Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

И среднего школьного возраста




Изучение психических процессов и функций должно включать такие обязательные параметры:

1. Исследование работоспособности с целью выявления
показателей гипостенической либо гиперстенической исто-
щаемости, затрудненной врабатываемости, фазовых коле­
баний работоспособности.

2. Изучение внимания — его объема, способности к про­
извольной концентрации, распределению и переключению.

3. Исследование процессов запоминания и воспроизведе­
ния.
Психолога интересуют механические и смысловые, ас­
социативные виды запоминания (разница в их успешнос­
ти), вербальные и невербальные, различия между возмож­
ностями самостоятельного воспроизведения либо опознания.
Желательно также выявление объема памяти и возможнос­
тей длительного удержания информации.

4. В некоторых случаях желательно изучение процесса вос­
приятия
(если возникает подозрение в нарушении этого
процесса): зрительного, фонематического; восприятия рит­
мических последовательностей и т. д.

5. Определение уровня интеллекта иногда превращается
в самостоятельную задачу при таких состояниях, как оли­
гофрения или задержка психического развития. Здесь важно
выявить уровень развития вербального и невербального ин­
теллекта, формирования школьных умений и навыков, жи­
тейской ориентированности, возможностей развития интел­
лекта в процессе обучения.

6. Исследование процесса мышления, которое, в отличие
от определения уровня интеллекта, направлено на поиск
специфических феноменов мышления, характерных для на­
рушений психического развития. Это такие явления, как
конкретность, инертность либо искажения мышления. Изу­
чение процесса мышления должно проводиться во всех слу­
чаях, когда есть подозрение на нарушение психического

24

развития и независимо от установленного уровня развития интеллекта.

7. Исследование особенностей речи в качестве одной из
задач патопсихологического обследования. Психолога ин­
тересуют развитие и сохранность смысловой, содержатель­
ной структуры речи, наличие нарушений в виде фонети­
ческих дефектов, заикания, недостаточности функций чте­
ния и письма. Более подробное изучение особенностей
речевого развития ребенка относится к компетенции лого­
педа.

8. Изучение эмоций. Это играет большую роль в выявле­
нии причин поведения ребенка, позволяет определить его
отношение к миру. Желательно узнать такие особенности
эмоций: преобладающий эмоциональный фон, наличие рез­
ких колебаний эмоций, феномены страхов, тревожности во­
обще и школьной в особенности, существование внутри-
личностных конфликтов и механизмов компенсации, реак­
ции в состоянии фрустрации. В некоторых ситуациях может
быть желательным выяснение экстраверсии, нейротизма,
особенностей темперамента и т. д.

На основании полученных данных психолог может прийти к выводам:

0 имеются у данного ребенка нарушения психической
деятельности либо его проблемы связаны только с
недостатками микросоциальной ситуации развития;

1 если имеются, то какой тип нарушений преобладает в
данном случае, какие механизмы привели к его фор­
мированию (структура первичного и вторичного де­
фекта, явление ретардации, асинхронии и т. д.);

2 нуждаются ли выявленные в качестве психологичес­
кого диагноза феномены во вмешательстве либо нет
(есть социальная дезадаптация, формируется вторич­
ный дефект, состояние ухудшения и т. д.);

3 кем и на каком уровне может быть проведена коррек­
ция нарушений развития ребенка (достаточно изме­
нения воспитательного подхода; желательно измене­
ние места и формы обучения; необходима консульта­
ция со специалистами иного профиля: врачом,
логопедом; необходимы и возможны психокоррекци-
онные и психотренинговые мероприятия).

25

При патопсихологическом обследовании подростков име­ются некоторые особенности. Помимо обычного обследова­ния, у подростков желательно определить наличие и тип акцентуации характера, уделить внимание мотивационной структуре личности, направленности, самооценке. Существу­ет ряд специфически подростковых проблем и психических состояний, нуждающихся в диагностике и коррекции. К этой группе относятся реакции адаптации, нарушения в форми­ровании влечений, личностные кризисы.

В представленной выше схеме обозначен круг вопросов, которые должен выяснить психолог при обследовании ре­бенка. Она построена по функциональному признаку, одна­ко напомним, что ее не следует принимать как некое обяза­тельное руководство к действию, которое надо выполнять по пунктам и в той же последовательности. На наш взгляд, обследование должно быть построено, прежде всего, исхо­дя из возрастных особенностей ребенка. Поэтому изложение конкретных методик в гл. 8 и 9 будет соответствовать не фун­кциональному, а возрастному принципу.

Отметим еще несколько условий, отражающих специ­фику патопсихологического обследования детей.

Большое значение имеет установление хорошего контакта с ребенком. Если при обследовании взрослого позиция пси­холога может быть нейтральной, то общение с ребенком требует от экспериментатора активности. Следует создать не просто доброжелательную атмосферу, но уметь заинтересо­вать ребенка (особенно маленького) заданиями, создать по­ложительно насыщенный эмоциональный тон, чтобы ре­бенку хотелось продолжить эксперимент. Поэтому с детьми дошкольного возраста патопсихологическое обследование проводится в виде игры. Для школьников более приемлема ситуация, отражающая учебный процесс, когда ребенок как бы демонстрирует взрослому свои знания, умения и спо­собности. Однако если психолог видит, что у младшего школьника еще не сформирована учебная мотивация (что уже само по себе дает основание предположить психичес­кое недоразвитие), обследование следует перевести в игро­вую форму.

Обследуя детей подросткового возраста, очень важно продумать стиль отношений с подростком во время бесе-

26

ды, как объяснить им цели обследования. Учитывая важ­ность этих вопросов, рассмотрим их более подробно в следу­ющих главах. Не менее детально мы остановимся на приме­нении метода наблюдения за поведением ребенка во время обследования, за его реакцией на успешность выполнения заданий.

Для правильной организации патопсихологического об­следования ребенка необходимо иметь отдельное помеще­ние, куда не будут входить во время эксперимента посто­ронние люди, куда не проникает шум, где не будет ярких отвлекающих предметов. Патопсихологическое обследование, естественно, проводится строго индивидуально. Если ребенку менее 6 лет, то допускается присутствие матери (или лица, ее заменяющего). Не следует проводить обследование, если ребенок переутомлен или, наоборот, перевозбужден, если он голоден или только что поел, если он испытывает недо­могание, боль или иные виды дискомфорта. При необходи­мости повторных обследований желательно назначить их на одно и то же время дня.

Патопсихологическое обследование детей проводится в форме обучающего эксперимента. Если у ребенка возника­ют трудности, ему надо оказывать помощь. Это можно сде­лать в виде общей стимуляции (подбадривание, похвала), организации деятельности, наводящих вопросов, прямой подсказки, показа или обучения на материале аналогично­го задания с последующим контролем за переносом спосо­ба действия. Во время анализа полученных результатов сле­дует учитывать, какой вид помощи и в какой мере был ока­зан ребенку и насколько она помогла ему справиться с заданием.

Специфика работы с детьми осложняет вопрос протоко­лирования хода эксперимента. Безусловно, фиксация вы­сказываний и эмоционально-двигательных проявлений ре­бенка необходима. Однако чисто технически осуществить это сложно. Ниже мы описываем некоторые приемы фиксации, однако все же большинство информации приходится запо­минать, а потом записывать сразу же после окончания экс­перимента. Это обусловлено тем, что общение психолога с ребенком должно быть живым, непринужденным и психо­логу не следует отвлекаться на длительные записи.

27










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 258.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...