Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные проблемы и идеи философии Нового времени (гносеоцентризм, проблема метода научного познания).




гносеоцентризм - тип философского мировоззрения, в центре которого находится проблема познания; Эпоха Возрождения с ее идеалом свободы (мысли, слова и поведения) подготовила и реформирование Церкви. Власть Церкви в обществе и государстве снижается, а ее авторитет ослабевает, то есть происходит процесс секуляризации (отделения церкви от государства).

Реформации — широкого религиозного и социально-политического движения, начавшегося в начале 16 века в Германии и направленного на преобразование христианской религии. Реформация породила третью, после православия и католицизма, ветвь христианства - протестантизм. Суть его состоит в учении о непосредственной связи бога и человека. По представлению протестантов, благодать исходит на человека от бога, минуя церковь, «спасение» достигается только благодаря личной вере человека и воле бога. Это религия преуспевающего человека и успех в делах свидетельствовал о любви Бога к человеку, что конечно отличало эту религию от православия и католицизма. Таким образом, переход западно-европейского общества к новому общественному строю сопровождался формированием соответствующего этому строю нового религиозного вероучения (протестантизма). В структуре философии развивается гносеоцентризм (от греческого "знание", познание). В центре нового мировоззрения - понятие разума. "устроен" гносеологически, это - познающий разум. Он устремлен на познание вещей, как они есть сами по себе. В философии Нового времени сложились два направления в теории познания: рационализм и эмпиризм. В XVII веке наиболее развитыми науками были математика и механика. Если рационалисты опирались на математику, то философский эмпиризм - на естествознание. Внутри каждого из рассматриваемых направлений в явной или скрытой форме происходила борьба идеалистических и материалистических воззрений. И рационализм, и эмпиризм, сосредоточиваясь на отдельных сторонах процесса познания

В философии XVII--XVII веков сложился и стал господствующим метафизический подход к действительности, когда объекты природы и общества, а также отражающие их понятия считались раз и навсегда данными, по существу неизменными, подлежащими исследованию один возле другого и независимо от другого. Характерной чертой этого периода в развитии философии был также механицизм.В философии XVII—XVII вв. с новой силой разгорается пламя борьбы материализма и идеализма.В философии XVII-XVII вв. формировалось новое по содержанию учение о человеке. Философия XVII-XVII вв. связывала учение о человеке и развивающиеся науки о природе. В человеческую природу прежде всего включались: способность двигаться, обладать фигурой (формой), местом в пространстве. Сущностными элементами человеческой природы считались чувственные реакции и действия: чувственные потребности ; обусловленные естественными потребностями желания. Но глубинным свойством человеческой сущности философы Нового времени считали свойство разумности. Благодаря этому свойству человек становится активным, автономным, способным познавать природу самого себя, способным господствовать над природой и изменять унаследованные общественные порядки.

Относительно самостоятельно существовала социальная философия. Эта социальная философия использовала применительно к исследованию общества и общественного человека фундаментальные установки классической философии: ее онтологии, теории познания и методологии.

Эконом.и соц.сферы жизни обществ.К.Маркс.»Предисловие.к критике полит.экон.»

Сущность социальной сферы. Общество представляет собой множество людей.Но
это не простая сумма отдельных индивидов. В этом множестве возникают определенные группы, общности, которые отличаются одна от другой и находятся между собой и обществом в целом в разнообразных соотношениях.

Предисловие к работе К. Маркса "К критике политической экономии", знаменующей собой важный этап в создании марксистской политической экономии, было написано в августе 1858 - январе 1859 г. В нем содержится одна из наиболее четких формулировок концепции материалистического понимания истории. В предисловии к «К «К критике политической экономии»» Маркс дал классическую характеристику материалистического понимания истории. Он указывал, что в общественном производстве люди вступают в определённые, не зависящие от их воли, производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития производительных сил.


Билет № 11

1.Фил.эмпиризма Ф.Бекона:идолы позн.,метод,индукция.Бекон «новый органон»Ф. Бекон был политиком.Он – материалист. Его главное сочинение – «Новый органом», которое выражает антисхоластическую направленность его философии («Органом» – сочинение Аристотеля). Органом понимается как метод научного познания. Бекон – сторонник и пропагандист естествознания. Цель науки – открытие и изобретения, которые должны служить практическим целям. Бекон считал, что «знания – сила». Природу можно подчинить с помощью знаний и поставить её на службу человеку. Но сначала нужно освободить человеческий разум от стереотипов и заблуждений, которые делятся на 4 вида:

1.Идолы рода – заблуждения, которые присущи самой природе человеческого разума.

2.Призраки пещеры – заблуждения, связанные с индивидуальным сознанием человека, с его воспитанием.

3.Идолы рынка – заблуждения, связанные с обыденным и неадекватным применением слов.

4.Призраки театра – заблуждения, которые вселились в сознания людей из философских систем, которые были восприняты людьми из-за некритического восприятия философии.

Метод эмпирической индукции – всё знание может быть получено лишь с помощью экспериментов и индукции (движения от частного к общему). Опыты бывают:

1.плодоносные – они приносят практическую пользу

2.светоносные – они проявляют фундаментальные знания

Бекон возрождает примеры атомистики, то есть материя – деятельна и активна, находиться в постоянном движении. Познание должно базироваться на опыте. У бекона есть футурологическое сочинение – «Новая Атлантида», где он предсказал многие научные открытия. В этой работе он предсказывает создание чего то похожего на современную академию наук.

Философия французских материалистов 18в.

 

Мораль в сист.культуры.

Мораль (от лат. morelis - нравственный, nores - нравы) - общественный институт регулирование поведения человека. Мораль социально детерминирована. Социум выступает в качестве внешних общественных причин, вызывающих определенное поведение человека. Его поступки, действия, оценки связаны с пониманием добра и зла, чести, достоинства, патриотизма, долга, т.е. ценностные достижения. Моральные установки и требования, ценности имеют не только объективное содержание, но и носят субъективный характер в творческой деятельности человека, его культуры. Мораль функционирует на разных уровнях: - на уровне конкретного индивида, когда моральные установки, оценки носят единичный характер; - на уровне "среднего звена", некой социальной общности, например, профессиональной: врачи, адвокаты, преподаватели. Мораль существует благодаря оценивающей способности человека. В природе нет ни добра, ни зла. Моральные начала невозможно обосновать рационально - логическими доказательствами.

Мораль субъективно - ценностна и этим близка к искусству. Основные функции морали:

 1. Регулятивная - она регулирует поведение людей. Осуществляется не только с помощью требований морали, но и норм права.

2. Оценочно-императивная, которая отличает нравственную регуляцию от всякой иной неморальной. Она представляет собой способ освоения человеком действительности, осуществляемый с помощью разделения окружающих социальных явлений на " добро " и " зло ".

3. Познавательная подчинения функция регуляции поведения, точнее, оценочно-императивная функция. 4. Прогностическая - угадывает передовые тенденции истории.

5. Мотивации - это возвышенность мотивов - важный элемент нравственного поведения личности.

6. Коммуникативная.

7. Воспитательная.

 

 

Билет12

1.Фил.рационализма Р.Декарта:сомнение как принц.филосов.,основ.прав.метода,дедукция,интуиция.

1) Начинать познание, рассуждения с простого и очевидного, 2) сохранение непрерывности цепи умозаключений (одно должно следовать из другого), 3) путем дедукции можно получить более сложные высказывания о чем-либо, приобретающего качество очевидности, поскольку вытекает из логики рассуждений с необходимостью и неизбежностью, не противоречат рассудку. Декарт разрабатывает правила, которые обеспечивают достижение истины:
— за истинными считать такие положения, которые не вызывают ни малейших сомнений;
— расчленять сложную проблему на части, частные проблемы;
— методически переходить от доказанного к недоказанному;
— не допускать никаких пропусков в логической цепи исследования. Р. Декарт, утверждал: "Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчётливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция..."

Теория познания Декарта и разработанный им метод научного исследования положили начало рационализму XVII в. Декарт не отрицал значения опыта и с уважением отзывался о Бэконе, но он не считал опыт единственным источником знания и критерием истины. Если эмпиризм односторонне преувеличивал значение первой ступени познания – чувственного опыта, то рационализм не менее односторонне преувеличивал значение второй ступени познания – теоретического мышления.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 316.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...