Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность деятельностного подхода в образовании.




 

В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно – воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности школьника.

 

Деятельностный подход в своей преимущественной ориентации на становлении субъектности воспитанника как бы сравнивает в функциональном плане обе сферы образования – обучение и воспитание: при реализации деятельностного подхода они в равной мере способствуют становлению субъектности ребенка.

 

Вместе с тем, деятельностный подход, реализуемый в контексте жизнедеятельности конкретного ученика, учитывающий его жизненные планы, ценностные ориентации и его другие параметры субъективного мира, по своей сути является личностно – деятельностным подходом. Поэтому вполне естественно в целях постижения его сущности выделением два основных компонента – личностный и деятельностный.

 

Деятельностный подход воспитании в совокупности компонентов исходит из представлений о единстве личности с ее деятельностью. Это единства проявляется в том, что деятельность в ее многообразных форма непосредственно опосредованно осуществляет изменения в структурах личности; личность же, в свою очередь, одновременно непосредственно и опосредованно осуществляет выбор адекватных видов и форм деятельности и преобразования деятельности, удовлетворяющие потребностям личностного развития.

 

Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы нравственной и духовной культуры, создает, вырабатывает их вместе с младшими товарищами, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

Сущность компетентностного подхода в образовании

 

 

Основой обновления содержания образования, в соответствии с Концеп­цией модернизации, является компетентностный подход. Понятие компетент­ность выступает в качестве «узлового», центрального. Оно объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования, требует обновле­ния содержания, формируемого «от результата», и обладает интегративной природой (вбирает в себя умения и знания, относящиеся к широким сферам культуры и деятельности: информационной, коммуникативной, бытовой и т.д.). Компетентность - уже состоявшееся личностное качество (совокупность ка­честв), позволяющее решать проблемы и задачи, возникающие в ре­альных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненно­го опыта, ценностей и наклонностей.

 

Компетентность выступает в качестве ключевой, если она имеет следую­щие характерные признаки:

 

♦ многофункциональность. Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседнев­ной, профессиональной или социальной жизни. Ими необходимо ов­ладеть для достижения различных важных целей и решения различных сложных задач в различных ситуациях;

 

♦ надпредметностъ и междисциплинарностъ. Они применимы в раз­личных ситуациях, не только в школе, но и на работе, в семье, полити­ческой сфере и т.д.;

 

♦ многомерность. Ключевые компетентности сочетают различные умст­венные и психические процессы и интеллектуальные умения (абст­рактное мышление, саморефлексия, определение своей собственной позиции, самооценка, критическое мышление и т.д.).

 

В структуре ключевых компетентностей можно выделить:

 

♦ компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельно­сти (усвоение способов приобретения знаний из различных источни­ков информации);

 

♦ компетентность в сфере гражданско-правовой деятельности (готов­ность к выполнению социальных ролей: гражданина, избирателя, по­требителя и т.д.);

 

♦ компетентность в коммуникативной сфере (приобретение опыта пози­тивноговзаимодействия, навыков конструктивного общения);

 

♦ компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (выбор пу­тей и способов использования свободного времени, культурно и ду­ховно обогащающих личность);

 

♦ компетентность в бытовой сфере (выбор здорового образа жизни, по­зитивного отношения к семье, домашнему быту).

 

Ключевые компетентности необходимы для любой профессиональной деятельности и связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире. Они проявляются в способности решать разнообразные задачи на основе использо­вания информации, коммуникации, социально-правовых основ поведения лич­ности в гражданском обществе.

 

Выделяются следующие сущностные признаки компетентности: компе­тентность имеет деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях, компетентность проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки себя в конкретной ситуации.

 

Компетентностный подход, определенный как основа новой образова­тельной практики, предполагает, что будут использоваться и новые подходы к выделению критериев, показателей, дающих возможность оценивать те или иные процессы.

8. Понятие, цель, функции, компоненты учебно-познавательной деятельности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 278.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...