Взаимосвязь методологии, методов и методик психолого-педагогических исследований. Методология как система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Основные значения понятия "методология". Теория как совокупность взглядов, суждений, умозаключений, представляющих собой результат познания и осмысления изучаемых явлений и процессов объективной действительности. Метод как "способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций" практического и теоретического освоения (познания) действительности. Эксперимент как один из основных методов исследования в психологии. Основа гуманистической психологии - гуманитарная парадигма. Уровни методологических знаний: уровень философской методологии; уровень методологии общенаучных принципов исследования; уровень конкретно-научной методологии; уровень методик и техник исследования. Классификация методов психолого-педагогических исследований (по Б.Г. Ананьеву): организационные; эмпирические; по способу обработки данных; интерпретационные. Классификация методов (по В.Н. Дружинину): эмпирические, теоретические, интерпретационно-описательные. Основные методы педагогической психологии. Наблюдение: классификация, достоинства и недостатки, основные требования к проведению. Беседа. Интервью. Анкетирование как метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Типы анкет, применяемых в психолого-педагогических исследованиях. Основные требования, предъявляемые к составлению анкет. Метод тестирования. Отличие тестирования от других способов обследования. Исторические аспекты возникновения и развития тестов. Тесты успеваемости. Основные группы знаний, которыми должен обладать тестолог (А.К. Ерофеев). Эксперимент как один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Традиционные и факторные планы проведения эксперимента. Достоинства и недостатки метода эксперимента. Классификация психолого-педагогических экспериментов: по форме проведения (лабораторный и естественный эксперименты); по количеству переменных (одномерный и многомерный эксперименты); по целям (констатирующий и формирующий эксперименты); по характеру организации исследования. Формирующий эксперимент как один из основных методов психолого-педагогических исследований. Суть формирующего эксперимента. Формирующий эксперимент как применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Синонимы формирующего эксперимента: преобразующий, созидательный, воспитывающий, обучающий, метод активного формирования психики. Экспериментальное обучение как разновидность формирующего эксперимента. Виды экспериментального обучения: индивидуальный обучающий эксперимент; коллективное экспериментальное обучение. Основные черты методики экспериментального обучения. Достоинства формирующего эксперимента. Основные результаты применения формирующего эксперимента в педагогической психологии
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
Анкетирование
Беседа
Валидность
Гипотеза
Естественный эксперимент
Задача
Индукция
Интервью
Каузальная гипотеза
Корреляция
Лабораторный эксперимент
Метод
Методика
Методология
Наблюдение
Надежность
Независимая переменная
Переменная
Принцип
Проблема
Тест
Формирующий эксперимент
Эксперимент
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
В чем суть методологических основ психологического исследования и их реализации в педагогической психологии?
Какова взаимосвязь методологии, методов и методик исследования в педагогической психологии?
Назовите основные этапы психолого-педагогического исследования.
Приведите классификацию методов психолого-педагогического исследования по разным основаниям.
Дайте характеристику основным специальным методам педагогической психологии.
В чем особенности применения метода наблюдения в психолого-педагогических исследованиях?
Выделите достоинства и недостатки применения метода беседы в психолого-педагогических исследованиях.
В чем специфика использования метода изучения "продуктов деятельности" в педагогической психологии?
Дайте общую характеристику метода эксперимента и сформулируйте основные требования к его применению в педагогической психологии.
Назовите основные виды эксперимента в педагогической психологии и дайте их сравнительную характеристику.
В чем суть формирующего эксперимента в педагогической психологии?
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И/ИЛИ КУРСОВЫХ РАБОТ
Взаимосвязь методологии, методов и методик психолого-педагогического исследования.
Особенности применения общенаучных методов в психолого-педагогических исследованиях.
Сравнительный анализ количественных и качественных методов исследования.
Формирующий эксперимент как один из основных методов педагогической психологии.
Применение метода беседы в изучении личности учащегося.
Проблема валидности психолого-педагогических исследований.
Факторы, нарушающие внутреннюю и внешнюю валидность психолого-педагогических исследований.
Особенности применения метода анализа "продуктов деятельности" в педагогической психологии.
Основные этапы психолого-педагогического исследования.
Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы. М., 2002.
Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. М., 1997.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1999.
Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб., 2000.
Практикум по возрастной и педагогической психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.И. Щербакова. М., 1987.
Практикум по педагогике и психологии высшей школы / Под ред. А.К. Ерофеева. М., 1991.
Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2000.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие для вузов. М., 1995.
Солсо Р., Джонсон Х., Бил К. Экспериментальная психология: Практический курс. СПб., 2001.
Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998.
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 368.
stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...