Сущность научения. Система деятельностей, в результате которых человек приобретает опыт. Сущность понятий: научение, учение, обучение и их взаимосвязь. Научение как процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли). Трактовка понятия "научение" в зарубежной и отечественной психологии. Классификация деятельностей, в результате которых человек приобретает опыт (Т.В. Габай). Соотношение понятий "научение", "учение" и "обучение". Различия в трактовке этих понятий разными учеными (А.К. Маркова, Н.Ф. Талызина). Научение/обучение/учение - процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации. Научение как процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Различные трактовки научения в психологической науке (Л.Б. Ительсон, В.Д. Шадриков, Р.С. Немов и др.) Теории научения. Теории научения в зарубежной психологии: бихевиоризм, необихевиоризм, ассоцианизм, гештальтпсихология, когнитивная психология. Теории научения отечественных психологов. Проблемы теории научения: проблема соотношения и разграничения понятий "научение"/"учение"/"обучение"; проблема соотношения и разграничения эффектов научения и созревания/развития; проблема выявления общих законов и закономерностей научения; проблема выделения видов, механизмов и условий эффективного научения. Типы научения. Классификация различных типов научения (В.Д. Шадриков) Виды научения: ассоциативное и интеллектуальное. Уровни научения: рефлекторный, когнитивный. Разновидности ассоциативного научения. Ассоциативно-рефлекторное научение: сенсорное, моторное и сенсомоторное. Ассоциативно-когнитивное научение: научение знаниям, научение навыкам и научение действиям. Разновидности интеллектуального научения. Рефлекторно-интеллектуальное научение: научение отношениям, научение с помощью переноса и знаковое научение. Интеллектуально-когнитивное научение: научение понятиям, научение мышлению и научение умениям. Сущность учения. Междисциплинарный подход к учению (И. Лингарт). Анализ учения с точки зрения философии, биологии, социологии, аксиологии этики, физиологии, кибернетики, психологии, педагогики. Учение как разновидность деятельности. Основные виды деятельности: игра, учение, труд. Различные трактовки понятия "учение" (С.Л. Рубинштейн, Л.Б. Ительсон). Многосторонность определения учения (И.И. Ильясов). Проведенный И.И. Ильясовым системный последовательный анализ основных концепций учения для выявления особенностей его структурной организации и ее отличий в разных концепциях. Многообразие самой интерпретации этого процесса, что прежде всего обусловливается различиями общепсихологического подхода и авторских трактовок (Ильясов И.И., 1986). Основные трактовки учения в зарубежной и отечественной педагогике и психологии (Я.А. Коменский, И. Гербарт, Ф.А. Дистервег, Дж. Дьюи, В. Лай, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, К. Коффка, Ж. Пиаже). Основные теории учения в отечественной психологии. Учение как усвоение учащимися знаний и формирование у них приемов умственной деятельности (Н.А. Менчинская, Е.Н. Кабанова-Меллер, Д.Н. Богоявленский и др.). Учение как усвоение определенных видов и способов познавательной деятельности, которые включают в себя заданную систему знаний и в дальнейшем обеспечивают их применение в заранее заданных пределах (теория поэтапного формирования умственных действий и понятий) (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.)
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
Автоматизация
Ассоцианизм
Ассоциация
Действие
Деятельность
Задача
Знание
Игра
Интеллектуальный
Интериоризация
Навык
Научение
Необихевиоризм
Опыт
Обучение
Память
Поведение
Понятие
Проблема
Процесс
Развитие
Реакция
Рефлекс
Рефлекс условный (врожденный)
Синтез
Созревание
Становление
Стимул
Теория поэтапного формирования умственных действий
Труд
Умение
Умственные действия
Усвоение
Учение
Философия
Формирование
Цель
Экстериоризация
Этика
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Сравните следующие понятия: "усвоение", "учение", "научение", "учебная деятельность".
Назовите систему деятельностей, в результате которых человек приобретает опыт.
Как трактуют понятия "научение", "обучение" и "учение" А.К. Маркова и Н.Ф. Талызина?
Чем отличается точка зрения В.Д. Шадрикова по поводу научения от точки зрения Л.Б. Ительсона?
Как трактовалось научение в отечественной психологии в советский период ее развития?
Назовите основные теории научения.
Назовите основные проблемы теории научения.
Какие виды научения существуют в человеческом обществе?
В чем суть бихевиористской концепции научения?
Раскройте суть принципа подкрепления как главного пути управления процессом учения в теории оперантного поведения.
В чем суть ассоциативно-рефлекторной теории научения?
Чем отличаются когнитивные теории научения от бихевиористских и ассоциативно-рефлекторных?
Назовите и дайте характеристику основным видам ассоциативного научения.
Какие уровни научения принято выделять в психологии?
В чем суть междисциплинарного подхода к учению?
Охарактеризуйте учение как разновидность человеческой деятельности.
Назовите основные теории учения в отечественной психологии.
В чем суть деятельностного подхода к усвоению социального опыта?
В чем суть теории поэтапного формирования умственных действий и понятий?
Назовите основные операциональные теории усвоения социального опыта.
Раскройте основные положения теории планомерного формирования умственных действий.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И/ИЛИ КУРСОВЫХ РАБОТ
Научение как процесс и результат приобретения индивидуального опыта.
Основные теории научения.
Проблемы теории научения.
Виды научения у человека.
Бихевиористская концепция научения.
Ассоциативно-рефлекторная теория научения.
Междисциплинарный подход к учению.
Учение как разновидность человеческой деятельности.
Основные теории учения в отечественной психологии.
Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий.
Основные положения теории планомерного формирования умственных действий.
ЛИТЕРАТУРА
Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
Габай Т.В. Педагогическая психология: Учеб. пособие. М., 1995.
Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие. Мн.; М., 2000.
Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. Владимир, 1970.
Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970.
Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
Немов Р.С. Психология: В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. М., 1994.
Орлов Ю.М. Научение. М., 1997.
Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2001.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. М., 1998.
Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. М., 1996.
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 353.
stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...