Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВИДЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ




Нарушения развития описаны в гл. 5, 6. Каждый тип на­рушения нуждается в специфической психологической кор­рекции. При психическом недоразвитии дети нуждаются, в основном, в правильном решении вопроса о месте и форме обучения и помощи специалиста — дефектолога. Важной задачей психолога является работа с родителями такого ре­бенка, оптимизация их общения с ним, оказание развива­ющей помощи ребенку.

Коррекционное воспитание направлено на предупрежде­ние и коррекцию аномалий психического развития, подго­товку ребенка к обучению и жизни в обществе. Хорошим пособием для родителей этих детей будут книги Кэрол Тин-грей-Михаэлис, М.И. Буянова, С.Д. Забрамной.

При недоразвитии с преимущественным нарушением фун­кции речи необходима специальная стимуляция, направлен­ная на использование слов и предложений. Первой задачей матери является формирование у ребенка потребности в общении. Не следует угадывать и немедленно удовлетворять каждое желание ребенка, надо дать ему возможность выра­зить свою просьбу любыми доступными средствами. Мать должна сама произнести нужное слово, затем делается пау­за, пока ребенок сам не повторит его и только тогда следует удовлетворить просьбу. Во время игровых занятий мать под-

393

ражает звукам, которые произносит ребенок, а затем по­буждает его произносить новые звуки и слова.

У детей с олигофренией долго не формируется понима­ние инструкций, обращенной к ним речи. Все инструкции должны быть короткими, сопровождаться наглядным пока­зом, жестами. Выполнение инструкций нужно всегда поощ­рять. Многие дети восприимчивы к ритму, музыке, это можно использовать на занятиях по звукоподражанию: раскачивая ребенка на коленях, как на лошадке, повторять вместе с ним «Но-но-но!» и т. д. При обучении речи важно, чтобы ребенок понял значение слов. Ребенок с олигофренией лег­че усваивает это при наглядном показе, возможности мани­пулировать с называемым предметом. У детей с хорошей механической памятью (при гидроцефалии, болезни Дауна и т. п.) не следует поощрять бессмысленного повторения слов и предложений, нужно стремиться к максимальному пониманию, связи с реальными предметами.

У детей с задержкой психического развития коррекцион-ное воспитание и развивающее обучение играют первосте­пенную роль. По уровню интеллекта, в большинстве случа­ев, эти дети способны освоить знания и умения, соответ­ствующие возрасту, но незрелость эмоционально-волевой, мотивационной сферы препятствует этому. Все занятия сле­дует проводить в игровой форме, максимально поощрять проявления собственных познавательных интересов ребен­ка, его самостоятельность. В младшем школьном возрасте многие дети этого типа не способны к самостоятельному приготовлению домашних заданий, им нужна организую­щая помощь взрослых. Для них особенно важно соблюдение режима дня, расписания подготовки к урокам, правильное, аккуратное рабочее место. Постепенно следует уменьшать контроль и организующую помощь, с тем, чтобы к 3—4-му классу ребенок мог самостоятельно справляться с домаш­ними заданиями, выполнять поручения взрослых — сходить в магазин, убрать в комнате и т. д.

В школьном возрасте у детей с задержкой психического развития недостаточно сформирована учебная мотивация, а освоение программы обычной школы может быть очень трудным (особенно для детей с органическим инфантилиз­мом). Это следует знать учителям и родителям и максималь-

394

но поощрять ребенка за любые достижения, не требовать от него отличных отметок. Можно при необходимости прово­дить с этими детьми психотренинговые упражнения, на­правленные на развитие внимания и памяти (см. 12.4). Жела­тельно, чтобы во время этих упражнений ребенок иногда менялся местами со взрослым, исполнял роль «тренера», «учителя». Это поможет ему легче понять специфику учеб­ной деятельности, необходимость дисциплины в классе.

При органических поражениях ЦНС информационная и развивающая функция обучения должна быть направлена на компенсацию дефекта, максимальное использование со­хранных возможностей психики. Так, при нарушениях мо­торного развития ребенка, церебральных параличах прово­дится массаж, стимуляция активных действий с предмета­ми. Необходимо, чтобы мать, показывая малышу игрушки, выполняла действия, сопровождая их словами и предложе­ниями. Таким образом у ребенка накапливаются речевые впечатления, развивается способность подражать движени­ям и речи окружающих. Но не следует прямо побуждать та­ких детей к речи. Инструкции типа «скажи», «повтори» мо­гут вызвать у них спазм мускулатуры, усиление непроиз­вольных движений.

Для детей с нарушениями работоспособности (повышен­ной утомляемостью, затрудненной врабатываемостью) осо­бое значение имеют психогигиенические мероприятия: чет­кий режим дня, достаточный сон, наличие отдыха, пауз при приготовлении домашних заданий. При межполушар-ной дисфункции (см. гл. 6) дети нуждаются в помощи при освоении абстрактных, особенно математических понятий. Поэтому их важно научить фиксировать главное в задаче, ее условия, рисовать «иллюстрации» к усвоенной теме. Это позволит достичь большего понимания со стороны ребенка и поможет взрослому проконтролировать его знания. Реко­мендуются также упражнения психотренинга.

Дети с искаженным психическим развитием, ранним дет­ским аутизмом нуждаются в специальной помощи психоло­гов, направленной не только на коррекцию и развитие пси­хики ребенка, но и на формирование нормальной системы взаимоотношений ребенка с родителями. Система этой ра­боты описана в книге А.С. Спиваковской (1988). Основным

395

методом коррекции в работе с этими детьми служат игро­вые занятия. Их целью является установление всестороннего контакта с ребенком, создание устойчивой совместной игры, развитие навыков общения. Родителям, дети которых боль­ны аутизмом, необходимо усвоить специальные навыки. При тяжелых степенях аутизма (I—II уровней) может использо­ваться процедура холдинга, при котором мать длительно удерживает ребенка лицом к себе, преодолевая сопротивле­ние, ласково разговаривая с ним. Подробно холдинг описан в книге под ред. В.В. Лебединского (1988). Родители должны учитывать приверженность своего ребенка к стереотипам, его страхи, возникающие при перемене обстановки, режи­ма дня. Любые изменения следует вводить постепенно, обя­зательно объясняя, зачем они. Важно создавать условия для развития движений ребенка с аутизмом: лесенка, канаты, качели позволяют безопасно проявлять двигательную актив­ность. У многих детей этого типа поздно формируются на­выки самообслуживания, родителям следует уделить этому дополнительное внимание, поощрять самостоятельность ребенка, его бытовую ориентированность.

ПСИХОТРЕНИНГ

Психотренинг— это комплекс упражнений, направлен­ных на развитие психических процессов: внимания, памя­ти, мышления и т. д. Он широко применяется для улучше­ния успеваемости у детей с задержкой психического разви­тия. Занятия могут проводиться индивидуально или в малых группах (3-6 человек). Основной возрастной группой явля­ются дети от шести до десяти лет. Продолжительность заня­тий — 30—45 минут, но отдельные упражнения можно вклю­чать в ход урока и использовать в работе дома с родителями. В качестве наглядного материала можно использовать аль­бомы типа «Развивайте ум детей».

Приведем пример упражнений, направленных на разви­тие объема и концентрации внимания и работоспособности:

«Корректура» — вычеркивание из текста определенных букв (сначала одной, потом двух-трех) с фиксированным временем;

396

«Муха» — рисуется квадрат 3x3 клеточки и ребенку пред­лагается, мысленно удерживая его, перемещать по нему «муху» вверх-вниз, влево-вправо, следя за тем, чтобы она не вылетела за пределы квадрата.

«Паровозик»— ребенку предлагают на тетради в клеточ­ку рисовать под диктовку перемещения «паровозика» — одну клеточку вниз, две вправо, две вверх и т. д.

«Что изменилось?»— на столе раскладывается ряд пред­метов, затем некоторые из них, попросив ребенка отвер­нуться, меняют местами. Нужно узнать, что изменилось.

В индивидуальной работе могут использоваться задания типа «Найди различия между картинками», «Найди два оди­наковых предмета» и т. д.

Приведем пример психотренинговых упражнений, раз­вивающих переключаемость внимания:

«Корректура»— при которой, например, одну букву не­обходимо вычеркнуть, другую подчеркнуть или обвести круж­ком.

«Прямой и обратный счет»— 1, 20, 2, 19, 3, 18, 4, 17, 5, 16 и т.д.

«Наблюдение за двойными картинками»— ребенку предъяв­ляется картинка с двойным изображением: «профили—ваза», «утка—заяц», «красавица—ведьма» и т.д., после того как ребенок обнаружит оба изображения, ему предлагается по­переменно воспринимать оба изображения, как можно с большей скоростью. Время выполнения упражнения фикси­руется — 1—2 минуты.

«Ручная проба»— ребенку предлагается попеременно сту­чать по столу в последовательности «ребро — кулак — ла­донь» (1—2 минуты).

Для более старших детей возможно использование таб­лиц Шульте и Шульте—Горбова.

Развитие навыков запоминания является важной задачей психолога, особенно при работе с детьми с органической задержкой психического развития. Подробное описание уп­ражнений для развития различных видов памяти дано в се­рии пособий, выпущенных центром «Эйдос». Поэтому здесь мы ограничимся описанием групповых игр и упражнений, направленных на развитие механического и логического за­поминания.

397

Для развития слуховой памяти применяются упражнения типа:

«Нагружаем корабль»— каждый ребенок должен повто­рить в той же последовательности все слова, сказанные рань­ше, и добавить свои: «крыса»; «крыса, мешок»; «крыса, ме­шок, картинка» и т. д.

«Вспоминание стихотворения» —один из участников на­зывает строчку из стихотворения, задача группы вспомнить его целиком.

«Запоминаем числа»— называются ряды двузначных чи­сел, начиная с 4 и до 10; задача — запомнить и записать в той же последовательности.

«Составляем фразу»— упражнение выполняется в паре. Один из партнеров дает другому набор из 7—10 отдельных слов; задача второго — составить минифразу и запомнить ее. Через 5 минут воспроизвести слова, затем роли меняются.

Для улучшения зрительного запоминания используются сюжетные картинки: посмотреть, а затем, не глядя на кар­тинки, перечислить, что нарисовано; цветное геометричес­кое лото — посмотреть на свою карточку, запомнить ее; повторить это 5—6 раз с другими карточками, а потом пере­мешать их с остальными и отобрать узнанные отдельные карточки; сравнение парных картинок по памяти и т. д.

Для развития мышления младших школьников использу­ются игры:

«В аналогии»*(лошадь с жеребенком, как корова с ...), задача группы — дополнить фразу.

«Сходства и различия»— «муха и пчела похожи...», «муха и пчела отличаются...».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 260.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...