Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Недостаток внимания к ребенку




В семье, отягощенной алкогольной зависимостью, ребе­нок постоянно ощущает недостаток внимания к себе. Дей­ствительно, мать, поглощенная мыслями о пьянстве мужа, отдающая всю свою энергию на сокрытие секрета семьи, на решение финансовых проблем, на хозяйственные домаш­ние дела, редко имеет время и силы заняться ребенком. В лучшем случае, она следит за гем, чтобы сын или дочь были сыты, одеты, учили уроки, но ей некогда вникать в их проблемы, заняться вместе с детьми чем-то интерес-

346

ным, пойти с ними на прогулку, поиграть, повеселиться, просто посидеть и поговорить. В худшем случае, отсутствие заботы и внимания к ребенку становится стилем воспита­ния. Тогда вместо поддержки и доброжелательного интере­са к себе со стороны родителей дети встречают либо раз­дражение, гнев («Ты все делаешь не так!»), либо равно­душное, незаинтересованное отношение («Хватит, иди отсюда, ты мне надоел»). Всё это порождает у ребенка ощу­щение своей ненужности, он чувствует себя отвергаемым, нежеланным. У многих детей появляется навязчивый страх быть брошенным.

Страстное желание чувствовать заботу о себе, любовь родителей, оставаясь неудовлетворенным, порождает душев­ную ущербность ребенка. Маленькие дети часто начинают думать, что это они явились причиной всех бед в семье. Ста­новясь старше, ребенок рассуждает примерно так: «Если бы не я, маме не пришлось бы столько работать, она не была бы такой усталой и измученной. Она вообще могла бы ра­зойтись с отцом и жить себе сама, хорошо и спокойно, ведь сколько раз она говорила папе, что терпит все это ради се­мьи, чтобы у ребенка был отец». Так появляется чувство вины, неловкости за свое существование вообще. Дети мо­гут испытывать вину как за пьянство отца, так и за двой­ственность своих чувств к нему — за смешанность любви и ненависти.

Пытаясь как-то найти выход из ситуации, ребенок дума­ет: «Если бы я лучше учился, хорошо себя вел, то мама с папой меньше ругались бы между собой, тогда папа, навер­но, перестал бы пить и все было бы хорошо». Некоторые дети, действительно, начинают изо всех сил стараться за­служить похвалу родителей. Они хорошо учатся, выполняют работу по хозяйству, заботятся о себе и о младших братьях и сестрах. По сути, такой ребенок берет на себя не свойствен­ные его возрасту функции взрослого человека. Однако, видя, что все это никак не влияет на алкоголизм отца и даже не вызывает искренней признательности со стороны матери, ребенок испытывает горькое чувство крушения надежд. На самом деле, мать очень рада, что ребенок растет хорошим, она благодарна ему, но не умеет прямо и открыто выразить свои чувства — похвалить, обнять, поцеловать, — ведь ее

347

чувства «заморожены». Наоборот, свыкшись с тем, что в ее жизни все плохо, она начинает указывать на недостатки в работе сына или дочери. Ребенок же чувствует себя раздав­ленным, опустошенным и ничтожным. Дети, с которыми обращаются так, будто они «ничто», начинают и сами себя воспринимать также. Ведь ребенок относится к себе так, как относятся к нему его близкие ему люди. Укоренившее­ся в сознании чувство вины, хроническая неудовлетворен­ность психологических (а то и материальных) потребнос­тей, ощущение заброшенности, стыд за своего отца, кото­рый ребенок переносит на себя, — все это создает условия для формирования заниженной самооценки, неприятия образа «Я».

Сходство социальной ситуации развития ребенка в се­мье, отягощенной алкогольной зависимостью, еще не оп­ределяет единообразие личностных особенностей таких де­тей. Несмотря на то, что все дети подвергаются влиянию указанных выше воздействий со стороны родителей, они реагируют на это по-разному. В зависимости от типа не­рвной системы, от индивидуальных особенностей, харак­тера, способностей у детей формируется различный стиль поведения.

ТИПЫ РЕАКЦИЙ ДЕТЕЙ НА АЛКОГОЛЬНУЮ СИТУАЦИЮ В СЕМЬЕ

- В основе различных типов реагирования ребенка на об­становку в алкогольной семье лежит единая мощная потреб­ность: обратить внимание родителей на себя, добиться их любви. Интуитивно ребенок чувствует, что препятствием на пути удовлетворения этого страстного желания является пьянство отца. Ведь чаще всего именно из-за этого мама с папой ссорятся, а тогда им уже не до ребенка. Поэтому дети всеми силами стараются сделать так, чтобы пьянство ушло из их дома, а родители жили дружно, и используют для этого различные способы. Потерпев крах, осознав тщет­ность своих надежд и усилий, они реагируют тоже по-раз­ному.

В отечественной научной литературе, к сожалению, прак­тически нет работ, посвященных процессу формирования

348

личности детей в алкогольных семьях. Поэтому, излагая ин­формацию об этом, мы в основном используем типологию, разработанную американскими учеными. Исследования В.Д. Москаленко (1991), а также наш опыт работы с детьми из семей алкоголиков показывают, что представленные ниже типы реагирования наблюдаются и у детей, выросших в ус­ловиях нашей культуры.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 212.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...