стремление овладеть знаниями и умениями (мотивы учения), то он даже преодолевая преграды, самостоятельно будет получать необходимое образование.

 

К сожалению, в настоящее время у многих учащихся нет осознанного стремления к овладению знаниями и умениями. Ведущими мотивами их познавательной активности выступают: необходимость сдачи зачетов и экзаменов, страх быть отчисленным за неуспеваемость, желание получить документ об образовании. Такое отношение сформировалось вероятно из-за невысокого престижа образования в нашей стране, наличия формализма в учебном процессе, неудовлетворительных условий учебного труда, авторитарных методов руководства ученическим коллективом и других причин.

 

В психолого-педагогических исследованиях проблеме мотивации учебно-познавательной деятельности уделяется значительное внимание (Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев, А.К.Маркова и др.). В результате этих исследований установлено, что развитию познавательного интереса у обучаемых способствуют следующие условия:

 

1) максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся; ситуация решения проблемных вопросов и задач, активного поиска и догадок, размышления, анализ различных суждений и т.д.

 

2) организация обучения на оптимальном уровне развития учащихся (правильно организованное обучение всегда должно опережать развитие обучаемых, служить источником нового в развитии);

 

3) эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учащихся: (благоприятный психологический климат, созданный преподавателем на занятии, повышает настроение обучаемых, способствует развитию их познавательного интереса);

 

4) благоприятное общение в учебном процессе (общение учащихся друг с другом и с преподавателями создает многообразную гамму отношений, опосредованное влияние которых на интерес очень велико).

 

Среди эффективных способовформирования интереса к учению следует отметить: понимание школьником личной и общественной значимости образования, значение знаний и профессии в условиях рыночной экономики, конкуренции и т.д.; раскрытие значения изучаемого предмета в развитии личности учащихся; подбор интересных примеров, заданий; создание проблемных ситуаций; систематическая организация самостоятельной работы обучаемых; организация коллективных форм учебной деятельности.

 

Учащийся будет стремиться к хорошей учебе, проявлять интерес к изучаемым предметам в том случае, если в учебном заведении:

 

• к нему будут относиться доброжелательно с уважением;

 

• учащийся понимает социальное значение образования в целом и в предметном значении в частности;

 

• созданы условия для проявления своих способностей, для успешной учебы;

 

• достигнутый успех будет замечен коллективом учащихся во главе с преподавателем;

 

• учащийся будет заниматься не только учебой, но и многими другими видами деятельности – игровой, спортивной, трудовой, художественной и т.д.

 

К сожалению, в настоящее время школьники (и даже студенты) заняты в основном учебой. Многочасовой учебный труд не оставляет времени и сил для других занятий, монотонный и сидячий образ жизни надоедает, что приводит к нарушению ими дисциплины, побуждают искать сомнительные удовольствия вне учебы (алкоголь, наркотики).

 

По нашему мнению, в условиях профессиональной школы (ПТУ, лицей, колледж), кроме отмеченных побудителей качестве мотивационных факторов выступают: интерес обучаемого к выбранной профессии, общий уровень его умственного развития, воспитания и культуры, престиж изучаемой профессии в обществе; уровень заработной платы специалиста, содержательность и условия труда специалиста; значение дисциплины в профессиональном становлении специалиста; научный уровень преподавания; методическая и материальная оснащенность учебного процесса; разнообразие применяемых методов, средств и организационных форм обучения; доля самостоятельной работы учащихся в бюджете времени; участие учащихся в научно-исследовательской работе по специальности; конкурсы среди учащихся на лучший проект, изделие, рацпредложение, изобретение и т.д. В целях формирования мотивов активной познавательной деятельности учащихся необходимо упорядочить весь учебно-воспитательный процесс, более точно (диагностично) определить цели образования, отобрать и систематизировать соответствующее этим целям содержание учебных предметов, увязав его с профессиональной деятельностью будущего специалиста, выбрать адекватные методы и средства для организации, контроля, коррекции и оценки результатов процесса обучения.

 

Краткий анализ мотивационного компонента и путей реализации в учебном процессе показывает, что формирование у обучаемых положительных мотивов учебно-познавательной деятельности является одной из главных задач преподавательского состава учебного заведения. Для ее успешного решения необходимо использовать психолого-педагогические и организационно-методические средства.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 472.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...