Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Специфика философского знания. Функции философии




Билет №2

Предметом философского знания являются всеобщие свойства и связи действительности, которые касаются: основ бытия; назначения человека; возможностей человеческого познания и преобразования мира.

Философии как особой форме познания присущи следующие особенности:

• Универсальность- Философское познание связано с выявлением и исследованием всеобщих принципов бытия и познания• Системность- Философия стремится к упорядочению и систематизации имеющихся знаний о мире и человеке

.• Плюралистичность- Многообразие философских школ, направлений обуславливает неоднозначность (вариативность) решения фундаментальных философских проблем

.• Критичность- Специфика «вечных» философских вопросов определяет необходимость критического отношения к опыту предшественников.• Рациональность-Философия - это рациональная деятельность по осмыслению фундаментальных человеческих потребностей и выработке на их основе жизненных целей, но она предполагает эти цели лишь как возможные варианты жизни и мысли, она вырастает из потребности человека обрести устойчивость, прочность бытия, стремится к логической аргументированности и обоснованности.• Персоналистичность- Философия персоналистична, личностна, она есть выражение индивидуальности философа.• Рефлексивность- Философское мышление рефлексивно, оно обращено не только на объект, но и на процессы его изучения.

Функции философии:

1 мировоззренческая. Философия формирует представления людей о мире и его устройстве, о человеке и обществе, о принципах взаимоотношения с окружающим миром и месте человека в нем. 2. фундаментальная функция -формирование общих понятий, законов и принципов реальной действительности, применяемых как в науке, так и в практической деятельности людей. 3. Методологическая функция философии характеризуется формированием общих принципов и норм познавательной деятельности. 4. Гносеологическая функция философии подталкивает мышление человека к познанию окружающего мира и поиску истины. 5. Логическая функция философии проявляется в формировании определенной позиции человека в межличностных и социально-культурных отношениях, а также определяет культуру человеческого мышления. 6. Воспитательная функция философии направлена на формирование в человеке моральных, нравственных и культурных ценностей, стремления самосовершенствоваться 7. Аксиологическая функция философии представляет собой отражение явлений окружающей действительности с точки зрения различных ценностей, определяющих выбор людей, их поступки, идеалы, нормы поведения. 8. Суть интегративной функции философии состоит в соединении воедино практического, познавательного и ценностного жизненного опыта людей. 9. Философия выполняет и критическую функцию, стремясь разрушить старые идеалы и взгляды, сформировать новое мировоззрение, что сопровождается сомнениями и критикой принятых догм и стереотипов. 10. С помощью регулятивной функции философия влияет на соотношение конкретных действий людей и их жизненных стремлений и приоритетов. 11. Прогностическая функция философии основывается на прогнозировании форм и направлений развития будущих объектов, процессов, явлений, материи, сознания, человека и общества на основании имеющейся системы знаний об окружающей действительности

2. Основные проблемы и особенности средневековой философии. Патристика и схоластика.

*Философия – служанка богословия

Особенности:

- теоцентризм - главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог;

 

 - изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога;

 

 - господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении;

 

 - сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;

 

 - человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека);

 

 - провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;

 

 - выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;

 

 - выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества;

 

 - мир считался познаваемым через понятие Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.

 

Основными принципами средневековой философии:

ü креационизм – идея сотворения мира Богом из ничего;

ü провиденциализм – понимание истории как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасения человека;

ü теодицея – как оправдание Бога в связи с наличие в мире зла;

ü символизм – своеобразное умение человека находить скрытое значение того или иного предмета;

ü откровение – непосредственное волеизъявление Бога, принимаемое субъектом как абсолютный критерий человеческого поведения и познания.

 

Проблемы:

 

К главным проблемам, которые обсуждались в средневековой философии, относятся проблема веры и разума, доказательство бытия Бога, проблема универсалий.

 

ü Проблема соотношения веры и разума решалась авторами по-разному:

 

Аврелий Августин: верую, чтобы понимать. Здесь догмат веры становится фундаментом для рациональных выводов.

 

Пьер Абеляр: понимаю, чтобы верить. Здесь истины веры должны получать рациональное обоснование и философское истолкование. Эта позиция ведет к поглощению теологии философией.

 

Тертуллиан: верую, ибо нелепо. Этот вариант предполагает расхождение разума и веры, ведет к концепции двух истин. Такая позиция приводит к разрыву философии и теологии.

 

ü Вторая проблема — доказательство бытия Бога — это рациональные доводы, приводимые философами в поддержку веры, в существование Бога. Основными доводами были: онтологический довод, космологический довод, телеологический довод.

 

Суть онтологического довода состоит в том, что из идеи Бога как высшего существа и совершенной реальности вытекает его бытие, поскольку бытие — составная часть высшего совершенства.

 

Космологический довод предполагает наличие абсолютного начала мира, творца.

 

Телеологический довод сводится к тому, что целесообразность и порядок в мире свидетельствуют о наличии мудрого устроителя.

 

ü Третья проблема средневековой философии, особенно в период поздней схоластики, — проблема универсалий. Она состоит в определении онтологического статуса общих понятий — универсалий. Основными вариантами решения этой проблемы были номинализм, реализм и концептуализм.

 

С точки зрения реализма (Августин, Ансельм, Фома Аквинский), общие понятия существуют реально, самостоятельно, и вне вещей, и в вещах — как их сущности.

 

Согласно номинализму, универсалии возникают лишь в человеческом уме и вне его не существуют. Так считали французский философ-схоласт И. Росцелин (1050-1123/5) и английский философ У. Оккам (1285-1349).

 

Концептуализм считает, что общим понятиям соответствует нечто в самих вещах, но это нечто не обладает самостоятельным существованием, а выявляется в результате действия человеческого ума, в результате абстракции. К нему склонялись французский теолог-схоласт П. Абеляр и шотландский теолог-схоласт И. Дуне Скот.

 

В развитии средневековой философии можно выделить два этапа – патристику и схоластику.

 

Патристика:

(от лат. pater– отец) - совокупность учений «отцов церкви», христианских мыслителей II – III вв., один из двух основных периодов средневековой христианской философии.

Различают греческую (восточную) и латинскую (западную) патристику, а также раннюю, зрелую и позднюю.

 

В ранней патристике (II—III вв.), в условиях гонений на христианство и неустоявшейся догматики, выдвигаются философские аргументы в защиту христианства, определяются подходы к его философскому осмыслению.

Зрелая патристика (IV—V вв.) — время, когда христианство занимает ведущее положение в духовной жизни, утверждается догматика, в напряженной творческой атмосфере создаются основы христианской философии.

В поздней патристике (VI—VIII вв.) на первый план выходят размышления над наработанным в предыдущий период и воспринимаемым как канонический философским материалом.

 

Философская мысль патристики была сосредоточена на задаче постижения того, как соединяются Божественное бытие и человеческое.

 

Основными были для нее проблемы веры и разума; природы Бога, его триединства, Божественных атрибутов; человеческой личности, ее свободы, путей спасения души; теодицеи; исторических судеб человечества.

 

 

Схоластика, или школьная философия, — это мудрость, которой обучали в монастырских школах и университетах. Схоластика развивает далее проблематику патристики, систематизирует христианское мировоззрение.

 

Суть схоластики состояла не в опоре на сверхразумное созерцание Бога, а в поиске рациональных путей его познания.

 

Отличительные черты средневековой схоластики:

 

ü Схоластика сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как «служанку теологии»

ü Природа перестает быть важнейшим предметом познания. Главное, что необходимо понять - Бога и человеческую душу

ü Двойственная оценка человека: «подобие Божие» и «разумное животное»

ü Интересное понимание проблемы души и тела

 

Билет №3










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 215.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...