Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Виды универсальных учебных действий.




 

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

 

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

 

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

 

- смыслообразование – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? и уметь на него отвечать;

 

- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

 

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной

 деятельности.

К ним относятся:

 

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

 

- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

 

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

 

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

 

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

 

- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

 

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

 

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

 

Общеучебные универсальные действия:

 

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

 

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

 

- структурирование знаний;

 

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

 

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

 

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

 

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

 

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

 

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

 

- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

 

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

 

Логические универсальные действия:

 

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

 

- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

 

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

 

- подведение под понятие, выведение следствий;

 

- установление причинно-следственных связей;

 

- построение логической цепи рассуждений;

 

- доказательство;

 

- выдвижение гипотез и их обоснование.

 

Постановка и решение проблемы:

 

- формулирование проблемы;

 

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

 

К коммуникативным действиям относятся:

 

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

 

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

 

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

 

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

 

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

 

 Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе. Можно выделить следующие преимущества совместной работы:

 

- возрастает объем и глубина понимания усваиваемого материала;

 

- на формирование знаний, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

 

- уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности (сокращается число учеников, не работающих на уроке, не выполняющих домашние задания);

 

- снижается школьная тревожность;

 

- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

 

- возрастает сплоченность класса;

 

- меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают лучше понимать друг друга и самих себя;

 

- растет самокритичность; ребенок, имеющий опыт совместной работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;

 

- дети, помогающие своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;

 

- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.

 

 В контексте задач образования ценность овладения учащимися коммуникативными действиями и навыками кооперации диктуется необходимостью их подготовки к реальному процессу взаимодействия с миром за рамками школьной жизни. Современное образование не может игнорировать то обстоятельство, что обучение всегда погружено в определённый социальный контекст и должно отвечать его требованиям и нуждам, а также всемерно способствовать становлению гармоничной личности.

 

К числу таких задач относятся толерантность и умение жить с другими в многонациональном обществе, что в свою очередь предполагает:

 

•   осознание приоритетности многих общих для всех членов общества

 

проблем над частными;

 

•   следование моральным и этическим принципам, отвечающим задачам

 

современности;

 

•   понимание, что гражданские качества основаны на уважении друг

 

друга и обмене информацией, т. е. умении слушать и слышать друг друга;

 

•   умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор.

 

Развивающий потенциал коммуникативных УУД не ограничивается сферой своего непосредственного приложения — общением и сотрудничеством, но и напрямую затрагивает познавательные процессы, в также личностную сферу школьников.

 

Без внедрения соответствующих педагогических технологий коммуникативные действия и основанные на них компетенции будут, как и сегодня, принадлежать сфере индивидуальных способностей ученика (в основном не соответствующих современным требованиям).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 252.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...