Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблемный ребенок, или «бунтовщик», «козел отпущения»




Проблемный ребенок точно соответствует обыденным представлениям о том, какими бывают дети из алкогольных семей. Это не значит, что таких детей большинство. Просто их проблемы у всех на виду. Их все ругают и «воспитывают» — от соседей и учителей до участкового милиционера. Трудно­воспитуемый — привычное определение таких детей. Недис­циплинированность, грубость, жестокость и наглость — вот черты подобных детей. В школе они плохо учатся, отлынива­ют от работы, легко попадают в асоциальные группировки, где вскоре начинают курить, употреблять спиртные напит­ки, наркотики. Если это девочка, то она, как правило, рано начинает половую жизнь, у нее могут быть беспорядочные случайные связи, незапланированная беременность. Поче­му так происходит?

Реакцию проблемных детей на алкогольную ситуацию в семье можно коротко охарактеризовать как бунт, протест против невыносимых условий жизни. Переживая стыд и страх, что окружающие могут раскрыть секрет их семьи, такой ребенок пытается скрыть свои чувства под маской грубого, вызывающего поведения. Агрессией и наглостью он как бы защищается от других людей, от их возможных (а точнее, воображаемых им) насмешек и подозрений.

Еще раньше, будучи малышом, такой ребенок чувствует невнимание к себе. По взглядам, прикосновениям матери, по ее настроению, а тем более по поведению отца он ощу­щает, что в доме что-то неладно. Это вызывает тревогу, эмо­циональную напряженность. Подрастая, ребенок все силь­нее переживает ситуации в семье, из-за своей заброшенно­сти, отверженности. Невозможность высказать все это,

349

необходимость подавлять свои обиды и гнев приводят к воз­никновению чувства протеста.

В то же время существующий в семье запрет на выраже­ние чувств, отсутствие условий для формирования эмпатии детерминирует развитие жестокости. Таким детям нравится обижать младших, более слабых, мучить животных.

Самое печальное, что, сталкиваясь с осуждением взрос­лых, проблемный ребенок не пытается улучшить свое пове­дение. Он как бы нарочно совершает проступки, достигая этим сразу две цели: 1) привлечь к себе внимание родите­лей; 2) хоть на время помирить родителей, объединив их общим переживанием.

Вот какой пример приводит В.Д. Москаленко (1991).

Рассказал мне Павлик одну, на первый взгляд, пустячную сцену. Ему было тогда еще семь лет. За обедом собралась вся семья, что у них вообще редко бывает. И если бы потекла у них за столом общая беседа, если бы каждый почувствовал внимание к себе... Но мать пилила отца за вчерашнюю пьянку, отец оправдывался. На Павлика никто не обращал внимания. Тогда он пролил молоко на стол. Как он горячо уверял меня, стакан сам опрокинулся. Я думаю, что он пролил его специально. Впрочем, он мог опрокинуть стакан неосоз­нанно, и тогда это все равно что нечаянно. Не имеет значения, как он опрокинул стакан с молоком. Важно то, какое это произвело дей­ствие на родителей. Они сразу перестали ссориться, обратили вни­мание на мальчика, оба поругали сына за неаккуратность. Ссора прекратилась! Цель достигнута.

Здесь показан механизм возникновения стереотипа «коз­ла отпущения». На уровне подсознания у ребенка закрепля­ется связь: для прекращения ужасной ситуации в доме надо сделать что-нибудь такое, чтобы родители отвлеклись от про­блем, связанных с алкоголизмом, и занялись воспитанием своего сына или дочери. Усвоив это, ребенок не боится со­вершать рискованные поступки, он ведет себя все более вызывающе, поскольку негативное внимание родителей для него все же предпочтительнее, чем чувство отверженности и заброшенности.

Родители тоже охотно включаются в эту игру. Когда сын или дочь дает повод для нападок, их внимание переключа­ется с проблем семьи на проблемы ребенка. Так, например, отец утверждает, что пьет, потому что не может пережить

350

позор дочери, которая родила в 15 лет. Отец с матерью ста­новятся сплоченными, единодушно негодуют за доставляе­мые им неприятности. Сын или дочь как бы вбирает в себя все несчастья семьи, становится «козлом отпущения». Что бы ни делал такой ребенок, ему не избежать придирок, за­мечаний, критики и ругани родителей.

В свою очередь, дети, играющие роль «козла отпущения», делают все наперекор отцу и матери, злятся, грубят им. Этим они дают выход своему гневу, накопившемуся с самого ран­него детства, за годы пережитых и переживаемых сейчас обид.

Сформировавшиеся стереотипы дезадаптированного по­ведения проблемный ребенок переносит и на внесемейное окружение. В детском саду его ругают воспитатели, в шко­ле — учителя, во дворе — соседи. Хорошие дети не хотят с ним дружить. Ощущение, что его не любят не только роди­тели, но и чужие взрослые, как бы «подливает масло в огонь». Он все больше чувствует себя социальным изгоем, все боль­ше озлобляется и мечтает о мести. Только уличная компа­ния таких же отверженных является единственным местом, где он чувствует себя родным. Мнение друзей становится реальным регулятором поведения. Вместе они чувствуют себя сильными и защищенными и теперь уже бросают вызов об­ществу, мстят всем и вся. В таких группировках дети рано начинают курить, употреблять спиртное, наркотики. Это и понятно, так как они просто не знают иных способов сня­тия психологического дискомфорта, повышения настрое­ния и получения удовольствий.

Именно группа проблемных детей в дальнейшем дает наибольший процент алкоголиков, личностей с психопати­ческим развитием, правонарушителей и преступников.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 206.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...