Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность и содержание методов контроля учебно-познавательной деятельности




Обязательным компонентом учебно-воспитательного процесса в школе является контроль знаний, умений и навыков, то есть проверка его результативности.

 

Главной целью контроля как дидактического средства управления обучением является обеспечение эффективности формирования знаний, умений, навыков учащихся, использование их на практике, стимулирования учебной деятельности учащихся, формирование у них стремления к самообразованию.

 

Элементами контроля знаний учащихся являются: проверка - выявление уровня знаний, умений и навыков; оценивание - измерение уровня знаний, умений и навыков; учет - фиксирование результатов в виде оценок в классном журнале, дневнике ученика, ведомостях. В процессе обучения контроль дает возможность выяснить готовность учащихся к восприятию, осознанию и усвоению новых знаний; получение ими информации о характере самостоятельной работы в процессе обучения, а также эффективность организационных форм, методов и средств обучения, степень правильности, объема и глубины усвоенных учениками знаний, умений и навыков. Эти и другие задачи определяют содержание контроля, который меняется с изменением дидактических задач.

 

Контроль выполняет следующие функции: а) образовательную (учебную ), которая является полезной для всего класса. Слушая содержательный ответ товарища, ученики сверяют с ней свои знания, задают вопросы, дополняют ее, что способствует повторению и систематизации их знаний. Образовательное значение имеет и то, что ученики слушают дополнения учителем неполных ответов. Образовательная функция проявляется и в том, что ученик, который отвечает перед классом, повторяет выученный материал, выполняет практические задания, закрепляя знания, умения и навыки, лучше осознает учебный материал; б) воспитательную, так как ожидания проверки побуждает ученика регулярно готовить уроки. Проверка и оценка знаний помогают ученику самому оценить свои знания и способности: одни избавляются от излишней самоуверенности и самоуспокоенности, другие начинают осознавать свои трудности или чувствуют уверенность в собственных силах. Все это способствует формированию положительного отношения учащихся к обучению; в) развивающую - в процессе обучения у учащихся развивается логическое мышление, в частности навыки анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования и конкретизации, классификации и систематизации, мислительна деятельность, речь, память, воображение, внимание; г) диагностическую - контроль обеспечивает выявление успехов и недостатков в знаниях, умениях и навыках учащихся, установление причин и путей их устранения, определение мероприятий, направленных на улучшение успеваемости; г) стимулирующую - одобрение успехов ученика способствует развитию у него побудительных мотивов к обучению; д) оценочную - объективная оценка знаний, умений и навыков учащихся способствует лучшему обучению; е) управленческую - на основе контроля определяется состояние успеваемости учащихся, что позволяет предотвратить неуспеваемости или преодолеть ее. В этом случае учитель корректирует и свою собственную деятельность - меняет методику преподавания, совершенствует учебную деятельность учащихся.

 

По месту в учебном процессе различают предварительный, текущий, периодический, итоговый виды контроля.

 

Предварительный контроль осуществляют преимущественно с диагностической целью перед изучением новой темы или в начале урока, семестра для выяснения общего уровня подготовки учащихся по предмету, чтобы наметить организацию их учебно-познавательной деятельности.

 

Текущий контроль используют в повседневной учебной работе" Он заключается в систематическом наблюдении учителя за учебной деятельностью учащихся на уроке. Целью его является получение оперативных данных об уровне знаний учеников и качестве учебной работы на уроке, оптимизация управления учебным процессом.

 

Периодический (тематический) контроль предполагает выявление и оценивание усвоенных на нескольких предыдущих уроках знаний, умений учащихся с целью определения, насколько успешно они обладают системой знаний, соответствуют ли эти знания программе. Разновидностью периодического является тематический контроль, заключающийся в проверке и оценке знаний учащихся по каждой теме и направлен на то, чтобы все должным образом усвоили каждую тему. Такая система позволяет устранить элементы случайности при выведении итоговых оценок, что случается, когда учитель ориентируется только на текущий контроль.

 

Если темой предусмотрено выполнение учащимися практических, лабораторных работ и других обязательных практических задач, то их выполнение является обязательным условием допуска учащихся к тематической аттестации.

 

Перед учениками, которые не усвоили материал темы или получили низкие баллы, относится требование обязательного его доработки, им предоставляется для этого необходима помощь, определяется срок повторной аттестации. Ученик имеет право на переаттестацию также для повышения аттестационного балла.

 

Итоговый контроль осуществляется в конце семестра или учебного года. Итоговую оценку за семестр выставляется по результатам тематического оценивания, за год - на основе семестровых оценок.

 

Содержанием проверки уровня учебных достижений учащегося должно быть не только выявление суммы усвоенных знаний, умений и навыков, но и сформированность компетенции, то есть общей способности, основанной на приобретенных благодаря обучению знаниях, опыте, ценностях, способностях.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 352.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...