Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Подбор экспериментальных методик




Современная патопсихология использует множество эк­спериментальных методик исследования психических про­цессов и состояний. Суть их применения состоит в модели­ровании проблемных ситуаций. Их решение требует от об­следуемого того вида психической деятельности, который

22

изучается в данном исследовании. Патопсихологическое об­следование, по мнению Б.В. Зейгарник, может быть при­равнено к «функциональной пробе» в медицине. С помощью этого метода врачи изучают состояние функций внутренних органов. Например, при исследовании интеллекта роль «фун­кциональной пробы» играют экспериментальные задачи, которые актуализируют умственные операции, обычно ис­пользуемые человеком в своей реальной жизни.

Деление существующих методик: на вербальные и не­вербальные, качественные и психометрические, по функ­циональному признаку (для исследования внимания, па­мяти, мышления и т. д.) — довольно условно. Поскольку психика человека является целостным образованием, один и тот же дефект проявляется как стержневой при выполне­нии нескольких различных заданий. Психолог, владея мно­жеством методических приемов, должен выбрать ограни­ченное число именно тех, которые наиболее соответству­ют задачам исследования. Подбор адекватных методик облегчается предварительным сбором информации о ре­бенке.

Обычно с жалобами на неуспеваемость в учебе либо от­клоняющееся поведение ребенка обращаются к психологу родители или учителя. В беседе с ними очень важно выяс­нить все моменты, касающиеся психического и физическо­го развития ребенка, что даст возможность предположить наличие (или отсутствие) у ребенка тех или иных наруше­ний психической деятельности. На основании гипотезы о типе нарушений психолог определяет предполагаемый на­бор методик. Вместе с тем, следует учесть, что сам ход экс­перимента, беседа с ребенком и его поведение иногда су­щественно меняют предположения психолога. Поэтому надо уметь на ходу подбирать методические приемы, которые смогут опровергнуть предварительную гипотезу или, напро­тив, подтвердить ее.

Таким образом, разработать какой-либо стандарт прове­дения патопсихологического исследования можно лишь ус­ловно-схематически. На практике это всегда творческий про­цесс, требующий от психолога гибкой экспериментальной тактики, высокопрофессионального владения максимально возможным набором диагностических методик, умения оце-

23

нить результаты выполнения отдельных заданий в целост­ном контексте данных о ребенке, включая общее впечатле­ние о его поведении в ситуации эксперимента.

Примерная схема патопсихологического обследования

Нарушений психической деятельности ребенка младшего










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 211.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...