Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философия позитивизма в ее историческом развитии: от позитивизма к нео- и постпозитивизму. Принципы верификации и фальсификации.
В 19 веке формируется такое направление как позитивизм. Основатель О. Конт. Позитивизм в своем развитии проходит три стадии: «первый позитивизм» - 40- 70-е годы XIX века, «второй позитивизм», или эмпириокритицизм - 70-годы XIX века - начало XX века, «третий позитивизм», или неопозитивизм - 20--50-е годы XX века. Конт не отрицал теорию, значение идей, но считал, что любое знание должно быть основано на фактах, на опыте, то есть должно быть позитивным Так как философия не основана на конкретных фактах, наблюдениях и экспериментах, а знание ее является метафизическим, то человечеству она больше не нужна. Ее роль должна быть сведена к методологии науки. Неопозитивизм - третья историческая форма позитивизма.Его родоначальниками были австрийцы физик-теоретик Мориц Шлик Людвиг Витгенштейн Рудольф Карнап Бертран Рассел.Его представители исходят из предпосылки, что наука, описывая реальность имеет дело с фактами. Язык науки должен отображать факты и их сочетания. В качестве критерия научности логический позитивизм выдвинул «верификационную концепцию знания» или принцип верификации высказываний (от лат. веритас - истина). Согласно этому принципу, любое высказывание в науке подлежит опытной проверке на истинность. Научный смысл имеют только те высказывания, которые, в конечном счете, можно зафиксировать в непосредственном, чувственном опыте индивида. Неопозитивизм в начале 60-х годов уступил место постпозитивизму. На этом этапе было создано множество философско-методологических концепций: фальсификационизм К.Поппера, теория научных революций Т.Куна, методология научно-исследовательских программ И.Лакатоса, эпистемологический анархизм П. Фейерабенда. К.Поппер (1902—1994) в противовес принципу верификации выдвинул принцип фальсификации научного знания. Например, для верификации общего предложения «все деревья теряют листву зимой» нам необходимо осмотреть миллиарды деревьев, в то время как опровергается это предложение всего одним примером дерева, сохранившего листву среди зимы. Поппер отказывается от понятия критерий истины, отвергая его существование. Теория фальсифицируема, то есть в принципе опровержима, если она запрещает существование каких-то фактов в мире. Таким образом, истинный метод науки - это метод проб и ошибок.Главным методологическим итогом неопозитивизма и постпозитивизма стало признания наличия в научном знании мировоззренческих, общекультурных, стилевых и других установок, зачастую явно не фигурирующих в самой научной теории. Проблема сознания в истории философии: основные концепции Сознание – это особое состояние духовной активности, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир и он сам. Каждая эпоха имела свои представления о сознании. Античная культура открыла одну сторону сознания – направленность на объект, на мир. Философия античности космоцентрична, античный человек живет космосом, вещами, нет навыка сосредоточения на самом себе. Христианство породило потребность во внутреннем сосредоточении на собственных переживаниях. Теоцентризм средневековой культуры, необходимость общения с Богом породили новую практику общения – молитву, исповедь. В ней человек должен отключиться от потока жизни, сосредоточиться на себе Плотон выделял 3 уровня духовности: 1)высший – связь человека с Богом; 2)уровень рефлексии и разрушений, связанных с мирской жизнью; 3)господство инстинктов и страстей. Новое время вошло в историю под знаком того события, которое Ницше обозначил словами: «Бог умер!». Переосмысление проблемы сознания происходит в обстановке, когда человек перестал признавать свою принадлежность двум мирам: земному и небесному. Сознание теперь понимается как чисто интеллектуальная деятельность. Религиозные и мистические компоненты опыта сознания были утеряны, в нем победили правила логики. Маркс утверждает, что сознание есть субъективный образ объективного мира. В структуре внутреннего опыта сознания стали доминировать материальные интересы и сознание стало ничем иным как осознанием этих интересов. Морально все, что приносит материальный успех. В философии условно можно выделить следующие подходы к пониманию сознания: 1. монистический; 2. дуалистический. Дуализм признает равноправное существование двух субстанций: материи и сознания, каждая из которых развивается по своим собственным законам и существует независимо от другой. Материалистическая и идеалистическая концепции сознания. Согласно идеализму, сознание есть особая нематериальная свободная по своей сущности духовная активность. Материя в рамках этого понимания представляет собой деградирующее сознание, потерявшее свою активность. Объективный идеализм – сознание абсолютная, вне и надындивидуальная духовная активность. (Платон, Бердяев, Гегель). Идеи первичны, а действительность, в которой живет человек – вторичны. Идеи не являются продуктом человеческого разума, напротив, идеи существуют вне и независимо от человеческого разума. Субъективный идеализм: трансцендентальная концепция сознания – Кант – сознание есть специфическая общечеловеческая идеальная активность. При всех различных вариантах в идеализме сознание понимается как субстанция, все остальное лишь еѐ производное. В рамках материализма сознание носит функциональный характер, оно есть лишь функция, субстанция, сознание есть производное материи. Вульгарный материализм – вульгарными их знания считали из-за примитивного понимания психики: мозг так же вырабатывает мысль, как печень – желчь. Содержание сознания сводится к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу человека.
Билет 19 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 240. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |